Киберкосмология. Введение

Вот уже сто лет физикам известен следующий феномен. Если  луч света пропускать через пластину с двумя щелями и наблюдать за прохождением света через щели, то характер распределения фотонов на экране, находящемся за этой пластиной, будет одним. Однако, если экспериментатор не будет наблюдать за этим процессом, то характер  распределения фотонов на экране будет другим.
Надо отдать должное, физики сразу выдвинули гипотезу, которая объясняла данный феномен. Она говорила о существовании некой «Высшей Силы», которая, наблюдая за тем, как проводится эксперимент, вносит коррективы в характер распределения фотонов на экране. Удивительно, но многие авторитетные ученые на полном серьезе заговорили о… Боге. Понятно, что мнения разделились. Однако любопытно, что такие всемирно признанные ученые как Альберт Эйнштейн и Нильс Бор говорили о Боге как о чем-то само собой разумеющемся. И спорили они не о том, есть Бог или нет, а о том, как Бог ведет себя. Например, Эйнштейн безапелляционно утверждал, что «Бог с Вселенной в кости не играет». На что Бор парировал: «Эйнштейн, не указывайте Богу, что делать».
Однако Эйнштейна переубедить было трудно. Он тут же приводил новый довод. Если бы существовало ментальное воздействие на мироздание, то любая мышь могла бы управлять Вселенной. Правда, и на этот довод нашлись свои оппоненты: все же мозг человека отличается от мозга мыши. Как минимум, размерами.
Как бы то ни было, но после открытия «феномена наблюдателя» идея «Высшей Силы» обрела новое дыхание, а количество атеистов  среди ученых поубавилось.
В середине прошлого века прорывным направлением в науке стала биологическая кибернетика (хотя, по мнению автора, более корректным является название «кибернетическая биология», поскольку объектом исследования являются все же биологические объекты). Основные идеи биокибернетики были изложены Норбертом Винером в его известной работе «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». С позиции биокибернетики, схематично все живые  существа являются системами управления, состоящими из двух основных элементов: объект управления и субъект управления. Причем появилось немало ученых, которые предполагали, что субъект управления живого существа напоминает компьютер, функционирующий на основании определенных программ. В немалой степени этому способствовало выявление условных и безусловных рефлексов, поскольку один факт существования рефлексов не может не наводить на мысль о запрограммированном характере реакций на раздражители.
Создание биокибернетики привело к переносу ее основных положений и на космос, следствием чего стало возникновение  киберкосмологии (психокосмология, кибернетическая метафизика) – науки о мироздании, рассматривающей мироздание как компьютеризированную систему управления, объектом управления которой являются все объекты во Вселенной, а субъектом управления – некая «Высшая Сила»». Причем «Высшая Сила» управляет Вселенной не напрямую, а при помощи своего помощника – «Главного Компьютера», который функционирует на основании определенных программ.
Следует признать, что существование «Творца» (архитектора Вселенной) и его помощника – «Демиурга» уже рассматривалось в иудаизме. Только существованием такого помощника можно объяснить способность отдельных высокоразвитых людей вмешиваться в процессы, протекающие во Вселенной.
В свою очередь тотальная зависимость человека от замысла «Высшей Силы» ведет к необходимости выявления таких моделей мышления и поведения людей, которые устраивают «Высшую Силу». Следование таким моделям позволяет человеку наиболее полно удовлетворять свои потребности и длительное время  пребывать в атмосфере преимущественно положительных эмоций. Таким образом, одной из  задач человека является выявление правильных (с позиции «Высшей Силы») моделей мышления и поведения и следование им в процессе жизни. Как тут не вспомнить слова из Псалтыря: «Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным, а его потомков просящими хлеба».


Рецензии