Зевсизм навсегда

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.»
Книга Екклесиаста.

"4. 3:24. Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
   3:25. и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;"
Евангелие от Матфея


       Предисловие. Понятие «зевсизм» может прийти на ум в процессе чтения «Одиссеи» Гомера, если у читателя появится интерес к тому, как же Зевс - верховный правитель, осуществлял руководство Грецией, к каким целям стремился, на какие силы опирался, какими основными принципами он руководствовался, какие перспективы были у такой формы управления территорией. В других землях были свои Зевсы.


1. Что такое зевсизм?
2. Внешнее восприятие зевсизма.
3. Суть зевсизма.
4. Принципы зевсизма.
5. Преимущества/пороки зевсизма.
6. Закономерности зевсизма.
7. Земной зевсизма.
8. Перспективы зевсизма для самого зевсизма и окормляемого им народа.
9. Современный зевсизм.


        1. Зевсизм – это форма управления, при которой верховный руководитель: - имеет право и обречён на вечное правление подведомственной территорией;
       - никак не зависит от результатов своей деятельности/бездеятельности;
       - обладает оружием непреодолимой силы;
       - комплектование всех высших органов власти осуществляет по родовому признаку;
       - может вмешиваться в не устраивающие или раздражающие его земные процессы, а может не вмешиваться вообще – в любом случае в них будет усматриваться или предполагаться его воля;
       - не следит за исполнением своих повелений;
       - при всей грозности повелений их исполнение, по крайней мере буквальное, необязательно ни для богов, ни для смертных.

       2. Внешнее первоначальное восприятие: мудрый, единовластный правитель, обладающий неоспоримой властью и необоримой силой, а замыслы его столь высоки, что уму простых смертных недоступны, денно и мощно печётся о процветании и людей и территории, ими населённой. Двенадцать его помощников неусыпно руководят, порученными им направлениями, и под мудрым и солидарным управлением сонма богов Олимпа народ Греции  живет счастливо и процветает день ото дня. Развиваются науки, ремёсла, искусство, расширяется зона влияния Греции во всём известном в то время мире.
      Зевсизм отражал современное представление о благополучии, то, как бы хотел жить человек, обладай он непререкаемым могуществом:
- он находился бы в месте, недосягаемом для простых смертных;
- он никак не зависел бы от результатов своего труда, и вообще не имел бы ни необходимости, ни  желания заниматься какой-либо систематической деятельноcтью;
- предавался бы исключительно животным наслаждениям: «ел прекрасное мясо и утешался вином, светлому богу подобный», семейными делами и адюльтером, то есть, всемерно бы занимался улучшением породы простых смертных, невзирая на то, что судьбы его отпрысков  складывались гораздо сложнее, чем они были бы, родись эти герои от мужей своих матерей.
- не заботиться о судьбе матерей своих земных детей, считая, вероятно, что сам акт был достаточной для них компенсацией на всю оставшуюся жизнь;
- неминуемым сопутствующим противовесом всем своим благам считал бы постоянные раздоры с женой, будь она хоть богиней брака и семейной любви, как Гера. «Никто не герой пред своей женой»

     3. Суть зевсизма – абсолютный произвол, полное отсутствие у… руководителя планов и какой-либо заинтересованности в процветании и расширении территории, им окормляемой, в увеличении количества и повышения качества подведомственного населения. Отсутствие какой-либо зависимости между благосостоянием населения подконтрольной территории и верховного руководителя. Верховная власть подкреплена только наличием у руководителя оружия неодолимой силы.
      Суть зевсизма ещё и в том, что верховный правитель не выполняет никаких функций, кроме председательства на совете богов, который не выносит решений вообще или выносит только необязательные для выполнения решения. В том, что и каждый из 12 богов только числится по своей должности, покровительствуя своим направлениям активным невмешательством в  них, но стимулируя шарлатанские, для симуляции подконтрольности будущего.*
      Всё что ни делали боги, они это делали только забавы ради. От нечего делать боги выбирали себе в игрушки какого-нибудь смертного и начинали забавляться тем, что противоборствовали друг другу, не опускаясь до личной неприязни. Игра, в которой Афина всемерно способствовала Одиссею, а Посейдон ему препятствовал – некое подобие современной компьютерной игры на двоих без возможности и желания победить. Как бы ни накалялись страсти на мониторе, игроки не поссорятся, тем вернее, чем быстрее папа их разгонит, как и Зевс прекратил надоевшее ему и зашедшее в тупик состязание дочери и брата. Молния Зевса в данном случае решила исход состязания к обоюдному удовольствию участников, как и папа, отключивший питание компьютера, с той разницей, что детки всё же будут сетовать на папу, радуясь в душе, что уже порядком поднадоевшая игра закончилась, а греки сошлются на волю Зевса, тем и успокоятся. Геракл был игрушкой в руках Геры и Зевса.
     Зевсизм, как и погода, их проявления можно прогнозировать только лишь с некоторой степенью достоверности, особенно в те далекие времена.

       4. Основные принципы зевсизма: - боги сами по себе, а люди сами по себе, до тех пор, пока богам не захочется поиграть их судьбами или они не возжелают дочерей или жён рожденных смертными**;
    - ограничение круга лиц, допущенных и имеющих возможность приобщиться к олимпийцам***;
    - сложность процедуры приобщения к богам и необходимость наличия определенной родословной.
    - взаимозаменяемость олимпийцев: все они, кроме Гефеста, взаимозаменяемы****, ибо отличаются только внешними атрибутами… должности и одинаково бесстыдны, или нарочито стыдливы в демонстрации своего… совершенства и могущества, сиречь, богатства, впрочем, категория «богатство» для обитателей Олимпа неприемлема.  Прошу не считать меня ханжой: - прекрасная и совершенная нагота олимпийских богов в данном случае не более, чем аллегория.

      5. Автор этой публикации далеко не в восторге от философской категории «Единство и борьба противоположностей», так как все приводимые в её подтверждение примеры кажутся притянутыми за уши, но при рассмотрении зевсизма она сама напрашивается на язык, так как преимущества зевсизма являются одновременно и его пороками.
       5.1. Основным преимуществом/пороком зевсизма, но возможным только на Олимпе, является отсутствие борьбы за власть, лишенную обязанностей, обязательств и отчетности, без взаимосвязи с руководимой территорией и её населением. Вообще, население в условиях зевсизма, это бесплатное приложение к подведомственной территории.
      5.2.  У Зевса нет ни конкурентов, ни просто завистников – каждого бога вполне устраивает объём его полномочий и его неподотчетность ни Зевсу, ни грекам.
      5.3.  Поскольку среди богов претендентов на верховную власть не находилось, то у главного не было необходимости изощрять свой ум в интригах, завоёвывать умы и сердца богов и людей – для всех он стал/был непререкаемой данностью, эдаким барином, которого и рассердить, и ублажить может один и тот же посыл в зависимости от неограниченного числа обстоятельств или их отсутствия. В этом положении и плюс, и минус зевсизма. Отсутствие конкуренции ведет к застою, к тому же, конкуренция предполагает борьбу идей, а не банальное интриганство.
      5.4. Возможность применения оружия неодолимой силы по своему произволу и капризу, не соизмеряя тяжесть проступка и наказания.
     5.5. Отсутствие жестких законов, регламентов, циркуляров, многообразия налогов, СНиПов, ГОСТов, ОСТов, ЕРЕРов, ТУ и ЦУ никак не мешало смертным развивать сельское хозяйство, промышленность, науки вообще, а философию, в частности, и искусство, хоть и не опережающими темпами, но вполне достаточными, чтобы быть самым передовым народом в Европе, если не в мире. Потому, хотя бы, что поименованным выше направлениям не было необходимости содержать чиновничий аппарат  и затрудняться изучением директив и составлением отчетности. Но отсутствие желания/необходимости выработки строгих, но обоснованных законов***** регламентов не приводит к возникновению нравственных категорий. Воровство и грабёж, обман и подлог становятся не только обыденными, но и достойными похвалы деяниями******.
Пороки зевсизма не имеющие положительной стороны это: - наказание всех за проступок одного или группы людей в виде бедствий и катаклизмов, которые люди не могли предотвратить и из которых они не могли сделать вывода, чтобы не получать их впредь. Наказание неизвестно за что и без поучения – худший вид наказания*******;
- произвол богов порождает произвол людей *******;
- растрачивание времени на поиски благоприятных указаний богов копанием в кишках животных и прочими столь же оригинальными способами.

      6. Основные закономерности: – отсутствие планов развития подведомственной территории, следовательно, нет ни стратегии, ни тактики достижения каких-то целей. Отсутствие планов развития приводит к тому, что руководить просто нечем;
- номинальная подчиненность и фактическая неподотчётность олимпийцев Зевсу;
- невозможность для греков уяснить, что именно происходит по воле Зевса, а что вопреки ей;
- потеря взаимного интереса, как следствие отсутствия взаимосвязи.

     7. Зевсизм является недостижимой мечтой каждого авторитарного лидера, хотя бы в силу его смертности. Земной Зевс не может не быть тираном, а лучше Диогена «О тирании» не сказать. Пребывание земного тирана в горних сферах всегда непродолжительно – оно нарушается постоянно, а зачастую и злонамеренно и именно олимпийцами. Необходимость общаться с другими олимпами и зевсами обязательно превращается в соревнование - кто зевсее или зевсистее как угодно! Даже утолённое тщеславие спит не долго, и тирана опять начинает грызть червь сомнения: «А всех ли я зевсистее»?
     У земного Зевса не получается просто сидеть и богствовать, а редкие его благодеяния воспринимаются как подачка и в большинстве случаев вызывают раздражение.
     Земной зевсизм омрачается тем, что на земном Олимпе возникают зоны неподвластные главному Зевсу, и он становится игрушкой в руках нескольких олимпийских обитателей, которые ведут междоусобные войны за ухо тирана, и не так, как Афина и Посейдон, а вполне серьёзно, вплоть до уничтожения соперника, а морального или физического – не суть.   
     Процесс возникновения олимпиков на  подвластной территории  охватывает все направления, финансируемые главным Олимпом. На олимпиках устраиваются только «свои», что ведет к творческому застою, и весь процесс сводится к распределению бюджетов и наград. Олимпами становятся и творческие сообщества частично зависимые или вообще независимые от дотаций с Олимпа. В творческих сообществах искореняются дискуссии, как несущие угрозу авторитету Зевса местного значения, вообще копируется поведение главного Зевса. Непопулярность дискуссий в творческих сообществах ведет к их отмене вообще, следствием чего является застой мысли и ставка на простые, как мычание, приёмы.
      Все политические, финансовые, научные, образовательные,  творческие и т.д.  сообщества, хоть и образуют некий набор конусов, не доступных для проникновения в них кого-то со стороны, но среди них нет ни одного, имеющего какой-то суверенитет или иммунитет от преследования другим конусом-олимпом.
      Закономерно, что возникновение структур, которые подчиняются Зевсу только номинально, как Посейдон, например, а на самом деле делают только то, что угодно им, да ещё и шантажируют Зевса, если тот отказывает им в полномочиях и/или финансах, примиряет Зевса с их неподконтрольностью и тем, что смена главы этого ведомства не приводит ни к чему иному. Зевсу приходится полагаться на добросовестность всевозможных аресов и посейдонов, смиряясь с тем, что таким образом размывается мощь его оружия.
     Зевсизм земного правителя, как правило, недолог – восторг лиц, получивших преференции, постепенно переходит в желание их расширить и боязнь их потерять, следовательно, времени на славословия земному Зевсу остаётся всё меньше, эпитетов тоже. Помаленьку олимпийцы не только начинают примеривать венец Зевса на себя, но  и приходят ко вполне закономерному выводу, что они на троне Зевса были бы более уместны.
Зевсы несопоставимых уровней могут относиться друг к другу одинаково снисходительно, но высший Зевс может подчеркнуть уважение к низшему, а низший обязательно лягнёт высшего, хоть и посмертно*********.

      8. Зевсизм – что олимпийский, что земной, обречён изначально – отсутствие необходимости/желания/таланта управления приходит к своей финальной точке – невозможности управления. Общество фрагментируется, иногда до отдельных личностей, и сосредотачивается исключительно на собственных проблемах и теряет интерес к тому, кто им, якобы, руководит. Греки без большой ломки перешли в христианство, потому, хотя бы, что в нём есть жесткие заповеди и рамки, нарушение которых обязательно наказуемо если не в земной жизни, то в загробной, а Зевса, как символ произвола, просто вычеркнули из повседневной жизни. Впоследствии же он стал всего лишь средством и способом привлечения туристов. Надо сказать, что и греков даже с очень большой натяжкой нельзя сейчас назвать потомками эллинов. Впрочем, точно такая участь постигла и потомков всех остальных некогда славных народов, которые только лишь кичились былою славою своих предков, не приумножая её. 
   
      9.  Земной и олимпийский зевсизмы… это как раз тот случай, когда противоположности сходится: - необходимость управлять абсолютно всем рано или поздно превращается в невозможность управлять хоть чем-то, а желание земного Зевса отделиться от сограждан, в конце концов, сбывается.
     Зевс не опасается за своё место на Олимпе, так как претенденту просто неоткуда взяться – олимпийцев и так ничто не сдерживает, и они при желании могут участвовать в развитии своих направлений, а могут ограничиться только позированием античным скульпторам ни то, ни другой на прогресс не повлияет, тем более, что в случае неудачи всегда есть возможность сослаться на волю Зевса. Земной… опасается всего и вся, но только до той поры, пока не сложится свой – земной Олимп, а земные олимпийцы ответственность за свой произвол не научатся делегировать лидеру и не поймут, что от смены… лидера они только проиграют. Объективно никто не желает краха зевсизму, но каждый на своём месте опережающими темпами приближает этот крах.
    
      Вывод.
     Зевсизм, независимо от места его обитания, это ставка исключительно на силу. Силу  неконтролируемую и непредсказуемую, которая не только  не вовлекает в процесс становления и развития государства ни интеллектуальный, ни нравственный, ни какой иной потенциал народа, но, хуже того, подавляет этот потенциал, а такие категории, как этика, справедливость, порядочность становятся понятиями отвлечёнными и упоминаются только в связи с людьми давно ушедшими.
    Из этого можно сделать вывод, что после непродолжительного хаотичного развития наступает упадок по всем направлениям, и молния Зевса уже не кажется сдерживающим фактором, вообще, угрозой наказания от деградации не удержишь.
   Зевсизм - верный путь к деградации всех направлений политической, экономической, культурной и т.д. жизни, у него нет будущего и он жив только прошлым. Памятники той эпохи дают нам представление о том, каким великим богом хотели греки видеть Зевса и во что выродились эти чаяния. Кто тогда знал, что Зевс обречён на то, чтобы стать не историческим персонажем, а сказочным, чем-то средним между Бабой-Ягой и Лесовичком-Боровичком, у которых  не было ни истории, ни наследия… И совершенно не важно, были при Зевсе царь Леонид и Александр Великий, Диоген и Аристотель или их не было. В мифологии остались только многочисленные адюльтеры Зевса да его несправедливое осуждение  Прометея*******, совершившего своё деяние всё же в большей степени для блага богов, чем для людей, а справедливые приговоры Сизифу и Танталу остались обезличенными – боги осудили. При зевсизме не бывает людей, вошедших в историю своей справедливостью и неподкупностью. А если такие и появлялись, киники, например, то от них ничего не зависело, и выглядели они не более, чем оригиналы.

      Несмотря на то, что у зевсизма нет никаких перспектив, как, собственно говоря, и у человечества вообще**********, он наглядно показывает, что для отдельно взятого бога или человека привлекательнее земных женщин может быть только лад в собственной семье, даже если он стоит отказа от каких бы то ни было иных земных удовольствий. 
       __________________
*Примером тому… миф об Эдипе. Если бы оракул сам представлял  и открытым текстом объяснил недалёкому Лаю взаимосвязь событий, связанных с его сыном, то и Лай, и Иокаста, и сам Эдип избежали бы своих ужасных судеб. Полиб и Миропа ограничились бы только сетованиями на судьбу, не давшую им детей, а не ещё и на неблагодарного Эдипа. Или Тересий: ну напророчил он Одиссею вечное странствие с веслом на плече, а что если тот не пойдёт никуда, что, скорее всего, он и сделал, иначе с чего бы он хитроумный и многомудрый, или отложит странствие на неопределенное время, или вообще – совершит это путешествие  мысленно? Но ещё лучше было бы… отсутствие искусства прорицания вообще, так как в таком случае люди полагались бы исключительно на собственный здравый смысл и опыт поколений. Прорицатели и оракулы направили глупых Лая и Эдипа на дорогу не только собственной смерти, но и погибели всего их рода. Одиссея Тересий направил «туда, не знаю куда», и, вместо того, чтобы преспокойно править Итакой в окружении семью, он повлечёт свои унылые стопы в неизвестном направлении к заведомо недостижимой цели. Судьба же истинных прорицателей ужасна!  Кто-нибудь посмеет утверждать, что Кассандра и Лаокоон пользовались покровительством Аполлона?
**Связь богини с земным мужчиной не считалась чем-то предосудительным, но и не поощрялась, а иногда и наказывалась.
*** Но нельзя сказать, что всем богам или сыновьям богов жилось сладко – Геракл, сын самого Зевса(!) претерпел и преодолел много лишений и трудностей, семь лет одевался как женщина и исполнял женскую работу, был подвержен припадкам безумия, в одном из которых убил своих сыновей. Для чего всё это было? Чтобы стать полубогом? Быть одновременно и живым, и мертвым, так как тень его находилась в Аиде, и полностью уйти от земных дел, то есть бросить невыполненные планы ради недолговечного культа, амброзии или олимпийских адюльтеров, о которых мы, впрочем, и  сведений не имеем?
**** Например: Арес – представлен нам флегматичным юношей, скорее склонным к позированию и самолюбованию, чем к тяжкому ратному труду. Вряд ли Арес стратег или тактик, а его благоволение одной из противоборствующих сторон не более чем каприз. Вообще, все олимпийцы прекрасны телом и лицом, но лишены движения и чувств, склонны скорее к позе, чем к действию, далёки от земных проблем и холодны, им в той или иной  степени присущ нарциссизм и зеркало, присовокупленное к одиночному или групповому их изображению, смотрелось бы вполне уместно и даже гармонично. Вообще, предназначение большинства олимпийцев в том, чтобы с внешним достоинством нести это высокое звание и не более. Синекура, одним словом. Если заменить меч в руке Ареса на кисть винограда или лиру, то даже  самый придирчивый зритель не отличит его от Диониса или Аполлона. В категорию взаимозаменяемых не входил только трудяга - Гефест, но он ничем не руководил, а был кустарём-единоличником, занимающимся своим делом ради самого этого дела и собственного удовольствия, а иногда, как в случае с Афродитой, себе во вред.
*****Единственным, по сути дела, законом был закон гостеприимства, но и он легко нарушался приближенными к Олимпу персонами без всяких для себя последствий, листригонами, например. Одиссея, ослепившего Полифема, можно, конечно посчитать исполнителем воли Зевса, если бы не его, Одиссея, дальнейшие злоключения по воле Посейдона. Закон гостеприимства был обязателен только в отношении богов, а его нарушение строго наказывалось, как  в случае с Аполлоном.
******Длительная и кровавая троянская война по сути своей… соревнование за переходящее знамя – Елену Прекрасную.
******* Например: - эпидемия в Фивах из-за преступления Эдипа.
********Вряд ли истребление женихов было единственно возможным выходом для Одиссея или он был далеко не так многомудр и популярен в Итаке.
******** - миф о Прометее является ещё одним подтверждением необязательности самых строгих указов и распоряжений Зевса - Геракл не понес никакого наказания за  освобождение Прометея, мало того по смерти был причислен к богам и удостоен собственного культа. Миф о Прометее ещё показывает, что олимпийцы, даже имея невозбраняемую возможность облегчить участь Прометея, предпочли этого не делать. Диапазон причин может быть любой – от просто трусости до каких-то иных, недоступных уму смертного человека. Вообще, Прометей был наказан за то, что он, как сторонник решительных действий и развития, мог высвечивать всю бессмысленность пребывания богов на Олимпе, что опять же подтвердилось последующим полным переходом этих богов в… параллельные миры, а греков, бывших эллинов, в христианство.   
********* Кажется в «Огоньке» времён перестройки описывалась встреча Зевса и зевсика, последний - бригадир могильщиков, рассказывал, что после похорон матери Брежнева Л.И., генсек (а кем же иным мог быть генсек, как не Зевсом?) дал ему 100 рублей. «Нет, он не был жадным(!), - говорил бригадир - просто он не знал – сколько это». Встретились два олимпа: для одного 100 рублей – просто самая крупная банкнота, а для второго  – нищенская подачка, при существовавших тогда месячных зарплатах в 60-80 рублей. Так встретились два разных олимпа. Первый Олимп в упор не видел второго, зато второй пнул первого, хоть и посмертно.
**********Отсутствие перспектив у всего человечества не подразумевает их отсутствие у отдельно взятых личностей.


Рецензии