Герман Гессе. Русский хаос
Недавно прочел статью о «переизбытке добра в русской литературе». В этом контексте интересно было почитать про Германа Гессе, одного из литературных кумиров ХХ века. По собственном признанию гражданина Швейцарии Германа Гессе, его предки были из прибалтийских русаков. В молодые годы он работал в книжной торговле и оказался профессионально начитан. Голос крови и неудовлетворенность эгоистичным западным обществом заставили его обратить взор на Россию… В размышлениях Гессе немало того, что заставило меня укрепиться в своих представлениях о человеке и мире.
Как романтик, Гессе видел мир в характерных оппозициях: добро - зло, культура - инстинкт, духовность – буржуазность, национальное - общечеловеческое, Восток - Запад… Наконец, восточный, созерцательный тип - и западный «ницшеанский» тип, фаустовский человек. который утверждает себя в действии. В борьбе.
Русских Гессе помещает между полюсами этого магнита.
Русские не знали борьбы с античностью, как это было на Западе в Средние века - русские смогли дать «мощный прилив душевности, древнехристианской любви и по-детски незамутненной потребности искупления; европейская литература оказалась мелкой и узкой перед этим потоком <…> внутренней непосредственности».
По мнению Гессе, внешне славянский и германский тип представляются родственными - одна и та же склонность к мечтательности и мировой скорби. Но славянину недостает веры в в свою мечту, в свое дело и прежде всего – в самого себя. Что еще отличает русского человека? Это первозданная интуиция и антиевропейское доктринерство. В Толстом он «чтил и любил русскую душу» и ненавидел русское доктринерство, безмерную односторонность, дикий фанатизм и суеверный догматизм. Русская душа - нечто противоположное западному «рацио»: интуитивно-чувственный тип, благочестиво-набожный: «народ-богоносец». Во всем, что касается «пассивных, азиатских … добродетелей, русским предстоит быть нашими учителями».
После кровавой гражданской войны в России Запад ужаснулся нашему беспределу. Драматург Э.Лукка писал, что Россия – страна хаоса, а русские люди вместе с Достоевским – «хаотические люди». С.Цвейг: Россия - «хаос, готовый обернуться судьбой». Г.Гессе в 1920 году выпустил книгу «Взгляд в хаос». Здесь он пишет о хаотическом как азиатском, варварском, опасном, аморальном. Это подвижная стихия, которая растворяет в себе добро и зло, порок и добродетель. Это душа, способная к совмещению крайних противоположностей. Гессе пишет, что это не только русское явление. Европейская молодежь воспринимает книги Достоевского как пророческие. Герои Достоевского - прообразы будущих европейцев. Это не идеал, но будущее. Через это предстоит пройти. Чтобы победить хаос – надо его пережить.
Понятие «хаоса» глубоко вошло в сознание Гессе. Хаос - магическая черта, загадка жизни. Его произведения строятся на амбивалентной основе: в героях сочетаются и борются разумное, чувственное, созидательное - и разрушительное, темное. Они дополняют друг друга. В каждом человеке живет «зверь», убийца, преступник: под оболочкой культуры бушует хаос. Вот что он пишет о себе: «Я не мудрец – я все лето отдал убийце, который сидит во мне, и пытался выбросить его из собственного сердца - воплотить его в дерзком и опасном повествовании». Гессе признается, что долго замалчивал в себе темное и дикое, творил гармоничный и лживый мир. Так «русский хаос» помогал Гессе постичь собственную натуру и стал отправной точкой его творческих исканий. Все его романы так ли иначе построены на амбивалентности души - добро и зло не разделимы. «Я давно уже не верю в добро и зло, я верю в то, что все есть добро, даже то, что мы называем преступлением, грязью, ужасом. … Достоевский это тоже знал».
Излагая содержание статьи К.Азадовского «Взгляд в хаос» (Всемирное слово», 1999, № 12), я думал: вот что надо бы почитать Воронелю, который простодушно делит мир на черное и белое! Добро – оно и злое! А зло - доброе! Диалектика! Как бы сказал Антон Павлович устами Никиты Михалкова - «мой нежный и ласковый зверь»… А пророчество Гессе относительно того, что Европе придется пройти через хаос - сбылось. Вторая мировая война, концлагеря, холокост вскрыли «хаотического человека» даже в добропорядочных немцах.
К.Азадовский показывает, что Гессе постепенно преодолевал этот хаос: гуманизм, религиозность, тяга к внутреннему порядку и покою вытеснили тяготение к хаосу. Гессе приходит к принципу «любовного долготерпения», то есть, к разумному, цивилизованному, хорошо организованному миру, каковой изображен в образе утопического государства Касталия («Игра в бисер»).
* * *
Поучительное чтение! Что же для себя я открыл? Я давно полагал, что в душе, в темных ее закоулках сокрыто звериное начало - те самые инстинкты, которые руководили нашими дикими предками в эпоху растительного существования. Этот зверь нет-нет да и рыкнет… А вот русский «хаотический человек» - тут Гессе абсолютно прав - действительно имеет тонкую оболочку культуры. Разбудить зверя в нас очень легко.
Теперь русский мир обуржуазился. Хаос, однако, просыпается в мусульманском мире…… Совсем рядом просыпается стихия, где обитает кавказский «хаотический человек» с его младенчески-злой натурой. Видимо, народы мира поочередно подходят к красной черте - зоне пробуждения опасного звериного инстинкта. Гессе, видимо, прав: рано или поздно всем придется пройти через хаос. Лучше раньше, чем позже; лучше с дубиной, чем с атомной бомбой. Но что-то есть в мире, дающее импульс для пробуждения зверя. Что именно? Какая таинственная волна периодически поднимает со дна души муть, грязь, ужас? Что-то похожее на возрастные изменения в организме нации? Вот, наступило время для пушка на лобке.. Вот, пришла пора проснуться зверю… Вот, наступила пора для желанного «любовного долготерпения»
В любом случае, опыт Германа Гессе поучителен: через постижение русского хаоса – к постижению закономерностей мировой цивилизации. Забавно было бы проследить, как раскрепощение - социальное, религиозное, национальное, моральное, - пробуждают в человеке все потенции. В том числе – звериные…
Теперь я понимаю, почему меня никогда не тянуло тянуло рассуждать в категориях добра и зла. Это все-таки способ романтического мировосприятия. Взгляд на мир в его крайних проявлениях. Меня интересует срединная зона. Не схема, а детали. Мелочь, пустяк, глиняная свистулька, стук каблуков прохожего. Правда, когда-то я был романтиком… Но при тяге к мелочам так легко впасть в натурализм!
Я полагаю, сначала надо построить модель Вселенной. А потом заполнить ее мелочевкой и проследить, как в малом и частном отражается великое и всеобщее. На смену романтизму приходит голографическое сознание.
Свидетельство о публикации №219103000296
Прочитал статью "Герман Гессе: русский хаос" с большим интересом по двум причинам. Во-первых, - вариации на темы добра и зла, света и тени, человекобога и Богочеловека пробуждаются, всякий раз, когда знакомишься с новыми для себя авторами или перечитываешь Гёте, Маркиза де Сада, Ф.М.Достоевского, М.А. Булгакова, Л.Н.Толстого. Тема эта мучительная, разобраться в ней трудно даже гениям, а уж простому человеку, - так и подавно. Поэтому, не мудрено, что произошла такая биполярная эволюция во взглядах Германа Гессе, - от теории "хаотического человека" - до принципа "любовного долготерпения".
Во-вторых, "переизбыток добра в русской литературе", как мне представляется, порожден смешением "русского хаоса", "любовного долготерпения" и православного, исконно-русского христианского представления о Христе и антихристе.
Так совпало, что сегодня, на Прозе.ру, прочитал очень интересную статью автора Игоря Гарина: "Достоевский в кругу современников". В ней, в частности, есть развитие темы "добра и зла" в творчестве Достоевского и его, не менее гениальных, современников. Если найдете время и сочтете возможным, прочитайте.
С искренним уважением и благодарностью,
Георгий Качаев 30.10.2019 16:49 Заявить о нарушении
Шалюгин Геннадий 27.11.2019 11:05 Заявить о нарушении