Мыслящий вирус

МЫСЛЯЩИЙ ВИРУС ( Из романа « Морг для Викингов «)

Я думаю, что наш разум — это программа, в то время как мозг — аналог компьютера. Теоретически возможно скопировать содержимое мозга на компьютер и таким образом создать форму вечной жизни. Сегодня, однако, это не в наших силах.
Стивен Хокинг



– Если мы сможем воспроизвести нейронную сеть мозга, то вплотную приблизимся к решению задачи искусственного интеллекта! Вы хоть это понимаете?
Мужчина, которого звали Карл, сердито сунул руки в карманы. Вся его фигура, украшенная большой головой с седой шевелюрой, выражала высшую форму раздражения.
– Люди – всего лишь расходный материал, как вы этого не понимаете?!
«Ма-те-ри-ал!» – по слогам повторил он, словно бы наслаждаясь сказанным. И затем добавил, после паузы: «И ничего более! Не забивайте свою голову всякой гуманистической чепухой!»
      – У нас есть для вас, доктор, подходящий экземпляр! Но сами понимаете: мы не можем специально с живых людей снимать кожу!
Отвечал доктору Карлу невысокого роста мужчина – лет сорока, но уже изрядно лысоватый. При разговоре он поднимал руки в небо, что выдавало в нём итальянца.
– Меня не интересует, где будете брать материал! – зло ответил доктор. – И всё равно: как его будете обрабатывать! Вы же хотите получить результат?!
Коротышка явно раздражал Карла, да и весь этот разговор буквально бесил его. Он, Карл Вебе, стоял на пороге величайшего открытия человечества – он вскоре мог получить материал, сопоставимый с нейронными волокнами головного мозга! А значит – открывал доступ к получению искусственного интеллекта. Нейронные ткани и являлись тем многоликим центром, откуда исходили все основные команды для человеческого тела…
И он, работая над получением препаратов по восстановлению человеческой кожи, подошёл к разгадке тайны восстановления любых человеческих волокон, в том числе и самых сложных – нервных…
Вся наука извечно пыталась спасти человека, созданного матерью-природой! Или, хотя бы, максимально облегчить его страдания. Случались, конечно, периоды, когда наука занималась разработкой изощрённых способов массового убийства человеческих особей – взять хотя бы разные разновидности бактериологического оружия. Но это не являлось генеральной линией прогресса!

Но сейчас он, доктор Карл Вебе, предложил цивилизации радикально иной путь – не помочь человеку, а заменить его. Ведь имея в распоряжении строительный материал для создания нейронных сетей головного мозга –можно попытаться смоделировать нового человека. Правда, требуется поддержание этой сети – новый мозг должен работать бесперебойно! Но это уже не его забота. Он вплотную подошёл к решению другой задачи – изношенный человеческий мозг можно «ремонтировать», меняя нейронные сети на новые! К чему это приведёт? А это уже не его забота, главное – сама возможность.
– Вы говорите, у вас есть материал? – обратился доктор к коротышке.
      – Да, да! – закивал тот утвердительно.
– Азиат?
      – Нет, полноценный американец – как раз то, что вам надо.
Карл задумался: последний рывок – и то, к чему он шёл, может осуществиться.
– Доставьте его в лабораторию! Через сорок минут начинаем...
И, подойдя к лифтовой шахте, нажал жёлтую кнопку.
– Сегодня вечером вы узнаете, Марчелло, есть ли Бог! Вы сами-то готовы к этому?
Коротышка с внешностью итальянца закивал лысоватой головой. Он ничего не понимал в науке, его дело – поставлять подопытных для лаборатории доктора Карла. За это очень хорошо платили, а дальше – да какая разница, что там происходит? Он имел свои личные пристрастия, требовавшие денег… Так что размышлять – есть Бог, или его нет? – не его ума дело! Деньги – есть деньги! И они не пахнут…
Лифт остановился, доктор Карл шагнул в помещение, напоминавшее больше кубрик гигантской подводной лодки. Но если разобраться, то лаборатория и сооружалась по принципу подводной лодки – с автономным электропитанием, с отсеками, где трудился персонал, по полгода не видевший звёздного неба.
Кем являлись все эти люди? Особенность их заключалась в том, что по документам все они числились в покойниках. Здесь трудились индусы, пакистанцы, выходцы из Азии, но всех их объединяло одно: они возвращались к жизни после продолжительной клинической смерти.
Все они, так или иначе, были в своей жизни связаны с работой по темам «стволовых клеток». А затем, разных частях земного шара, при загадочных
обстоятельствах они гибли в автомобильных катастрофах. Или тонули, купаясь в бассейнах. Или банально выпадали из окон своих офисах – и все затем думали, что это самоубийства от переутомления. А когда их хоронили, в газетах публиковали некрологи – каким-то совершенно невероятным образом они вскоре оказывались в лаборатории доктора Карла, располагавшейся глубоко под землёй, под дном озера Мичиган. Но не одному живущему американцу и в голову не могло прийти, что такое может творится в его стране…
– Привет, Дмитрий! – обратился доктор Карл к человеку, разъезжавшему по лаборатории в инвалидной коляске, доктору Дмитрию Окуневу. Когда-то давно он являл собой молодого учёного, которого Советская Власть отправила на остров Возрождения, располагающийся в акватории Аральского Моря. Именно там находился самый секретный советский объект, где шли разработки бактериологического оружия.
Что осталось в памяти от тех лет? Да ничего хорошего: они были молоды и романтичны. Им хотелось проникнуть в тайны ДНК, а вся эта «идеологическая шелуха» мало волновала. Что такое кондиционер – они даже тогда и не слышали! Самым надёжным средством от пятидесятиградусной жары и солнечной радиации стал брезентовый костюм и солнцезащитные очки. Руки постоянно закрыты специальными перчатками. Большая часть времени того периода жизни прошла в маске специального противогаза и костюма из прорезиненной ткани. Смертельные микробы буквально роились повсюду: свои двадцать пять лет «служения советской науке» Окунев провёл на острове Возрождения, на секретной военной базе «Аральск- 7». И тот секретный полигон для испытания бактериологического оружия – дал ему огромный практический опыт. Более пяти тысяч подопытных животных прошло через его руки!
Штаммы сибирской язвы производились в промышленных масштабах. Что им удалось установить? Что одной лабораторной пробирки с штаммом «SNI» достаточно, чтобы уничтожить миллионный город! Люди – существа слабые и сами являются идеальными разносчиками опасных вирусов.
Последние десять лет работы он возглавлял сверхсекретную лабораторию, выращивающую новые вирусы: разрушавшие не самого человека, а только его мозг.
Человек, как биологический вид, оставался живым, но ткани его мозга подвергались воздействию опасного вируса, что вселялся в человеческий организм. И затем оказывал разрушительное действие на нейронную ткань головного мозга, как бы «перезапуская» процесс эволюции в обратную сторону: человек превращался в биологическое животное нового вида. 
Именно доктор Окунев и его группа вывели этот «чудесный» вирус –скрестив штамм индийской чумы и сибирской язвы. Результаты превзошли все ожидания: оказалось, что новую модификацию вируса «STW» можно «заряжать» необходимым материалом, а вирус уже сам выбирает для воздействия выбранную цель.
Оказалось, этот вирус может быть заряжен отдельно на разные расовые группы: китайцы имели один код генома, индусы – второй, а европеоидные расы – третий.
Это позволяло создавать вирусы-убийцы для отдельных рас. Но имелась возможность воздействовать на человеческий мозг по расовому принципу. Это открывало перед военными огромную перспективу практического применения этого продукта – в случаях локальных конфликтов или больших мировых войн.
Именно в лабораторию Окунева отбирались опытные человеческие экземпляры, из числа осуждённых на смертную казнь, для проведения секретных опытов. Мораль Дмитрия Окунева особо не волновала: он ощущал лишь невероятный научный драйв – от того, что нет придела в удовлетворении своего научного интереса!
Несколько раз по его требованию доставляли заболевших холерой или оспой больных из Африки или Индии: требовался материал, максимально приближённый к реальным условиям. И после того, как в тела попавшим в их руки больных вводился вирус, удавалось получить необходимый результат.
Но потом что-то пошло не так! Сначала «демократы-перестроечники» подписали международные конвенции против бактериологического оружия – и приостановили работу большинства лабораторий. А потом и вовсе произошло непоправимое: СССР развалился – и весь секретный проект «Аральск- 7» полетел в пропасть!
Откуда доктор Карл узнал об Окуневе – скромном учёном, что ещё в молодости, после утечки опасного вирус, лишился возможности движения и чудом выжил, оставшись на всю жизнь инвалидом в коляске? Откуда узнал о том, что Окунев несколько лет хранил у себя, в домашнем холодильнике секретные штаммы – в маленькой «хрущёвке» города Свердловска, куда их всех эвакуировали после закрытия полигона в песках Арала? Откуда узнал, что в далёкой «перестроечной» России», в стареньком холодильнике «Юрюзань» на шестиметровой кухоньке – аккуратно складирован в колбах результат многолетней работы лаборатории Окунева? Это – секрет доктора Карла! Впрочем, неприкаянная армия бывших чекистов, свергнутых со своих постов «перестроечной метлой», была готова за хрустящие доллары продать любые секреты некогда могущественного государства!

Когда на острове Возрождения, на берегах Аральского моря, уничтожали секретные лаборатории, (а главное – всё то, что они выращивали эти долгие годы: вирусы, способные навсегда изменить жизнь человечества!), доктор Окунев «на себе», в обыкновенной хозяйственной сумке, вывез в стеклянных колбах все результаты работы лаборатории. И пока в тоннах хлора закапывалось оборудование, используемое для его научных трудов, он бережно сохранял их конечный результат – то, над чем работала огромная Империя, готовясь уничтожить своих врагов в новой мировой войне.
И вот сейчас Окунев въезжал на своей инвалидной коляске с электрическим моторчиком в операционную, где должна будет начаться операция по пересадке нейронных волокон головного мозга: с подопытного человеческого экземпляра – животному.
Это означало одно: сегодня решится вопрос – сможет ли мозг человека жить в теле животного? То есть, вне человеческого тела! А это открывает прямой путь к созданию искусственного интеллекта – как минимум, равного человеческому. А, может– и в десятки раз его мощней!
Но ответ – он, доктор Дмитрий Окунев, уже знает! Возможно не просто всадить человеческий разум животному, но и наградить интеллектом вирус!
Да! Вирус может сам являться носителем интеллекта. Пусть и крошечного, но очень живучего! А это означает, что человеку будущего станет не нужно его биологическое тело – если вирус сможет нести геном его головного мозга! И данное открытие открывает путь не только к изменению человеческого вида, но и путь к бессмертию. Ведь вирусы имеют свойство жить вечно! А ещё им не нужна пища– в таких количествах, как её потребляет человек!  А если вирусы наградить ещё и самообновляющимся интеллектом, то путь к вечной жизни будет открыт! Тогда станут не нужны все эти громоздкое города и континенты: вирус-человек сможет жить в любой среде – хоть в банке с серной кислотой! Да и такое огромное количество человеческих особей не нужно на этой земле…
А главное – он, доктор Дмитрий Окунев, избавится от своего, порядком надоевшего, изуродованного тела!
Но чтобы снять проблему этического плана – надо, чтобы всё человечество поменяло свой привычный вид «Хомо сапиенс»: на вирус, наделённый способностью мыслить… Пусть даже это и произойдёт насильственным способом!


Рецензии