Религиозность. p196-202

Духовное устроение человека прямо связано и отражается
в характере религиозности. Религиозность – это мера зрения
себя, Бога, ближнего и мира природы. Есть два вида религиоз-
ности. Религиозность, пробужденная Богом, это вера свыше,
являющаяся в человеке действием благодати Святого Духа. Ею
Дух Святой открывает человеку Христа. И есть религиозность
природная, как часть падшего естества человека. Она смешана
с ним, падшим естеством, и поэтому слепа и Бога видеть не
может, но, будучи религиозностью, влечет человека к чему-то

197
большему, чем он сам, и в это большее верит. Верит для того,
чтобы самому человеку иметь утешение, чтобы было от кого
искать помощи в безвыходных обстоятельствах и чтобы иметь
принадлежность к обществу духов, высших, чем общество че-
ловеческое, и потому более могущественных.
Второе, религиозность, как часть падшего естества челове-
ка, всегда корыстна и потому дает человеку зреть себя самого
лишь отчасти. Самые глубины греха, корни страстей, погло-
щенность падшим естеством и состояние бессознательного
она открыть человеку не может. Он знает о себе грешнике
лишь отчасти, в меру, насколько может отложиться от само-
любия, самоугодия и влечения к миру. Религиозность эта ко-
рыстна, потому всегда рядом с нею человек носит в себе тон-
кое услаждение собою, довольство своими делами и жизнью,
тонкое мнение о себе или противоположную уязвимость. И
«праведник гибнет в праведности своей. (Потому что) нет че-
ловека праведного на земле, который делал бы добро и не гре-
шил бы» (Ек. 7, 15, 20).
Такая религиозность поражена всегда нечувствием сердца.
Это-то нечувствие сердца, при котором «тщетно собирает ум
помышления о смерти, о суде Божием, о множестве согреше-
ний своих, о муках ада, о наслаждении рая; тщетно старается
ум ударять в сердце этими помышлениями, оно пребывает без
сочувствия к ним, как бы и ад, и рай, и суд Божий, и согреше-
ния, и состояния падения и погибели не имели к сердцу ни-
какого отношения. Оно спит глубоким сном, сном смертным,
напоённое предшествовавшей нерадивою жизнью (и многими
забытыми нераскаянными грехами, равно как грехами, ко-
торые человек не принимает за грех)» (Свт. Игнатий. Там же.
С. 155). Даже об учениках Христовых, будущих апостолах,
Евангелие говорит: «Потому что сердце их было окаменено»
(Мк. 6, 52).

198
Третье, религиозность, как часть падшего естества, всегда
самодеятельна. Поэтому в разных народах она создала множе-
ство разных и непохожих друг на друга культов и религиоз-
ных практик. В христианском народе сочинила католический
культ, протестантский и множество христианских сект. Сре-
ди православных она учинила множество ересей и расколов.
В современном православии она постоянно придумывает
либо самодеятельное подвижничество, либо столь же самоде-
ятельное послабление личной, приходской или монастырской
жизни, наполняет религиозную жизнь разного вида деятель-
ной активностью, инициативностью, а сегодня и того хуже –
вводит в жизнь православного содержания зрелища, концерты,
книги, картины, ярмарки, фестивали, конкурсы, смот-
ры, активно умножающиеся интернетные формы. Это та ре-
лигиозность, через которую в последние времена всё удобнее
и обширнее будут действовать и уже действуют все три духа
злобы – мира, времени и лести.
Четвертое, религиозность, как часть падшего естества, яв-
ляется обширным полем для осуществления всех трех свойств
индивида. Здесь и религиозная самореализация, и религиозная
тирания, и религиозное стремление к массовости. Самореали-
зация – это разнообразие культов и религиозных культур, это
жизнь дарованиями и талантами внешнего, среднего и нрав-
ственного человека без предваряющего очищения, по одной
только начитанности и религиозной ревности. Тирания – это
множество войн на религиозной основе, это все, что происхо-
дит сейчас на Украине. Вместе с тем это раздоры в семьях из-за
того, что кто-то не хочет воцерковляться, это соперничество в
приходах, епархиях, монастырях, особенно в женских. Третье
свойство индивида – стремление к массовости православия –
через него реализуется постепенно возрастающее во всем

199
мире насаждение религиозности во всех народах. Всемирная
религиозность – это грандиозный замысел предшественников
антихриста. Замысел этот движется и наполняется силою од-
ного из трех духов злобы – духом времени.
В России в наше время им инициированы три мощных дви-
жения в Церкви:
– Массовое крещение людей, из которых 90% от числа кре-
щеных даже на первое причастие в храм не пришли и со дня
крещения в церковную жизнь входить не собираются, но к
православным христианам теперь себя причисляют. В бессоз-
нательном ожидании антихриста они удерживают сами себя
и удерживаются духом времени вдали от православной цер-
ковной жизни. До времени. Казалось бы, понятно, что такая
практика крещения должна быть прекращена. Но какой крик
и возмущение поднимаются сразу, стоит только заговорить о
серьезной подготовке людей к крещению. И крик этот не при-
водит никаких доводов в пользу спасения людей. Он просто
кричит и возмущается, как будто задели за что-то самое жи-
вое. Очевидно, что к духу времени, которому нужно как мож-
но больше людей привести к пробудившейся религиозности,
здесь крепко приставлен еще и дух мира, который сильно по-
догревает меркантильные интересы и горделивое, честолюби-
вое или тщеславное в делах крещения.
– Второе движение, инициированное духом времени, – это
масштабное развитие христианской культуры, образования и
потребления. В последнее входит невиданный доныне поток
христианской литературы, обилие и разнообразие икон, пред-
назначенных для широкого потребления, разной религиозной
утвари и символики, наносимой без всякого разбора на любые
предметы домашнего обихода. Это то современное «свое», в
котором занято множество людей, в самообольщении и само-
обмане полагающих, что в чтении, образовании и культуре

200
заключается православная жизнь, жизнь как будто посвящен-
ная Богу.
– Третье движение – это наполнение храмов религиозными
людьми. В ограду Церкви входят новые массы людей. Мож-
но бы радоваться, что к Церкви «прилагаются» (Деян. 2, 47),
как во времена апостолов тысячи людей. Но входить в огра-
ду Церкви и прилагаться к Церкви – действия крайне далекие
друг от друга. Входящие в ограду Церкви не поймут, что в их
«по наружности цветущем благочестии уничтожена вся его
сущность, вся сила. Они встретятся с напыщенной ученостью
и христианским знанием. Но ученость эта и это знание будут
заключаться единственно в изучении Закона Божия по убива-
ющей букве, при жизни противоположной заповедям Божи-
им. Люди эти не будут видеть своего бедственного положения
в нравственном и духовном отношениях. Но напротив, (под-
вигаемые требованиями о церковной отчетности), будут тру-
бить о своем преуспеянии, (при этом) отвергнув христианское
развитие для духа, для вечности, для Бога» (Свт. Игнатий. Там
же. С. 273).
Во всех этих трех движениях, утвердившихся в современ-
ной Церкви, человек «непонятным и неприметным образом
для себя развивает падшее естество, свою невещественную
душу соделывает как бы вещественною; становится весь –
грех, весь – плоть; отвергается Богом, как совершенно уничто-
живший в себе цель, с которою он воззван Творцом в бытие из
небытия» (Там же. С. 272).
Отсюда святитель Игнатий с великой скорбью продолжает
упреждать верных, которые готовы соблазниться:
«Кто не приял внутри себя Царства Божия, тот не узнает
антихриста (как не узнает эти три движения в Церкви как
противные Христу); тот непременно, непонятным для себя

201
образом, соделается его последователем. Второе пришествие
Христово застанет его неготовым» (Там же. С. 271).
«Господь сказал ученикам своим, что признаком кончины
мира и близости второго пришествия Господня будет необык-
новенное вещественное развитие. (Вместе с тем) своего пол-
ного развития достигнет грех, и тем он будет страшнее, и тем
владычество его будет тверже, (чем более видимым и уверен-
ным) сохранится в народе церковном личина благочестия. В
это время люди забудут Бога, забудут Небо, забудут вечность,
и, в обольщении своем, как бы вечные на земле, всё внимание
устремят на землю, на доставление себе на ней возвышенней-
шего и неизменного благосостояния. Что может быть безум-
нее этого направления» (Там же. С. 271, 273).
Такова человеческая религиозность, смешанная с падшим
естеством, которая получает участием духа времени обшир-
ное развитие по всему лицу земли. В итоге она овладеет всем
человечеством.
Иная религиозность, та, что подвигаема верою свыше, рож-
дается не просто таинством крещения или последующими
таинствами, но есть удел избранных Богом. У какой-то малой
части человечества в глубинах индивида жива личность. Она
может быть вызвана навстречу Христу, вызвана Духом Свя-
тым. Вы «живете по духу, если только Дух Божий живет в вас»
(Рим. 8, 9). И поэтому «не вы Меня избрали, а Я вас избрал»
(Ин. 15, 16), «Немощное мира и ничего не значащее избрал
Бог»(1 Кор. 1, 27–28), «избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2, 13),
«Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили,
а прочие ожесточились» (Рим. 11, 7). «Итак, облекитесь,
как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие,
благость, смиренномудрие» (Кол. 3, 12). Ибо «те, которые с
Господом, суть званые и избранные и верные» (Откр. 17, 14).
«Званых много, но мало избранных» (Лк. 14, 24). «В те дни

202
будет такая скорбь, какой не было от начала творения; но
ради избранных, которых Он избрал, Господь сократил те дни»
(Мк. 13, 19–20). Это те, кто «куплены дорогой ценою» (1 Кор.
6, 20).


Рецензии