Имя и Плоть Сына Человеческого. p202-211

Искупление Господь совершил всего человечества, но мало
тех, кто готов откликнуться на крестные страдания Господа и
на призыв Его к Царству Божию. О таких пишет свт Игнатий:
«Кто приял внутрь себя Царство Божие, тот только и может
иметь понятие о втором пришествии Богочеловека, тот может
узнать и избежать антихриста или противостоять ему. Стя-
жавший внутри себя Царствие Божие имеет руководителем
Святого Духа, который не допускает человека быть обману-
тым ложью, облекающейся для удобнейшего обмана в призна-
ки истины» (Там же. С. 271). «Стяжавая и поддерживая в себе
Царство Божие жительством по воле Божией, мы возможем
избавиться от цепей и козней греха и миродержца, избавиться
Божией благодатью и силою» (Там же. С. 276).
«Кто приял внутрь себя Царство Божие». Откуда приял?
Господь говорит: «свыше» – «кто не родится свыше, не может
увидеть Царствия Божия: рожденное от Духа есть дух» (Ин.
3, 3, 6). Здесь «свыше» значит от Святого Духа. Поэтому и го-
ворит свт. Игнатий: «Стяжавший внутри себя Царство Божие
имеет руководителем Святого Духа». Но что есть само Цар-
ствие Божие? «Сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на
небесах» (Ин. 3, 13). Как может быть Человеческий Сын су-
щим на небесах? Может, если Он вместе с тем и Сын Божий,
Единородный от Отца Небесного. «Так возлюбил Бог мир, что
отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в

203
Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Как нам ве-
ровать в Того, Кого не видели и не видим, не знали и на опыте
не знаем? Если будем веровать во имя Его и в «хлеб, сшедший
с небес» (Ин. 6, 58). «Ядущий хлеб сей будет жить вовек, хлеб
же, который Я дам, есть Плоть Моя» (Ин. 6, 51). И вместе с
тем: уверовавший «во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3,
18) «будет иметь жизнь вечную». (Ин. 3, 16). Так в сыне чело-
веческом мы имеем имя Его и Плоть Его под видом хлеба. А в
Сыне Божием имеем жизнь вечную. Верующий в Плоть и имя
«имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына (Человеческого
и вместе Божиего) не увидит жизни, но гнев Божий пребывает
на нем» (Ин. 3, 36).
Вера же есть то, что свыше, что дается Святым Духом. Он
же, Дух Святой, и свидетельствует о Христе, что Он есть Сын
Человеческий и вместе Божий. Не всем свидетельствует, но
тем, «кому дано от Отца» (Ин. 6, 65), «дано», т. е. опять же Ду-
хом Святым. «Ибо Отец ваш благоволил дать вам – малому
стаду – дать Царство» (Лк. 12, 32). Вы же «старайтесь делать
твердым ваше звание и избрание (званые, избранные, верные –
Откр. 17, 14), ибо так откроется вам свободный вход в вечное
Царство Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр. 1, 10–11).
Именем Его, ибо «всякий верующий в Него получит проще-
ние грехов именем Его» (Деян. 10, 43). Потому что «Владыка
Боже, Ты простираешь руку Твою на исцеление и на содеяние
знамений и чудес, (Сам невидимый и не осязаемый нами, но)
именем Святого Сына Твоего Иисуса» (Деян. 4, 30) в сердце
или от сердца нами произносимого.
Он, «Бог превознес Его (Сына Своего) и дал Ему имя выше
всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось вся-
кое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2, 9–10). И
чтобы мы теперь «омылись, освятились, оправдались именем
Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6,

204
11). «Омылись, освятились, оправдались», живя в церковном
укладе, вне которого ничего из перечисленного невозможно.
Само имя Христа без Духа Божия есть только звук произ-
носимый, или слово, написанное на бумаге, но исполненное
Духом Святым, Его благодатию, в умно-сердечной молитве де-
лается тем, о чем святой Иоанн Кронштадтский пишет: «Имя
Спасителя, с верою призываемое (т. е. верою свыше, от Духа
Святого), делает чудеса, изгоняет бесов, погашает страсти, ис-
целяет болезни». В другом месте он пишет: «Когда ты про себя
в сердце говоришь или произносишь имя Божие, Господа Ии-
суса Христа, то в этом имени ты имеешь все существо Господ-
не, в нем Его благость бесконечная, премудрость беспредель-
ная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость».
Для такой меры участия в человеке Святого Духа, Который
и открывает Христа Господа в имени Его, нужно жизнью
стяжать страх Божий, веру и любовь ко Христу, а последнее
аскетикой жизни и исполнением заповедей Его. Ибо «таковых
есть спасение». Имя ли есть Бог? Нет. Но через имя и в имени
открывает Себя Бог. Благостию Своею. Как и в Теле и Крови
Сына Человеческого открывает Себя Сын Божий.
Здесь мы выходим еще к одному катаклизму, который
случился в 1913 году на Афоне и повлек за собой катастрофу
1917 года. И который имеет отношение к тому, что происхо-
дит сейчас в Церкви и будет происходить в ближайшее время
(см. следующую главу).
Так Господь по вознесении Своем даровал нам для нашего
спасения две величайшие святыни: Тело и Кровь в причастии
и Свое имя. «Лучше для вас , чтобы Я пошел к Отцу Моему.
(Тогда) о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. (Как
просить?) Дух Святой наставит вас. Доныне вы ничего не про-
сили во имя Мое, просите и получите, чтобы радость ваша
была совершенна» (Ин. 16, 7, 13, 23–24).

205
Церковь учит о себе самой, что в ней есть организация и
организм.
Организация – это то, что свойственно каждому земно-
му учреждению: ее устав, распорядок, учения, ее составы –
иерархия, клир, монашество, миряне. С одною только вели-
кою разностью от земных учреждений. При том, что везде
действуют обычные люди, однако люди эти в первых трех – в
уставе, распорядке и учениях – следуют, хранят и держатся
не человеческих творений, а деяний Святого Духа в истори-
ческом времени созидавшем и созидающем все функциони-
рование Церкви. Равно как иерархия и клир всегда были и
есть те, через кого Дух Святой сходит в Церковь и раздает
Божии благословения каждому по его служению. А монаше-
ство и миряне есть те, кто этими благословениями устраивает
свою жизнь. Ни одно земное учреждение не имеет своим
созидателем Святого Духа.
Вместе с тем Церковь внутри организации, т. е. видимой
формы ее существования, живет и действует как организм. По
апостолу Павлу – это Тело Христово, глава которого есть Хри-
стос. «Здание Церкви, стройно слагаясь, устрояется в жилище
Божие Духом Святым. Источник всех дарований и доброде-
телей христианских – Святой дух. Едино Тело, составленное
из множества людей, независимо от возраста, национально-
сти, общественного положения, и един Дух Божий. Тело это
не внешним законом держится в целости и не делами орга-
низации, но как Церковь оно едино вливающейся в сердца
от Духа Святого любовью. Любовь эту дал нам Бог. И любовь
эта – плод Духа, если человек живет не по плоти, а по духу.
Глава телу – Христос. Христос – глава Церкви, а Церковь –
восполнение Христа. Все наполняется Им, и Он во всем. И по-
этому Церковь есть полнота в организме, есть нравственное
совершенство.

206
Цель христиан в Церкви – чтобы вообразился в них
Христос, чтобы человек был совершен о Христе Иисусе. Чтобы
прийти к тому, когда «вся внутренняя моя имя святое Его».
Тогда, кто возлюбит Христа и соблюдет заповеди Его, того
возлюбит Отец и к нему придет и обитель у него сотворит»
(По книге архиеп. Иллариона Троицкого Очерки из истории
догмата о Церкви. М., 1997. С. 24–41).
Первую святыню – Тело и Кровь Свою – Господь дал всем
христианам. А вторую святыню – имя Его – нужно стяжать.
Не всякий, кто себя причисляет по имени Христа к христи-
анам, имя Его имеет еще и внутренно. Сегодня, как никогда
в прежние времена, мы имеем обилие литературы о внутрен-
нем делании Иисусовой молитвы. Все, кто читал эти книги,
тем более, кто имел практику молитвы Иисусовой, знают, как
непросто делание это дается. Неудивительно, что мало людей,
которые взялись за этот труд.
Помимо практики есть и начальные подходы к богословию
имени.
Здесь мы сделаем несколько выдержек из фундаментально-
го труда прот. Сергия Булгакова «Философия имени». Отец
Сергий был членом особой подкомиссии Московского собора
РПЦ в 1917 году по вопросам об имяславии. Председателем ее
был епископ Феофан Полтавский, отец Сергий был ее секрета-
рем и докладчиком. Собор прекратил свою работу в 1918 году,
а отец Сергий продолжил ее самостоятельно. Вот выдержки из
его большого труда:
«Господь, дающий Себя Самого, Свое Тело и Кровь в таин-
стве Евхаристии, неужели лишит нас благодатной силы Свое-
го имени? Да не будет. Имя Господа Иисуса есть Имя Божие, но
и человеческое. Оно неразрывно связано с человеческим есте-
ством Христа и человеческим именем, и будучи имманент-
но человеческому естеству, оно вводит в него силу Божию,

207
есть боговоплощение в Имени. Если в именах Божиих при-
сутствует сила Божия, поэтому страшно и чудно Имя Божие
в Ветхом Завете, то в Имени Иисусовом она по-особому ощу-
тительно близка человеку. Через это Имя Иисусово имеет для
нас совершенно единственную, исключительную близость и
доступность. В Ветхозаветное время Имя Божие было свято и
страшно. Лишь первосвященник, предохраняемый всеми са-
кральными средствами – торжественностью литургического
момента, облачением, каждением, святостью места, – входил
во Святая Святых произносить Имя Божие.
О Имени же Иисусовом все мы призваны, входя в Святая
Святых своего сердца, произносить и призывать Его, и Он
(силою своею) присутствует во Имени своем. Для иудея Имя
Божие было как вершина Синая, в мраке и молниях, и при-
зывание Имени Божия кроме богослужений было греховным
употреблением его всуе. Имя же Иисусово дает себя призы-
вать «на всякое время и на всякий час», и непрестанно обра-
щать в сердце своем. Оно остается страшно, требует к себе
благоговейного трепета, как величайшая святыня. Но оно ста-
ло близко, доступно. Дано каждому, «верующему во Имя Его
быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12).
Здесь остановим пока цитирование о. Сергия и задержимся
на словах апостола: «верующему во имя Его» и «быть чадами».
«Быть чадами», т. е. теми, к кому относятся слова апостола
Иоанна: «Свет истинный, Который просвещает всякого чело-
века, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Чада – это те, кого «про-
свещает Свет истинный», т. е. Христос. Но не все чада, хотя
и могут называть себя христианами и иметь внешнюю хри-
стианскую жизнь. Апостол говорит: «В мире был, и мир Его
не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1,
10–11). «Приняли Его те, кто не от хотения плоти, но от Бога
родились» (Ин. 1, 13).

208
Рождение от Бога свидетельствуется верою, тою, что свыше.
Верою, а не человеческою природною религиозностью. Пото-
му и апостол Павел, говоря об Аврааме, говорит: «Если Авраам
оправдался делами, он имеет похвалу, но не перед Богом, (пе-
ред людьми). Аврааму вера вменилась в праведность – по об-
резании или до? Не по обрезании, а до обрезания. Как печать
праведности через веру он получил знак обрезания, так что он
стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вмени-
лась праведность, и отцом обрезанных и ходящих по следам
веры Авраама. Не законом даровано Аврааму обетование, но
праведностью веры. Веры в Того, Кто оправдывает нечестиво-
го. «Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Пс.
31, 2) (Это) праведность независимо от дел. Не делающему, но
верующему вера его вменяется в праведность» (Рим. 4, 5–9, 13).
Так царь Константин, не будучи обрезанным, т. е. креще-
ным, всею жизнью своею творил дела веры, а крестился неза-
долго до смерти. Благоразумный разбойник всю жизнь провел
в делах нечестивых, распятый на кресте уверовал и вместе с
Господом вошел первым из людей в рай, оправданный одною
только верою, а со стороны Бога – одною только милостию
Божиею. «Не делающему, но верующему вера его вменяется
в праведность» (Рим. 4, 5). И притча о работниках о том же.
Что работавшие целый день, или работавшие всего час полу-
чили одно и то же – по одной монете. Одно и то же – получили
оправдание.
Очевидно, что не дела, которыми в наше время увлечена
Церковь, введут в рай. Но вера, которая у делающих эти дела,
сопровождает дела или лежит в основе этих дел, равно у не
делающих эти дела, но занятых аскетикой и молитвой, приво-
дит в движение то и другое. Но чтобы так было, надо быть не
внешним, не средним человеком, и даже не столько нравствен-
ным. Надо быть внутренним нравственно-духовным.

209
И вновь вернемся к прот. Сергию Булгакову. Он пишет:
«Имя имеет фонему и синему. Фонема различается в разных
языках: Иисус, Исус, Jesus. Но фонема не есть еще имя. Так сло-
во спаситель или даже Иисус не есть еще имя Господа. Только
будучи отнесено к своему носителю, исполняясь Его силой,
принимая энергию подлежащего, фонема делается именем.
Потому так несущественны разные вариации или модусы дан-
ного слова в разных языках, но не вербальный модус делает
Имя именем, но полнота и насыщенность, живущая в нем»
(Философия имени. Репринт. С. 209–211).
Вот и «Откровение» о том же: «Велики и чудны дела Твои,
Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои,
Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит
Имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы придут и покло-
нятся пред Тобою» (Откр. 15, 3–4). Дела великие, пути истин-
ные, имя славное. И во всем – «Ты един свят».
На это свойство имени иметь «полноту и насыщенность»
указует и Евангелие. Господь говорит ученикам: «Однакож
тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь
тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20). Ска-
зав о явленой на духах силе, Господь говорит о причине ее.
«Имена ваши записаны на небесах».
В Апокалипсисе говорится, что все народы земли поклони-
лись зверю. Ученикам Христовым духи повинуются. А зверь
из тех же духов, имеет «власть над всяким коленом и народом,
и языком и племенем». Какая причина? «И поклонятся ему все
живущие на земле, которых имена не написаны в Книге Жиз-
ни Агнца» (Откр. 13, 4, 7). Нет у них силы над духами.
Есть и еще одно свидетельство о людях земли. В то время,
как жена-блудница «упоена была кровью святых и кровью
свидетелей Иисусовых» (Откр. 17, 6), остальное человечество
были наблюдателями этих казней, которые чинились женою и

210
зверем. Вместе с этим они же и наблюдали за судьбою зверя,
который, судя по всему, не трогал их. Они вольно жили при
нем. И сказано о них: «И удивятся те из живущих на земле,
имена которых не вписаны в Книгу Жизни от начала мира,
видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Откр. 17, 8). О со-
трудниках своих апостол Павел говорит, что их «имена – в
Книге Жизни» (Флп. 4, 3).
Не о механическом написании имен идет речь. А о силе
веры, силе чудес, когда Петр именем Христа исцелил хромого
от рождения (Деян. 4, 10). «Именем Иисуса Христа, которо-
го вы распяли, поставлен он (хромой) здрав». Петр, имеющий
силу своего имени, записанного в Книге Жизни, совершает
чудо вместе и силою имени Христа.
Протоиерей Сергий Булгаков пишет дальше о «религиозной
лжи», как он ее называет. Когда силу и действенность Имени
Божия связывают не с действиями Божией силы, а исключи-
тельно с настроением человеческим. Это одна из позиций, пи-
шет он, на которой стоят так называемые имяборцы в своих
спорах против имени Божия. «Помолится человек горячо и ис-
кренно, и ему будет ощутима сила Имени Божия, в обратном
случае – нет. Но как нельзя спастись силою человеческою, так
и нельзя помолиться Богу силою человеческою. Не в челове-
ческом настроении подлинность молитвы. Через присутствие
Божие в самой молитве молитва становится молитвой Богу.
Отсюда следует, каким безумием, кощунством, грехом явля-
ется наша холодная рассеянная молитва, призывание Имени
Божия всуе.
Строго говоря, и всякая молитва есть таинство, поскольку
она есть действительно молитва, т. е. обращение к Богу и при-
зывание Его чрез Имя Божие. Здесь непременны отношения с
Духом Божиим, не связанным пространством, временем и фо-
немой имени: всегда и везде, где мы Его призывая, называем

211
и имеем Его присутствие в Имени, и уже от нас зависит, от
прозрачности нашей души, как ощутим мы это присутствие.
В богослужении же вообще не дано места психологизму.
Здесь ничего нет только как настроения, но все в действитель-
ности происходит, освящается присутствием Божиим в Име-
ни Божиим, которое и стоит в центре богослужения. Можно
сказать, что все оно совершается «во имя Божие» – святой
Троицы, Отца, Иисуса Христа, Святого Духа. Совершается бо-
гослужение как священный обряд, и так же совершаются та-
инства – отнюдь не силой настроения или психологического
напряжения священнослужителя и певчих, но силою Имени
Божия, в котором присутствует Сила Божия. Без этого усло-
вия религиозного реализма богослужение превратилось бы в
театральное представление на религиозные темы, мистерии,
хорошо или плохо разыгранные в зависимости от этих самых
«настроений». Но имя Божие, имя Троицы и называется не
терминами настроения, а словами божественной реальности –
«святое и великолепое Имя Отца и Сына и Святого Духа».
Если это не так, то рассыпается все богослужение, все тайно-
действие» (Там же. С. 213-214).


Рецензии