7. 2 Закон семи или закон октав ч. 1

         Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова Г.И. Гурджиева):

(стр.158) «Число фундаментальных законов, управляющих всеми процессами в мире и в человеке, очень невелико. Разные сочетания немногих элементарных сил создают всё кажущиеся многообразие явлений.

Для того чтобы понять механику вселенной, необходимо разложить сложные явления на эти элементарные силы.

Первый фундаментальный закон вселенной – закон трёх сил, или трех принципов, или, как его часто называют, закон трёх. Согласно этому закону, каждое действие, каждое явление во всех мирах без исключения является результатом одновременного действия трёх сил – положительной, отрицательной и нейтрализующей.

Следующий фундаментальный закон вселенной – это закон семи, или закон октав.
Чтобы понять смысл этого закона (принципа), необходимо рассматривать  Вселенную как состоящую из вибраций. Эти вибрации происходят во всех видах, аспектах и плотностях материи, составляющих Вселенную, от самых тонких до самых грубых  её проявлений; они исходят из разных источников и продолжаются в разных направлениях, пересекаясь друг с другом, сливаясь, усиливаясь, ослабевая, препятствуя друг другу и так далее.

… согласно принятым на западе взглядам, вибрации непрерывны. Это означает, что вибрации считаются развивающимися беспрепятственно по восходящей или нисходящей линии, пока продолжает действовать сила первоначального импульса, вызвавшего вибрацию и преодолевающего сопротивление среды, в которой эта вибрация происходит. Когда сила импульса иссякнет, а противодействие среды возьмёт верх, вибрации естественно замирают и прекращаются. Но пока  этот момент не достигнут, то есть не началось естественное ослабевание, вибрации развиваются однообразно и постепенно, а при отсутствии противодействия могут длиться бесконечно.

… точка зрения древнего знания противоречит точке зрения современной науки, ибо в основу понимания вибраций древние знания полагали принцип отсутствия непрерывности вибраций.

Принцип отсутствия непрерывности вибраций выражает характерный признак всех вибраций, возрастающих или нисходящих: они развиваются не однообразно, а с периодическими ускорениями и замедлениями. Это принцип мы сформулируем ещё более точно, если скажем, что сила первоначального импульса действует в вибрациях не однообразно, а как бы попеременно – то сильнее, то  слабее. Сила импульса действует, не изменяя своей природы, и вибрации развиваются правильно лишь в течение некоторого времени, которое определяется природой импульса, средой, условиями и так далее. Но в известный момент в этом процессе происходит особого рода перемена, и вибрации перестают, так сказать, повиноваться импульсу, на короткое время замедляются и до известной степени меняют свою природу или направление; например, возрастающие вибрации в известный момент начинают медленнее возрастать, нисходящие – медленнее затухать. После этого замедления, как в процессе возрастания, так и в процессе затухания вибрации возвращаются в своё прежнее русло и в течение некоторого времени возрастают или затухают однообразно – до известного момента, когда в их развитии вновь происходит задержка.  … периоды однообразных колебаний не равны, а периоды замедления вибраций не симметричны: один из них короче, другой длиннее.

Законы, управляющие замедлением или отклонением вибраций от их первоначального направления, были известны древней науке и включены в особую формулу, или диаграмму, сохранившуюся до нашего времени. В этой формуле период удвоения вибрации был разделён на восемь неравных ступеней в соответствии  с темпом возрастания вибраций. Восьмая ступень повторяет первую, но с удвоенным числом вибраций. Этот период удвоения вибраций между данным числом и удвоенным называется октавой, то есть периодом, состоящим из восьми членов.

Принцип деления периода удвоения вибрации на восемь неравных частей основан  на наблюдениях неравномерности возрастания вибрации в октаве; отдельные «ступени» октавы показывают ускорение или замедление в разные моменты её развития.

Гамма семи тонов есть  формула космического закона, полученная древними школами и применённая к музыке. Однако, если мы будем изучать проявление закона октав в вибрациях других родов, мы обнаружим, что закон повсюду остаётся одним и тем же;  что свет, тепло, химические, магнитные и другие вибрации подчиняются тому же закону, что и звуки.

Вновь возьмём восходящую октаву, в которой частота вибраций возрастает. Предположим, что октава начинает с тысячи колебаний в секунду. Обозначим эту тысячу колебаний нотой «до». Колебания растут, то есть частота их увеличивается. В том пункте, где она достигает двух тысяч колебаний в секунду, будет второе «до», то есть «до» следующей октавы.

Период между первым и следующим «до», то есть октава, делится на семь неравных частей, потому что частота колебаний нарастает неравномерно.

 Если принять «до» за единицу, тогда «ре» будет составлять 9/8, «ми» - 5/4, «фа» - 4/3, «соль» - 3/2, «ля» - 5/3, «си» - 15/8 , «до» - 2.

Разница в ускорении, или повышение в нотах, или различие в тонах, будет следующей: Между «до» и «ре» - 9/8, «ре» и «ми» - 10/9, «ми» и «фа» - 16/15 (замедление роста), «фа» и «соль» - 9/8, «соль» и «ля» - 10/9, «ля» и «си» - 9/8, «си» и «до» - 16/15 (новое замедление).

По отношению к музыкальной гамме в семь тонов считается общепринятым (теоретически), что между каждыми двумя нотами существуют  два полутона, за исключением интервалов «ми-фа» и «си-до», где имеется только один полутон, считается, что там один полутон выпадает.

Но на практике, то есть в музыке, вместо двенадцати промежуточных полутонов берётся только пять, то есть по одному полутону между: до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си.   Между «ми» и «фа», «си» и «до» полутон вообще не берётся.

Что же в точности происходит в момент замедления вибраций? Отклонение от первоначального направления.

Развиваясь далее, линия октав или линия развития вибрации, может вернуться к своему первоначальному направлению, иными словами, совершить полный круг.

Этот закон показывает, почему в нашей деятельности никогда не бывает прямых линий, почему, начав делать что-то одно, мы постоянно делаем что-то совершенно иное, нередко противоположное первому, хотя сами этого не замечаем и продолжаем думать, что делаем то самое, что начали.

Такой ход событий, то есть перемену направления, можно наблюдать во всём. После периода энергичной или сильной эмоции, или правильного понимания, наступает реакция; работа становиться нудной и утомительной; в чувство вкрадываются элементы усталости и безразличия; вместо правильного мышления начинаются поиски компромиссов, подавление трудных проблем или бегство от них. Но линия продолжает развиваться, хотя уже и не в том направлении, что вначале. Работа становиться механической, чувство ослабевает, снижается до уровня обыденных событий; мысль становиться догматической, буквальной. Так продолжается некоторое время, затем наступает реакция, происходит остановка и новое отклонение. Развитие силы может продолжаться, а работа, начатая с великим рвением и энтузиазмом, становиться обязательной и бесполезной формальностью; в чувство входит множество посторонних элементов; беспокойство, утомление, раздражение, враждебность; мысль движется по кругу, повторяя то, что уже известно, найти выход из этого положения становиться всё труднее и труднее.

То же самое происходит во всех областях человеческой деятельности. В литературе, науке, философии, в религии, в индивидуальной и, прежде всего, в общественной жизни, в политике можно наблюдать, как линия развития сил отклоняется от первоначального направления и спустя некоторое время идёт в противоположном направлении, по-прежнему сохраняя за собой прежнее название».

         То, что такой закон действительно действует в земном мире, то с этим вполне можно согласиться. Но хотелось бы понять, почему действует такой закон? Можно ли и как его избежать? Знание такого закона уже первый шаг к этому.


Рецензии