Периоды истории. 217-225

Теперь можно назвать периоды в историческом движении
человека и человечества. В Раю Адам и Ева – период богоздан-
ной чистоты и жизни в саду Творца своего – Бога. В единении
и согласии с Ним.
Грехопадение, утрата личности, воцарение индивида, в столь
глубоком отрицании себя, Бога и ближнего, что в условиях

218
Рая не только невозможно было восстановление человека, но
возникла опасность навсегда закрепления падшего состояния.
«И сказал Бог: как бы не простер он руки своей (от живущего
самореализацией индивида это возможно ожидать), и не взял
также от древа жизни и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт.
3, 22). То есть, оставаясь преступником послушания, преслуш-
ником, вошел бы прежде времен в вечную, но не муку, а жизнь.
И тем сравнялся бы с падшими ангелами, оставаясь владель-
цем всего творения. Это владычество над творениями Бог дал
прежде Адаму и Еве: «Обладайте и владычествуйте рыбами,
птицами, животными. Я дал вам всякую траву и всякое дере-
во» (Быт. 1, 28–29). И Псалмопевец вторит: «Поставил челове-
ка над делами рук Своих, вся покорил еси под нозе его, ничто
же остави ему непокоренно» (Пс. 8, 5–7).
Бог изгоняет Адама и Еву из рая. Изгоняет несущих не-
преодолимую в самом себе порчу. Индивид вместо лично-
сти наполняет землю. С этого времени на всем протяжении
истории движутся на земле две ветви людей – сохранившиеся
в начатках личности и отрекшиеся от нее совсем. По изгна-
нии начинается период патриархальности семей праведной
части Израиля. Патриархальности, потому что Господь был с
ними. Вместе с этим по всему лицу земли идут семьи, подобно
Каину, предавшие Бога и всё дальше и больше отступающие от
Него, поклоняясь иным богам.
Ко времени пришествия Христа на землю патриархаль-
ность гаснет в израильском народе, потому что народ отсту-
пает от Господа. Наступает в Израиле и давно уже наступило
в других народах время мужской самореализации, тирании
и сближения между собою масс людей во всём человечестве.
Израиль все больше своим состоянием уподобляется осталь-
ным народам мира, почти сливаясь с ними в единую религиоз-
ность, враждебную Христу. Индивид, попирая в себе личность,

219
разворачивает во всей истории кипучую деятельность по
всем трем своим свойствам. Ему нет дела до праведности, он
даже не подозревает о святости. Он делает свои дела на земле.
Самореализация во всем мире созидает и разворачивает куль-
туру. Тирания устраивает среди народов постоянные войны.
Объединение, сближение людей мимо Духа Святого создает
империи, занимается передвижением масс людей по разным
континентам, сближает и смешивает народы. Так развивается
линия отступления от Бога, движения народов мимо Христа.
В том числе и в самом Израиле.
Но Бог продолжает «соблюдать Себе народ избранный».
Патриархи, пророки, праведники. Во времена пророка Илии –
семь тысяч невидимых для всех и даже для Илии, но знаемых
Богом и соблюдаемых Им во внутренней праведности. Давид,
Соломон, Иоаким и Анна, в которых народ, живущий рядом
с ними, ничего Божьего не распознавал. Такова сила осужде-
ния и заклеймения, если кто-то это творит. Она делает людей
слепыми друг ко другу. Затем прав. Иосиф и Матерь Божия,
настолько не распознаваемые в народе, на вид как простые со-
граждане, как и все вокруг, что готовую вот-вот родить чету
никто и не подумал впускать в дом переночевать. Родился Го-
сподь в хлеву.
Так и в первые времена христиане распознаваемы были
только как странный народ с новой религиозностью, в ко-
торой не узнавались никакие обетования. Такова сила предубежденной
религиозности, удерживаемой человеческим миро-
воззрением и сознанием, испорченным в своей основе самообольщением.
Даже страшное событие разрушения Иерусалима
и гибель двух миллионов израильтян для остальных
было потрясением, но не отрясло от самообольщения.
Православие начинает расширяться по земле, но вместе
и оскудевать благодатью. И вновь неприметно для всего

220
человечества и малозаметно для самих христиан начинают
уходить от массы народа, уходить по одному, уходить в пу-
стыни, в отшельническую жизнь тысячи Богом «соблюдаемых
Себе» верных христиан. Начинается в 4-м веке монашество.
Невидимое, неслышимое, неприметное для мира. И уже позже
часть монашествующих соединяется в общежительные мона-
стыри.
Подобные процессы происходят и в Древней Руси. Призы-
вом и повелением князя Владимира крестится Русь. И две вет-
ви событий разворачиваются в ее истории. Одни, движимые
энергией индивидов, в трех их свойствах, делаются причиной
бурных событий выживания во время татаро-монгольского
ига и в конечном итоге победы над ним. Затем борьбы кня-
зей за власть, волнения народной толпы, бунты, в которых
проявлялась самореализация и тирания бескультурной массы
народа, объединения в многолюдные движения вокруг своих
лидеров – Разина, Пугачёва, других, ярость, крушение, разбой,
крестьянские волнения из-за новых реформ. Вместе с этим
самореализация Руси и России создавала свою сначала хри-
стианскую культуру, отчасти самобытную, а со временем все
более смешиваемую с западными образцами. Так развивалась
и развивается первая ветвь событий.
Вторая ветвь имеет тот же характер, что было и есть во все
времена на всем православном востоке и в православной Ев-
ропе. Отшельничество, затворы, тихая и скромная жизнь в
многолюдных монастырях, при видимом епископстве скрытое
подвижничество, почти схима, странники, юродивые, благо-
честие во всех слоях общества с верностью Христу, Церкви,
преданностью семье, крестьянской общине, Отечеству. Во
всём – христианская сила веры, любви, упования. Во всём –
крестоношение, жизнью читаемое Евангелие и чаяние Царства
Небесного в будущем веке. Во всем – в кротости, смирении

221
и молитвенности лелеяние Царства Божия внутри себя. Цар-
ства, обретаемого в каждом таинстве. И так – до нашего вре-
мени и дальше, сколько ни предстояло еще жить на земле.
Что же происходит в первой ветви событий, в которой ин-
дивид реализует себя?
Мужской индивид после бурных событий разных прояв-
лений тирании на всех уровнях общественного устроения
смещается в сторону самореализации в ремесле, предприни-
мательстве, разных направлениях культуры, армии, флота,
по третьему свойству индивида – в усилиях объединитель-
ных, создания во всей Российской империи государственных
структур и образований.
Вся эта деятельная доминанта ведет к оскудению во всех
слоях общества религиозной ревности, на фоне общего опаде-
ния мужской силы и характера. Мельчает мужское население
России, гаснут в нем нравственные силы, кроме тех моментов,
когда нужно встать и подняться на защиту Отечества от внеш-
них сил. В мирное время и время внутренних междоусобиц и
гражданской войны много худого, темного, предательского от-
крывается в людях.
Во всех этих внешних и видимых событиях все большую
силу приобретает отвержение и отрицание индивидом лич-
ности в себе, незаметный для сознания перевод отношений с
Богом из отношений веры в простую религиозную функцию,
которой постепенно отдается время и место по остаточному
принципу у одних людей или в рамках распорядка, удержива-
емого религиозным долгом, у других. Отношения с ближни-
ми и соотечественниками переводятся из области заповедей
в область общественных механизмов, регулирующих поведе-
ние людей – чувство приличия, правила поведения, душевный
страх опрофаниться. Это укрепление позиций индивида перед
личностью из поколения в поколение приобретает все более

222
характер закрепления навсегда. Индивид делает себя недося-
гаемым для Бога, но открытым для некоторой подмены в себе
религиозным оживлением. Такое оживление религиозности
независимо от вероисповедания нужно антихристу. И дух вре-
мени сегодня активно трудится над этим во всем мире.
Что же происходит в России в первой ветви развития со-
бытий?
В 17-м веке начинаются в мире порывы женской самореа-
лизации и тирании в высших органах власти. В России в это
время на царский трон восходит Софья Алексеевна на вре-
мя малолетства двух царей-братьев Ивана V и Петра 1. Через
7 лет ее сменяет Петр 1, а после него в 17-м веке начинается
сплошная полоса женского самодержавия в России.
При ослаблении нравственных сил в мужском населении
России доминирование женщины начинает с высшего слоя
общества проникать в народ. Тревогу об этом поднимает
Островский, написав драму «Гроза», где девица настаивает на
своих греховно-индивидных правах вплоть до самоубийства.
Брожение умов в обществе, чувственных стихий в молодежи
в конечном итоге, особенно с революцией 17-го года, высво-
бождает женщину из патриархального уклада и дает ей рав-
ные права с мужчинами. Активно и неудержимо, как знамение
времени, начинаются процессы, которые получили название
«эмансипации женщин». Раньше такого названия не было, по-
тому что явление такое для России, да и для всего мира совсем
новое.
Получив равные права с мужчинами, женщина получает
личную свободу в тирании и самореализации. При этом па-
триархальный и богозданный образ жены в одних предан те-
перь забвению, у других с возмущением отвергнут, третьим
просто привычно и удобно оставаться в создавшемся положе-
нии вещей. Семья, утратив силу патриархальности, активно

223
разрушается. Ее удерживают только плотяно-чувственные,
душевные и материальные отношения. В борьбе индивидов за
права, власть и доминирование в семье это слишком слабые
заступники того, что Бог ждет от семьи.
С рождением детей женская самореализация и тирания вся
поворачивается к чувственным отношениям с детьми. До та-
кой степени, что мужья с какого-то времени делаются не очень
нужными, потом становятся помехой в обладании детьми и в
итоге ненужными совсем. Трагедия в том, что мужьям, утра-
тившим нравственное в себе, в котором только и лежит образ
и сила мужа и отца, такое положение вещей для многих ока-
залось на руку. Еще со школы и с детских лет, проведенных в
такой же бессильной и безобразной семье, сделавшись людь-
ми средними или внешними, они даже вообще не ищут в себе
внутреннего нравственного человека.
Мамочки и мамы, разведясь с мужьями и оставшись один
на один с одним-двумя детьми, если иногда и говорят, что де-
тям нужен отец на один день в неделю или в две недели, но
реально не понимают, зачем. Чувство подсказывает, но разу-
мения и сознания уже нет. Сами мужья присутствуют в семьях
уже не ради отцовства и не ради того, чтобы быть мужем в его
нравственно-внутреннем устроении. Биологические, душев-
ные и материальные обязательства и потребности и религи-
озная связанность венчанием – это единственные удержатели
семьи. Увы, во многих случаях до поры до времени.
В несостоявшихся семьях, где нет отцов, или полу-состояв-
шихся, где отцы есть, но они не отцы и не мужья, в условиях
доминирующих детского сада и особенно школы, в окружении
женщин в семье и вне семьи, в школе, а у современного дет-
ства нет другого окружения, кроме женского, дети растут, не
имея живого образа матерей и отцов. Вместо матерей – мамы
или мамочки, которые живут чувственной привязанностью

224
к детям, превращая их в предмет чувственного потребления,
без которого у них и жизни нет. Вместо отцов – в лучшем слу-
чае папы. Папам свойственно жить, как и мамам, сегодняш-
ним состоянием детского развития и детских дел. Но и на это
у большинства пап хронически не хватает времени. Они не
хозяева своего положения на земле, тем более в исторической
перспективе. Но и папы – редкость, по преимуществу сегодня
есть папочки, прилепившиеся к детям чувственными отноше-
ниями. Сами они кроме подобных в своем детстве другого и
не знали. И то, если у них были собственные папочки. Сегодня
большинство детей без пап растут.
Женская эмансипация захватила все пространство жизни
детей, отодвинув мужчин, мужской образ и мужскую силу
в небытие, в нечто не существующее. И тогда на этом фоне
в жизнь детей, подростков и молодежи ворвались экранные
образы ковбоев, суперменов, единоборцев, злодеев, разврат-
ников, суперзвезд полуженского вида. Свято место пусто не
бывает. Детство и отрочество прилепилось к этим образам, не
имея что им противопоставить. При том, что в их окружении
живых мужчин, которые хотя бы на какое-то время были бы
заняты ими, таких мужчин нет. Образ живых мужчин – это
взрослые люди, занятые чем-то своим, и им нет дела до незна-
комых для них детей. Они стремительно бегут мимо в своих
машинах, в метро, на улицах. Никуда не бегут только группы
пьяниц, да валяющиеся с перепоя. Но и они живут не мыслью
о детях, отроках, юности. Что делают взрослые мужчины на
предприятиях, в учреждениях, какие они там и кто они там,
этого детство и юность не знают. В итоге из поколения в поко-
ление формируется человек, ничего не подозревающий о вну-
треннем нравственно-трудовом человеке. Взрослые мужчины
не подозревают о таких детях, дети и отроки не подозревают о
таких мужчинах.
225


Рецензии