Хэллоуин

«Хэллоуин» или «Канун Дня Всех Святых», отмечаемый в ночь с 31 октября на 1 ноября, является одним из примеров объединения дохристианских верований и христианской религии. Этот праздник уходит своими корнями к традициям древних кельтов, проживавших на  территории современных Англии, Ирландии и Северной Франции, во времена деления года всего лишь на два сезона – зиму и лето. 31 октября считалось последним днем уходящего лета (года), а 1 ноября было первым днём зимы.

По древнему поверью кельтов, в эту ночь, называемую Самайном или Самхэйном, миры живых и мертвых, как лето и зима, открывали между собою дверь, через которую обитатели потустороннего мира являлись в мир живущих. Потому кельты гасили в своих жилищах огонь, возле домов оставляли угощения для духов, а сами собирались у жертвенных костров, разводимых жрецами-друидами, после жертвоприношения священный огонь разносили по своим домам. Символом праздника стала тыква, она была не только одним из атрибутов окончание лета и сбора урожая, но и «вместилищем», природным кивотом, священного огня, отпугивающего злых духов.

По мнению этнографов, обычаи Самхэйна уходят своими корнями в глубокую древность – в общинно-родовой (первобытно-общинный) строй, когда верования, как религия, лишь только зарождались. Чтобы община могла благополучно перезимовать, необходимо было избавиться от «балласта» – старых, слабых и больных, которые явно не доживут до нового урожая. И в более поздние века таких членов семей приносили в жертву – убивая явно и прилюдно, в том числе и сжигая, или латентно: оставляя в безлюдной местности, отправляя в одиночное плавание…
Семьи, как часть общины, чтобы сохранить своих членов, доказывали «состоятельность», выставляя напоказ заготовленную на зиму провизию, угощая соплеменников. Члены семей, которые потеряли родственников ранее, покрывали лица смесью пепла, грязи, крови и нечистот – в знак скорби и как сигнал исполненного ранее «долга» по сокращению народонаселения. Естественно оберегая глаза, рот и нос, маску наносили по рисунку «череп», что стало трактоваться как «маска смерти».

После завоевания кельтских территорий римлянами, традиции праздника кельтов смешались с двумя латинскими осенними праздниками – дня Помоны, богини древесных плодов, и Фералия, дня поминавения покойных.
Римский верховные первосвященники постепенно (начиная с 609 года) делали праздник всё более и более официальным, общим для всей католической Европы. Постепенно его название «All Hallows Eve» (Месса Всех Святых) сократилось до «Hallowe'en», в конце концов до «Halloween».
Хотя с обычаями языческого праздника церковь долго боролась, они не только сохранились, но и неразрывно срослись с праздником церковным.

В кельтскую «новогоднюю ночь» проходят красочные карнавалы с злобно-мистической окраской – люди рядятся в жителей загробного мира и нечисть, ведут себя непотребно, словно стремясь выглядеть «своими» перед нечистой силой, стараясь отвести её от собственного дома, в надежде отмолить грехи и злодеяния страшной ночи в зарождающийся День Всех Святых!
Подобно ночи Рождества, толпы ряженых, в том числе и детей, бродят от дома к дому, сбирая «откуп»; но побуждают к щедрости не благочестивыми песнопениями, а угрозами смерти и разорения. Древний обряд «Trik or trak» ("Угощай или пожалеешь") стал любимой игрой детворы, которая с фонариком из тыквы (Jack-o-lanterns), наряженная в костюмы чудовищ, ходит по соседским домам, пугая взрослых; а те, чтобы задобрить «призраков» и «нечисть», откупаются от них сладостями.

Представителями православной религии празднование Хэллоуина считается заигрыванием с нечистой силой, что является чуждым российской культуре.


Рецензии