Возраст и душа. В. Бочелов

                В.Бочелов               
                Возраст и душа.
     Горбачёвская оттепель.  Сельским труженикам юга СССР дают слабинку. Можно легально торговать на рынках других республик  плодами своего труда. Да ещё товаром повышенного спроса. Только предъяви справку, что у тебя на участке растут…   мандарины!!!      
   Правда власти «мандариновой республики» требовали, чтобы местное население обязательно сдавало государству часть своего урожая, и тогда получив справку о сдаче, можно было продать остатки на рынке. Для этого на всех постах ГАИ, «подозрительные машины» останавливали для досмотра, и если обнаруживался незаконный груз в виде мандаринов и апельсинов, тут же экспроприировали в свою пользу.
   Может более молодым читателям покажется не совсем понятно всё это.  Объясню.
  Зарплаты у всех были небольшие, а хорошо жить хотелось всем. Вот и крутились, как могли, чтобы заработать, даже иногда преступая закон. 
  Поэтому Виктор перевозил через пост небольшие партии мандаринов на территорию братской республики, где жил его приятель и только потом, мог загружать свою «шестёрку» и везти их на продажу в другую республику. Ну, конечно, чтобы заработать самому, а уж заодно и частично удовлетворить покупательский спрос советских граждан дефицитной продукцией. 
   Десять часов в пути и вот он уже в одном из областных центров РФ. Останавливался Виктор, как всегда,  у своего двоюродного брата, у которого был свой дом в частном секторе города.    
  Как только забрезжил рассвет, Виктор отправился на рынок, торговать. Рынок был небольшой, но располагался в  проходном месте.
  На небольшую площадь перед рынком, постоянно приходили автобусы, троллейбусы, перевозя тысячи пассажиров, которые вольно и невольно становились участниками торгового процесса. Припарковав невдалеке машину, Виктор направился в администрацию рынка, чтобы получить разрешение на торговлю, прихватив с собой пару килограммов мандаринов. Презент и обаятельная улыбка положительно сыграли на получение торгового места.
   Виктору всегда нравился процесс торговли, ещё с детства бабушка приучила его к этому. Он получал истинное наслаждение от процесса, не говоря уже о результате. Выбрав место в первом ряду, принёс из машины мешок, сбегал за весами, высыпал на прилавок золотистые плоды и не успел ещё сложить из них пирамидку, как первый покупатель был уже тут, как тут. Товар дефицитный, проблем с реализацией в то время не возникало.
  Через некоторое время подтянулись и другие продавцы со своим товаром, оживляя пустующие прилавки. Соседями Виктора стали, женщина лет сорока пяти, торговавшая овощами, и старый азербайджанец с традиционным для тех времён товаром, плодами гранатового дерева. Надо сказать, что уже в то время азербайджанская рыночная мафия раскинула свои щупальцы по всей территории СССР. Одни и те же люди стояли за прилавками рынков круглый год, в то время,  как другие занимались транспортировкой товара, создавая тем самым бесперебойный канал, позволяющий вести бесперебойную торговлю. А в это время основная масса советского народа занималась строительством развитого социализма. Эти же несознательные элементы подкармливали неугомонных строителей коммунизма всем, чем только могли, только бы те не отрывались от своей безумной затей (каждому по способностям, каждому по потребностям, забывая, что потребности бывают и не по способностям) и не замечали хорошо живущих «лёгким» трудом сограждан.   
  Торговля у Виктора шла бойко, не успел он оглянуться, как нужно было бежать  за следующим мешком. Он попросил соседа азербайджанца присмотреть за товаром. Тот был сама любезность, хотя торговля у него почти не шла, но помочь – это, же святое…
  Так  всё и происходило, пока последний мешок не перекочевал из машины под прилавок.
   Во время коротких перерывов, между взвешиванием мандаринов и беганием к машине, Виктор обменивался с соседями мнением о торговле, погоде и просто о жизни, что способствовало некоему налаживанию приятельских отношений впервые встретившихся людей. Хотя в то же время нельзя было не заметить, что соседи завидуют Виктору, ведь товар то у него расходится на ура.  Но на это, он не обращал внимания.
   Соседи тоже отходили по своим делам, прося его присмотреть за товаром. Он даже продавал кое, что, а выручку до копеечки передавал хозяевам по их возвращению.
   Настроение у Виктора было отличное, он мог завтра возвращаться домой, карманы были туго набиты купюрами. На радостях  угостил мандаринами  соседей. Время всего третий час дня, а он уже почти распродал триста пятьдесят килограммов мандаринов. Теперь надо подумать, что из продуктов закупить для дома, так, как в магазинах не всегда в то время было изобилие товаров.
  Но додумать Виктор не успел.
- Слушай, сосед, присмотри за товаром, я отойду на пять минут, - прервал размышления Виктора, старый азербайджанец.
- Да, конечно, я присмотрю.
- Сколько стоят ваши мандарины? - очередной покупатель обратился к Виктору.
- Пять рублей.
 Покачав головой покупатель двинулся дальше. Было понятно, что для него это дорого и  Виктор не стал его уговаривать, так как проблем с реализацией не было.  И тут же соседка, торгующая рядом, подойдя к Виктору, прошептала.   
- Ты, этому не доверяй, - кивнула она в сторону прилавка с гранатами. – Пока ты бегал за мешками он, - она опять кивнула в сторону соседнего прилавка. – Продал полкило твоих мандаринов, а деньги прикарманил себе. Жулик он!
- Хорошо, спасибо, - ответил обескураженный Виктор.
  Эйфория, в которой он прибывал, мгновенно улетучилась.
   Как старый человек может так поступать, у него не укладывалось в голове. Смотреть тебе в глаза, создавать видимость дружественных намерений и тут же тебя обворовывать. Услышанное так обескуражило Виктора, что он почувствовал себя униженным и оскорблённым до глубины души.  Как мелочно и низко может пасть человек. Что руководило этим человеком? Зависть или просто подлая душонка, которая таким образом пыталась возвыситься, почувствовать своё превосходство. Ну, ладно, если бы это сделал молодой, у которого ветер в голове, но старый человек, как может он совершить такое. Настроение испортилось, ощущение, что тебя, развели и обокрали, как последнего лоха не прошло даже после того, как Виктор продал последний килограмм мандаринов. Ему хотелось, как-то отреагировать на поступок этого человека.  Но в последний момент он, с презрением взглянув на старика, пробормотал про себя: «Чтоб тебя мухи обосрали, старый козёл!».   
Правда, подходя к машине, он попытался вернуть себе хорошее настроение, подумав, что не обеднеет от этого. «Плевать на этого старика, пусть подавится», - успокаивал себя Виктор, тем самым прощая мелкого воришку.
  И, что же из всего этого выходит? Конечно, каждый сделает свой вывод, но с одним, я думаю, согласятся все.  Чистота души не зависит от возраста и национальности.    
   


Рецензии