Случай на рыбалке

Я не любитель рыбалки и охоты, кроме подводной, но иногда обстоятельства складывались так, что мне приходилось за кампанию ехать. Вот и рыбалка, о которой я хочу рассказать, была в моей жизни по необходимости, если можно так сказать. 

К нам в Хабаровский край частенько приезжали визитеры из Москвы.  То комиссия какая по проверке, то проездом за границу, ведь в советское время в ту же Японию можно было попасть через Хабаровск.  Приезжали к нам представители Министерства здравоохранения СССР и министерства здравоохранения РСФСР.  Только на моей памяти бывали академик Чазов, тогда еще главный кардиолог СССР, потом он стал министром здравоохранения Союза, министр здравоохранения РСФСР Потапов,  президент академии медицинских наук Покровский,  а уж заместителей министра здравоохранения РСФСР всех и не упомнишь.  Только по совместным фотографиям могу назвать Стародубова, Ваганова, Шабалина, Царегородцева. Последний одно время был и министром.

Все визитеры стремились попасть в наши края в сентябре, и не случайно.  Только совершенный неуч не знал, что в это время на Дальнем Востоке кетовая путина, и шансов попробовать красную рыбу и икру свежего улова намного больше, чем в другое время года. Да и увезти с собой в Москву свежей рыбы и икры в качестве гостинца тоже.

В 1990  году к нам приехал с проверкой заместитель министра Владимир Иванович Стародубов. Он был в очень хороших отношениях с моим начальником, заведующим отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома Анатолием Ивановичем Вялковым. Они были одногодки, и имели примерно одинаковую карьеру. Оба одно время работали инструкторами областных и краевых органов партии, только Стародубов в Свердловской области, а Вялков в Хабаровском крае.  После этого становились заведующими крайоблздравотделами. И только потом Стародубов попал в Минздрав РСФСР, а Вялков уехал в Москву через 5 лет после этой встречи.

Пребывание гостей из Москвы обычно продолжал около недели, в понедельник мы их встречали, в пятницу – провожали.  Но обычно в пятницу никаких проверок не было, проверяющие лишь встречались с зампредкрайисполкома по социальным вопросам Ириной Ивановной Стрелковой, докладывали справку, и после обеда улетами, чтобы через 8 часов приземляться в Москве примерно в такое же время суток,  как улетали.  Анатолий Иванович лично разработал программу пребывания московского гостя в Хабаровске, где предусмотрел поездку на рыбалку после обеда в четверг.

У нас был отработал план встреч высокопоставленных чиновников из Москвы до мелочей, в том числе выезд на природу.  Для  выезда на рыбалку был катере краевой санэпидстанции  типа  «Ярославец» под названием «Эрисмани».  Там можно был половить рыбу, пристав к берегу в какой-нибудь протоке, посмотреть Амур, устроить небольшой  перекус в каюте катера. На это раз такой возможности не было – катера КрайСЭС не было в Хабаровске, был  с проверкой специалистами санэпидстанции в низовьях Амуре, так что нам  прошлось искать варианты.  По заданию Вялкова мой коллега, такой же заместитель, как я, Вадим Иванович Мамыкин, решил вопрос с автотранспортом.  Это был автомобиль УАЗ-452,  взятый из гаража горздравотдела.  Машина была предназначена для хозяйственных нужд, и была  в хорошем санитарном и техническом состоянии и с воспитанным водителем.  Мы втроем скинулись, купили все  нужное для полноценного отдыха , т.е. водки и закуски, рыболовные снасти нам привезли, и поехали в сторону Уссури.

Дальневосточники знают, что  река Уссури - один из притоков Амура, и впадает в Амур в районе Хабаровского утеса почти в центре города. Но в связи с обострением ситуации на границе с Китаем в 60-х годах  и претензиями китайцев на острова напротив Хабаровска (Тарабаровы, Большой Уссурийский остров) уж не знаю когда точно, но Уссури вдруг стала километров на 40 короче, и местом впадения в Амур стала Казакевическая протока, которая имела ширину метров 5-100.  Вот якобы в эту протоку Амура и впадает Уссури, и далее до утеса река получила название Уссурийская протока. Вот на эту Уссурийскую протоку и мы и поехали рыбачить.

Спустились к реке, Вялков и Стародубов взяли удочки и стали ловить рыбу, а мы с Мамыкиным и шофером разожгли костер, достали все нужно для пикника из машины. Честно скажу, не помню, хороший был клев или не очень, но это нас мало волновало – красная рыба для ухи у нас была (мир не без добрых людей), была и копченая рыба  улова этого года, была и красная икра.  Так что без выпивки и закуски мы точно не остались бы.   

Когда мужики наловились и проголодались, и уха была готова, мы  не стали откладывать ужин, тем более что нас с Вялковым и Стародубовым еще ждала парная баня.  И когда пикник был в самом разгаре, вдруг около нас появились какие-то люди, по внешнему виду явно рыбаки, но высокопоставленные.  На них были импортные камуфляжные костюмы из прорезиненной ткани,  легкие резиновые сапоги, правда, изрядно заляпанные мокрым песком и грязью.  Вялков, которых до этого долгие годы работал в крайкоме партии, знал почти всех начальников, и узнал в одном из них чиновника из «Дальлеспрома», организации, которая не только заготовляла и перерабатывала древесину, но и торговала лесом с Японией. Поэтому  на мужиках  и были импортные шмотки.

Как оказалось, была и у них и импортная машина – «Ниссан Патрол», на которой они съехали на берег, и не могли выехать обратно. Машина почти по оси ушла в песок, и мужики пошли искать помощь.  Увидели огонь костра,  услышали голоса,  и пошли на них. А теперь обратились за помощью  к нам.  Отказать попавшим в беду рыбакам было нельзя, наш УАЗик на колесах с хорошей резиной, с нестертыми грунтозацепами, сам, без проблем, выехал из песка, и, оставив Мамыкина сторожить нашу еде и главное, выпивку, мы поехали туда, где беспомощно в прибрежном песке стоял хваленный японский джип.  Взяли машину на буксир, и наш отечественный УАЗик, натужно гудя, вытащил японский джип на более твердую почву.

Нас отблагодарили хорошими японскими удочками,  ящиком японского пива в банках «Саппоро», и чем-то еще.  Пиво мы решили оставить на парную, а все японские снасти  отдали Владимиру Ивановичу Стародубову, заявив, что у нас этого добра завались. Хотя, честно сказать, водитель УАЗика смотрел на такое богатство с завистью.

Когда японский джип уже был на твердой земле, наш визитер захотел посмотреть машину внутри.  Стародубов впервые сидел в салоне навороченного японского джипа.  Ему понравились  отделка салона, кожаные сиденья, богатые опции – кондиционер,  стереомагнитола, ничем не отличающиеся от седанов бизнес-класса.  Но вот на счет проходимости у него остались сомнения.  Хотя если бы на машине были настоящие «грязевые» шины, джип с четырьмя ведущими колесами, с понижающей передачей и межосевым дифференциалом,  смог бы сам выбраться из песка, но водитель не совсем правильно оценил качество берега, понадеявшись на вездеходность японского автомобиля.  Конечно, это был настоящий «проходимец», как называли такие автомобили, но сравнить его с военным джипом, каким является наш УАЗ, было трудно.  Я как-то ездил на машине своего соседа, речника, плавающего в Японию на судне река-море,  который купил подержанный японский автомобиль. Это был джип «Ниссан Патрол Сафари», с лебедкой на переднем бампере и с так называемым «бабкоотбойнике» - кенгурином.  Вот это был настоящий «проходимец», который мог вытащить сам себя с помощью лебедки.

Мы вернулись к костру, доели то, что еще оставалось, и поехали в сторону Хабаровска. Нас с Анатолием Ивановичем и Владимиром Ивановичем оставили на так называемой даче командующего. Сейчас это место называется «Заимка Плюснина», там могут за весьма немалые деньги отдыхать все желающие, а тогда могли приехать только по разрешению командующего Краснознаменным Дальневосточным военным округом.  Но попарить в этом месте заместителя министра здравоохранения РСФСР нам никто не отказал.

Жар в парной был в самый раз, так что мы разделись и забрались на полку. Такой уж удел заместителя начальника – попарить веником и своего шефа и высокого гостя.  Мы  погрелись,  кое-кто неплохо  выпил, но все в меру – ведь завтра была встреча с краевым начальством. Я с удовольствием выпил бутылку  японского пива. К этому времени я еще не был в Японии, и поэтому не знал, что «Саппоро» - одно из четырех сортов японского пива.  Не могли мы не поговорить и о свойствах японских автомобилей.  Вялков совсем неплохо разбирался в японском автопроме.

В ту пору еще такого засилья подержанных японских авто на Дальнем Востоке не было, хотя «ящик пандоры» уже открылся.  Во всех портовых городах уже ездили японские машины с правым расположением руля, и все больше и больше автомобилей завозили моряки и рыбаки на отечественную землю. Но организации, которые  сотрудничали с Японией в рамках прибрежной торговли,  покупали новые автомобили с левым расположением руля. Особенно много таких машин было у лесников, рыбаков и в потребительской кооперации. Я лично впервые прокатился на японском джипе «Ниссан Патрол» в Совгавани,  такой автомобиль был у генерального директора Базы океанического рыболовства – БОРа.  Позже более популярным джипом стал автомобиль «Тойота Лэнд Крузер», на нем стали ездить начальники организаций, торгующих с Японией, а со временем и  многие другие. Появился такой джип у губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева.  Правда, был у него и второй автомобиль – «Лексус» представительского класса.

Вот такая встреча на дальневосточных берегах произошла в далеком 1990 году.  Позже Владимир Иванович Стародубов еще минимум пару раз приезжал в Хабаровск, но больше я с ним на рыбалку не ездил.  Но зато ездил с другими, например, с Президентом Академии медицинских наук  Валентином Покровским, председателем комиссии по здравоохранению Верховного Совета СССР Эдуардом  Аскалоновым, которые изображены на фотографии. Меня нет на этой фотографии только потому, что я фотографировал.


Рецензии