Речь ребенка от рождения до года

Речь развивается постепенно. Но что удивительно, также как рост от рождения до года резко увеличивается, а потом продолжается, но уже постепенно. Так и речь, до года-двух ребенок овладевает и звукопроизношением, и накапливает словарный состав, пусть это еще пока 100-200 слов, и даже может построить предложение. Он уже начинает говорить с таким, пока еще плохо сформированным,  навыком. А все остальное время до школы он постепенно совершенствует свою речь. Сейчас мы с вами попробуем  пройти  весь путь  становления речи ребенка от 0 до 7 лет, т. е.  рассмотрим ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Ученые выделяют 4 этапа становления речи детей:
1й этап – подготовительный (от рождения до 1 года),
2й этап – преддошкольный ( от 1 года до 3 лет),
3й этап – дошкольный ( от 3 лет до 7 лет),
4 этап – школьный ( от 7  до 17 лет).

Как вы видите, эти этапы возрастные, но я еще раз напоминаю, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, и все эти временные рамки  крайне вариативны. На них можно ориентироваться только примерно. Еще на что я хочу обратить ваше внимание, так это то, что 3 этапа приходятся на время до школы, до 7 лет. А как рассуждают многие родители: он еще маленький, как и чем  с ним заниматься, вот в школу пойдет, его там всему научат. Нужно помнить о том, какой колоссальный объем информации ребенок осваивает  еще до школы, помочь ему в этом обучении, а только потом требовать положительных оценок в школе.

Подготовительный этап (0-1 год)

Я называю этот этап «Время звуков: учимся слышать и произносить»
Вы все знаете, что даже в животе у мамы ребенок уже слышит , к 15 неделе он способен воспринимать звуки, а после 25 недели не просто слышит, но и выражает ответную реакцию: отворачивается при резком и неприятном звуке. После рождения младенец активно начинает осваивать свои возможности, он учится пользоваться своими органами: ухом, он поворачивается на источник звука, а с 3-5 месяцев младенцы проявляют стойкую избирательность к звукам человеческой речи по сравнению со звуками любых физических объектов (гудков, колокольчиков, музыки). Разговор взрослого с младенцем вызывает «комплекс оживления» - младенческая эмоциональная реакция, улыбка, зрительное прослеживание за взрослым, гуление, оживление. Ребенок реагирует на слова, реагирует на общение. К 7-8 месяцам развивается понимание речи, т.е. пассивная речь,  сказать еще не может, но может найти названный предмет, естественно из ближайшего окружения ребенка (игрушки, еда, одежда), если вы называли с рождения «А вот папа пришел!», то ребенок на вопрос «А где у нас папа?» потянет ручки к нему. «Давай возьмем ложку и будем кушать» - «А где у нас ложка?»  Ребенок может выполнить действие, если вы, называя это действие, сами выполняете его, т. е. с опорой  на жест. «Помаши ручкой», - и сами при этом используете этот жест.  «Поцелуй, сыграй в ладушки, собери, открой-закрой »,-  чем больше вы используете  эти действия, играете в эти игры, тем быстрее вы увидите, что малыш вас понимает и готов сам это повторить.
В это «время звуков» параллельно с освоением слухового аппарата. Малыш учиться пользоваться речевым аппаратом, развивается предречевая вокализация.
Самая первая речевая реакция – это крик. Внимательные родители точно определяют по крику состояние ребенка: голодный он, или испытывает дискомфорт, или усталость. Крик разный.
К 3м месяцам появляется гуление – протяжные гласные звуки. Гуление есть абсолютно у всех малышей, дети всего мира гулят одинаково, в гулении присутствуют звуки всех языков.
К 4-5 месяцам гуление превращается в лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, интонационное подражание речи взрослых. К  1 году малыш владеет 8-10 словами, состоящими из слоговых сочетаний:
«Машина –би-би, бабушка – ба-ба,  кукла –ля-ля, курица – ко-ко».


Рецензии