Легенды Абалака

                Ты прости меня,  мама,
                Что я так уж упряма,
                Счастье в жизни всё искала,
                Только где ж оно — не знала…          
Зачин
Дорогие и любимые читатели, верите ли вы в сказки? Наверное, я сейчас от большинства из вас услышу ответ «нет», и это будет вполне логично, в нашем понимании сказка — это просто выдуманная яркая неправдоподобная история для развлечения и поучения детей. Но почему, же мы всё равно любим сказки? Может, потому что в них есть тот нравственный урок и добро, ощущение радости от счастливого финала, которых нам так не хватает в жизни?..
Легенды Абалака
… И, так, дорогие читатели, мы с вами сейчас в современном Тобольске. Позвольте мне сразу познакомить вас с беззаботной компанией туристов, прибывших в Тобольск.
За лидера в компании двадцатилетний улыбчивый смешливый таксист Олег, которого хлебом не корми, дай повеселиться вволю. Рядом с ним его девушка, модница Наташа, всегда нарядная эффектная леди. За ними с трудом поспевает однокурсница и лучшая подруга Наташи, забавная полная девушка-ботаник Оля с двумя тоненькими косичками.
Замыкает эту компанию без особого желания главная героиня этой истории: девятнадцатилетняя Светлана, что учится на стилиста, а в свободное время любит узнавать всё новое и интересное. Серьёзная, милая девушка со светло-зелёными акварельными глазами и длинными светло-русыми волосами, которые были помелированы светлыми прядями.
 Светлана приехала с друзьями летом в Тобольск, чтобы узнать много нового о русской и сибирской культуре.
… В тот чудесный погожий летний день незабвенна четвёрка уже побывали в Тобольском кремле, у стрелы Ермака, в музее Православного искусства, в доме Наместника, в Софийском храме, на аллее жён декабристов, на аллее Ершова…
Наконец, на аллее Ершова часа в четыре дня Светлана не выдержала, поставила «руки в боки» и объявила серьёзным тоном:
— Ребята, я больше не выдержу сейчас, если мы не прервём экскурсии  на перекус в каком-то кафе!
 
— Ой, я тоже покушать бы не против! — воскликнула Оля, и вся компания скоро сидели в кафе, обедали и беседовали…
— Ой, как вкусно поели! Молодец, Света, сообразила, где кафе найти хорошее! — воскликнул довольный Олег.
— Мне тоже всё очень понравилось, только куда мы отправимся теперь? — спросила в ответ полная Оля.
— О, я знаю! Давайте всей дружной компанией поедем в Абалак! — произнёс Олег.
— Ой, Олег, а что это за место? Что там такого важного и интересного? — спросила Светлана, перебирая в руках мелированные пряди волос.
 
— Ну, это такой туристический центр деревянного зодчества в виде острога времён Ермака, там эти дома старинные деревянные, музеи разные, гостиница и очень хороший трактирчик « Белая сова», где я надеюсь раздобыть бутылочку вина… — объяснил Олег и потянулся.
Светлана закатила светло-зелёные глаза, скрестила руки на груди и возмутилась:
— Олег! Опять бутылку вина!!! Меня раздражает, что у тебя ветер в голове, пустота! Поистине выражение «без царя в голове» — это про тебя!!! И не вижу ничего удивительно в этом твоём Абалаке!
—Ну, не знаю, есть старинное предание, что Абалак — место, где обитают разные герои русских сказок. Богатыри, царевны, домовые … — таинственным голосом, как настоящий актёр, произнёс Олег.
Светлана рассмеялась, взялась рукой за копну своих мелированных волос и ответила:
— Ой, только не сочиняй, что там Кощей и Баба Яга живут, никто в эту ерунду не поверит. Ладно, давайте рассчитаемся и поедем в Абалак…
 
… Спустя полчаса все четверо друзей были в туристическом центре Абалак, начали смотреть одну экспозицию за другой…
Светлана останавливала взгляд светло-зелёных глаз на всех редких экспонатах, слушала приятную речь гида и вдыхала древесный запах.  И так было до позднего вечера…
… Тут Олег исчез на несколько минут, а потом заявился с бутылкой вина и весёлым криком:
— Ребята! Тут такой трактир классный! Я уже и вина купил, пойдёмте выпьем!
Оля и Наташа тут же пошли за Олегом, а Светлана с испугом в светлых глазках крикнула:
— Постойте, вы что творите?! Остановитесь, алкоголь — это очень опасно!!!
Но никто не обратил на возмущение мелированной Светланы, махнули рукой, и ушли в трактир.
«Ну, что ж, благодаря обормотам глупым этим мы сегодня будем ночевать в Абалаке. Пойду, оплачу наш ночлег в гостинице…» — подумала со вздохом Светлана.
Когда же она разобралась со всеми делами на рецепшине, девушка пошла искать друзей и вдруг увидела в темноте, как вся компания, совсем забыв о Светлане, села в машину и уехала из Абалака…
Светлана схватилась за голову с криком:
— Эй, друзья, вы, что, совсем?! А как же я?!
Но поняв, что друзья оказались липовые и не услышали её, Светлана решила не переживать зазря и идти в сторону гостиницы, чтобы занять свой номер, принять душ и лечь спать, ведь было уже поздно, совсем стемнело, ни человечка на улице, только одни сверчки надрываются…
Вдруг Светлана услышала странный женский смех вдалеке, где-то на самых задворках Абалака. Светлана от испуга передёрнулась, вытаращила свои светло-зелёные акварельные глазки, тихо сняла модные неоново-голубые кроссовки,  подкралась поближе к тому месту, откуда слышался смех, и спряталась за кустами, наблюдая за тем, то происходит.
… А происходило что-то невероятное, непонятное, сказочное. На самом обрыве над рекой Иртышем стояла удивительная молодая женщина: глаза жгучие, чёрные, сурьмой подведённые, лицо сметаной вымазано, брови углём нарисованы, а щёки и губы свеклой, а из под тяжёлого дорого венца с самоцветами чёрная, как египетская ночь до земли коса спускается. Всё убранство красавицы, и рубаха, и сарафан, и сафьяновые сапоги, были усыпаны разноцветными камнями, украшены сложной вышивкой, а дополняли образ ряды крупных бус и пояс с мечом.
 
Эта загадочная красавица стояла рядом с пожилым одетым в дорогой, обитый соболиным мехом русском кафтан с козырем, мужчиной, что-то шептала ему, он ей тихо отвечал, а она смеялась (её-то смех и услышала Светлана).
Светлана смотрела на них из-за кустов тихо, как напуганный мышонок, к ней пришла жуткая мысль: «О, Боже! Я не могу поверить, что это возможно, но я сейчас действительно вижу каких-то сказочных героев, а не людей!!! Это могли бы быть просто наряженные актёры, но слишком они странно ведут себя для актёров!».
Вдруг жгучая красавица посмотрела на куст, за которым пряталась Светлана и сказала:
— Отец мой Мор, нас ведь подслушивают!
— Что ты, Марья, дочь ненаглядная моя, почудилось, померещилось тебе… — ответил Мор (как вы догадались, так звали того пожилого мужчину, с которым она перешёптывалась).
— Да нет, отец, не показалось! Я даже вижу кто!  Али эта девчурка сейчас убежит куда подальше, али я сейчас разберусь с ней! — крикнула красавица с гневным видом и достала меч…
Светлана от страха задрожала, как осиновый лист, быстро отползла на четвереньках подальше, вскочила и с криком ужаса, взлохмаченными мелированными светлыми прядями волосами побежала босиком до первой попавшейся постройки. В надежде встретить того, кто ей всё объяснит и поможет, Светлана стала колотиться в дверь…
Дверь Светлане открыла сморщенная седая подслеповатая старушка в русском платке, каких-то лохмотьях и с перебинтованной ногой.
Светлана посмотрела на табличку на доме «Баба Яга» и застыла в полной растерянности…

 
— Ну, дева красная, чего испугалась? Ну, баба Яга, что ж с того? Не бойся, клевета всё про меня: никого я на лопату не сажаю, в печке не жарю, никаких колдовских зелий не варю, я самую обычную, как все люди, еду ем, опята в сметане люблю. Ты не стой-то, отроковица, проходи, накормлю тебя, да на печке постелю тебе переночевать…
— …Хм… большое спасибо… — протянула, приглаживая взбулгаченные из-за пробежки волосы, Светлана, прошла в избу…
… Светлана огляделась, и ей стало как-то необычно хорошо на душе, будто она не у Бабы Яги в гостях, а у родной бабушке на даче. В избе потрескивали дрова, в Красном углу стояли старенькие лубочные иконы Христа и Богородицы, светлица была украшена множеством разнообразных изделий ручной работы, рукоделий, пахло пирогами и супом…
Старушка поставила на стол Светлане горшочки с пареной репой, борщом и опятами в сметане. Светлана съела борщ и изрекла:
— Спасибо вам, наелась я, благодарствуйте за приём…
— Да на здоровье, дитя моё! — воскликнула баба Яга, а потом спросила — А ты скажи-ка мне лучше, что ты так в дверь билась с криками, чего испужалась ты так?
Светлана тяжело вздохнула и рассказала:
— Да вот, я не из сказочного, а самого простого современного мира, была с экскурсией в Абалаке, вдруг поздно, в темноте, когда все уже разошлись, я увидела красавицу в русском убранстве и с чёрной косой, а с ней пожилого мужчину богатого. Она обращалась к нему «отец мой Мор», а он к ней — «дочь моя Марья», а потом эта Марья как-то поняла, что я слежу за ними, да с таким видом с мечом повернулась в сторону мою, что я вот так напугалась…
Баба Яга заохала, за голову взялась, запричитала:
— Ой, дитя милое! Ой, будь осторожней!!! Ведь это были Марья Моревна и отец её, колдун Мор окаянный! Они столько зла всем делают! Ой, бойся их колдовства, ты не знаешь, что они с моей семьёй сделали…
Светлана с изумлением  отодвинула горшки с едой, внимательно посмотрела на Бабу Ягу и робко спросила:
— Извините, но вы какая-то странная баба Яга. Разве вам не положено вредить всем, колдовать, зелья варить, жить триста лет и всех ненавидеть? Разве у вас есть семья?
Баба Яга тяжело вздохнула, поправила платок и  ответила:
— Вот именно, что выдумки всё это, клевета чистой воды, всего-то мне шестьдесят лет, и только вот два года из них я так ужасно пугающе выгляжу, волочу эту костяную ногу за собой, и зовут меня бабой Ягой костяной ногой. А на самом-то деле я — Марья-искусница, вполне женщина красивая, хоть и в годах.  А превратила меня в старуху безобразную Марья Моревна своим колдовством, позавидовав мне, что я лучше её вышила шубку в подарок Снегурочке, и мою шубку Снегурочка приняла, а её — нет. А муж мой, богатырь Иван Святогорович, да дочь наша Василиса Премудрая, заступились за меня, а она и их заколдовала: мужа моего в старика страшного худого превратила и посмеялась: «Кощей!», так его все Кощеем и кличут. А на дочь нашу заклятие наложила: ходить ей,  то в человечьем обличии, то лягушкой, пока добрый молодец не женится на ней именно в образе лягушки. Вот она сидит часами на озером и плачет: девица двадцати лет, красавица неземная, а кто её замуж возьмёт, если она не может жениху в девичьем обличи показаться, пока он не обвенчается с ней? Кто замуж лягушку возьмёт? Разве Иван-дурак только…
Светлана сидела с таким видом, будто бы её из ушата холодной водой полили, смотрела на заколдованную Марью-искусницу с полным недоумением в акварельных глазках: всё оказалось совсем не так, как представляла себе по русским народным сказкам девушка…
 
— Но ведь по сказкам Марья Моревна ваша дочь? Или я всё ещё что-то не понимаю? — уточнила Светлана.
Баба Яга только платочек красивый на лицо морщинистое надвинула и тихо ответила:
— Ты, дитя, одного никак понять не можешь: всё на самом деле не так, как в книжках написано, много лжи там о сказочном мире. А ведьма эта Марья Моревна не дочь мне, её родила пленница Мора. А сейчас хватит разговоров, я на печи постелила мягкие перинки, ложись почивать. Я  тебе красивый русский наряд сошью за ночь, а то уж странновато немного для девицы ты одета, да и сапожки найти тебе нужно, а то босиком прибежала (а на Светлане была футболка с ярким принтом и джинсы)…
Легла Светлана, укуталась в одеяло и уснула крепко-крепко…
 
Проснувшись утром, помолилась Светлана, умылась из ушата, тут баба Яга подала ей сарафан красиво богато вышитый, рубаху белую, сапожки, кокошник с жемчугом и изрекла:
— Вот одеяние я тебе нарядное русское вышила, хочешь, своё носи, хочешь — мой подарок прими…
Светлана немного постояла в глубокой задумчивости, рассуждая: «Ну, если я сейчас просто вызову такси и уеду отсюда, вряд ли мне сказочный русский костюм пригодится, но уезжать я сейчас прямо не хочу, потому что хочется мне всю правду до конца об жителях Абалака узнать, если баба Яга правду сказала, может, я смогу помочь чем-то, а для этого я должна заручится всех добрых героев сказок, а, значит, и выглядеть, как они…».
Подумав так, Светлана приняла подарки со словами:
— Благодарю вас, Марья-искусница, долг платежом красен, я не обещаю, но постараюсь помочь вам и вашей семье…
Переодевшись, Светлана в первую очередь пошла к озеру в другом конце Абалака в надежде что-то нужное и более точное от Василисы Премудрой услышать.
 
… Действительно, у озера в позе человека, у которого случилась трагедия, сидела красивая милая зеленоглазая девушка с каштановой косой, в малахитовом кокошнике, богато украшенной кружевами рубашке и сарафане изумрудного цвета, а в руках она держала лягушачью шкуру. Светлана сразу поняла, что это — Василиса Премудрая, подошла к девушке и начала речь:
— Здравствуй, Василиса Премудрая, я — Светлана, меня твоя мать Марья-искусница, когда я одна ночью заблудилась, приютила, накормила и спать положила на печке. И беду вашей семьи рассказала, вот я пришла спросить: может, я  помочь могу?
У Василисы на глазах изумрудных слёзы появились, дыхание тяжёлым стало, заплакала она, отвечая:
— Чем ты помочь можешь?  Ты ж не расколдуешь ни меня, ни матушку мою, ни батюшку моего, а с каждым днём всё хуже и хуже в Абалаке дела, так что лучше себя спасай, пока не поздно, а то мы со Снегурочкой сегодня из сил выбились спасти нашу общую подругу. Русалочку Улиту, которую Марья Моревна цепями к дереву приковала…
 
Светлана поставила «руки в боки» и изрекла, нахмурив светлые бровки:
— Василиса, что ж ты тогда сидишь и плачешь, как ребёнок, если подруга в беде?! Давай, веди меня к Снегурочке и русалочке Улите, все будем спасать бедняжку!
Василиса Премудрая посмотрела на Светлану с настоящим шоком в изумрудных глазах, но, молча, повела Светлану к дереву на другом краю озера.
Конечно, Светлана сразу поняла, что дело хуже некуда.  Снегурочка, милая девушка-отроковица с белой кожей, белой косой, голубыми глазками в  и вышитой серебром богатой шубе, суетливо бегала с ведром от озера к дереву, к которому была прикована тяжёлыми массивными цепями худенькая измождённая русалочка, которую Снегурочка и поливала водой. Бедная Улита, было понятно и без объяснений, высохнет без воды…
Светлана подумала, а потом крикнула:
— Василиса, Снегурочка, вы, что, не понимаете, что она высохнет, и никакие вёдра воды не помогут?! Нужно снять её с этого дерева! Где тут у вас можно меч хороший достать, чтобы цепи разрубить?
— Хм… у моего отца много оружия с тех времён, когда он богатырём был, такой меч у него должен быть… — ответила Василиса Премудрая.
— Ну, тогда что же стоишь? Иди к отцу и попроси меч, а мы со Снегурочкой поможем Улите продержаться, пока ты ходишь… — сказала Светлана, Василиса убежала, а Светлана со Снегурочкой поливали водой Улиту, а за одно знакомились.
— А ты кто такая, девица? — спросила нежным голосочком Снегурочка.
— Светлана я, я хочу порядок тут у вас в Абалаке навести! А ты, милая Снегурочка, почему тогда подарок Марьи Моревны не приняла и так рассердила её? — поинтересовалась Светлана.
 
— Да, честно, без злой мысли, я ко всем стараюсь быть доброй, не взяла эту шубу у Марьи Моревны, только  потому что мне дедушка мой Мороз запретил с ней дружить, сама не предполагала, что столько горя из такой мелочи получится… — со слезами объяснила Снегурочка и ещё хуже побелела, совсем, как снег.
— Не печалься, не плачь, ты не виновата, пробьёмся, расколдуем всех, найдём на Марью Моревну управу! А как Улита на дереве оказалась? — успокоив милую снежную девчушку, спросила Светлана.
— Да Улита со мной и Василисой дружит, как Марья Моревна так обошлась с Василисой, рассердилась на окаянную ведьму Улита и решила отомстить: за косу в воду затащить, а силы-то у Марьи Моревны больше, вытащила её на сушу и приковала к дереву цепями, чтобы погибла Улита… — объяснила Снегурочка.
Тут появились Кощей с Василисой, Кощей взял меч, со всей силой ударил по цепям, взял русалочку на руки и пустил в озеро.
 
— Ну, в здравии будь, девица красная Светлана, помогла сейчас ты дочери моей и её подругам, не пужайся вида моего худощавого старческого безобразного, это колдовство Марьи Моревны, что в «Кощея» меня превратила, а я ещё не стар, силушка во мне по-прежнему богатырская, я же на самом деле царь Иван, был когда-то Иваном-царевичем, пока отец мой царь Святогор к Богу не отошёл…
Светлана поклонилась слегка Ивану Святогоровичу и молвила:
— Скажите, Иван Святогорович, ведь не дело терпеть то зло, что Марья Моревна натворила со своим отцом Мором, может, вы подскажите, как нам правду восстановить, добро в Абалак вернуть?
— Ой, девица Светлана, это очень трудно, не потянешь ты войну с ними, даже не начинай. Дело в том, что и магия Мора и Марьи Моревны сильна, справиться с ними можно только Агриковым мечом, никак иначе, а где он, никто и не слыхал, и духом не знал никогда. Ну, ты на всякий случай спроси у трёх богатырей, что служат мне, Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича, вдруг они помогут…
 
Светлана отвела взгляд светло-зелёных акварельных глаз в сторону, поправила нервно свои мелированные светлыми прядями волосы, подумав: «Ну, не знаю, что из этого получится, добро ли, иль хуже только сделаю, но надо хотя бы попробовать для начала этот Агриков меч достать, а там уже дальше что-то делала, сбежать из Абалака и бросить всех новых друзей в беде — последнее дело уж…».
— А где же мне найти трёх богатырей, государь Иван Святогорович? — спросила почтительно, но решительно Светлана.
— Дело это, девица, не хитрое, они втроём дозор вокруг Абалака держат, Василиса тебе дорогу покажет… — ответил Иван Святогорович, заколдованный в Кощея.
Василиса лягушкой обернулась, быстро-быстро поскакала, а Светлана за ней побежала…
… Баба Яга подошла к Кощею, поправила платочек расписной и тихо спросила:
— Милый-милый родной мой Иван, как ты думаешь, сможет Светлана расколдовать нас обратно из бабы Яги, Кощея и царевны-лягушки в Марью-искусницу, царя Ивана и Василису Премудрую, или придётся нам век свой земной такими безобразными корягами доживать?
— Марья, жёнушка любезная, я верю, и не перестану верить до конца, что мы вернём себе свой истинный облик и будем счастливы! — воскликнул Иван Святогорович и со слезами в глазах запел:
«Какая ж Марья без Ивана?
Какая ж песня без баяна?
Какая ж без Христа душа?
Какой Тобольск без Иртыша?»…
…А тем временем у главных ворот в Абалак Светлана увидела трёх богатырей. То, что это они, не могло быть никакого сомнения, потому что, во-первых, они были втроём, во-вторых, были одинаково одеты и вооружены: в кольчуги, шеломы, пояса с мечами и палицами кожаные портки и сафьяновые сапоги, будто все три здоровяка сошли с картины Васнецова «Три богатыря».
Василиса тут же из лягушки девушкой стала и произнесла, поправляя изумрудный сарафан да малахитовый кокошник:
— Всё, Светлана, вот и три богатыря. Тот муж средних лет с русыми короткими волосами и русой бородкой, что первым едет — Добрыня Никитич, тот крепкий пожилой ратник с длинной каштановой бородой и карими глазами, что посередине — Илья Муромец, а третий юноша с голубыми очами и лёгкой светлой щетинкой  — Алёша Попович…
Алёша Попович обаятельно улыбнулся и приветливо пошутил:
— Здравия желаю, царевна Василиса Премудрая, а что за девица с вами? Такая красивая: и на лицо румяная, и фигурка точёная, ох, не пропущу я случай познакомиться с такой девицей красной!
Илья Муромец недовольно посмотрел на Алёшу и промолвил:
— Алёша, думай, прежде чем такие слова бросать, побойся Бога!
—А что я такого молвил? Разве ж я  Бога или девицу оскорбил чем-то? — недоумённо, разведя руками, спросил Алёша.
— Так, богатыри! — прервала их Василиса — Эта девица Светлана, узнав о злодеяниях Марьи Моревны и её отца Мора, решила сражаться с ними, и выяснили мы, что победить их магию можно только Агриковым мечом. Мы пришли спросить у вас, может вы по службе своей ратной богатырской слышали что об Агриковом мече? Где его можно найти?
— Ой, ей-богу, не знаем, не слышали никогда, да и, вообще, это бесполезная затея, не победить Марью Моревну и Мора! — протараторил Добрыня Никитич.
… Вдруг появилась Снегурочка, необычно бледная, но радостная, со счастливым блеском с голубых глазках, а с ней шёл Дедушка Мороз. А то, что это — Дедушка Мороз, было легко догадаться по его виду: и длинной седой бороде, и русской шикарной расписанной серебром шубе, валенкам и ледяному посоху.
Снегурочка резво подбежала ко всем, откинула назад свою белую косу с прозрачной тканью от кокошника и воскликнула:
— Постойте-постойте, мой дедушка знает, где Агриков меч достать!
— Ну, здравствуй, Светлана, ты, наверное, узнала меня, Дедушку Мороза… — начал разговор Дедушка Мороз.

— Узнала, вас, наверное, любой узнает, ведь  вы с внучкой каждый год всем подарки дарите…
 
— Да, она у меня добрейшая девочка, ей пятнадцать лет, умница, трудяженька, без её помощи не справляюсь я.  Опекаю,  балую, конечно, я её, но по-другому не могу, люблю и боюсь, чтобы Марья Моревна зла ей не сделала. Так, вот, Светлана, узнав от внученьки о том, что вы Агриков меч ищите, вспомнил я, где его найти можно: лежит Агриков меч уж много десятилетий в камне, что находится в Свято-Знаменском Абалакском монастыре недалеко от самого Абалака… — рассказал Дедушка Мороз.
— Спасибо, спасибо вам бесконечное! Я побежала в этот монастырь!!! — радостно, со сбитым дыханием воскликнула Светлана.
Тут вдруг Добрыня Никитич раскраснелся, напрягся, весь в лице поменялся, и суетливо,  неуверенно запинаясь, промямлил:
— Вы… вы… тут делом занимайтесь, а… а… мне нужно срочно уехать,… подковать коня, а то он хромает сильно уже…
Добрыня исчез, а Илья Муромец, разгладив бороду, важно изрёк:
— Не волнуйся, Светлана, мы с Алёшей проводим тебя…
 
… Скоро Алёша Попович, Илья Муромец и Светлана были в Свято-Знаменском монастыре, помолились немного втроём и взялись искать камень с Агриковым мечом.
… До полуночи искали, и никак не могли найти: и церквей много, и камней на церковных дворах много разных, а всё не то…
…Вдруг икона Богородицы заплакала, а слёзы на один камень падали-падали…
… И обернулся камень красивым большим мечом!
Светлана от благоговения с трепетом на колени пред иконой Божьей Матери встала, а Алёша и Илья с замирание сердца прошептали:
— Вот так чудо Царицы Небесной! Чудо! Вот он, Агриков меч…
Светлана встала с колен, поцеловала икону и взяла Агриков меч в руки со словами:
— Спасибо Тебе, Богородица, Владычица Небесная…
— Всё, с завтрашнего дня я тебя, Светлана,  учить владению мечом буду! — решительно изрёк Алёша с благостью в голубых очах…
… А тем временем никто не знал, не ведал, что Добрыня прискакал к терему Мора и Марьи Моревны, спешился…
Услышала в темноте ржание коня Марья Моревна, вышла навстречу Добрыне, а тот закричал:
— Любезная невеста моя, Марья Моревна, тебе и отцу твоему, Мору могущественному, тестю будущему моему, опасность грозит: все жители Абалака под руководством какой-то булатной девицы Светланы хотят справедливость восстановить, вас победить, царя Ивана с женой и дочерью его расколдовать и уже ищут Агриков меч!
Марья Моревна встрепенулась, сделала гордую осанку, откинула назад чёрную косу, чёрные брови сдвинула и ответила:
— Добрыня, коли хочешь, чтобы замуж за тебя я пошла, поможешь мне. Если вдруг найдут они Агриков меч, и вызовет меня эта девица Светлана на бой, я с Агриковым мечом не справлюсь одна, поэтому буду тянуть бой, сколько смогу, а твоя задача выбрать удачный момент, подкрасться к ней сзади незаметно и ударить в спину мечом!
— Понятно, любезная невеста, выполню! Мору поклон от меня! — крикнул Добрыня и ускакал…
… И идёт время, день за днём, рассвет за рассветом, закат за закатом, уж больше недели прошло, каждый день Алёша Попович обучает Светлану бою на мечах. С азартом, храбро за меч Светлана хватается, только волосы мелированные после тренировки разлохмаченной гривой свисают, а Алёша смотрит на неё своими голубыми очами пронзительными и успевает командовать:
— … А теперь отбивай удар! Сильнее, чтобы меч врага сломать или выбить из рук! Отбивай удар! А теперь сама атакуй! Смелей, быстрее, ловчее атакуй! Пойми же, что держать Агриков меч в руках мало для победы, он сам за тебя ничего не сделает, тебе надо научится им пользоваться, и очень хорошо! И, поверь, лгут люди, что побеждают те, кому терять нечего, в жизни побеждает тот, от чьей победы зависит счастье его друзей и родных людей. Сам Господь за нас, так что вперёд Светлана!
… Светлана старается, мечи на тренировках так и звенят, лязг не прекращается, а Алёша продолжает Светлану учить:
— Пойми, Светлана, в бою мало просто хорошо оружием владеть, нужно уметь быстро, находчиво и спонтанно принимать главные решения, скорость мысли часто решает всё! Нельзя растеряться в критической ситуации! Растерялся, можно считать, погиб!..
… Все жители Абалака, и Илья Муромец, и русалочка Улита, и Марья-искусница, что в бабу Ягу заколдована, и царь Иван, что в Кощея превращён, и Василиса Премудрая со своей шкуркой лягушачьей в ручках, и Дедушка Мороз со Снегурочкой наблюдают и перешёптываются:
— Как вы думаете, Светлана справится?
— Справится, вот увидите, у неё духовный стержень сильный…
 
… К концу второй недели стояла перед Алёшей не та пугливая девчонка, а настоящая храбрая воительница, пусть ей и далеко до звания богатырши. 
Алёша нервно провёл рукой по мелкой светлой щетинке на подбородке, пристально посмотрел на Светлану со словами:
— Так, Светлана, воин из тебя получился, повторим ещё некоторые установки, продолжай мои слова. Ты, Светлана, борешься…
— … За правое дело христианское православное! — продолжила Светлана.
— Молодец. И ты победишь, потому что…
— … У меня есть всё для победы, и, главное, помощь Господняя,  самое лучшее оружие, а у Марьи Моревны нет этого! — решительно изрекла Светлана.
—  Ну, вот, молодец, можешь вызывать Марью Моревну на бой. Но ты уверена, что именно ты должна с ней сражаться? Может, ты отдашь Агриков меч, и в бой пойду я или Илья? — вдруг с глубокой тоской и горечью во взгляде и голосе спросил Алёша.
— Да, я хочу сама с ней сразиться, помощь вам будет моей благодарностью жителям Абалака, а ещё для меня это очень важна проверка самой себя на силу духа. А почему ты засомневался, Алёша? — ответила Светлана, внимательно рассматривая лицо Алёши Поповича своими пастельно-зелёными глазами…
— Потому что… люба ты мне паче солнца ясного… — неожиданно для Светланы изрёк Алёша.
Светлана удивилась, смутилась, растерялась, засмущалась, а потом нежно промолвила:
— Алёша, ты сейчас меня удивил, но удивил приятно, я… я пока не знаю, что я могу сказать, но объяснимся мы лучше, наверное, когда я одолею Марью Моревну, всё в Абалаке встанет на свои места, добро вернётся снова в Абалак…
Светлана вышла из Абалака на широкий обрыв над Иртышём и крикнула:
— Марья Моревна, колдунья окаянная, конной аль пешей, с копьём аль с мечом выходи на бой со мною, девицею Светланой!
… Какое-то время все молчали и напряжённо ждали, все в Абалаке собрались, чтобы поддерживать Светлану и видеть ход битвы…
 
… Светлана стояла и еле слышным шёпотом напевала:
«Ой, лязг, звон меч об меч!
Зачем в битве нужна речь,
Коль не ради удали простой,
А за мир и за добро идёт бой?
Бой святой, тяжёлый, правый,
И совсем не ради пустой славы,
Кого хочешь, здесь расспроси:
Бой во имя блага Святой Руси!»
… Тут на обрыве появилась Марья Моревна в драгоценных  русских убранствах, сапогах сафьяновых, кокошнике рубиновом, с мечом в руках. Откинув чёрную, как египетская ночь, косу за спину, надменно посмотрела на Светлану Марья Моревна и зло рассмеялась:
— Ой-ой, кого я вижу! Это же та девчонка, которая несколько недель назад удирала от меня, как напуганный зайчонок! Неужели ты думаешь справиться с нами?
После эти слов на обрыве появился сам колдун Мор, а Марья Моревна обнажила меч…
… Светлана не растерялась ни на секунду, достала Агриков меч и резко бросилась в бой, рьяно, с гневом, с таким напором, что звон оружия не замолкал, только слышалось «Лязг! Лязг! Лязг!». Не может одолеть Светлану Марья Моревна, все мечи её то ломаются, то Светлана из рук их выбивает у Моревны, Мор только успевает новые мечи дочери подавать, а разгорячённая Светлана не унимается…
… Скоро Марья Моревна уже переживала, прикусила губу, нахмурила черные брови от волнения: чувствует она, что за спиной у неё уже самый край обрыва…
…Вдруг к Светлане со спины тихо подкрался Добрыня Никитич, обнажил меч, занёс над Светланой…
Все, кто переживал за Светлану там, в Абалаке, затряслись ошарашено: Светлана его не видит и не слышит, он со спины сейчас её добьёт!!! Все взволновались, а сделать ничего не догадываются…
Вдруг Снегурочка встрепенулась.
— Внученька, милая, куда ты? — испугался Дедушка Мороз, а Снегурочка вырвалась из его заботливых объятий и закричала, что сил у неё было:
— Света, поверни-и-и-сь!!!!!
Света услышала и резко повернулась назад. От внезапности Добрыня только суетливо отступил, раскраснелся, да меч из рук выронил.
А Светлана стала слегка зеленоватой, как её глаза, но не от страха, а от обиды: поняла она, что предал Добрыня, самым подлым образом со спины хотел добить её, как крикнула:
— Ах, ты, предатель! Подлец! Щенок трусливый!
И при этих словах Светлана толкнула Добрыню Никитича с обрыва, тот покатился и в Иртыш упал, побарахтался в Иртыше, выполз на берег мокрый, как тряпка для швабры, а все смеются над ним:
— Ха-ха! Ну, Добрыня! Ты не только последний предатель и подлец, а ещё и слабак, раз девица тебя с обрыва скинула! Так тебе, Иуда, и надо, в Иртыше искупаться!
А Светлана приставила Агриков меч к горлу Марьи Моревны и изрекла:
— Всё, проиграла ты, Марья Моревна, некуда тебе отступать, позади Иртыш только, и отец твой, колдун Мор тебе сейчас не поможет, сам испуган. Если хочешь живой и здоровой остаться, то расколдуй всех, на кого заклятия какие положила и вместе с отцом навсегда уходите и из Абалака, и с русской земли!
Посмотрела вороньими глазами  Марья Моревна на отца, а Мор лишь руками развёл, да плечами пожал.
— Ладно, уж, Светлана, будь по-твоему! — сквозь зубы процедила Марья Моревна, хлопнула в ладоши, ударила каблуком сапога сафьянового о землю…
И закрыл золотой поток света Кощея, а когда открыл, то стоял уже не Кощей безобразный, а пожилой красивый статный светло-русый  синеглазый русский царь Иван Святогорович в венце золотом, наряде парчовом и корзно атласном с жар-птицами. И закрыл золотой поток света бабу Ягу, а когда открыл, то стояла уже не сморщенная  старушка седая в лохмотьях и с ногой костяной.  Стояла зрелая красавица Марья-искусница с тонкими чертами лица большими серыми глазами, длинной русой, местами седой, косой, да в расшитых, искусно украшенных одеяниях и сапогах с драгоценным кокошником с пологом.
— Марья!
— Иван! — крикнула она ему в ответ на седьмом небе от счастья и бросилась в объятия Ивана, и запели они:
«Какая ж Марья без Ивана?
Какая ж песня без баяна?
Какая ж без Христа душа?
Какой Тобольск без Иртыша?».

 
А потом свет золотой закрыл царевну-лягушку Василису, а когда открыл, то предстала перед всеми не лягушка, а красивая юная девица царевна  Василиса Премудрая с большими зелёными глазами, нежными чертами лица косой длинной каштановой с венцом из злата и жемчуга, в одеяниях с жемчугами, золотом и мехом соболиным.
 
Все от счастья заплакали, стали на руках качать Светлану и Снегурочку, хвалить их, а Дедушка Мороз ласково приобнял внучку и нежно произнёс:
— Я горжусь тобой, внученька, я и не знал, что ты уже по-взрослому мудрая такая…
… И все встали,  царь Иван с женой по Абалаку пошли с почётом, а все им пели:
«Славься, славься, царь Иван,
Царь православный Иван Святогорович
Со своею супругой прекрасною
Да супругой Марьей-искусницей…».
А потом Илья вдруг вспомнил и с гневом спросил:
— А что будем с предателем Добрыней делать? Изгоним из русской земли, как и Марью Моревну с Мором?
— Нет, — весело ответила Светлана — Я наказание ему получше придумала: пусть будет теперь у царя Ивана и его семьи не богатырём, а конюхом, поломойкой, посудомойкой, прислугой их, раз опозорил так себя!
Все засмеялись: идея была, ну, просто лучше не придумаешь, и пришлось Добрыне с новой рабой свыкаться, смиряться.
 
А затем в церкви обвенчали, да весёлым, радостным  пиром отметили сразу две свадьбы: Ильи Муромца с Василисой Премудрой и Алёши Поповича со Светланой. Колокола в церкви били, музыка плясовая лилась, песни пелись и «горько» кричалось…
… Как кончилось веселье свадебное, поговорила Светлана с мужем, и решил он за ней из сказочного в современный обычный мир пойти, в полиции служить, жену уважать, а, когда уезжали они из Абалака под поклоны благодарных друзей, с улыбкой сказали:
— Мы хоть уезжаем, и уже из русской народной одежды в современную переоделись, но далеко сказочные костюмы не убираем, обязательно проведывать вас всех почаще будем!


Рецензии