Встреча в мае-2

Через два дня Валька был у меня дома , в квартире на улице, носящей имя полководца Отечественной войны 1812 года,.
 В маленькой, тесноватой кухоньке, большую площадь которой занимает угольный котел, мы пили чай, затем перешли  на более крепкий, традиционно русский напиток.
После радостных восклицаний, типа: А помнишь?Помнишь?, мы немного поговорили о современной жизни.
Валька живет сейчас в Смоленске. После окончания военного училища поступил в военную академию. Ушел в запас  полковником. Воевал в Афганистане, Чечне.. Жена врач. Сын и дочь работают в школе. говорили мы долго, вспоминали детство, своих учителей.
- А помнишь Николашу ? ( так мы уважительно называли Николая Михайловича Гудкова, которому недавно исполнилось 82 года). А помнишь Веру Яковлевну Кузину?( учитель математики) Кстати, это она помогла мне сделать свой выбор, стать учителем математики., а Вальке стать военным.
Валька тогда жил в интернате при школе и , если не получалось задание, бежал к любимым учителям, прямо домой. Жили они невдалеке от школы.
 Увидев у меня в комнате икону, Валька перекрестился, задумался.
- Ты помнишь, Николай братьев Скатовых?-вдруг спросил он.
- Рыжего Ваську и маленького Сережку? Конечно, помню, а что?
Сережка был моложе Васьки лет на пять.Но вместе со своим братом ходил с нами в походы. Наш классный руководитель, покойный  Владимир Харитонович Кузин часто брал его с собой и в турпоездки , и на экскурсии, которые мы очень любили.
 Но случилось несчастье.  Однажды весной , катаясь с горки, Сережка утонул. Санки выехали на речку и провалились вместе с мальчишкой под лед. Лед был тонкий, и сделать что-нибудь, как-то помочь Сережке никто не мог.
--Ты знаешь, что Василий служил вместе со мной в Чечне? Этого я не знал, но кивнул головой и сказал:
- Все-таки вдвоем вам было там веселее.
-Было веселее...-как-то отстраненно повторил Валька. Он помолчал и вдруг глаза его зажглись, и он как-то по особому спросил:
- А помнишь, что после 10 класса мы все вместе жили в Шамординском монастыре?
Это я помнил. Не понял только, зачем Валька спросил меня об этом.
Я тоже бы забыл об этом, если бы не Чечня, сказал Валька.
- Что он имеет ввиду, говоря про "это"?- подумалось мне. И тут я вспомнил.
Жаркий, июньский день Наша школа закрыта на летний ремонт. А лагерь труда и отдыха размещался в Шамординском монасчтыре Тогда там находилось сельское профтехучилище., где готовят трактористов, комбайнеров, механизаторов широкого профиля. В училище мы жили не как гости. Наши школьные уроки  трудового профессионального обучения один раз в неделю проводились здесь же, в СПТУ Мы, ученики школы  и наши соседи птушники, как мы их грубовато называди , изучали трактор, , учились его водить, ремонтировать, штудировали правила дорожного движения.
 До сих пор помню то волнение,  которое я испытал сажая на тракторе " Беларусь" по маркерной. с особыми шишечками проволоке, кукурузу на каменском поле.
А сам Шамординский монастырь в те годы злобного атеизма был величественен и прекрасен.
Расположенный на самой крутизне, он смотрелся издалека одиноким исполином ушедшего времени, оставляя одних  равнодушными и глухими, у других же вздрагивала душа: а все ли мы так делаем в мире своем?
 
Внизу растирался необозримый , в ярких цветах зеленый луг, извилисто изрезанный речкой Сереной.
 Не на этом ли шамординском лугу  великий Толстой сорвал куст колючего татарника?
 Как известно, раздавленный цветок этого репейника дал толчок писателю к написанию им его бессмертного" Хаджи Мурата"
Кстати, многие краеведы считают, что это событие произошло вблизи Оптиной Пустыни.
А мои далекие современники в те шестидесятые годы, глядя на неухоженное, но величественное здание Казанского Собора монастыря, как и Толстой, могли воскликнуть:
-"Какая , однако, энергия и сила жизни. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаза. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех братий кругом его(Л. Н. Толстой" Хаджи Мурат"


продолжение следует


Рецензии