О Чемберлене, курице и пятой Кате

Рассказ № 18 из цикла "Кусочки жизни".

                «Наш ответ Чемберлену» — лозунг, появившийся в связи
                с нотой британского правительства советскому от 23
                февраля 1927 года за подписью британского министра
                иностранных дел Джозефа Остина Чемберлена и
                последовавшей в ответ советской пропагандистской
                кампанией.


Мой ответ моему Чемберлену или  «Раз, два, три, четыре, пять  –  Кате будем отвечать!» А на что отвечать? А на сообщения на «Прозе.ру» в «Кабинете автора».  А с чего начнем? Не-е-ет, не с буквы «А». С кружавчиков! С необыкновенных!

Металлические кружева! Красивые, нежные и… металлические.  Такие кружева я  впервые увидела на выставке в галерее в нашем маленьком городке, когда состоялось открытие выставки московского скульптура Олега Закоморного. В памяти отложилось сочетание слов «бронзовые кружева». Может быть, и из бронзы. Главное, они воздушные. «Романтика в металле». Нет, не «скованная одной цепью», а с любовью выращенная из металла романтика. Скульптур приехал вместе с женой. «Она – моя муза. Поверьте, быть музой  –  непростое дело». Муза-жена улыбается и кивает в знак согласия. И очень заметно, что все работы, посвященные ей, пронизаны нежностью. Надо отметить, что и графика, и скульптура, и картины несут позитивную энергию. Может, такие произведения отобрали и привезли к нам на выставку? Может , есть и другие? Вот, кто-то из задних рядов задает вопрос  в унисон моим мыслям: «Скажите, а что служит отправной точкой, толчком для написания ваших работ или вдохновляет на ту или иную скульптуру?» И художник говорит, что ему всегда хочется запечатлеть хорошие мгновенья жизни. Иногда по горячим следам, иногда проходит время между прекрасным мгновением и воплощением в жизнь. И тогда в разговор вступаю я: «Но ведь жизнь не состоит только из прекрасных моментов. Есть же печаль, грусть, обиды и события их вызвавшие. Есть ли у вас работы, написанные  под влиянием таких чувств?» Не задумываясь ни одной минуты, скульптур сказал, слегка улыбнувшись: «Нет! Я таких работ не делаю. Зачем? Скажите зачем запоминать такие моменты?  Тем более запечатлевать их в карандаше, камне, металле. Вот скульптура, стоящая перед вами, изготавливалась несколько месяцев. Она продиктована красотой гор. Я, работая над ней, столько времени жил воспоминанием о той красоте, которая встретилась мне на жизненном пути. И, что, вместо этого я несколько месяцев должен был бы лелеять печаль, вспоминать обиду? Нет! У меня нет работ сделанных под влиянием негативных моментов». Я порадовалась за него, за его творчество, за себя, потому что пришла на встречу с этим художником, поблагодарила организаторов за выставку. После окончания встречи я еще раз внимательно посмотрела на его работы в новом свете. Ну, может быть, так допустимо написать? В новом свете. В нём, в нём! Смотрела и получала заряд положительной энергии.

А в памяти всплыла совсем другая выставка и абсолютно противоположная позиция художника. Это было в Москве в галерее, в переулке за ГУМом. Уже не помню название переулка или галереи. Конечно, можно посмотреть в интернете. Но зачем? Это была замечательная выставка кукол. Я к куклам отношусь благоговейно: я их обожаю,  и в то же время боюсь. Особенно, опечаленных, с глазами раненого животного, которое понимает, что спасения нет. Однажды, в телепередаче «Орёл и решка» показали остров, куда люди привозят ненужных им кукол. И они повсеместно захватили остров: деревья, кусты, поляны. Сотни глаз отовсюду смотрят на тебя. Жуть! Я бы на этом острове и пяти минут бы не выдержала!
Но на этой выставке было много забавных, веселых кукол, были красавицы. И что  меня радовало, что у многих были просто глуповатые наивные кукольные лица, много улыбающихся кукольных лиц. Мало было кукол сердитых и обиженных. День, когда я посетила выставку, был солнечный. Лучики проникали в помещение, пронизывали его золотыми стрелами и делали его похожим на тетрадку «в линейку», а на линейках, как ноты, размещались молчаливые куклы. Интересно, а что куклы делают по ночам? Разговаривают? А вдруг и, правда, куклы по ночам шепчутся?! Может они, на всякий случай, делают днем для посетителей выставки глуповатые лица, чтобы никто не узнал их тайну? Когда глаза кукол меня не отвлекают, то для меня это бонус, позволяющий внимательно рассмотреть работу мастера и искренне повосхищаться мастерством кукольников.

         Запомнились большие деревянные куклы-яйца. Около них стояли две женщины, нестандартно наряженные, так умеют одеваться творческие личности, и вели неспешный разговор, к которому я прислушалась. Очень уж были необыкновенными куклы. Вряд ли у меня получиться рассказать здесь про характер каждой куклы, а они все были с характером. У каждой свой, не перепутаешь. Но передам характерные детали. Это были деревянные куклы с туловищем в виде яйца высотой сантиметров 30-40. У них были палочки-ручки сантиметров по12 и палочки- ножки, чуть длиннее. Скажем, по 15 см. Ступни были или босые, или в обуви. Стояли куклы на ножках устойчиво и уверенно.  Это то, что их объединяло. А вот одежда и обувь, предметы, которые они держали…. У каждой куклы был свой набор. Это были куклы-труженики: врачи разной специализации, можно было узнать строителя, пожарника, продавщицу. Ну и так далее. Да, забыла сказать о главном: лица у них были, как у людей на портретах или цветных фотографиях. Тщательно выписанные и узнаваемые,  реалистичные. Прически, ресницы или усы. Вот если бы у человека был прыщ на носу, то он бы был и у куклы, как натуральный!  Я подслушала разговор двух дам, которые вертели в руках куклу-врача. Причем, я считала, что нельзя экспонаты хватать руками, но им почему-то замечание не делали. «Вот с этой куклы все и началось. Сначала он сделал её «в сердцах», когда пришел весь измотанной от врача, к которому просидел в очереди два часа, и тот ему ничем не помог, а в качестве назначения получил порцию хамства.  Дело было перед пасхой, в  мастерской была заготовка яйца для разрисовки.  «Пойду, сброшу дурную энергию, а то сердце от их лечения остановится!» Были к яйцу приделаны ручки и ножки, и нарисован врач-обидчик. Затем еще нашелся повод сбросить негативчик. Вот так и получилась такая коллекция. А лица  «героев» выписывает подлинные. Говорит, что если вдруг этот сантехник придет на выставку, так пусть он или его родня, друзья узнают участника истории. И истории можно видеть на табличках рядом с куклой. Старается, чтобы и даты совпадали!»  –  «Послушай, но ведь он у тебя известный художник, скульптор и вдруг – такие куклы!» – «Говорит, что его куклы, что брошь на платье у дамочек. Ерунда, но улучшает настроение!»  – «Слушай, Жанна, а  ведь куклы великолепны, как и все, что он делает!» – «И стресс снимает, и как кукольнику от заказов нет отбоя!» Они ушли.

        А я еще долго стояла и смотрела на яйцеголовые щедевры. И идея снимать стресс творчеством мне оказалась близка. Бац! Запер дурную энергию в «яйце», и живешь себе дальше ладненьким да веселеньким. Только нет у меня столько таланта, да и заготовок нет. Я потом вернулась из отпуска домой, включилась в работу, и время оставалось только на то, чтобы копить отрицательную энергию. Закрутилась так, что не до сбрасывания. Но… «Всё движется и ничто не остается на месте». Причем, не только так было у древних греков, но и у нас на работе. Времена пришли сократительные. И меня сократили, да так что я долго чувствовала ту часть тела, с которой начали сокращение: я про «пинок под зад», хотя не хочется вспоминать об этом, так как человека, владеющего искусством искусно пинать уже нет в живых! Но зато я стала просыпаться с улыбкой. Открываю глаза и думаю: «Почему так хорошо? А-а-а! Воскресенье!» Потом проходит секунда-другая, и до меня доходит, что я на пенсии. И это хорошо. Несмотря на то, что дальше пою песенку: «Хорошая я, хороша, да плохо одета. Из-за малой пенсии еще и не наета».  Конечно, грех обижаться на жизнь: баня нас уважает – скидки дает, бассейн – тот тоже балует. Правда, как сардинки в банке плаваем, но дешево. Можно и еще было написать про наше пенсионерское «изобилие», но я же не об этом взялась писать.
 «О  пятой Кате, курице и Чемберлене» – вот же тема рассказа. А меня опять занесло, опять получу по загривку (а он есть!), что «всё блекло… и неинтересно для читателя», как пишет Катя Иванова 5. Наверное, литературное творчество оно для избранных. Но на литературном портале « Проза.ру»  не было таблички «Посторонним вход воспрещен!», и я вошла. И стала там размещать свои путевые заметки и рассказы. «Но и не гонят – это плюс», как поет пес-мушкетер в мультфильме. Но Катя Иванова 5 рассказала мне, что так портал использовать неправильно: « не хочется писать неприятное для Вас… Вы не затрагиваете читателя…Всё блекло и неинтересно…Хотите писать – заинтересуйте читателя!» Мне, правда, не совсем понятно, как это связано: «писать - заинтересовать». По-моему, тут связь проще. Хотите писать - пишите. Хотите, чтобы у Вас были читатели – заинтересуйте их. Это вот четко. Это мне понятно. А вот у Кати…. Придется объясниться. Вкратце расскажу о заметках своих, и вам станет ясно почему я литературный портал « Проза.ру» использую как писатель, а не как читатель. Но… к теме. К теме!  Точнее, ближе к Кате. Я же пишу «Мой ответ моему Чемберлену». Сознательно ворую текст у автора, хотя мне было рекомендовано «не воровать текст у авторов». Но я думала, что если в кавычках и с указанием автора, то это цитата. Неправильно думаю? Как с этим самым ответом Чемберлену?

       Модификаций этой фразы много, но от этого смысл исторического события не становиться менее понятным. Вот Шура Балаганов в «Золотом теленке», в  фильме 68 года, ее произносит. Тоже, поди украл! А Вилли Токарев поет! Поет песню Александра Розенбаума «Брайтон», но с такой фразой. Наверное, ворует. По мнению Кати. А есть и песня  Владимира Ареховского с таким названием. И рок-группа брянская  посмела без указания автора себя так назвать. А некоторые авторы героев берут взаймы. Кать Иванова 5, воруют что ли? Вы их тоже поучайте. Что вытворяют авторы с героями! Например, если вспомнить про Ника Перумова или Александру Рипли?! А Буратино с его итальянским братом Пиноккио? Ужас. Я в детстве с удовольствием слушала про Буратино, а фильм смотрю с удовольствием до сих пор. Детство у меня было, а у пятой Кати? Неужели она не любила деревянного человечка?! Мне сказка про Буратино нравилась, я же не понимала, что он ворованный. И еще, по Хазанову: «Я и здесь молчать не буду! В зоопарке тигру мяса не докладывают!» Я, спасибо Ивановой, выведу на «чистую воду» и КВН, и музыкантов. Последние годами друг у друга «воруют» названия нот. А я? Старенькая беззащитная пенсионерка без указания автора включила в миниатюру фразу.  «Уффффф! Чувствую себя свиньёй, а не львом!»  и  некоторые другие из переписки, с разрешения автора, и… «огребла». В оправдание могу сказать, что на использование лексики этого человека и использование его светлого образа в рассказах у меня есть доверенность сроком на 3 года. И срок окончания доверенности, аж, в 2021 году. Да, использую и другие фразы, иногда ненормативную лексику, но автора указать не могу. Не знаю. Иногда на том месте, где должно быть ФИО, пишу: «Из интернета». «За что купила, за то и продаю».

  Вам, может, непонятно о чем это я? Тогда поясню по порядку. А то я не как акын, едущий по степи: «что вижу, о том и пою», а по принципу: «Давно проехали, а я только решила запеть про то, о чем никто уже не помнит». Только мы с пятой Ивановой. Тогда зачем «без интриги, без интереса для читателей» пишу? Для себя и своих друзей, живущих в разных странах (многие себя узнают в моих рассказах и довольны) и для тех, кто заходит на страничку и читает добровольно «все блеклое, неинтересное, без «изюминки» и интриги». Вы думаете, что ваши комментарии меня сильно огорчили? Нет! Я же пишу не как писательница, а как собеседница для них. Муж смеется часто над моими «писалками» и говорит коронную фразу: «У вас, у писателЕй…» и что-нибудь дальше. Например, «пирог подгорает или телефон звонит». У него есть друзья-писатели, но те настоящие. Книжки исторические, политические, страниц по 700-800, и издаются их в красивых переплетах в издательствах. Настоящие книжки! И писатели  с гонорарами! И уже штук по сорок написали. Так я за ними не гонюсь. У меня своя «ниша», комфортабельная для меня и моих знакомых. Просто мои приятели часто пристают с просьбами: «А вот расскажи ту историю про корзину с яйцами или про Большой театр», и я рассказываю, правда, с придумками. Себя, своих друзей и знакомых, их детей делаю героями или участниками, а они потом читают и радуются. А так как все мы живем разбросано по миру, то нас объединил литературный портал «Проза. ру».  Согласна, что иногда для незнакомых читателей не все понятно, и поэтому не нравится. Но и не должно. Не все же любят пить кофе с солью или с молоком, или даже с майонезом. Но те, кто с нами заодно, те читают, те пьют «кофе» тот, который им нравится. Хоть с солью, хоть с майонезом. И возвращаются.  Я пишу иногда для конкретных читателей. «Ой, Борис или Татьяна опять зашли на страничку, уже все перечитали, а нового нет. Неудобно перед ними. Зайдут, а читать нечего».  Я даже не знаю кто это, но новое надо разместить. Я не мемуары пишу, но каждая история связана с конкретными людьми. Даже миниатюры.  Они все с фамилиями или посвящениями. Участникам понять легко. «Это как на отдельском сабантуе: кто-то говорит фразу: «А помнишь анекдот, который ты в позавчера в обед рассказал?» И все начинают смеяться, а ты, как дурак, сидишь и не понимаешь. «Да мы тебе сейчас расскажем!», но забывают.  Кстати, о миниатюрах и отзывах. Вы, пятая, замечательно написали: « Илона...ваши миниатюры....– не хочу писать неприятное для вас...Читала несколько, ни одного отзыва от читателей»… Пришел ко мне в гости на сайт однажды автор с интересным ником. С птичьим. Со сказочным. Вот он пишет точно миниатюры, названия длиннее содержания, а я-то не умею. И пишет мне про мой рассказ то, что меня заинтересовало. Я по порталу вообще не хожу, а тут пошла к нему в гости и… очень удивилась. Миниатюр разместил только пять, а рецензий написал пятьсот пятьдесят. Я его взяла в гуру, о чем и написала.  Попробовала написать несколько миниатюр, получила «благословение» от него… и перестала писать миниатюры. Ну, не могу я без « воды», без отступлений.  Я по натуре человек увлекающийся и отвлекающийся.

А ещё поймите вот что. Нищета – страшная сила, если перефразировать крылатую фразу про красоту. Она многое отбирает у человека, ограничивает круг интересов очень бесцеремонно. Есть деньги – увлекайся. Нет денег – ищи занятие другое. Как говорил мне один чиновник  от спорта с фамилией  типа Листов, но от дерева с резными листьями, по поводу сильного подорожания теннисных кортов: «Есть деньги – играй в большой теннис, нет денег – бегай трусцой!» А то на пенсию им, то есть нам, этим неперспективным, то в бассейн охота задарма ходить, то в баню идти по дешевке, или, что совсем «ни в какие ворота не лезет», большой теннис на кортах подавай! Ленточками хотите вышивать?! Или задешево некоторые рисовать хотят в учреждениях культуры! Здесь вам не Москва, чтобы пенсионеров баловать. Вон, на помойку за пустыми бутылками, по друзьям за старыми газетами, за строительным дешевым ПВА и акриловыми красками, и вперед: декупашь дешевыми салфетками, плети корзинки из газет. Твори, ни в чем себе не отказывай! А я вот, Катенька,  друзьям истории еще пишу. Спасибо литературному порталу! Помните: «но и не гонит – это плюс». Хочется успеть написать о хороших людях, которые мне повстречались на жизненном пути, и о не очень славных тоже надо написать.  Так что, пятая Катенька, вы ко мне не приходите, и отсутствием рецензий не укоряйте. Мне уже не о рецензиях надо думать, а о вечном: о дружбе, семье,  благополучие детей,  здоровье. И ни-ни, никакой негативной энергии. Кстати, сделаешь из обидчика смешного или жалкого отрицательного героя или в конфуз его какой-нибудь введешь, и негативной энергии намного-намного меньше в организме. А уж напишешь о хорошем человеке, то радость по всему организму разливается разливанной рекой. Хотя писать так глупо, но весело.

Вот об одном хорошем человеке с великолепным чувством юмора рассказать хочется. У моей бабушки была родная сестра.  Так вот Яков Захарович был её мужем. А  почему здесь пишу? Да всё из-за пятой Кати. Стала копаться в памяти и искать среди знакомых  или Ивановых, или Кать, или хоть историю с цифрой пять. Тут и вспомнилась моя обидчица из детства Катька пятая. О том и поведаю. Дедушка Яша и бабушка Даша жили в большом селе, держали лошадь, корову, поросят, кур. Одно время даже верблюд был. Возил арбузы с бахчи. Работы у сельских жителей много, но каждый вечер дедушка Яша обязательно читал газеты, «чтобы быть в курсе». И каждое значительное событие  в политической жизни страны он старался не оставить без внимания. Так, после визита в шестидесятые годы в Индию Л.И.Брежнева, у нас появилась корова Индира Ганди. А к 200-летию  со Дня смерти графа Григория Орлова в хозяйстве появился конь «Граф Орлов».  А щенка, привезенного из соседней деревни, дедушка назвал «Тихон Хренников из Тишково». По радио в это время речь говорили к пятидесятилетию этого композитора. Можно было бы много приводить примеров, что наш скотный двор был местом, связанным с историей,  со своими традициями. Но вот  куры все назывались Катьками. Бабушка их различала. Некоторых любила больше других. И вот Катька пятая была любимицей. Она стремглав неслась навстречу бабушке, как только её завидит. Она даже запрыгивала к ней на колени и ела с ладошки. Однажды я тоже захотела покормить её с рук. Но не тут-то было: пятая Катька больно клюнула меня в глаз. К счастью, промазала. Но небольшой шрам на правой скуле под глазом остался до сих пор. Вот ведь и не Иванова, а отношения не сложились.

А не курица Катя Иванова 5 ещё надо мной, старушкой, и посмеялась. Написала: «Мне всегда нужны корректоры…когда издаётся моя книга… тут должен быть смайлик». И еще какой ! На всю страницу! Удивительно! Кому нужны помощники, которые не знают, что входит в должностную инструкцию корректора?! Я хоть и закончила почти 50 лет назад  школу с серебряной медалью, но как раз с «четверкой» по русскому языку. Ох, так и придется жить, не поработав корректором. Уж, простите Катя Иванова 5. Зато я участвую в рекламной компании о Вас. Не благодарите!

Все совпадения случайны и неожиданны.

Город Саров. 30.10.2019 год.


Рецензии