2001 Как я победила мороз

 Сегодня холодно , уже ноль. Замерзла. Иду на работу в теплой куртке. Двадцать лет назад о такой я даже не мечтала.
Моему сыну было 5 месяцев , когда я вышла на работу. Ребенок уже мог более менее обходиться без матери. А нам очень нужны были деньги , их не было даже на еду. Тогда была еще жива моя бабушка , за счет ее маленькой пенсии  мы и жили. До рождения ребенка я работала нянечкой в детском саду и училась в университете, еще раньше я работала курьером . Вот и весь мой трудовой опыт.
Мать договорилась на местном рынке , чтобы меня взяли продавать  фрукты . До этого момента я была достаточно замкнута и вела можно сказать затворнический образ жизни, находясь дома и много читая. Литература была специфической - мистика-  эзотерика, религиозная . То что открывало мне мир. А здесь тоже был мир только - Другой мир. До этого момента , весы мне приходилось видеть только издалека , проходя мимо .  В то время торгаши пользовались  обычными домашними - бытовыми весами . Мне не показалось странным то , что они были заклеены скотчем . И было большим удивлением , когда люди стали возвращаться с претензиями :
- " Ты сволочь ,торгашка ! . Обвешиваешь порядочных людей -  пенсионеров - орала пожилая женщина размахивая руками . Я даже предположить не могла , что весы подкручены и доказывала , что я не обманщик . Позднее хозяин товара - азербайджанец открыл тайну : -" Да , они подкручены . 120 грамм - это " навар " . С которого они платят ментам , врачам , налоговикам . Если я буду честным , то мне нечем будем платить тебе зарплату . Казалось , что сложного работа - "бери больше -кидай дальше". Но,тогда для меня 20 летней все это было достаточно трудно , можно сказать , даже мучительно . Трудно было вживаться в роль ушлой рыночной тетки. Человеку с тонкой душевной организацией там было не место. Первый рабочий день - я беру правой рукой по одному мандарину и аккуратно укладываю на весы. Хозяин точки , издали наблюдает и его глаза злобно поблескивают . Он подходит и с ехидной улыбочкой начинает показывать как надо . Большой и указательный - берут один , а средний и безымянный другой. На рынке важна скорость , иначе можно упустить покупателя. А еще витрина -  Каждый день надо выстраивать нагромождение ящиков друг на друга , а сверху укладывать товар. И не просто насыпать горкой. А так чтобы каждый мандарин смотрел и просился , чтобы его купили.А если ты будешь громко кричать зазывая народ ,то цены тебе нет : - " Подходим , разбираем ! Подешевело !! Распродать ! "
 А я же наоборот боялась каждого человека, который подходил что- то купить..Боялась сделать что нибудь не так..Боялась этих подкрученных на сто двадцать  грамм весов. Руки меня не слушались и часто я что нибудь роняла на землю. Особенно , когда одновременно подходило несколько человек . И всем что нибудь надо. Не раз меня обманывали, что нибудь покупают , потом они передумали .Деньги дали потом вернули . В итоге требуют вернуть сотню , а я не могла вспомнить отдала я им или нет..Стоило отвернуться , как что нибудь своруют .
Я старалась походить на этих матерых уже продавщиц, которые курили и разговаривали матом.
 На работу я приходила к семи утра , а домой возвращалась в восьмом часу совершенно без сил. Зарплату я получала ежедневно , плюс он еще  "жалел меня" иногда и давал с собой кулечек фруктов, которые чуть чуть начали портиться. Пятьдесят рублей зарплаты  я практически сразу тратила на продукты. Дома меня ждала гора пеленок с ползунками. Стирала я их руками , стиральной машины тогда еще не было . Засыпала иногда в той же одежде , что и пришла так как сил раздеться уже не было. Со временем я разбогатела и купила себе синтетический малиновый фартук в горошек с двумя карманами спереди . В таких все стояли на рынке.Я стала одной из них. Удобно деньги держать при себе. Не сказать, что со временем я привыкла , нет этого не произошло никогда. Быть торгашкой -для меня было просто выживанием в тот момент.
Однажды  я принесла в кошельке свои личные деньги на работу - сто рублей , я хотела купить что то для своей матери на день рождения . В какой то то момент у меня не оказалось сдачи покупателю и я отдала свои сто рублей , с тем , что заберу из кассы их чуть позже. Ближе к вечеру я решила их забрать , но в этот момент появился хозяин - начал выхватывать у меня кошелек , я обьясняю, что я беру всего лишь свои деньги , на что он закричал- не верю!  И разодрал мой кошелек. Я оставив себе 100 рублей , кинула выручку и убежала с точки не доработав до конца дня , оставшись  без зарплаты .
Приближалась зима, без денег жить было нельзя . Я устроилась в хлебную лавочку все на том же злополучном рынке. Хозяин тоже азер. Платил на целых 30 рублей больше. Вроде как работа там более интеллектуальная, если так можно выразиться. Несколько поставщиков привозили свой хлеб и загружали в машину, которая и являлась нашей лавочкой. Батоны нарезные, подмосковные, никитинские, воронежские к чаю не к чаю и тому подобное и надо их всех отличать , ведь цена у них разная. Тогда хлеб еще был без упаковки с названием. Просто горячий , в пакетики складывала уже я. Еще у меня были пирожочки всякие , моя слабость.Так иногда хотелось есть, что большую часть зарплаты я проедала.Они так пахли - эти слойки с сыром..
Я всегда была мерзлячкой. Это все от плохих сосудов. У меня и в жару руки то холодные. А мороз для меня подобен аду..Работа на улице это прежде всего соответствующая одежда и обувь . У меня ее не было. А выжить надо. Кроме обычных зимних мужских ботинок ,   другой обуви не было. Ботинки были куплены за год до этого на свадебные деньги. 
Насколько нужно было отойти от социума , чтобы купить себе на зиму мужские ботинки и радоваться этому. А теперь они стали единственным возможным выходом на улицу. Сверху на мне был старый красный пуховик , который летом мне подарила мать  на день моего пятнадцатилетия. Лавочка открывалась первой на рынке и работала при любой погоде. Когда столбик градусника опускался ниже -двадцати пяти, не работал никто кроме меня. Были дни , когда приходилось стоять и в минус тридцать . Целый день.Мелочь, которую я отдавала на сдачу примерзала к моим пальцам. В один из этих морозных дней ко мне подошел тот самый фруктовый хозяин и положил пару старых ,поеденных молью валенок .Вот говорит- нашел в сарае..И я была рада..Теперь можно было одеть теплые носки и почувствовать себя человеком..Наградой за те мои испытания стало ,то что долгое время вирусы гриппа облетали  меня стороной..


Рецензии