Шут

Во все времена был нужен человек, который не испугается сказать правду в глаза, не боясь поплатиться за это жизнью. Но такому человеку нужен щит. Вот таким щитом и являлся порою шутовской колпак.
Королевство смеётся над словами паяца, но в этом и смысл: донести что-то важное до ума человеческого в тот момент, когда мозг не чувствует опасности, когда организм расслаблен. Гнев не мешает мыслить, и информация воспринимается в чистом виде.
Изначально шутами действительно были слабоумные, но после мудрецы увидели выгоду такой вседозволенности, и начали прятать свой острый ум за глупостью, надевая колпак шута.
Я любил жизнь, любил людей и нашу прекрасную страну. Хотел видеть её свободной и процветающей, но что я мог, будучи простолюдином?! И всё-таки судьба предоставила мне такую возможность: мне тоже довелось стать шутом при короле.
Дело было так…
В нашем королевстве король был молод и горяч. Молодости свойственны вспыльчивость, заносчивость, и, конечно, ревность.
В мудрости три составляющие: любовь, верность и воля. Не каждый становится мудрым.
Внутреннее чутьё подсказывает,  как действовать. Вот и у меня что-то зашевелилось в душе, когда увидел проезжих цыган. Этим же вечером я разыскал место их стоянки. Ярко горел костёр, один цыган играл на гитаре, а второй звучно пел. Молодая цыганочка, позванивая бубном, подходила к зевакам, чтобы они кинули монетку к ней в бубен, а другая, задорно танцевала, звеня монистами и вздымая ворох своих юбок в затейливом танце. Остановившись, я наблюдал за действиями цыган.
Кружась, цыганка подошла ко мне и сказала:
- Ай, красавец, позолоти ручку,  я погадаю тебе!
Достав из кошеля монету, я протянул её цыганке:
- Что ж, скажи, что ждёт меня впереди.
Маника, так звали цыганочку, стала уверенно рассматривать линии моей ладони, затем озадаченно посмотрела на меня, вновь вернулась к моей ладони…
- Пойдём со мной! – проговорила она, уже увлекая меня идти следом за ней. Подошла к кибитке, несмело потеребила за плечо  старуху, лопоча той что-то на незнакомом мне языке и указывая в мою сторону.
Старая цыганка пошамкала своим ртом, села, свесив ноги с повозки, и знаком подозвала меня к себе. Вначале внимательно вгляделась в моё лицо, а затем уже и руку мою в свои руки взяла и бросила на ладонь беглый взгляд.
- Да, старик, всё получится так,  как ты задумал, – дала она свой ответ.
Я вовсе не был стариком, волосы мои только почувствовали прикосновение седины, но сердце давно ушло от юности, желая наполниться мудростью природы.
- Не скоро ты сможешь творить мир в земле нашей, не лёгкий это будет путь, многому научиться надо, многое преодолеть. Выдержишь? – продолжала вопрошать старуха.
- Постараюсь, – сказал я.
- Справишься! Я видела твоё будущее! – проговорила старая цыганка, махнув молодой в мою сторону, а сама вновь улеглась в своей кибитке.
Маника вновь повлекла меня за собой, и для меня началась новая жизнь в цыганском таборе. Семья моя умерла во время эпидемии. Я был ремесленником – мастером на все руки: посуду из глины лепил, чеканил, резьбой по дереву знаменит был. Родственники заботились обо мне, а я делился с ними своим заработком. А вот теперь попрощался с родными и в табор подался, сказав, что душа просится путешествовать.
Жонглировать я быстро научился, а вот фокусы давались мне с трудом. Гитара сначала робела в моих трудовых руках, но вскоре мы с ней поладили, и душа, что давно тосковала во мне по родным моим, что навсегда покинули меня, вдруг зазвучала в этих аккордах и немыслимые переливы заставляли плакать слушателей. Она рассказывала вместо меня о моих утратах, о моих страданиях…
Ещё цыгане во мне дар особый обнаружили – умение общаться со зверем и птицей. Сам не знаю, как я это делал, да только понимали братья мои меньшие, что нужно мне от них и делали то, что требовалось. А обнаружилось это случайно, когда лиса зайца изловила, когда мы в лесу были и мне вдруг зайчатины захотелось. А потом стая волков нам охраной стала от разбойников лесных. И мудрая птица сова поселилась в моей кибитке, что я делил ещё с одним цыганом и  цыганёнком. Старая цыганка наказала им помогать мне, а они послушны слову её. Она у них в таборе за главу, все к ней уважение держат.
Тем временем наш молодой король женился на принцессе соседнего государства. Через год по всему королевству объявлен был ещё один праздник – рождение наследника! Жизнь текла мирно и спокойно.
Я уже был своим среди цыган. Незаметно седина посеребрила мои волосы, но глаза стали видеть дальше, чем очерчивала линия горизонта, а мысли охватывали необъятные просторы…
Старая цыганка стала совсем дряхлой, но ей удалось  сделать меня настоящим цыганом. Весь табор – стар и млад, называли меня теперь Яшыгом. И в наших выступлениях стало участвовать много различных диких животных. Многие животные любознательны и дружелюбны. Вот они то, по доброй воле и участвовали в наших уличных концертах. А после они вновь бежали в свой лес, а мы привыкли угощать их лакомствами. Да и по зимним дорогам мы часто развешивали кормушки, которые я с цыганятами мастерил летом. Проезжая по ним, мы оставляли нашим артистам угощения.
Была ночь, догорал костёр, мы уже расходились по кибиткам, как вдруг старуха громко позвала меня:
- Яшыг!  Пришло твоё время! Скачи к нашему королю, скажи, что король с востока идёт на нас войной! – она встала, глядя невидящим взором куда-то вдаль, и подняв указательный палец вверх, а затем рухнула на руки подбежавшим к ней молодым цыганкам.
Цыгане подвели ко мне Вороного:
- Удачи, брат! Мы следом за тобой поедем.
Я мчался ко дворцу, а вороны сбивались в стаю, которая в небе следовала за мной, всё больше и больше разрастаясь. Прискакав, крикнул стражникам, что привёз королю важное известие. Те медлили, и тут стая птиц подняла такой переполох, что придворные, и даже король стали интересоваться, кто же вызвал этот переполох. Меня тотчас впустили, а узнав о надвигающейся опасности, король собрал совет.
Что-то недоброе скользнуло во взгляде военного министра, когда он мельком взглянул на меня. Измена! – пронеслось у меня в мозгу. Как бы мне хотелось, чтобы все предатели погибли в одно мгновение, провалившись под землю!
- Не верьте ему, Ваше Величество! – сказал министр королю.
Но в этот миг, тихо сидевшие на крышах вороны, вновь взмыли в воздух, влетели в залу, и начали клевать министра, бить его крыльями.
- Сжальтесь! – завопил военный министр, и, отмахиваясь от птиц, выбежал прочь.
- Ваше Величество! – осмелел я. – Защитите королевство от врагов! Весь народ просит Вас об этом! – и склонился в поклоне.
Молодость любит подвиги. Воодушевлённый поддержкой своей знати, король отдал приказ собирать войско. Повсюду закипела подготовка к обороне: на крепостных стенах расставлялись лучники, заготавливались припасы, женщин и детей отводили в укреплённые здания, в огромных котлах варилась смола,  а кузнецы повсюду ковали оружие. Три дня длились приготовления. Разведчики докладывали о приближении врага.
Войско короля Хараяра напало на рассвете. Ночью он пересёк границу нашего королевства, и утром уже стоял возле крепостных стен.
Как хорошо, что о нападении было известно заранее! Король успел собрать огромное войско, и теперь, открыв ворота, мы выкатили колеса, пылающие от горящей смолы, и пустили их на врагов, осыпая градом стрел, затем помчалась боевая конница, а следом и мечники. И ещё подтягивался простой люд, вооружённый  граблями да косами, чтобы защитить землю свою от ворогов - грабителей. Среди них я видел и родичей моих, и цыган, и сердце моё ликовало, что дружны люди наши, и не отсиживаются за бабскими юбками.
Быстро мы разбили неприятеля, и погнали их до границ королевства, а они бежали, и даже не оглядывались. То-то же!!!
-Победа! – закричал народ, и вверх полетели шапки, от которых взмыли ввысь птицы, вспугнутые со своих мест. Птицы подлетели ко мне, и принялись кружиться,  так, что я весь в перьях оказался, а потом улетели в лес.
Король рассмеялся, увидев меня в таком виде:
- Шут! Настоящий шут! Останешься при дворце. Не каждый король может похвастать, что у него в шутах цыган.
Вот так я и стал шутом.  Но моё сердце, полное любви к отечеству и людям, не раз подсказало, как правильно действовать, чтобы поддержать мир в земле нашей.
Сын короля, юный Марлук, испытывал ко мне уважение и привязанность, он звал меня принимать участие во всех своих  учениях или забавах, объясняя это тем, что я всё умею превращать в приключения. Уже с детства он прислушивался к моим напутствиям. Хороший король из него получится, когда он вырастет.
А однажды мне удалось примирить властвующих супругов. А дело было так…
Принцесса Гарния  питала симпатию к другу своего детства, что приехал в её свите, когда она должна была стать нашей королевой. У этого вельможи был скверный и заносчивый характер, и все его прозвали « Жук». Он души не чаял в королеве, всегда и во всём угождал ей.
Однажды Жук неуважительно отозвался о заслугах нашего короля. Разразился скандал. Королева прогнала его с глаз своих, но после простился, ибо он нуждался в ней, а она уже привыкла видеть его в своей свите.
Король был зол, и хотел проучить наглеца за дерзость лично, изгнать того, но из глаз королевы покатились слёзы, ведь она любила короля, но не хотела лишаться такого преданного друга. Тогда я решил вмешаться. Надев свой шутовской колпак, и сыграв несколько красивых аккордов на гитаре, я приблизился к королю:
- Ваше Величество!
Тот посмотрел на меня своим пылающим гневом взглядом.
- Вы знаете, что у королевы есть любимый оленёнок Амиль, что следует за ней на прогулках?
- Да, конечно знаю! – ответил король.
- Так вот этот оленёнок – настоящий хулиган, он уже столько всего натворил: вытоптал цветы, опрокинул вазоны, поломал множество деревьев, да ещё и бодается! Вы сердитесь на него?
- Нет, это же питомец королевы!
 Я улыбнулся.
- Вы правильно заметили, - питомец! Наша королева завела себе ещё одного питомца. А на него Вы будете сердиться?
- Нет, – ответил, размышляя, король.
- Имя нового питомца – Жук! – сказал я.
Король на минуту замолчал, затем хлопнул себя по колену, и расхохотался.
- Питомец! Ну, если так на дело смотреть, то пусть моя королева и дальше занимается благотворительностью!
Королева в этот момент бросила на меня мимолётный благодарный взгляд, и впорхнула в раскрытые объятия супруга, а я деликатно удалился.
Пусть они будут счастливы своей любовью, пусть живут как в раю, а уж за порядком в этом раю, и за поведением питомцев, особенно этого жука, будет зорко присматривать один цыган, добровольно надевший колпак шута.


Рецензии