Герман Гессе. Русский хаос

                Герман  Гессе:  русский  хаос

     Недавно прочел статью о «переизбытке  добра  в русской литературе».  В  этом  контексте  интересно было  почитать про Германа  Гессе,  одного из  литературных кумиров  ХХ  века.  По собственном признанию гражданина  Швейцарии Германа  Гессе,  его предки  были  из прибалтийских   русаков. В молодые  годы  он работал в  книжной  торговле  и  оказался профессионально начитан. Голос  крови и неудовлетворенность   эгоистичным западным обществом  заставили его   обратить взор на Россию… В   размышлениях Гессе немало того, что  заставило меня  укрепиться в   своих  представлениях о  человеке  и мире.
 Как романтик,  Гессе видел мир  в  характерных оппозициях: добро -  зло,  культура -  инстинкт,  духовность – буржуазность,  национальное  -  общечеловеческое,  Восток  - Запад… Наконец,  восточный, созерцательный  тип -  и западный «ницшеанский»  тип,   фаустовский  человек. который  утверждает себя   в  действии. В  борьбе.
  Русских  Гессе помещает   между полюсами этого магнита.
  Русские не знали    борьбы с  античностью,  как  это  было на  Западе в  Средние века -  русские  смогли дать «мощный прилив  душевности,  древнехристианской  любви  и по-детски незамутненной  потребности искупления;  европейская  литература  оказалась мелкой и узкой  перед  этим потоком <…>  внутренней  непосредственности».
   По мнению Гессе,  внешне   славянский и германский тип  представляются  родственными -  одна и та  же  склонность к   мечтательности и мировой  скорби.  Но славянину  недостает веры  в   в свою мечту,   в свое дело  и прежде  всего – в самого себя. Что  еще отличает  русского человека? Это первозданная  интуиция и  антиевропейское доктринерство.  В   Толстом он «чтил   и любил русскую  душу» и  ненавидел русское доктринерство,  безмерную односторонность,  дикий фанатизм и   суеверный  догматизм.  Русская  душа  -  нечто   противоположное  западному  «рацио»:  интуитивно-чувственный  тип,  благочестиво-набожный: «народ-богоносец».  Во всем, что касается «пассивных,  азиатских … добродетелей,  русским предстоит быть нашими учителями».
   После кровавой гражданской  войны  в России  Запад   ужаснулся  нашему беспределу.   Драматург  Э.Лукка писал, что  Россия – страна  хаоса,   а русские люди вместе с  Достоевским – «хаотические  люди».  С.Цвейг:  Россия  - «хаос, готовый  обернуться  судьбой». Г.Гессе  в  1920 году   выпустил  книгу  «Взгляд в  хаос». Здесь он пишет о    хаотическом  как  азиатском,   варварском, опасном, аморальном.  Это подвижная  стихия, которая   растворяет в себе  добро и  зло, порок и добродетель.  Это душа,  способная  к совмещению  крайних противоположностей. Гессе пишет,  что  это не только русское явление.  Европейская  молодежь воспринимает книги Достоевского   как пророческие.  Герои Достоевского -   прообразы  будущих  европейцев.  Это не идеал,  но  будущее.  Через  это предстоит пройти. Чтобы  победить хаос – надо   его пережить.
Понятие  «хаоса»  глубоко вошло в сознание  Гессе. Хаос -  магическая  черта, загадка  жизни.   Его произведения строятся на амбивалентной   основе:   в героях  сочетаются  и борются  разумное, чувственное,  созидательное   -  и разрушительное,   темное. Они  дополняют друг друга.  В  каждом человеке  живет «зверь»,  убийца, преступник: под оболочкой  культуры  бушует хаос. Вот что он пишет о себе:  «Я  не  мудрец – я  все  лето отдал  убийце,   который  сидит во мне, и пытался выбросить его из собственного сердца -  воплотить его в  дерзком и опасном повествовании».  Гессе признается, что долго    замалчивал в  себе   темное и дикое,  творил гармоничный  и лживый мир. Так  «русский  хаос»  помогал  Гессе постичь собственную натуру  и стал отправной  точкой  его творческих  исканий. Все его романы  так  ли иначе   построены  на   амбивалентности души -  добро и зло не разделимы.  «Я  давно уже  не верю  в  добро  и зло,  я  верю в  то, что все  есть добро,  даже  то,   что мы  называем преступлением,  грязью,  ужасом. … Достоевский  это тоже  знал».

Излагая  содержание статьи  К.Азадовского «Взгляд в  хаос» (Всемирное слово», 1999, № 12),  я  думал: вот что надо бы почитать Воронелю, который простодушно  делит мир на   черное  и белое! Добро – оно и злое!  А  зло -  доброе! Диалектика! Как  бы сказал  Антон Павлович  устами Никиты Михалкова -  «мой  нежный и ласковый  зверь»… А пророчество  Гессе относительно того, что Европе придется пройти  через  хаос  -  сбылось. Вторая мировая  война, концлагеря,  холокост   вскрыли «хаотического человека»  даже в добропорядочных  немцах.
К.Азадовский показывает, что Гессе  постепенно преодолевал этот хаос:  гуманизм,  религиозность, тяга к  внутреннему порядку  и покою   вытеснили тяготение  к  хаосу.  Гессе приходит к принципу  «любовного долготерпения», то есть, к разумному,  цивилизованному, хорошо организованному миру, каковой изображен   в  образе  утопического государства  Касталия («Игра в  бисер»).

                * * *
Поучительное чтение!  Что  же  для  себя  я  открыл?  Я  давно полагал,  что  в душе,  в темных  ее  закоулках  сокрыто звериное начало  - те самые  инстинкты,   которые  руководили  нашими дикими предками   в эпоху растительного существования.  Этот зверь  нет-нет да и рыкнет…  А вот русский  «хаотический  человек» -  тут  Гессе абсолютно прав -  действительно имеет тонкую оболочку   культуры.  Разбудить зверя в  нас  очень  легко.
 Теперь русский  мир обуржуазился. Хаос,  однако, просыпается в мусульманском мире…… Совсем рядом просыпается  стихия,  где обитает  кавказский   «хаотический  человек»  с   его младенчески-злой  натурой.  Видимо,  народы мира  поочередно подходят к  красной  черте -  зоне  пробуждения опасного звериного инстинкта. Гессе, видимо, прав: рано или поздно всем придется пройти через  хаос.  Лучше  раньше,  чем позже;  лучше с  дубиной,  чем с  атомной  бомбой.  Но что-то есть в мире,  дающее импульс   для пробуждения  зверя.  Что именно?  Какая  таинственная  волна периодически поднимает   со  дна  души   муть,  грязь, ужас?  Что-то похожее  на возрастные  изменения в организме нации?  Вот,  наступило время  для  пушка на лобке.. Вот,  пришла пора проснуться  зверю… Вот, наступила пора  для желанного «любовного долготерпения»
  В любом  случае,  опыт Германа Гессе поучителен:  через постижение русского хаоса – к   постижению закономерностей  мировой  цивилизации. Забавно было бы проследить,  как  раскрепощение   -  социальное,  религиозное,  национальное,  моральное, -  пробуждают в  человеке все потенции. В том числе –  звериные…
Теперь  я понимаю,   почему  меня никогда  не тянуло   тянуло  рассуждать в  категориях  добра и зла. Это все-таки способ романтического   мировосприятия. Взгляд на мир в  его крайних проявлениях. Меня интересует  срединная  зона. Не  схема,  а детали.  Мелочь,  пустяк, глиняная  свистулька,  стук каблуков прохожего. Правда,  когда-то я  был романтиком… Но при тяге к мелочам так легко впасть в  натурализм!
   Я  полагаю, сначала надо построить модель Вселенной. А потом  заполнить ее  мелочевкой и проследить,  как  в малом  и частном отражается  великое  и всеобщее. На смену  романтизму  приходит  голографическое  сознание.


Рецензии
Добрый день, Геннадий Александрович!
Прочитал статью "Герман Гессе: русский хаос" с большим интересом по двум причинам. Во-первых, - вариации на темы добра и зла, света и тени, человекобога и Богочеловека пробуждаются, всякий раз, когда знакомишься с новыми для себя авторами или перечитываешь Гёте, Маркиза де Сада, Ф.М.Достоевского, М.А. Булгакова, Л.Н.Толстого. Тема эта мучительная, разобраться в ней трудно даже гениям, а уж простому человеку, - так и подавно. Поэтому, не мудрено, что произошла такая биполярная эволюция во взглядах Германа Гессе, - от теории "хаотического человека" - до принципа "любовного долготерпения".
Во-вторых, "переизбыток добра в русской литературе", как мне представляется, порожден смешением "русского хаоса", "любовного долготерпения" и православного, исконно-русского христианского представления о Христе и антихристе.
Так совпало, что сегодня, на Прозе.ру, прочитал очень интересную статью автора Игоря Гарина: "Достоевский в кругу современников". В ней, в частности, есть развитие темы "добра и зла" в творчестве Достоевского и его, не менее гениальных, современников. Если найдете время и сочтете возможным, прочитайте.
С искренним уважением и благодарностью,

Георгий Качаев   30.10.2019 16:49     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Георгий, за подробную рецензию. Я такие уже отвык писать. Старость дает себя знать. Уходит интерес к жизни. Впрочем, интерес к созерцанию еще остался, он проявляется в стихах. У нас в Крыму начались дождички... Пасмурно, хмарно, как бы сказали на Украине. В субботу эвакуируется с дачи в Ялту. Всех вам благ - еще раз благодарствую!

Шалюгин Геннадий   27.11.2019 11:05   Заявить о нарушении