За ягодой- брусникой на любимые места!

…Я лежу с краю ЛЭП-500, на прогалине среди молодого березняка, и гляжу в небо. Оно голубое и очень глубокое, бездонное! И вот там высоко появилась белая чайка, быстро летит от протоки Чеускиной или даже от самой Юганской Оби куда-то на северо-восток, к другим рыбным водоемам: наполовину высохшему Сырому Агану, к еще местами глубокой Девкиной протоке, к мелеющей осенью Оби. Между двумя этими большими водными рукавами- Обью и Юганской Обью- мои любимые островные леса, просеки, ягодные и грибные опушки.
На одной из них я уютно устроился! Кусок полиэтиленовой пленки на траву и мягкий мох, брезентовая куртка и пиджак на ней, под голову рюкзак с сумкой для японского фотоаппарата. Довольно удобно, а главное- почти неприметно для лесных обитателей.
И все же вездесущая кедровка приметила, пролетела с тревожным криком туда-сюда над моим походным биваком. Мол, берегитесь, птицы и звери: в тайге- человек! Возможно, злодей, убийца, лютый наш ворог!
Услышал сквозь сон и Михайло Иванович, почивающий днем в укромном месте на верховом клюквенном болоте. Залетело в ухо кедровкино сообщение и рыжей лисе, ни за что не хотящей попасть на чей-то малахай,- спряталась за старую колоду. Даже заяц-беляк, кормившийся неподалеку вкусной травкой, выросшей на полянке после обильного дождя, вздрогнул, трусливо запрядал своими длинными ушами. Где-где… охотник?
Тихо лежу дальше, слушаю лесные новости. Две мелкие молчаливые птички тоже решили навестить и лучше рассмотреть это двуногое чудище, нагло разлегшееся тут, среди покоя и тишины предосенней островной тайги. Промелькнули над головой и побыстрее скрылись: страшно!? И лишь невидимый мне паучок ткет и ткет свою новую сеть среди стволов и веток березок, с уже желтыми прядями в кронах.
Сухой листик отрезком этой крепкой паутинки зацепился за другой и вращается на ветерке, как пропеллер. Слева направо, а потом и наоборот! Живой словно!..
Рядом, шурша, пробежала мышка-полевка, скушавшая несколько спелых брусничин, далеким эхом отозвался голос черного ворона, постоянно живущего в тайге возле Девкиной протоки. Там же я не раз слушал и протяжный крик-стон желны, одинокого черного дятла, видел пару рыжих белок, шелушащих свежие кедровые шишки. Видел и мишкины следы, разломанные им в поисках личинок древесные колоды…
Не пуста наша островная тайга! А приветливого, незлого человека одарит и грибами, и ягодами, и травкой лекарственной!
Мой «грибной огород» тут же- по берегам, в окрестностях обских проток. (О нем речь пойдет отдельно, поскольку в 2018 году ввиду поздней весны, холодного июня и сухого июля с половиной августа приличный урожай пришелся лишь недели на две- примерно с 25 августа по 4 сентября, когда я привез из лесу несколько ведерок разных- на соление и жарение- грибков).
А пока …о бруснике! Она не подвела и нынче юганских ягодниц, уже торгующих в городе ведрами и бидонами спелой кисло-сладкой красной ягоды.( Сам набрал ее немало, наварил с десяток литров сладкого брусничного варенья на зиму, одарил таежным лакомством и знакомых).
…И вот на самом склоне лета эти тяжелые кисти снова и снова и просились в мое ведерко здесь, на опушке леса. Как пройдешь мимо?
Собирать нелегко, склонившись к земле, к щедрым этим куртинкам- ягодникам. Иногда, уставши, встанешь на колени, а то и приляжешь на живот- и берешь-берешь почти горстями солнечную нарядно-кумачовую северную ягоду. Еще только спеющую- лишь в середине сентября она станет темно-бордовой, налитой целебным соком. Но ждать некогда- опадет быстро, птица склюет, зверьки полакомятся и др. Глядишь, к концу сентября уже пусты брусничные плантации и на Оленьем острове, и по лесным опушкам за Сырым Аганом, вплоть до Девкиной протоки. Но четвертого сентября с.г. рыбаки и грибники на машинах даже «брезговали» поклониться спелым червленым и пурпурно-красным брусничным кустикам, сверкавшим яркими огоньками среди зеленых мхов, травы, багульника и палых листьев.
(Кстати, в Сети приводится немало синонимов этого самого «революционного» в мире цвета: алый, багряный, червонный, червленый, пурпуровый, багровый, пунцовый, малиновый, румяный, рдяный, кровавый, кумачовый, кумачный, карминный, карминовый, киноварный, рубиновый, гранат-овый, пламенный, коралловый, ало-красный, багрово-красный, чермный, цвета зари и т.д. и т.п).
…Итак, мои пластиковые сумки-пакеты полны этими пламенными ягодами! В ведре – грибы с верхом!
Теперь скорее на автомагистраль Тюмень-Сургут, где остановка дачного автобуса Нефтеюганск-Олений остров. Там уже и другие, тяжело нагруженные, любители даров дикой Природы. Ведь ничто не сравнится с нашими целебными клюквой и брусникой! Свидетельствую об этом самолично, своим еще крепким здоровьем 75- летнего уральца- северянина, с детства выросшего на северных грибах-ягодах!
И в эти годы пройти пять- десять километров с рюкзаком и фото-видеокамерой для меня не проблема!

Вл.Назаров.
Фото автора.
7 сентября 2018 года.


Рецензии