de omnibus dubitandum 114. 10
Глава 114.10. ЛАГОДЕХИ…
В начале ХХ века Лагодехи, куда совсем недавно был переведен 6-й пластунский батальон Кубанского Казачьего Войска, представлял собой редкий для Закавказья тип населённого пункта.
Не село и не город, нечто необычное для края, новое и странное, местность, где живут-служат военные, и их больше, чем гражданских, и живут они в казармах, а в двухэтажном высоком каменном здании разместилось офицерское собрание.
Начальник их, командир батальона, занимает отдельный, похожий на дворец дом, бывший ранее резиденцией командира Лорийского полка. Здесь же неподалеку полковая церковь с колокольнею до небес (см. фото), тенистый парк, казармы, склады и конюшни.
В урочище обосновался Кубанский пластунский батальон, в нем под семьсот человек, и весь облик Лагодехи, его уклад, труды и досуг, общественная жизнь определяется этим.
Гражданских домов немного, это скромные мазанки и избы, бедными родственниками прижались они к военным постройкам. Путешественнику, прибывшему в Лагодехи, с ходу и не понять, как же называть это чудное поселение, вот и называют, борясь с сомнениями, по-разному: кто урочищем, кто штаб-квартирой, кто слободкой, кто поселением, кто селом.
Одни военные уверенно отвечают, что Лагодехи штаб-квартира, и до самого 18-го, до переворота, будут писать на своих картах: «шт.-кв. Лагодехи».
Поселенцев в Лагодехи тоже немного, с семьями душ 200-250, отставники из нижних чинов, служившие в Лагодехи, и их потомки. Живут они в слободке, недалеко от казарм, поближе к своей юности и к стенам ставшими родными...
Лицо у слободки славянское, население её, докладывал на заседании Императорского отделения Кавказского сельского общества, чиаурский князь Дм. Э. Челокаев*, «вмещает в себя исключительно русский элемент...».
*) ЧЕЛОКАЕВ Дмитрий Заалович (Эрастович) (Чолокашвили) (?-?) — Князь, представитель грузинской фамилии Чолокашвили, известной в грузинской истории именами святого Бидзины и национального героя Грузии Какуцы.
Русское окончание фамилии «-ев» есть отражение явления, имевшего тогда широкое распространение. Князь Дм. Челокаев имел имение в селе Чиаури, стоявшем, как он сам писал, «в 10-12 верстах от Лагодехи», неподалеку от русского села Ивановка. Был глубокой и интересной личностью, образованнейшим для своего времени человеком, прекрасно владел русским языком, частый автор «Кавказского сельского хозяйства». Написал на смерть Млокосевича некролог, опубликованный в газете «Закавказье». Фрагмент: «Всегда обаятельно - интересный собеседник, всегда восторженно - юный взгляд на вещи маститого старца привлекал к нему немало и иностранных туристов по Кавказу, постоянно затем обращавшихся к нему за справками и сведениями по разным областям естествознания». Из этих слов становится очевидным, что князь состоял с Млокосевичем в дружеских отношениях.
Об этом же свидетельствует и присутствие князя на похоронах Млокосевича: Челокаев - стройный, подтянутый, моложавый мужчина в строгой черной тройке, котелок, галстук, трость.
После установления советской власти в Грузии имущество Челокаева перешло в новые руки, дом князя отдали под школу.
Он стоял недалеко от шоссе Лагодехи - Тифис (Тбилиси), лагодехцы долго называли его челокаевским.
«В Ивановке в конце 50-х гг. ХХ века была маслобойка, которая работала от локомобиля (паровой машины). Механиком на ней работал бывший хозяин – местный князь. Он отдал Советам ее и собственный дом, под школу».
Князь очень любил Лагодехи, называл его «красивейшей и плодороднейшей местностью Закавказья» и «уголочком на солнце». Поэтому, наверное, и предпочел эмигрантской жизни в свободной belle France жизнь подневольного механика в коммунистическом селе Ивановка.
Зато с видом на Лагодехи и на родной дом, чего Франция, при всех ее достоинствах, дать князю никак не могла.
Ему вторит словарь Брокгауза и Эфрона, уточняя, что в Лагодехи встречаются частями грузины и армяне. В штаб-квартиро-слободке жизнь цивилизованная, как в каких-то европах, есть телеграф, почта, аптека, доктор, священник, интеллигенция, библиотека, музыка и обширный чудесный парк. Чисто. По ночам улицы, где заведует полковое начальство, освещены.
Публика отдыхает в полковом саду, слушает духовой оркестр. Общественная жизнь поддерживается в основном военным собранием общества офицеров раньше полка, теперь батальона. Время от времени в военном собрании даёт концерты классической музыки струнный оркестр.
Состоятельные жители устраивают пикники с шампанским, французским сыром и другими деликатесами, поступающими в Лагодехи из Тифлиса и Санкт-Петербурга, на Монастырской горе, возле развалин древнего монастыря. Дети поселян обучаются в обычной школе, для офицерских детей открыто частное учебное заведение 3 разряда, к началу 20 века в нём обучалось 12 учеников.
В эти же годы, сообщает «Вся Россия», в Лагодехи один галантерейный магазин, принадлежщий Отарову Семёну Артёмовичу, и шесть мануфактурных, владельцами коих состоят Гадерзов Иван Андреевич, Зурабов Артем Иванович, Матинов Степан Егорович, Лекриянц Минас Лекров, Нарянинц Степан и Оганезов Карапет.
Продовольственным магазинам, как мобилизационному резерву положен смотритель, им поставлен капитан Николай Яковлевич Буздижан.
Развернулся с торговлей Арутинов Иван Артемьевич, торгует бакалеными, галантерейными, железными, скобяными и кожевенными товарами, сортовым железом, фарфоровой и хрустальной посудой, а также листовым табаком с собственной плантации.
Русские поселенцы увлечены садоводством, в окрестностях разбили фруктовые сады Никитин, Клименко, Барсуков, Моряхин, Млокосевич. Слава о лагодехских грушах и яблоках перешагнула границы поселения, плоды из Лагодехи получают награды на российских и международных выставках.
Самые большие плантации у человека новой формации - Энциаджианца, под один только табак у него под 50 десятин (более 50 га), большой фруктовый сад. Хозяйство, называемое на немецкий манер – экономия, передовое, а чтобы было еще лучше и прибыльнее, пригласил хозяин к себе заграничных специалистов Клауса и Вебера.
Господа из-за границы, обжившись немного, высказались в печати высокомерно о грузинах и лезгинах, за что получили жёсткую отповедь у местной достопримечательности поляка Млокосевича: «Если вы явились в здешнюю страну и, как видно, она вам понравилась, называя её богатой и чудесной, и в то же время, укоряя жителей, говорите про них, что надо отдать им справедливость, что природа далеко их не обидела, - ну и тем лучше; так будьте в этой прекрасной и новой для вас стране bienvenue (доброжелательны – Л.С.), в истинном значении этого красивого французского выражения. Вспомните, что и Париж, и Лондон, и прочие самые цивилизованные пункты Европы тоже не свободны от лени, воровства и разбоев, иногда доходящих до размеров, о которых здешние и понятия не имеют».
Млокосевич давно знаменитость, к нему приезжают учёные и просто путешественники, чтобы увидеть своими глазами образованного польского дворянина, предпочевшего медвежий угол Кавказа салонам кокетливой Польши.
Название Лагодехи часто звучит в кавказских газетах и журналах, о новостях лагодехской жизни, о наболевших вопросах, об урожаях и погоде пишут лагодехцы Млокосевич, Челокаев, Степаниянц, Африкиан, Дандуров, Таратынов, Первач…
На следующее утро 1 февраля прибыли по железной дороге из Войска молодые казаки на укомплектование 6-го Кубанского пластунского батальона.
Встреча их была обставлена торжественно. В день прибытия, для встречи, вышли все чины батальона с командиром во главе. Старослужащие казаки были выстроены шпалерами по обе стороны дороги, начиная от ворот до Лагерной тропы, имея на фланге хор батальонной музыки.
Когда стал приближаться эшелон молодых казаков, музыка заиграла батальонный марш, а станичники, уходящие на льготу встретили их громким «ура». За воротами встретил эшелон командир батальона, со всеми наличными офицерами, и поздравил казаков с благополучным прибытием в свой родной батальон; после чего старослужащим казакам было разрешено подойти к ним.
Мгновенно старослужащие и молодые казаки смешались, каждый стал разыскивать своего станичника, здоровался, целовался и отбирал от молодого станичника бурку, башлык и сумку с провизией и, облегчив его, приступал только тогда к расспросу о своих родных и знакомых, живущих на родной Кубани.
Через 15 минут эшелон молодых казаков двинулся в укрепление, уже облегченный своими станичниками; шли весело, бодро и молодцевато, с хором батальонной музыки и всеми встречавшими господами офицерами впереди.
На церковной площади был отслужен благодарственный молебен «О благополучном прибытии». По окончании молебна, молодых казаков развели по сотням, где уже ждал их горячий обед.
Господа офицеры пригласили своего товарища, начальника эшелона, в офицерское собрание на закуску. На другой день эшелон был разбит по сотням.
Свидетельство о публикации №219103001821