Цикл. Уникальные женщины мира. Бизнес-мадам
Барб-Николь.
1. Весьма пожилая женщина позировала художнику. В её почтенном возрасте непросто сидеть неподвижно: она быстро уставала. Понимая, что портрет необходим для последующих поколений, она обречённо вздыхала и старалась держаться... Ведь она привыкла преодолевать трудности! Немного усилий...и портрет будет закончен.
А про себя знала, несмотря на возраст в ней ещё сохранилась живость. И художник знал, что под патиной лет и дряхлеющей плоти скрывался дух госпожи и королевы...живой ум и изумительная активность. Это он и старался передать.
Но всё же, всё же она понимала, что краски ложатся те, которые он видит в ней сейчас, прошлое скрыто за давностью лет даже от неё, поэтому в этой картине будет больше вымысла, чем правды. Правда в её воспоминаниях...
Давно уже нет той одиннадцатилетней серьёзной девочки с золотистыми волосами и большими серыми глазами, которую по улицам Реймса, пробираясь сквозь толпы разъярённых людей, вела портниха их семьи - простая, но храбрая женщина. Переодев девочку в бедняцкую одежду и грубые деревянные башмаки, швея сопровождала дочь богача из школы домой через опасные улицы революционной Франции. Это был единственный способ привести ребёнка к состоятельным родителям в целости и сохранности в дни начавшейся революции 1789 года. Узнай они, чья это дочь - не миновать беды...Вокруг ревела толпа, лица обезумевших мужчин навсегда отпечатались в памяти дрожащей от страха девочки...
Нет уже и той барышни, которая в присутствии небольшой группы близких людей, одетая скромно, но по моде - в простой белый кисейный наряд, как того требовала постреволюционная неспокойная обстановка, в двадцать лет выходила замуж за Франсуа.
Тайное венчание - в шестой год от основания Французской республики - было настороженным и тихим; если бы их обнаружили, им грозил арест. Обе семьи были очень состоятельными.
Не любовь стала прелюдией к браку, скорее всего он состоялся по экономическому расчёту. Франсуа нравился Барб-Николь. Энергичный молодой человек, прекрасно играющий на скрипке и получивший дорогое образование, вполне устраивал девушку. В первые годы супружества пару объединяла французская литература, беседы и споры о ней, впоследствии общее дело...
Перед глазами, словно в тумане, размывается и облик той Барб-Николь, которая в двадцать семь лет потеряла мужа. Но сердце страдает как и тогда... Франсуа заболел злокачественной лихорадкой. Её тайная надежда, что муж каким-то образом выживет, не сбылась. После дней длительных мучений он скончался, оставив в горе окаменевшую от ужаса жену, и маленькую дочь Клементину...
2.Тебе, конечно, не терпится, мой друг, узнать, чья история на сей раз украшает 19-й век! И все последующие... Ибо она, вне всякого сомнения, украсила жизнь многих поколений.
Барб-Николь родилась в 1777 году в семье Понсардена и его девятнадцатилетней жены Жанны-Клементины. Семейное предприятие по торговле текстилем, основанное дедом девочки, сделало её отца богатым, влиятельным человеком.
Он души не чаял в старшей дочери, считая, что именно Барб-Николь из всех его детей, унаследовала его способности и дух.
Революция 1789 года положила конец его мечтам о женихах-аристократах для дочерей. Он был отнюдь не глуп, Николя Понсарден... Признав революцию и влившись в ряды якобинцев, он приобрёл репутацию уважаемого гражданина, став представителем города в новом Законодательном собрании Франции.
Выдавая любимую дочь за Франсуа, единственного сына семьи, успешно занимающейся виноторговлей, - был уверен в её будущем. И не ошибся!
Пока мечтатель и фантазёр Франсуа, жаждущий создать по-настоящему вкусное вино, путешествовал по Германии, Швейцарии и Франции в поисках сбыта своей продукции, его жена Барб-Николь ездила по полям Шампании, появляясь на плантациях с восходом солнца. Она наблюдала за работниками, собиравшими виноград, разговаривала с опытными виноделами и крестьянами, могла часами сидеть, любуясь, как медленно и аккуратно давят виноград... Ничто не доставляло ей большего удовольствия, как вдыхать нежный запах тёплого винограда, видеть сок первого отжима - кюве, отличающийся изысканным вкусом и знать, что это прекрасный компонент для будущего вина...Изучение производства вин стало страстью Барб-Николь...
А Франсуа...
Он нервничал, впадал в меланхолию, поскольку не удовлетворялся качеством своей продукции. Состояние подавленности долго не отпускало его, пока наконец им не удалось подготовить собственные "домашние" вина и представить их на рынке в 1803 году. Окрылённый успехом, Франсуа стал думать о продвижении вина в Россию.
Задумано - сделано. В начале 19 века он уже в России, и оттуда шлёт неутешительные письма жене...
Заказы из России по сравнению с Пруссией, Австрией, Великобританией были мизерными, что очень удручало наследника обширных виноградных плантаций. По всей видимости, эти переживания повлияли на развитие болезни, которая в начале 19 века оказалась неизлечимой.
В 1805 году Франсуа скончался, оставив жене в наследство виноградники и своё имя. Отныне за Николь закрепилось имя "вдова Клико".
3. Жизнь Николь круто меняется!
После смерти мужа в женщине пробуждается талант, о котором не подозревали ни близкие, ни она сама. Прежде всего она берётся за улучшение качества производимой продукции, инвестируя в расширение площадей виноградников и культивирование лучших сортов винограда. Решая проблему как избавить шампанское от дрожжевого осадка, который придавал напитку мутность и неприятный вкус, она совершает большой прорыв в технологии шампанизации. И секрет этой находки хранит долгое время...
Вместе с управляющим, Клико изобрела наклонную стойку для бутылок с круглыми отверстиями. Бутылки, размещённые в стойке вверх дном, регулярно встряхивались и переворачивались. Технология под лиричным названием - ремюаж - позволяла отработанным дрожжам накапливаться в горлышке бутылки, затем выпускаться из неё, избавляя напиток от нежелательного цвета и вкуса.
Исключительная прозрачность вина с хорошими пенящимися свойствами, благодаря чему пробки вылетали из бутылок с особенно громким хлопком, стала победой мадам Клико... В это мало кто верил. Её конкуренты жаждали провала, но она, неустанно повторяя, что ей нужно только одно качество - наилучшее, добилась потрясающего успеха.
Предприимчивая мадам Клико, получив отличный результат, посылает своих агентов во все стороны света в поисках рынков, снабжая их шампанским для дегустации. Россия пришла в восторг от её игристого, а Проспер Мериме написал: "Мадам Клико напоила Россию. Здесь её вино называют Кликовское и никакого другого знать не хотят".
Русские наслаждались, а она получала огромную прибыль.
Однако с вторжением Наполеона в Россию всё изменилось. Вышел указ, запрещающий ввозить в страну вино в бутылках...Для Николь и потребителей это стало тяжёлым ударом - она теряла деньги, потребители - изысканный, веселящий напиток, от которого все были без ума. Без Кликовского в России скучали, вспоминая то время, когда игристое лилось рекой...
После разгрома армии Наполеона, русские офицеры и солдаты, наконец, дорвались до её винных погребов в Шампании... Однажды рабочий вбежал к хозяйке погребов с криком: "Мадам, они пьют наше драгоценное вино..." Она, нисколько не сердясь, невозмутимым голосом ответствовала: "Пусть пьют. За всё заплатят"...
4.Заплатили!
Восхитительное вино вновь хлынуло в Европу, в том числе и в Россию. "Вино кометы" действительно было легендарным, не зря оно упомянуто в "Евгении Онегине": "Вошёл: и пробка в потолок, вина кометы брызнул ток".
Заветные ящики вина улетали в мгновение ока по неслыханной цене.
Отныне мадам Клико не переживала по поводу сбыта, её шампанское завоевало мир!
1814 год - год триумфа дома Veuve Clicquot-Ponsardin; мадам Клико провозглашается Grande Dame. В честь хозяйки так называется брют, который и сегодня продаётся под тем же названием.
История "шампанской вдовы" имела странное продолжение. Она была первой молодой вдовой, занимающейся винами; после последовал непонятный мор мужчин - производителей этого напитка...
Луиза Померри сорок лет возглавляла алкогольную компанию покойного мужа, вдова Камилла Родерер сорок два года правила Домом Луи Родерер, вдова Лоран-Перье хозяйствовала тридцать восемь лет, её сменила Мария Луиза де Нонанкур, с которой Дом Лоран-Перье благополучно пережил оккупацию Франции... Мистика!
Не само ли шампанское выбирало себе хозяев, точнее, хозяек... И не потому ли, что вина этих женщин, как предрекали молодой Николь Посарден, обвиняя её в сумасшествии, когда она занялась производством вина, не превратились в уксус...
Женщина и шампанское...Что может быть логичнее этого тандема, не так ли, друг мой! Вспомним слова мадам де Помпадур с её знаменитой фразой, произнесённой некоторое время спустя после изобретения шампанского: "Шампанское - это единственное вино, выпив которое женщина становится красивее". И с этим утверждением невозможно не согласиться.
Как и с тем, что Николь Клико была не просто удивительной женщиной, а предпринимателем, опередившей своё время. Считается, что она первая в мире женщина, управляющая международной коммерческой корпорацией. Она вошла в деловой мир в эпоху потрясений и сохранила семейное дело в век индустриализации. Ей было суждено стать первой знаменитой бизнес-леди. И она ею стала! Одним из первых олигархов...
Сидя перед художником, она мысленно писала письмо правнучке Анне, которой собиралась оставить свою винную империю: " Моя дорогая,я выдам тебе один секрет, ты больше всех похожа на меня, ты - такая же дерзкая. Это прекрасное качество помогало мне на протяжении всей моей долгой жизни...Посметь сделать что-то раньше других...теперь меня называют гранд-дамой Шампани!...Мир постоянно меняется, и мы должны изобретать вещи будущего. Человек должен опережать других, быть целеустремлённым и точным. Надо позволить разуму управлять течением твоей жизни. Будь смелой"... Такова суть характера женщины, изменившей мир!
Умерла Барб-Николь Клико в восемьдесят восемь лет в 1866 году, работая до последнего часа жизни, оставив миру не только великолепное шампанское и компанию по производству вин, но и уроки из своей необычной биографии...
Свидетельство о публикации №219103101439