Радость и боль

 

                Предисловие.

О том, что в Петрозаводске у мужа есть родня
Я знала давно, он мне рассказывал о своих сёстрах и брате,
и родителях ещё до свадьбы. Потом, его брат с женой и дочерью
приезжал в Белогорье (село в Воронежской области), где мы и
познакомились ближе.

Брат мужа Виктор был высокий, выше моего Анатолия,
но такой же весёлый и работящий, жена его Валерия была под стать мужу,
красивая и рослая. Их дочь Маргарита была старше моего сына на три года,
а дочь мою на четыре.

 Мы подружились. Они много рассказывали о своём
городе Петрозаводске, о Карелии, о природе, о том, как там чудесно.
И много лет потом я мечтала побывать у них,
но дом, хозяйство, работа, дети, которые требовали внимания, а муж пил
и все заботы лежали на мне, а потом и вовсе мы развелись, жизнь закрутила
и понесла водоворотом.

 Прошло довольно много лет. Выросли мои дети,
мужа не стало, он работал у одного хозяина, с товарищем,
строили тому дом, а ночевали в летней кухне.
Это было как раз в ночь на 1 мая 1999 года. У кого из них выпала сигарета,
теперь уже не важно. Она упала на коврик, тот задымился, загорелся и...


Их так и похоронили рядом. В тот же год осенью дочь уехала учиться в Израиль,
Через год она вышла замуж и к ней уехал мой сын со своей дочкой,
к тому времени, он был дважды женат и от первого брака у него была дочь,
которую в полтора года оставила мне его жена после развода, она болела
и понимала, что сама, не имея работы, она не поднимет девочку.


Внучка была всё время со мной и с моей дочкой, я водила её в садик,
а дочь иногда брала её на работу, когда садики не работали. Валерия,
так назвали девочку при рождении, росла весёлая и шустрая,
очень любила лазить по деревьям.

Заберётся бывало на шелковицу
и объедает сладкие ягодки, а я ищу её, она потом смеётся,
что бабушка не нашла её. Я называла её птичкой или курочкой, потому,
что родилась она в год Петуха или Курицы.Когда сын уехал к сестре
в Израиль, я осталась одна.

Пенсии нет, работы нет, детей нет,
хозяйство продала, одной мне ничего не надо было. Дочь уже была
беременна первым ребёнком и при разговорах по телефону стала звать
меня к себе, да и сын тоже, он работал, а за Валерией нужен был присмотр.
Итак, я собралась и тоже уехала в Израиль, благо, что национальность
позволяла мне остаться здесь и получить гражданство.

                Израиль

Я прилетела в Иерусалим, где жили тогда мои дети,
за три дня до родов дочери. Второго декабря она родила девочку.
По местным правилам здесь на родах может присутствовать хоть вся родня.


Я была на родах, муж моей дочери сидел на стуле и читал молитвы,
он сильно волновался, я тоже, но стояла в ногах у дочери и когда появилась
голова, я сразу подставила руки и Авива , так потом назвали
девочку, горластая и мокрая появилась в моих руках.

 Акушерка предложила мне, как бабушке, самой
перерезать пуповину, но это я не смогла сделать, во-первых, не зная иврита,
я её не поняла, а ещё слёзы душили меня.

    Жизнь неумолимо неслась вперёд.
Мы с сыном уехали жить в Ашкелон, внучка пошла там в школу,
а я устроилась работать по своей специальности маляром -штукатуром.


Два года я проработала на стройках, потом по состоянию здоровья
я не могла работать на тяжёлой работе и меня уволили, а в Ашкелоне
на то время, не зная иврита, мне трудно было найти работу
и я уехала в Натанию, где сразу же устроилась
в мебельный магазин на уборку, а заодно красила там стены и возле
магазина устроила цветник, убрала под окнами и насадила там цветов.


Больше трёх лет я работала там, но и там не задержалась. В Израиле
не умеют ценить хороших работников, правда потом меня звали назад,
но я уже не вернулась, я ушла работать няней для стариков.

Так до пенсии и доработала. На тот момент, у дочери было уже
три прекрасные девочки, а сын тоже женился и у него появилась ещё
одна дочь и с семьёй сын улетел в Канаду, где родился у него сын.
Итак у меня, к моменту выхода на пенсию, было пять внучек и один внук.

                Отдых на пенсии

Получив расчётные и отпускные, и премиальные, я решила
потратить их на поездки за границу, ведь за всю жизнь я нигде не была,
а из Израиля 16 лет никуда не выезжала.

Первая поездка была в Гомель,
там моя Родина, там были похоронены папа и бабушка с дедушкой, любимая
тётя и её дочь, моя любимая сестра Валя. Там жили мои двоюродные братья,
Миша и Саша, и их папа, родной брат моей мамы, дядя Вова.

Ещё там был мой сводный брат Борис. Пасынок моей любимой тёти.
Я много лет не была в Гомеле, а там были
мои одноклассники, моя дорогая подруга Зойка, с которой когда-то
из Гомеля мы уезжали на комсомольскую стройку.

 Как было не поехать
сразу туда, что бы со всеми увидеться, обнять всех и поклониться
дорогим могилам, положить на плиты камешки из Иерусалима.
Целый месяц я с удовольствием провела в Гомеле.

    Через месяц я улетела в Канаду. В тот время сын с женой и двумя
детьми жил возле Торонто, а внучка старшая, моя любимица Валерия,
жила в Эдмонтоне, это ещё 4,5 часа самолётом от Торонто.

У Валерии уже был парень, с которым они решили создать семью.
Перед моим приездом,
он сделал ей предложение и свадьба была назначена на то время,
когда я буду там.

 Я была у сына. На самолёте полетела в Берри, где с ним и его семьёй,
мы ездили на Ниагару, там был не только известный водопад, но и город
красивый и туристический. Потом мы ездили в горы, на озёра.
Побыв там неделю, я вернулась в Эдмонтон к внучке.

Свадьба была шикарная, я благословила молодых, едва сдерживая слёзы,
 потом все поехали в церковь на венчание и уже после в ресторан...
А после свадьбы моей внучки и я с молодыми ездила в
небольшое свадебное путешествие в горы и город Джаспер.


В общем Канада мне очень понравилась, много зелени, озёр,
гуси... там очень много гусей, красивые и величественные
они были почти везде! Красные клёны и кленовый сироп сладкий и вкусный,
который ценится больше мёда. А ещё простор, Канада - это огромная страна.

       Моя третья поездка была в Белгород, где, благодаря моей
подруге Алле, с которой нас познакомил интернет, я издала свою первую
книгу стихов. Там же в Белгороде я узнала, что стала ПРАБАБУШКОЙ.

Это событие было самым знаменательным для меня в тот год.
Белгород очень красивый город, поразивший меня количеством
церквей, храмов, там же не далеко меня возили на Курскую дугу.

Погостив в семье Аллы десять дней, за что им огромная благодарность,
я поехала в Воронежскую область автобусом, в то место, где жила
с мужем когда-то, где родился мой сын, в село Белогорье.

Там же в 18 километрах от села был рабочий посёлок Подгоренский,
где у меня тоже были друзья молодости,
подруга Любочка, с которой мы когда-то ходили
в редакцию газеты Вперёд, так она называлась тогда, в клуб поэтов.

И я, и она писали стихи и часто печатались в этой газете и поэтому
у нас было о чём говорить, куда ходить, мы искренне радовались встрече.

В Белогорье меня тепло встретила Нина, с которой много лет не виделись,
но были раньше дружны. Через день туда же приехала из Петрозаводска
моя племянница Маргарита с мужем, сыном, дочерью и уже
с внуком трёх лет, замечательным мальчишечкой Мишаней.

Большая семья вечером села за стол, все радовались встрече.
Вот тогда Рита с мужем и пригласили меня на следующий год приехать к ним
в Карелию, соблазнив грибами, ягодами и главное рыбалкой, ведь я рыбачка
с детских лет. Отец приучил к рыбалке, а в Израиле я рыбачу на море.
Тот месяц я провела в поездках, встречаясь с подругами
молодости, с роднёй, которую давно не видела.
 
       В этом году я решила свой юбилей отметить в Карелии.
Билеты купила загодя на те деньги, которые остались от тех,
что я получила при увольнении и уходе на пенсию.
 Лететь должна была
через Санкт Петербург, где тоже никогда не была, но благодаря
интернету, там у меня появилась подруга Леночка,
которая пригласила сначала остановиться у них и пожить две недели.
Я с большим удовольствием согласилась.
 Ленинград, а ныне
Санкт Петербург - это была моя ещё одна давняя мечта. И вот август,
оставив собаку на своего соседа и лучшего друга...

                Вспоминая о нём....

Надо сказать, что этого человека я любила всю свою жизнь.
Так уж получилось, что познакомились мы, когда мне было 16, а Володе 18
Моя первая любовь, мой первый поцелуй, мы встречались пока его не
забрали в армию. Он не взял с меня никаких обязательств,
напротив, сказал, что я могу и должна жить, как хочу.

Жизнь развела нас.
У меня была своя семья, а у него своя, но не один раз он предлагал мне
разойтись и сойтись вместе. Меня всегда останавливало то, что у него,
как и у меня, было двое детей. Прошло время, он с семьёй прилетел в
Израиль и получил гражданство на год позже меня.

 Здесь он нашёл меня
и поскольку наши дети уже имели свои семьи на тот момент,
я согласилась сойтись и жить с ним вместе. Я была не одна.
Перед тем, как приехать в Израиль, я фиктивно вышла замуж
и привезла этого человека сюда. Хотела сделать доброе дело,
поверив в порядочность, а здесь мне потом пришлось разводиться с ним
и хоть наш брак и был фиктивным, а развод вполне оказался реальным.

Нас разводили три года. За свою глупость я и поплатилась потом.
Володя развёлся сразу, мы стали жить вместе. Вместе снимали в Натании
квартиру ,в которой было три комнаты, но у него была своя комната,
а у меня своя и общий зал. Есть люди, которым плохо,
когда у других хорошо. Такие были и на нашем пути.

 Не мне их судить,
есть над всеми нами Высший судья, это Его дело! Но я любила Володю и
не могла, да и не хотела уходить от него. Я надеялась,
что он предложит мне оформить наши отношения, когда выйдем на пенсию.
Тогда бы мы имели возможность получить социальное жильё
две комнаты в хостеле, как пара.

 Мы прожили вместе
ни мало, ни много - 16 лет! Предложения так и не поступило.
О чём он думал, кто руководил им, мне никогда не узнать. У него
появилась возможность получить одну комнату в хостеле, а мне было
предложено снять квартиру поменьше для себя, что я и сделала.

Я не жаловалась на судьбу и не ныла, напротив смеялась, говорила,
что он мне надоел, что хочу жить одна, и только ночами моя подушка,
моя лучшая подруга, принимала все мои слёзы. Он, к слову сказать,
приходил ко мне, помог переехать, повесил полочки, делал всю мужскую работу
по дому. Ему моя двухкомнатная квартирка понравилась.

 Два месяца я прожила
одна и вот, оставив собаку на Володю, днём в час дня 16 августа
я улетела в Питер, что бы на завтра с друзьями отметить мои 65 лет.

                Как обухом по голове

Говорят, что душа чувствует... Моя душа ничего не почувствовала.
С самого утра моё сердце стучало так, словно хотело выскочить из груди,
но я решила, что это обычное волнение, как бывало не раз перед дорогой.
Полёт длился чуть больше четырёх часов, всё было хорошо.

В Питере меня встретили Лена и её муж Шакро, сразу вызвали такси
и мы поехали к ним домой. Вечер мягко опустился на дома и улицы,
ярко горели фонари и рекламы на витринах магазинов. Из окна машины
я с интересом рассматривала город, о котором столько слышала и читала.

Они живут в самом центре недалеко от  Аничкова моста с великолепными
статуями коней. Радость от встречи и восторг - вот, что тогда чувствовала.
Мы поднялись к ним домой на четвёртый этаж без лифта, уже было 9 вечера.

Сразу же я подключилась на их Вай Фай и буквально через 15 минут
на Ватцап мне раздался звонок. Звонила дочь Володи.

 Надо сказать,
что с его детьми у меня сразу же сложились прекрасные отношения,
они были грамотными, хорошо воспитанными молодыми людьми, я с удовольствием
ездила с Володей к ним в гости, нянчилась с их детками, которых принимала
так же, как своих внуков.

 Поэтому звонок его дочери меня не насторожил,
она и раньше иногда звонила мне, что бы просто поговорить о том, о сём.
Я с улыбкой нажала на кнопку ответить и тут услышала: " Лена,
простите меня, я с плохой новостью." Ещё ничего не понимая и не зная,
что предположить, я спросила, что случилось.

" Папа утонул." - последовал ответ. " Что??? Как??? " - мысли, как осы
закружились в голове. " Он был на рыбалке...умер...вы вернётесь?...."
Я сползла по стене, слышала только обрывки фраз. Шок был такой,
Что если бы не Лена и её муж, я не знаю, что было бы со мной.
Перед глазами всё плыло, дышать было нечем, мне стало плохо.

Вернуться просто физически я не могла. Первые несколько дней у них
я почти не помню, только по фотографиям я потом восстанавливала
события. Мы с утра уходили и приходили в 10 - 11 вечера.

Приученная с детства не показывать слёзы на людях, я не плакала,
молчала, слушала, что мне говорили, отвечала что-то,
но по сути находилась в прострации, иногда просто уходила в себя.

На его похоронах меня небыло, кое-кто осуждал меня, ругал,
но моей боли никто из осуждающих понять не сможет и как говорят:
Не суди и судим не будешь!

С помощью моих друзей я стала приходить в себя,
красота Питера не могла остаться незамеченной и хоть по ночам я плакала
в подушку, но днём старалась забыться, отвлечься. Ровно 10 дней я гостила
у Лены и Шакро. Благодаря им я смогла перенести это страшное для меня
известие, а так же много увидела и много узнала.

                Карелия

Когда говорят Карелия, то сразу вспоминается песня:
" Долго будет Карелия сниться...."
Мне, в этом году побывавшей там, эта песня теперь понятна и близка.

Я сама смотрела в голубые глаза бесчисленных озёр и
любовалась берёзами и елями, кормила комаров, собирала грибы
и ягоды в лесу, убегала от медведя и была на рыбалке.

Итак....26 числа за мной заехали мои племянники Рита и Герман.
Геру я видела только на фотографии маленького и потому, глядя на
высоко, красивого парня, отметила, что он очень похож на моего мужа,
на своего дядю. Рита была с мужем и сыном Сашей.

На их машине мы все поехали в Петрозаводск.
По дороге мы несколько раз останавливались, что бы отдохнуть,
перекусить, сходить в лесок, я первым делом начинала искать грибы и
на одной из остановок я нашла лисички, не много, всего две жменьки,
но удовольствие было неописуемое.

 Уже к вечеру мы добрались до Петрозаводска.
Сначала мы заехали домой, где жил Герман и Валерия, мама племянников.
Годы сильно изменили Валерию, красота её немного потускнела, но не пропала.
Она тоже потеряла своего мужа, Виктор сгорел в огне, их квартиру
и ещё несколько квартир в этом доме подожгли какие-то подонки,
их так и не нашли, а несколько человек погибло, Виктор в том числе.

Мы были рады встрече, нам было, что вспомнить, о чём поговорить.
Потом, перекусив, и отдохнув мы поехали домой к Рите и её мужу.
Мне выделили комнату вместе с Сашей, сыном Риты и Володи.

Он уступил
мне свой диван, а сам спал в спальном мешке на полу, хороший парень
растёт! У них, как оказалось, был ещё огромный пёс неопознанной породы,
там намешано много чего, чёрный, лохматый и злой.

Сначала бросился на меня,
но я заскочила в Сашину комнату и потом достала из чемодана косточки
из сухожилий, предусмотрительно взятых мною из дома. За косточки собака,
Джоник, как они его называли, принял меня и даже разрешил гладить себя.

      Две недели предстояло быть мне в Карелии. Наутро я увидела из окна
рябину и рядом берёзу и сразу вспомнила своё детство и песню,
которую пели в хоре: То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой.....

На берёзе было несколько веточек с жёлтыми листиками и впечатление такое,
словно жёлтые ленточки свисали, это осень вплела в косы деревца ленты.
Балкон и окно кухни выходили во двор, когда я увидела,как всё выглядит,
а именно асфальт возле дома и детская площадка, у меня было такое чувство,
словно я попала в 1968-70 годы.

 Дорога возле дома, была разбита до такой
степени, что ямы, наполненные водой, после дождя, как маленькие озёра,
манили детвору залезть в них! Машины, которые въезжали во двор
или выезжали из него, раскачивались и подпрыгивали.

 Дома были старые
и давно без ремонта, в квартирах тоже у кого-то был ремонт,
если позволял достаток, а у кого-то нет. Но зато много росло молодых
рябинок и берёзок, и кругом цветы, буквально под каждым подъездом цветник.
Что напоминало мне наш дом в Гомеле, и в Белгороде было так же,
Люди сами сажали и ухаживали за цветами. Я стояла на балконе и улыбалась.

Во дворе между домами была детская площадка с качелями и горкой для малышей.
детей было много и что я заметила, так это то, что в руках у них
нет телефонов. Старшие либо бегали, либо качались на качелях,
младшие копались в песке или лазили по горке. Тут у кого-то зазвонил
телефон, одна из девочек подошла, достала его, с кем-то поговорила и
убрала, пошла снова на качелю к подругам. Осень только начиналась у них.

       Утром позавтракав, Рита стала собираться на работу, а я с её мужем
решили прогуляться по их району. Когда мы вышли на дорогу за дом,
я сразу увидела озеро, которое казалось совсем близко.

Вдоль дороги росли красивые стройные берёзы. Я захотела пройти к озеру.
" Это Онежское озеро" - сказал Вова - " До него надо в обход,
мимо бывшего завода, видишь трубы - это раньше был действующий
завод "Авангард".

В советское время был военный судостроительный,
там строили минные тральщики и люди работали, получали зарплату, жили,
а потом его закрыли, всё, что можно было растащили. Мы пойдём вдоль
него по бывшей железной дороге, а потом свернём в лес и вдоль забора до
самого озера."

 Мы пошли по дороге, на которой лежали шпалы разбитые,
полусгнившие, а рельсов там небыло. Потом свернули налево и вдоль забора,
если его можно было так назвать, он большей частью просто лежал на земле,
мы шли к озеру. Тропинка вела через лес.

 Я сразу обратила внимание,
что там много сыроежек розовых и поддубников, а Вова сказал, что
они такие грибы не собирают. Кустики черники и брусники стояли уже без ягод,
На одном пне я увидела несколько серых опят, и эти ,как оказалось,
они не собирали. Мне всё это было странно. Потом я увидела большую
темно-синюю ягоду на кустике.

 Вова был рядом, увидев, что я
собираюсь сорвать её, он сказал: " Не трогай, это ядовитая ягода
называется Вороний глаз." Вскоре мы вышли к Онежскому озеру.
Песка небыло, только камни и валуны. Мы походили вдоль озера и пошли обратно.

      Каждый день мы куда-то ехали, хорошо, что у Вовы была своя машина.
Пока он был в отпуске, каждый день меня куда-то вывозили. Мне всё
было интересно. И город, центр хоть и старые дома, но там чисто и
асфальт меняли кругом, и пригород Петрозаводска, где уже были новые районы и
современные постройки, и шикарная набережная.

На выходных мы поехали в
горный парк " Рускеала" Любовались мраморным каньоном и озером внутри
каньона, там была и пещера, но туда мы не попали, зато лазили по Белой
горе, строили пирамидки из камней, после поехали на водопады,
красивое место, где снимался фильм "А зори здесь тихие" По дороге домой
остановились на обочине и тут же в лесочке нашли бруснику, чернику,
за сорок минут собрали целую корзину грибов подосиновиков и подберёзовиков.

       Вообще мои дни в Карелии были насыщены событиями и новизной.
Мы посетили заповедник Кивач, где собрана дендроколлекция растительности
Карелии, там же есть музей природы, здесь за стеклом стоят различные
звери и птицы, а самый крупный стоит красавец лось.

Там я узнала,
что берёзы мои любимые не один вид, а их несколько, А настоящая карельская
берёза, с ценной древесиной, она кривая, ствол искривленный, а ещё
есть берёза, ствол которой весь покрыт мхом. В одном месте я увидела могилу,
обелиск со звездой, это погибшим солдатам в Отечественную войну,
За могилой ухаживают, венки и цветы свежие. Хороший заповедник.

     Дважды мы ездили на дачу к племяннице, мылись в настоящей бане с парилкой,
вениками дубовыми, правда озера там нет рядом, но это не мешало
нам наслаждаться и отдыхать. Дачный посёлок находится в лесу и там
так красиво, грибы сразу за домиком можно собирать.

Однако меня
напугали медведями, которые могут выйти, были случаи, что люди видели их.
Муж Риты тоже видел медведицу на расстоянии... в общем я боялась
уходить далеко от дороги. И всё-таки наша встреча почти состоялась!
Причём это было в лесочке возле Онежского озера.

 Мы с Вовой ходили
там у озера и назад пошли через лес, он быстро ходит и я отстала.
Шла не спеша, напевая и вдруг, услышала негромкое рычание, так рычат
медведи молодые, я в зоопарке слышала не раз. Решив, что это мне
показалось, продолжила не спеша, прогулочным шагом идти.

 Неспеша, напевая и рассматривая цветочки я продолжала идти и
уже ближе я услышала тот же звук и остановилась, чувство было такое,
что сзади на меня смотрят.

Обернуться я боялась, замерла и прислушалась,
сопение подстегнуло мой страх, медленно шаг за шагом, но постепенно
ускоряя, я стала продвигаться вперёд. А потом, как рванула....

Если медведь видел, как я убегала, то точно подумал: "Ненормальная!,
сейчас осень, я не голодный, чего бегать?" Но бежала я быстро.
Страх гнал меня. Мне говорили, что при встрече с медведем надо лечь
лицом вниз и не шевелиться, но я не хотела этой встречи и потому бежала.

Когда догнала Вову немного успокоилась, сказала ему, что сзади ходит
медведь. Но он только усмехнулся: "Это деревья скрипят."
Всю дорогу домой я ещё оглядывалась.

А через два дня ему позвонил
какой-то товарищ и сказал, что в том месте, где мы были, действительно
ходил медведь. "Надо было его сфотографировать!" - сказала Рита -
"Вот была бы память какая!" "Кому? Медведю память?"- и все засмеялись.

       За несколько дней до отъезда меня пригласили на рыбалку.
Мы поехали на машине на озеро Сандал. Поскольку плавать я не умею,
а ловить надо с лодки, то мне дали жилет. Как и положено перед рыбалкой,
мы выпили по пять капель водки, это согрело.
 Было ещё раннее утро и воздух был прохладным. Сначала я боялась, но
старательно скрывала свой страх, у меня фобия на воду, я задыхаюсь,
если вода выше чем по пояс, но смело села в лодку и расположилась на
корме. Даже расстегнула верхнюю застёжку на жилете, что бы не мешала.

Первый заброс результата не дал, и второй тоже, лишь с четвёртого
я подцепила и вытащила щучку. Не очень большую, до килограмма где-то,
Но начало было положено, потом они дружно бросались на мою наживку
и я одну за другой вытаскивала щучек. Радости моей не было предела!

       Последние дни я посвятила походам по городу. Вова тоже вышел на
работу и я гуляла сама, ходила, смотрела, покупала сувениры для
родных и друзей. Мысленно сравнивала природу Карелии и Канады,
сходство было очевидное. Природа очень похожа.

В одном из магазинов
купила себе футболку, на которой было написано: "Мне удалось
побывать в Карелии. Там было холодно и дождливо. Меня всё время
пытались съесть комары и медведи. Я питалась только ягодами,
грибами и рыбой и на память мне осталась только эта дурацкая
футболка." и ниже приписано было: " Но я всёравно вернусь в Карелию!"
Я очень надеюсь, что у меня это тоже получится!


Рецензии
Мне казалось, что я сижу не за экраном компьютера, а рядом с Вами и слышу Ваш голос. Какая нелегкая жизнь!Но вы идете по ней достойно, не сдаваясь, излучая любовь и тепло, которое я всегда чувствую в Ваших стихах и текстах.

Влада Дятлова   18.04.2020 17:24     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Влада. Когда-то мой папа, если я падала, никогда не жалел и маме не позволял, если меня били, а били меня частенько другие дети, поскольку я была слабее, папа не защищал, а мог всыпать ещё, дабы я не жаловалась, а училась давать сдачи. Так и выросла с тем, что слабых надо жалеть, руку помощи даже врагу подать, если потребуется и по жизни - упал - поднялся! Так и живу с Богом в душе! Я все мои рассказики отредактировала, кроме этого ещё, я пробелы везде поставила! :-)) Здоровья Вам и вдохновения. С теплом.

Елена Буданцева-Ившина   18.04.2020 19:29   Заявить о нарушении