Озеро и дети

    В то далёкое время, я ещё не знала, что озеро Выштинец, которое Калининградская область делит с Литвой, сравнивают с Байкалом. Нет, не по размерам – длинна, ширина, глубина. Просто из него как и из Байкала вытекает только одна река – Писса, а впадают 12 ручьёв и речек. Не знала и потому не по этой причине я туда стремилась. Просто летом нас семиклассников из интерната возили на это озеро на пионерский слёт. Было очень весело и интересно. И месяца через два я по тем местам затосковала, нас ведь воспитатель от себя ни на шаг не отпускала, а мне хотелось в лес.

    И я решила организовать туда поход. Желающие нашлись. Кроме меня на озеро захотелось ещё троим девчонкам. Стали готовиться. Собрали харчи, насколько у нас хватило денежных ресурсов.  Кое что нам дала наша повар Мария Борисовна. Она и бидончик трёхлитровый одолжила для черники. Места там лесные, хвойные. Взяли мы с собой покрывала и тёплые кофты. До Выштинца от Нестерова километров 12-14. А может и больше, теперь уж и не помню. Посередине этого пути жили родители одной  девочки из нашей команды.

   Утром уйти не удалось. Поэтому в путь отправились после обеда.  Сил дойти хватило только до Зинкиной деревни. У неё и заночевали. Но дальше её родители не пустили, и к озеру раннем утром мы отправились втроём. Обо всём, что встречалось интересного в пути, я записывала в блокнот.   Мы  шли по дороге, но вокруг стоял густой и очень высокий (или нам так казалось?) лес, было  сумеречно и немного страшновато.

   Озеро встретило нас тишиной, если не считать плеска волн и шума сосен. Красиво, но долго нам там было делать нечего и мы отправились в обратный путь. Шли по лесу вдоль дороги, нарвали почти полный бидончик черники. Да и наелись вдоволь. В пути нас подобрала грузовая машина и довезла почти до самого города. И писать бы об этом наверное не стоило, ведь всё путешествие я и так тогда же описала. Если бы не ночёвка в доме нашей подруги.

  Из десяти детей она в семье была старшей.  Беднее дома мне видеть не приходилось. Хотя все мы тогда жили по сравнению с нынешними временами более чем скромно. Иначе не оказались бы на государственном обеспечении. Но тот дом… Нам постелили на полу сена и накрыли его какими то тряпками. Укрылись мы своими покрывалами. Но это позже. А сначала был ужин. На стол поставили чугунок с горячей картошкой. Не чищенной, в чём ничего такого не было. У нас бабушка тоже такую варила. Но кроме соли и хлеба на стол поставили только квашеные огурцы.  Всё это без масла. Самых маленьких кормили какой-то кашей.

   Мы с девчонками переглянулись, пошептались и выложили на стол почти все наши продукты. Нам Мария Борисовна сварила яиц, а в магазине мы купили солёного сала. А ещё у нас были конфеты. Их мы заготовили заранее. Как дети на всё это смотрели! Почти 60 лет прошло, а я не могу забыть этих глаз. Хотя самой мне тогда было всего 14 лет. Приняв меня за старшую (видимо из-за роста), мать подруги пыталась рассказать, что молоко приходится сдавать, яиц на всех не хватает, разве что в суп, а кабанчик ещё растёт. А и вырастит, так придётся продать, чтобы купить детям обувку и одёжку. И ещё что-то говорила, да разве ж в том возрасте мне это было понятно?

  А утром, когда мы отправлялись к озеру, мать нашей подруги  напоила нас чаем, заваренным вишнёвыми веточками и дала нам в дорогу вареной картошки.  В пути мы её за милую душу слопали, а закусили черникой с хлебом. В интернат мы вернулись всё равно счастливыми. Мечту то исполнили. Конечно, нас наказали. Но зато Мария Борисовна из нашей черники сварила кисель-подливку к рисовой запеканке для всех детей нашего интерната. А ещё у меня остался дневник этого путешествия.  Про ночёвку  у Зинки там всего несколько слов: «Как они бедно живут!» Но это не цветы для гербария, такие вещи и без дневника запоминаются.

  Фото из интернета. Озеро в наши дни.


Рецензии