Неведомые глубины Кода жизни Гл. 19

Предыдущее здесь:   http://www.proza.ru/2019/10/30/590


Глава № 19

Через год после свадьбы Тамара родила сына, хорошего, здоровенького бутусика. Вот только никак не могла понять, на кого же он похож? И она, и Виталий чернявые, темноглазые, а Коленька родился с белыми, как лён, волосиками и небесно-голубыми глазками. «Наверное похож на нашу маму, - думала  Тамара. - Никто из дочерей не унаследовал от мамы её чистый, небесно-голубой цвет глаз и светлые волосы».

- Мальчик похож на дедушку Мишу, - в один голос твердила родня мужа, а дедушка счастливо улыбался, умилённо глядя на ещё одного внука, пополнившего довольно многочисленное семейство.
Особенно привязалась к малышу золовка Галя, не имевшая своих детей.

А Тамаре хотелось поскорей показать сына своим родителям, особенно маме, ведь из памяти не ушли её увещевания о том, что не надо выходить замуж, не надо заводить семью. Почему маме казалось, что Тамара не сможет осуществить главную миссию женщины на Земле — стать матерью? А вот смогла! Вот он, её ребёнок, её Коленька! Интересно, увидит ли мама во внуке свои черты? Ведь что бы ни говорили родственники мужа, сама Тамара видела в сыне черты своей мамы.

К родителям смогли поехать только в июле, когда Виталию дали отпуск.
Мама последнее время часто болела, простуда, которую перенесла на ногах, обернулась воспалением лёгких и хроническим бронхитом. Теперь мама сильно кашляла по утрам и вечерам.

Коленька уже уверенно стоял на собственных ножках, и даже начинал топать, держась за руку. Был он полненьким, с пухлыми щёчками и не по-детски задумчивым взглядом ясных голубых глазок, словно уже сейчас знал какую-то тайну, неведомую больше никому. Волосики стали гуще и отчётливо завивались крупными колечками.

Тамара ожидала от мамы восторженных оценок своему чаду, но  мама не спешила с комплиментами, она и к своим дочерям относилась строго, хвалила редко.
Наконец, не выдержав, спросила:

- Мама, на кого, по-вашему мнению, похож Коленька?

- Трудно сказать, доченька, - помолчав и внимательно посмотрев на внука, задумчиво произнесла мама, - Даже не знаю. Дети сильно меняются.

- А сейчас, на кого?

- Сейчас? Сейчас он прелестный мальчик. Просто ангелочек небесный.

- Да-а-а?- протянула немного разочарованная, и тем не менее, польщённая, Тамара.
На следующий день, когда Коленька уснул, а мужчины занялись починкой забора, мама спросила:
- Как тебе, доченька, живётся у свекрухи и свёкра?

Тамара сдвигнула плечами, задумалась. Действительно, как ей живётся?
- Знаете, мама, в общем нормально. Относятся ко мне хорошо, жаловаться грех.

- И все-таки?

- Всё-таки хотелось бы жить самостоятельно, ни от кого не зависеть. А это возможно только если бы нам дали квартиру. Но, увы! Даже если у нас семья добавится, всё равно жилплощади хватит, и в очередь нас не поставят.

- Ну а как родственники мужа? Часто устраивают праздники? - осторожно выпытывала мама, обеспокоенная рассказом отца об алкогольных пристрастиях в семье сватов.

- Бывает. Не так часто, но бывает. Это ничего, беда в другом. Беда в том, что стал пить Толик.

- Это тот, который лечился?! Он же не пил! Неужели лечение не помогло?

- Ему пить было нельзя. Совсем. Ни капли и никогда. А он выпил: раз, другой — и сорвался. Жена терпела, терпела, уговаривала, ничего не действует. Выгнала. Люди говорили, что она в какую-то религиозную секту пошла. «Штунды», или баптисты, точно не знаю, я в этом не разбираюсь. И его звала, но ему всё безразлично, кроме выпивки. С работы его выгнали. Теперь живёт у родителей. Каждый день пьяный. А если бывает, что выпить нечего, то места себе не находит. Рыщет, как зверь голодный, ищет выпивку или денег. Уже и у нас, и у всех соседей поназанимал. А чем долги отдавать? На работу не берут, а на выпивку каждый день надо. Дома все одеколоны исчезли, видно «употребил». Свекруха его жалеет, если есть деньги, покупает выпивку, наливает понемногу.

- Сама покупает?
- Ну да. Если ему деньги дать, то всё, до последней копейки сразу пропьёт. Говорят, что алкоголики частенько и  деньги и вещи из квартиры воруют и продают. Я уже начинаю бояться, чтобы у нас чего не своровал.

- От беда! Беда, да и только! - сокрушённо произнесла мама, внимательно глядя на дочь, словно изучая, стоит ли сейчас говорить то, что не раз обсуждали с мужем. - Знаешь, доченька, когда папа, приехав домой после твоей свадьбы, рассказал мне о том, в какую обстановку ты попала, мы с ним долго думали о тебе, вернее, о твоей семье. И сейчас, после того, что ты мне рассказала... В общем, как ты, лично ты, относишься к тому, чтобы переехать жить в Пятихатки?

Тамара изумлённо посмотрела на маму: - В Пятихатки?! Виталька ни за что не согласится! Я ему об этом и сказать не решусь.

- А ты? Ты хотела бы?

- Не знаю. Как-то не думала об этом. И потом, а жить где? У Виталика характер не мёд, а наш отец любит, чтобы всё было так, как он сказал. Нет, с вами нам жить будет трудно!

- А зачем с нами? Сначала снимете дом в аренду. Здесь, по соседству, есть подходящий. Жила старушка, дочь её в город уехала, там семья, квартира. А недавно бабушка умерла, мы были на похоронах, дочка спрашивала, не знаем ли желающих жить в доме за небольшую плату. Там дом хороший, огород есть, и деревья плодовые растут.

- Но это ведь временно! А если хозяева надумают вернуться, или просто продать этот дом? Куда деваться?

Мама снова задумалась, потом, испытующе взглянув на дочь, продолжила:
- Мы с папой говорили... В общем, скопили мы немного деньжат. Если захотите строиться, мы купим вам готовый финский домик. Там есть все неоходимые деревянные конструкции: двери, окна, всё для крыши. И даже стены там деревянные, так что дефицитный лес доставать не надо. Но мы думаем, стены вы построите из чего-то другого. Дешевле и проще всего сделать самим саман. У нас в Пятихатках глина и солома — основные строительные материалы, девяносто процентов всех домов из них сложены.

- А где же строить? Для этого земля нужна.

- Да, это проблема. Сейчас, если дают землю, то далеко, 
на окраине города. Но я поспрашиваю у людей, может участок неподалёку кто продаёт?

- Заманчиво, заманиво, - мечтательно произнесла Тамара, вспоминая свои детские годы в зелёном городке, богатом фруктами, ягодами, овощами. - Заманчиво! И воздух здесь чистый, не то что в Донецке, да ещё рядом с химическим заводом! Но вряд ли достижимо. Вряд ли Виталька согласится. А я бы, с удовольствием! Так и вижу, свой дом, палисадник, а в нём цветы, цветы, цветы! И матиола так пахнет! Люблю матиолу, но уже так давно не слышала её запаха!

- Так вот, если ты не против, уговори мужа. Только не перестарайся. Начни уговаривать исподволь, осторожно. Лучше, если бы это решение он сам принял. Просто расскажи о том, что есть возможность построить свой дом, что мы поможем.

- Да, с ним надо разговаривать очень, очень осторожно! Главное, чтобы не сказал «нет», потому, что жутко упрямый. Этим он на «бабку», то-есть, на свою мать похож. Она, если уж скажет «нет», то ни за что не отступит, и никакой здравый смысл на неё не действует, даже если поступает во вред себе. И он такой же. Упёртый, как осёл!

- Думайте, решайте, - поспешила закончить разговор мама, увидев, что  мужчины  вернулись  во  двор. -  А я тем временем наведу справки насчёт участка. Желательно, чтоб от нас недалеко.

Продолжение следует:  http://www.proza.ru/2019/11/01/1592


Рецензии
Вечная проблема для большинства молодых семей - где жить. Пока обзаведутся своей квартирой, да и то не все - настрадаются будь здоров.
С симпатией.

Владимир Чугай   31.05.2020 17:26     Заявить о нарушении
Да, это проблема. Сейчас многие снимают квартиры, отдавая за это большие деньги.
А купить собственную - не каждый может.
С ностальгическими воспоминаниями,

Людмила Киреева-Силенко   01.06.2020 10:14   Заявить о нарушении