Коршун

Вы слышали, как кричит коршун? На высокой ноте, похожей на звук «Кик-киик-киик», сразу начинаю головой вертеть и точно, в высокой голубизне неба, вон он, красавец таежных окраин или водной глади. Они великие охотники порыбачить, покормиться озёрной мелкой рыбёшкой. Над проточной водой их гораздо меньше.
Был прекрасный июльский вечерок, я только-только приехал на берег лесного озера. Как сразу услышал «Кик-киик-киик» - зов коршуна, но он раздавался не с высоты, а где-то за стеной камыша и осоки. Сбросив рюкзак и положив удочки, я поспешил в то место, откуда шли эти звуки, когда прошёл заросли камыша, то увидел совершенно обессилевшего коршуна, запутавшегося когтями в рыболовные рамки. Скорее всего, он с высоты увидел заячеившуюся рыбу и спикировал на неё, а она была в сети. На взлёте он потянул рамку за собой, но подняться не смог и вместе с ней рухнул в воду. Окончательно запутавшись, вдобавок ещё и правым крылом. Как он смог выкарабкаться на мелководье, одной природе известно. Увидев, что птице ничего не угрожает, я присел и начал размышлять; а чем и как смогу ему помочь? Выпутывать надо – это я понимал, но коршун не хилый, если долбанёт–мало не покажется. Силы у него, правда, были на исходе, и я решился. Сиди, не сиди, а делать что-то надо. На коршуна было жалко смотреть, такая гордая мощная птица, а была похожа на мокрую курицу. Но взгляд был жёсткий, немигающий и такой глубокий, что, казалось, можно в нём раствориться.
Встал, подошёл к рюкзаку и вытащил из него рабочие брезентовые рукавицы. Я беру их всегда, после одного случая, когда мне на крючок попался ленок, кто ловил такую рыбу, тот знает, насколько он скользкий, короче, голыми руками, я не смог его удержать. И он сошёл с крючка, весело взмахнув хвостом, обрызгав меня с верху до низу.
Одев верхонки, то есть рукавицы, я вошёл в воду и начал медленно подходить к коршуну. Он не забеспокоился, но глаза стали чернее ночи и какой-то свет в глубине глаз. Не передать, что я почувствовал. Близко не стал подходить, а потянул за рамку, она была сплетена из лески 0,3 мм, была сверхпрочная. Я стал сантиметр за сантиметром разрезать её, продвигаясь в направлении коршуна, стараясь не смотреть на него. Боковым зрением увидел, что осталось до него чуть более метра, а дальше я уже сидел в воде, благо глубины было сантиметров тридцать, сбитый свободным крылом коршуна. Я, конечно, не от этого упал, а от внезапного удара крылом, я отшатнулся, и, споткнувшись, упал. Что делать я не знал, солнце уже ушло за горизонт, вдруг слышу кик-киик, смотрит на меня. Ага, думаю, долбанёт и будет киик.
Решившись, полез в воду снова, обрадовавшись, что одна лапа у него освободилась. Опять стал обстригать вокруг птицы рамку, подумал ещё с часок и темно уже будет, вот и порыбачил. За всё время, сколько резал рамку и был на берегу, я всё время разговаривал, не то чтобы с птицей, а вот почему-то всё говорил и говорил, чтобы он слышал меня и чувствовал спокойствие в звуках голоса. Как потом оказалось, я выбрал правильную тактику.
Уже чувствовал запах мокрых перьев, и вот он последний миг, я весь сжался, втянул голову в плечи и прикоснулся к лапе ножницами, он дёрнулся, но не забился в испуге, а тоже как-то окаменел. Разрезав ячейку, продолжая бормотать какую-то чушь. Я задом стал выходить на берег. Вышел, и почему-то гукнул в сложенные ладони, как кричат совы в лесу. Коршун ожил, затоптался и тоже пошёл к берегу. После трёх попыток он выцарапался на него. Взлететь с земли он не мог, взмахивал крыльями и бил ими о землю. Подскочить тоже не мог, сильно намокли перья, и вес сильно увеличился. Не буду вдаваться в подробности, что и как, но я водрузил его на сломанный пень метра полтора над землей. Коршун, как сфинкс, сидел и смотрел на меня. Собравшись, я пошёл, предварительно гукнув еще два раза совой.
Прошло ещё несколько дней. Этот случай стал стираться, скорее острота стала меньше в памяти.
Коршунов, надо заметить, в наших краях великое множество. Наверное, кормовая база хорошая. У меня есть небольшой огородик, где, впрочем, растет всё, что нужно для существования и даже небольшое болотце с чистой водой и сводным хором лягушек весной. А какие соловьи трели выводят, почему говорят, что только курские соловьи берут семь колен? Могу заявить с полной уверенностью, что наши тоже семь колен выщёлкивают или выпевают, не знаю, как правильно назвать.
Маленький лесной оазис в черте города. Вокруг клёны, сосны, тополя и даже три кедра. В одно ненастное утро, но без дождя, я специально такой денёк поджидал, чтобы не было жарко окучивать картофель, поработав некоторое время, я присел на своё излюбленное место – это большой камень у малины и наблюдал за парением четырёх пар коршунов. Кик-киик, они кричат одинаково, но в разных тональностях и вдруг кик-киик – тональность та же, что и на озёре. Быстро вскочил и с лихорадочной поспешностью сложил руки для крика совы и дунул. Получилось очень резко, но чудо свершилось. Из-за сосен выплыл, именно выплыл, коршун большой, грациозный, величавый и начал пикировать прямо на меня. В метрах трёх надо мной он выровнялся на горизонтальный полёт, и пролетая мимо меня, повернул голову и посмотрел в упор.
Да, это был он, казалось, как можно было? Но я увидел глаза, именно те, которые увидел на озере. Он по спирали стал подниматься вверх, превратившись в точку, потом совсем исчез из поля зрения. Что со мной происходило, вот так описать и выложить на бумагу невозможно, это чувство единения, как - будто моя частичка улетела вместе с ним. Внутри меня был полёт. Ветер трепыхал мои волосы, но казалось это перья, какое-то перевоплощение и всё время чувствовал взгляд бездонных чёрных глаз.
Собравшись, я пошёл домой, уже подходя к подъезду, заметил на стене дома какую-то тень и опять в воздухе кик-киик, у меня даже в душе что-то захолонуло. Ответил сразу без срыва. Немного постоял, и уже стал заходить в подъезд, как меж домов увидел Моего коршуна. Он опять пролетал и поворачивал голову в мою сторону – это было похоже на сказку.
Ночи тёплые в июле, мне нравится утром, навалившись на подоконник, немного понаблюдать за улицей. И вдруг тень, даже по лицу, метрах в четырёх коршун, а надо сказать живу на шестом этаже, опять, перевернувшись, как они так делают, на одном месте, и полетел на меня. Вы не сможете понять моего состояния. Восторг, восхищение, а какая мощь исходила от него. Я видел даже шевелящиеся перья от ветра. Резко взмыв, он ушёл за дом.
Так в течение лета, раз двадцать он прилетал к дому или на огород. И так в течение пяти лет. Как только тепло начинается в мае, я окна держу открытыми, чтобы услышать его.
Вот и лето 2017 ушло, и мой пернатый друг улетел, и стало как-то пусто без него, но очень надеюсь на встречу в следующем году.
Что это за связь, может чья-то душа близкого человека в нём?


Рецензии