О СЕБЕ

               
   Я, Везиров Азад Муса оглу, родился в снежный  февральский день 1-го числа  1937-го года в больнице имени Надежды Крупской, расположенной в Баиловском районе города Баку. Снегопады, с резкими порывами холодного северного ветра, известного в народе как знаменитый «Бакинский норд», свирепствовали в городе в течение почти трех дней. Все было занесено толстенным слоем снежного покрова, транспортное сообщение было полностью нарушено. В то время мой отец работал начальником дорожно-эксплуатационного участка города Физули (в то время город Карягино), и мой дядя Сулейман, вместе со своим двоюродным братом дядей Исрафилем, в эту ненастную, заснеженную непогоду, преодолевая огромные сугробы, пешком с гостинцами добрались до больницы и проведали нас. После выписки из родильного дома, мама с новорожденным младенцем (то есть со мной) выехала к моему папе в Карягино, где мне и выдали свидетельство о моем рождении в этом городе. Вскоре папу переводят в  Шеки (в то время город Нуха) на такую же должность. Когда  мне было около трех лет, мы возвратились в отчий дом в нагорном районе Баку, поскольку отца назначили на должность начальника отдела капитального строительства в Главное дорожное управление города. Из детских лет глубоко запал в душу случай, когда меня, ребенка дошкольного возраста, по причине какой-то болезни, отвели к сеиду Мир-Мовсум-аге. Именем этого святого, народного целителя, клялось почти все мусульманское население города Баку. Сестра немощного старца, сжав кусочек хлеба в его ладони, протянула мне поесть этот   хлебушек. Я скушал его, и мы собрались уходить. Однако Мир-Мовсум-ага метнул взгляд на сестру, и она вновь подвела меня к нему, взяла его руку и положила мне на голову. До сих пор не могу забыть глубину воздействия его взгляда и чувствую над собой покровительство небесных сил. Учиться меня отдали в школу-десятилетку  при Азербайджанской Государственной Консерватории, по классу скрипки. Эта школа располагалась на первом этаже здания Консерватории. В то время в ней учились такие ныне известные, музыканты, как композитор Акшин Али-заде, дирижер Рауф Абдуллаев, скрипач Сервер Ганиев (мои одноклассники), композиторы Хайам Мирза-заде и Эмин Сабитоглу, композитор-пианист Васиф Адыгезалов, пианист Рафик Кулиев, пианист-джазмен Вагиф Мустафа-заде и поэт Вагиф Самедоглу. Директором музыкальной  школы была известный музыкант, педагог и истинная аристократка Кёйкеб-ханум Сафаралиева. Хотя я и обладал  отличным музыкальным слухом, никакого желания стать музыкантом не было. Проучившись в ней и получив справку о семилетнем музыкальном образовании, я покинул ее и продолжил учебу в обычной школе. В 1961-ом году окончил нефтепромысловый факультет Азербайджанского института нефти и химии (ныне Нефтяная академия). Здесь, в этом институте, со мной в одной группе учился и ныне известный прозаик, драматург и сценарист Рустам Ибрагимбеков. Работать начал с оператора нефтедобычи в управлении «Балаханынефть», в дальнейшем занимал  должности начальника участка нефтедобычи, старшего инженера нефтепромысла, начальника производственно-технического отдела укрупненного нефтепромысла «Сангачалы-море» и нефтегазодобывающего управления «Карадагнефть». С 1974-го года более пятнадцать лет (с перерывом в три года) занимал должность начальника технического отдела объединения «Азнефть». В 1968-70 гг. трудился в группе разработки нефтяного месторождения Хасси-Мессауд в государстве Алжир, а в 1980-83 гг. работал главным инженером по добыче высоковязкой нефти в Республике Куба. Особенно был доволен своей работой на Кубе, где меня удостоили Почетным дипломом (Diploma de Reconocimiento) Министерства нефтяной промышленности этого государства. Оформив пенсию в 1997-ом году, продолжил работать в техническом отделе на различных должностях вплоть до 2009-го года и в возрасте семидесяти  двух лет окончательно ушел с работы. Являюсь автором восьми изобретений и двенадцати научных статей.
          Появилось уйма свободного времени. Нечем было себя занять. Периодические встречи с друзьями и родственниками не могли восполнить этот пробел.  Решение заняться писательской деятельностью пришло как-то неожиданно. Вспомнил случай, глубоко застрявший в памяти в подростковом возрасте, когда муж решил избавиться от своей жены весьма необычным способом. Услышав неестественный и безостановочный  дикий смех женщины, соседи вызвали милицию. Стуки в дверь  результатов не дали. Когда милиция, взломав дверь, ворвалась в квартиру, этот мужик был настолько увлечен своим чудовищным занятием, что не отреагировал на появление милиционеров и очнулся, когда ему скрутили руки. Это событие, произошедшее в нагорной части Баку,  которое, обрастая небылицами, обсуждали жители города, и явилось той «искрой», вокруг которой развертывается сюжет моего произведения. Рассказ «Утраченные мечты» не претендует на детектив, хотя близко подходит к этому жанру. Пришлось покопаться в соответствующей литературе в сферах криминалистики и судебной медицины. Получилось как будто бы неплохо. Рассказ был напечатан в газете «Вышка». Решил продолжить работу в этом начинании.    
         Второй мой рассказ «Амазонки»  также относится к моей ранней молодости. Толчком к появлению этого рассказа послужила традиция, входящая в свадебный обряд, укоренившийся веками в одном из сел в северо-западной части Азербайджана. В конце сороковых годов кузена моего отца направили работать главным врачом  больницы в достаточно крупное село. Вместе с ним поехала работать и моя тетя – его супруга и кузина одновременно, тоже врач по специальности. Близкие родственники часто гостили у них, особенно в летний сезон. Однажды и я там побывал. В этом селе и был этот обычай, когда жених стегал невесту до тех пор, пока она не покорялась ему, припав к его ногам. Поскольку эти свадьбы проводились, в основном, в августе месяце, то на некоторые из них, и мы ходили смотреть. Был случай, когда невеста, выдержав где-то дюжину ударов прутом, так и не подчинилась жениху. Видно выдавали замуж за нелюбимого человека. Таким способом она выразила свой протест. Свадьба была аннулирована, девушку вернули домой. Этот случай и навел меня на мысль об амазонках. Рассказ также был напечатан в газете «Вышка».    
        Теперь уже желание написать что-то крупное доминировало надо мной. И я решился на это – крупное. Роман «Возврат бумерангом» описывает эпизоды жизни  в городе Баку, охватывающий, за исключением двух глав, период сороковых-шестидесятых годов прошедшего столетия, очевидцем которых сам и являлся. Личность главного героя романа, топал (хромого) Ашрафа, является обобщающим. В нем сконцентрированы образы  и эпизоды жизни разных людей. Закончив пять глав этого романа, я поставил на этом точку и издал книгу с моими произведениями. Однако позже решил продолжить работу над ним и довести его до логического завершения, исключив все вопросы, связанные  с потомками рода топал Ашрафа. Так появилась  шестая глава этого романа.
          Повесть «Из жизни одной женщины» посвящена моей теще Саадет-ханум Шихалиевой, урожденной Булгаковой. В ней она представлена, как Алия Булгак. Заслуга в появлении этого произведения, инициатива принадлежат  моей супруге – дочери Саадет-ханум. Именно ее воспоминания, которыми делилась с нею мать, а также записи самой Саадет-ханум легли в основу создания этой повести. Поскольку произведение художественное, мною были допущены определенные отклонения, а также некоторые вольности в именах и в эпизодах. Однако его фабула, в основном, соответствует реалиям.
          Вот, пожалуй, и вся моя творческая деятельность, в результате которой получилось то, что получилось. Сам я удовлетворен тем, что на склоне лет успел оставить после себя, хоть и ничтожно малый, но, все же, какой-то след. Насколько успешно это у меня получилось, судить не мне, а моим читателям.         
                КОНЕЦ       


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.