Любаша

Бывают встречи, которые запоминаются на всю жизнь, и отношения, которые, хотя и не поддерживаются специально, но сохраняются навсегда. Есть у меня одна такая знакомая, которую хочется назвать подругой -  Любаша. Мы ничего особенного не делали, чтобы сохранить эту дружбу и симпатию, а вот живём  по-прежнему недалеко друг от друга и общаться пытаемся почаще. Простая русская женщина. Судьба свела меня с нею ещё в молодости, когда своей семьи у меня не было, а она имела мужа и даже детей.

Любашу я заметила ещё тогда, когда училась на третьем курсе института. Люба часто выступала на вечерах, пела под гитару, на которой аккомпанировал ей тоже студент экономического факультета, Женя Морозов. После третьего или четвёртого курса они поженились. «Допелись», - так говорили они сами про себя. Люба – очень привлекательная, красивая женщина. Брюнетка с яркими выразительными глазами, с хорошей фигурой. Она, конечно, всегда и сама понимала, как хороша. Мужчины часто обращали на неё внимание и до свадьбы, и после рождения двух сыновей – Павла и Николеньки. Всю жизнь она посвятила своим родным мужчинам. Когда Женя начал писать стихи, она поддержала его, хотя, кроме расходов это поначалу ничего не приносило. И муж стал поэтом, членом Российского союза писателей, выпустил уже не одну книгу своих стихов. Немало благодарных строк посвятил он своей Любаше, которая кроме работы в институте, всегда была занята детьми, домашними делами и дачей.
 
Помню, как вернувшись из Ленинграда, я стала работать на факультете, где преподавали Люба с Женей. Тогда была традиция устраивать праздничные преподавательские вечера с чаепитием и художественной самодеятельностью. И я часто стала забегать в гости к Любе с Женей, чтобы настроить гитару, порепетировать песни и уточнить последовательность аккордов. Оба они играли на пианино, а Женя ещё и на гитаре. Тогда старшему их сыну, Павлику, было уже больше года. Он очень любил, когда его держали на руках и позволяли подпрыгивать много – много раз. Однажды мы насчитали почти 200 прыжков подряд. Неугомонный малыш был! Николенька, второй сын, появился на несколько лет позже. Помню, у него был день рождения, и я пригласила его с друзьями отметить праздник за столом у меня дома, поиграть и попеть. Ребятишки явились дружно, расселись. Ели пирожные и пили сок. А Николенька почему-то так волновался – ведь в первый раз он был в «больших гостях» - что разбил рюмочку. Очень испугался и расстроился. Но я его успокоила и дала другую посуду.

Так мы и проработали с Любой на одном факультете около 30 лет. Её сыновья выросли, выучились, женились и родили Любе с Женей внука Сашу (у Павлика) и Симочку (у Николая). Потом через несколько лет у Павлика родился сын Иван, а вот у Николеньки первый брак распался. Слишком рано они поженились с Машей и родили внучку Серафиму. Через несколько лет Николенька женился на Яне, и у них появился сын Косма. Молодые решили называть всех своих детей старинными, иногда позабытыми русскими именами. Не смотря на развод Николеньки, Любаша активно общается со своей внучкой и  явно счастлива своими детьми и внучатами. Надо было слышать, как она говорила: «Я их так люблю!»

И судьба преподнесла ей совсем недавно такой подарок, узнав о котором другие бабушки и мамы чуть ли не впадали в уныние. Как-то, позвонив Любе, я узнала, что они с Яной только вчера вернулись из Иваново, где невестка родила… трёх сыновей сразу. Двух одинаковых близнецов и одного двойняшку! Родители назвали их старинными именами. А дедушка Женя сразу написал стихотворение «На рождение сразу трёх внуков»:
Три яркие цветочка
На клумбе у беседки.
Три юных лепесточка
На юной жизни ветке.

Три птенца пушистых
В гнёздышке уютном.
Три ангела лучистых
На облаке лоскутном.

Три витязя прекрасных
С картины Васнецова.
Три мальчишки классных-
Жизни что основа.

Три звезды сверхновых,
Что летят ракетой.
Три важнейших слова
В сказочном сонете.

Три струны гитарных,
Три мажорных нотки,
Трио на ударных,
Где каждый посерёдке.

Три юных музыканта
Сопят носами в зыбке.
Три будущих таланта
В терцию на скрипке.

И шестикрылый Серафим –
Посланником от Бога.
Никифор, Трифон и Анфим.
А впереди … дорога…
Это стихотворение Евгений Николаевич Морозов написал 10 июня 2019 года.

Имена все греческие, редкие сейчас. Никифор означает «победоносец»; Трифон – «живущий в роскоши, роскошный»; Анфим – «покрытый цветами, цветущий», а старшенький их братик Косма – «украшение». Косме сейчас чуть больше полутора лет. И если три новых братика начинают плакать, он пугается и тоже плачет. Но Яна с бабушкой Любой придумали, как этого избежать. «Это – котятки. Они не плачут, а просят покушать и поговорить», - объяснили они Косме. И тот успокоился. А  мы с Любой долго обсуждали материнский капитал, который дали только второму мальчику, а не всем троим. Несправедливо!
 
Теперь наше общение с Любашей заключается в телефонных разговорах, примерно раз в месяц. Сказать, что Люба занята . не сказать ничего. Бабушка Любаша – нарасхват! Несмотря на финансовые трудности Морозовы не унывают. Люба устроилась ещё и на подработку, Женя всё лето один занят дачей. Бог даёт испытание по силам. И я уверена – вместе они справятся! Оживлённая, приветливая, говорливая Любаша не меняется с годами, а, ей – Богу, становится всё краше. Как же хочется, чтобы она преодолела все трудности и была счастлива! А я всё не дождусь момента, когда увижу их вместе: Любашу с Космой, Никифором, Трифоном и Анфимом! И ещё – Серафиму, ей уже 10 лет. А Сашу с Иваном я иногда вижу. Живут они совсем рядом – в соседнем доме. Счастья вам, Морозовы!

P. S. Недавно, в 2022 году у Яны и Николеньки родилась дочка Милитина!


Рецензии