Речь ребенка от рождения до года
Ученые выделяют 4 этапа становления речи детей:
1й этап – подготовительный (от рождения до 1 года),
2й этап – преддошкольный ( от 1 года до 3 лет),
3й этап – дошкольный ( от 3 лет до 7 лет),
4 этап – школьный ( от 7 до 17 лет).
Как вы видите, эти этапы возрастные, но я еще раз напоминаю, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, и все эти временные рамки крайне вариативны. На них можно ориентироваться только примерно. Еще на что я хочу обратить ваше внимание, так это то, что 3 этапа приходятся на время до школы, до 7 лет. А как рассуждают многие родители: он еще маленький, как и чем с ним заниматься, вот в школу пойдет, его там всему научат. Нужно помнить о том, какой колоссальный объем информации ребенок осваивает еще до школы, помочь ему в этом обучении, а только потом требовать положительных оценок в школе.
Подготовительный этап (0-1 год)
Я называю этот этап «Время звуков: учимся слышать и произносить»
Вы все знаете, что даже в животе у мамы ребенок уже слышит , к 15 неделе он способен воспринимать звуки, а после 25 недели не просто слышит, но и выражает ответную реакцию: отворачивается при резком и неприятном звуке. После рождения младенец активно начинает осваивать свои возможности, он учится пользоваться своими органами: ухом, он поворачивается на источник звука, а с 3-5 месяцев младенцы проявляют стойкую избирательность к звукам человеческой речи по сравнению со звуками любых физических объектов (гудков, колокольчиков, музыки). Разговор взрослого с младенцем вызывает «комплекс оживления» - младенческая эмоциональная реакция, улыбка, зрительное прослеживание за взрослым, гуление, оживление. Ребенок реагирует на слова, реагирует на общение. К 7-8 месяцам развивается понимание речи, т.е. пассивная речь, сказать еще не может, но может найти названный предмет, естественно из ближайшего окружения ребенка (игрушки, еда, одежда), если вы называли с рождения «А вот папа пришел!», то ребенок на вопрос «А где у нас папа?» потянет ручки к нему. «Давай возьмем ложку и будем кушать» - «А где у нас ложка?» Ребенок может выполнить действие, если вы, называя это действие, сами выполняете его, т. е. с опорой на жест. «Помаши ручкой», - и сами при этом используете этот жест. «Поцелуй, сыграй в ладушки, собери, открой-закрой »,- чем больше вы используете эти действия, играете в эти игры, тем быстрее вы увидите, что малыш вас понимает и готов сам это повторить.
В это «время звуков» параллельно с освоением слухового аппарата. Малыш учиться пользоваться речевым аппаратом, развивается предречевая вокализация.
Самая первая речевая реакция – это крик. Внимательные родители точно определяют по крику состояние ребенка: голодный он, или испытывает дискомфорт, или усталость. Крик разный.
К 3м месяцам появляется гуление – протяжные гласные звуки. Гуление есть абсолютно у всех малышей, дети всего мира гулят одинаково, в гулении присутствуют звуки всех языков.
К 4-5 месяцам гуление превращается в лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, интонационное подражание речи взрослых. К 1 году малыш владеет 8-10 словами, состоящими из слоговых сочетаний:
«Машина –би-би, бабушка – ба-ба, кукла –ля-ля, курица – ко-ко».
Свидетельство о публикации №219103100417