Живая душа

По мотивам  сказки Н. Лескова «Маланья – Голова Баранья». Пьеса была поставлена в МДКТК и представлялась на всемирном фестивале им. С.В. Образцова в 2011 году.

Действующие лица:

Маланья
Мама.
Девочка.
Мальчик - Ерашечка.
Девочка - Живулечка.
Старик-странник.
Богатая  баба.
Богатая молодка.
Большой   деревенский мальчик.
Маленький деревенский мальчик.
Зайцы.
Смерть.
Ангел. 


1 действие


1. Звучит народная музыка, затем исполняется  песня, как обычно
поют  деревенские бабы, раскладывая песню на три голоса.

Ох,  Маланьюшка, да ты Малания, -
Голова у тебя-то барания…
Кто же так живет? Посуди сама…
Все добро свое раздала сама!
Ох,  Маланьюшка, да ты Малания, -
Голова у тебя-то барания…
Кто же так живет? Посуди сама…
В сундуках твоих только мышь мала!
Ох,  Маланьюшка, да ты Малания, -
Голова у тебя-то барания…
Кто же так живет? Посуди сама…
Для чего, скажи, к тебе смерть пришла?

Тишина. Полумрак. Через сцену медленно, оглядываясь,  проходит
женщина с горящей свечой в руке, это мама.  В  обратном направлении
медленно  проходит Смерть, теперь она несет горящую  свечу и  ведет
за собой женщину. На сцене живые актеры: мама и маленькая девочка.

ДЕВОЧКА
Мама, мама,  не уходи! Мама, кто это идет рядом с тобой?
МАМА
Это смерть…. Рано или поздно она приходит к каждому человеку.
ДЕВОЧКА
Мама, не оставляй меня!
МАМА
Я всегда буду рядом с тобой,  доченька моя….
Только я стану невидимая….
ДЕВОЧКА
Мама, я боюсь….
МАМА
Чего ты боишься?
ДЕВОЧКА
Смерти боюсь…
МАМА
Тебе ее бояться рано.
ДЕВОЧКА
Мама, а почему смерть приходит ночью?
МАМА
Чтобы других людей не напугать своим видом…
ДЕВОЧКА
А она какая?  Страшная?
МАМА
К каждому приходит - своя,  к кому-то страшная,  а к кому-то нет…. 
ДЕВОЧКА
Мама, когда я стану старой и умру, ко мне какая смерть придет?
МАМА
Как ты будешь жить, доченька, такая и придет. 
ДЕВОЧКА
Мама, ты мне про смерть все-все расскажи!
МАМА
Я тебе лучше про любовь расскажу! А ты закрывай глазки….

Заснеженная гора. Избушка со светящимся окном.
Тихо звучит музыка, тема песни.

МАМА
Было это очень, очень давно... Лет сто назад.
Эту историю рассказала мне моя бабушка,
когда я была маленькой девочкой. А бабушке рассказала ее бабушка…
ДЕВОЧКА
А бабушка тоже была маленькой девочкой?
МАМА
И наша бабушка когда-то была маленькой девочкой….
Такой же,  как ты! (Пауза.)  Давным-давно в  одном глухом месте 
стояла большая, большая гора….

Гора. Дом Маланьи. Мамы и девочки уже не видно. Только их голоса.

ДЕВОЧКА
Мама, смотри, деревья до неба! А вон маленький
домик совсем занесло снегом! А окошечко светиться….
Интересно, кто живет в этом домике?
МАМА
В этом доме живет  бедная женщина Маланья,
по прозвищу - «Голова баранья»….
ДЕВОЧКА
Она, что - злая?
МАМА
Нет, доченька! Она очень добрая  женщина.…

2
Звучание музыки усиливается. Звучит песня:
Ой, Маланьюшка, да ты Малания –
Голова у тебя то барания!
Голова у тебя то барания,
Ой, Маланьюшка, да ты Малания….

Открывается дверь. На порог выходит Маланья.

МАЛАНЬЯ
Ау! Кто меня зовет? Нет никого!…Послышалось, видно!
Сколько уж лет живу одна-одинешенька…. Сама с собой разговариваю,
вот и немудрено, что послышалось….
По правде-то сказать - не всегда я была одинокой, муж у меня был….
Да только не уберег он себя и лежит нынче на погосте, под
крестом березовым….  Я первое-то  время сильно по нему
убивалась, а потом решила:  раздам все, что у меня есть, добрым
людям, и заживу новой жизнью….  С тех пор и прозвали меня
  - Головой  бараньей…  Давно уж ко мне ни кто не приходит…. Только зайцы иногда прискачут погреться, да сороки прилетят воды студеной  из кадки  напиться….  А мне и не жалко! Чем могу, тем и поделюсь со зверем лесным….

Слышится скрип снега. Кто-то кашляет: кхе-кхе-кхе!

МАЛАНЬЯ
Кажется  и вправду гости нежданные по тропинке заснеженной
торопятся….  Может, горе какое людей гонит? 
Вернусь-ка  я скорей домой, да поставлю самовар!  Горячим чаем
напою людей добрых!

Маланья уходит в дом. На тропинке появляется богатая баба, а за ней мальчик и девочка.  Баба одета в толстую лисью  шубу, дети одеты плохо. Мальчик на санках везет девочку. Лямка от санок у мальчика перекинута через плечо, руки весят как плети.

Б. БАБА
Кхе, кхе!.. Чего остановились, негодные?   Заморозить меня
решили на смерть! Калеки проклятые! Навязались
на мою шею! Что бы вас смерть побыстрей забрала к себе!
ЕРАШЕЧКА
Вы, тетенька, зря ругаетесь, - я санки изо всей силы тащу! Да снег
очень глубокий!
ЖИВУЛЕЧКА
А полозья по снегу так и поют – «Живулечка с Ерашечкой никому  не нужны!»….  «Сиротки одеты не по погодке!».
Б. БАБА
Мала еще рассуждать!… Глупости только и слышишь!
ЕРАШЕЧКА
Вы бы нам, тетенька, дали свои рукавицы -  ручки согреть!
ЖИВУЛЕЧКА
Или носки пуховые - ножки согреть…
Б. БАБА
Еще чего придумаете! Кто же это в такой мороз своим теплом
делиться станет? Только глупые люди, а я не из таких!

Богатая баба стучит в дверь избы Маланьи.

Б. БАБА
Эй, Маланья – Голова баранья, отворяй гостям!
МАЛАНЬЯ
Не заперто у меня! Милости прошу!
Б. БАБА
О какой это милости ты говоришь? Я милостыню не подаю,
самой жить не на что!

Баба открывает дверь, Ерашечка и Живулечка хотят войти.

Б. БАБА
А вы куда? В сенях погреетесь!
МАЛАНЬЯ
Как же это дети в сенях греться будут! Заходите скорей в избу,
поморозники мои!
        ЕРАШЕЧККА (Обращается к Маланье)
Нам бы, тетенька, только ручки…      
 ЖИВУЛЕЧКА  (Обращается к Маланье)
Да ножки согреть…
МАЛАНЬЯ
Грейтесь, грейтесь мои ласковые! Печь-то я нынче жарко натопила….
Может, вас в гости и ждала….
 
 Богатая баба оттолкнула детей от печи,  и сама
подошла к печи поближе.
Б. БАБА
Кого это ты в гости ждала? Какой дурак в такую глушь полезет? Только
разбойники по большой нужде….
МАЛАНЬЯ
А кто ни придет, тому и рада…
Б. БАБА (Огляделась)
Я посмотрю - ты, Маланья, без запоров живешь!..  Неужто,  лихих
людей не боишься?
МАЛАНЬЯ
А лихие люди ко мне не приходят….  Только добрые идут.
Б. БАБА
Где это ты добрых нынче видела? Я вот - отродясь от людей добра
не видала! Кого ни пущу к себе в дом, так и норовят
что-нибудь стащить! Я вот посмотрю – в избе у тебя  взять нечего! 
( Богатая баба потихоньку взяла с печи горшок, обтерла  подолом и положила за пазуху. Заглянула в печь.)
Б. БАБА 
Ухвата, и того в избе  нет!   Не ухватистая ты баба!
МАЛАНЬЯ
А зачем мне ухват? Пустой горшок я и руками на печь подниму….
А лишняя вещь в доме  –  лишний грех!
Б. БАБА
Не о грехе тебе нужно думать! О собственной выгоде….  Все так делают!
Добро тогда  само в руки пойдет! Копеечка к копеечке….  Вот как
нынче  жить-то надо!…
МАЛАНЬЯ
И я раньше так думала, сундуки набивала…. А счастья не много накопила!
Б. БАБА
Ну и дура!…   А я к тебе, Маланья, по делу!   
МАЛАНЬЯ
Окажи милость….
Б. БАБА
Не подаю я милостыни! Сама с голоду пухну, того и
гляди ноги протяну!
МАЛАНЬЯ
Окажи милость – поделись заботой своей….
Б. БАБА
Так бы сразу и сказала!…  Соседка моя померла на днях….
Здоровешенька была, как лошадь день и ночь работала….
А добра не много нажила…. А что осталось – за долги разобрали!   
А  вот двое сироток - никому не нужны!  У парнишки-то руки сохнут,
а у девки – ноги….  Какие из них работники? Кусок задаром есть
будут!  А ты, Маланья,  на  отшибе живешь….  У тебя-то  их и не
видно будет! Возьми их к себе!
МАЛАНЬЯ
Как не взять, возьму!  Одной-то голодовать скучно, а втроем веселей!
Б. БАБА
(В сторону) Вот дура….  Да и я хороша - зря детей отдала бесплатно, надо было хоть копейку за них взять…
(Пауза) 
Эй, Маланья! Бесплатно нынче и баба не чихнет, а  я тебе двух
работников привела!  Надо за них рубль дать!
МАЛАНЬЯ
И копеечки у меня, соседушка, не накопилось….  Вот только хлеба
горбушка, да масла полушка…
Б. БАБА
Для чего только такие люди на земле живут? Ничего накопить не могут! 
Ну, да ладно, я нынче добрая -  давай сюда свое масло и хлеб, скотине скормлю! Ну, прощай, Голова Баранья! Побегу, новость-то всем расскажу!

Богатая баба уходит. Вслед ей в лесу стрекочет сорока.

МАЛАНЬЯ
Давайте знакомиться! Меня зовут – тетка Маланья….  А как же вас
звать-величать?
ЕРАШЕЧКА
Я – Ерашка! А это сестра моя – Живуля…
ЖИВУЛЕЧКА
Не Живуля, а – Живулечка, так меня мама называла!
МАЛАНЬЯ
Чудные у вас имена, ласковые!
ЖИВУЛЕЧКА
А ты почему, тетка Маланья, в лесу одна живешь?
МАЛАНЬЯ
А я зверей разных люблю…
ЕРАШЕЧКА
А что, и звери у тебя есть?
МАЛАНЬЯ
Полон лес! И зайцы ко мне приходят погреться.…  И птицы
лесные прилетают  воды студеной из кадки напиться….
ЖИВУЛЕЧКА
А ты нам зайцев своих покажешь?
МАЛАНЬЯ
Пойдете с горы на санках кататься, зайцы сами и прибегут,
наперегонки с вами бегать!
ЖИВУЛЕЧКА
А не обманешь?
МАЛАНЬЯ
А зачем мне обманывать?  Только злые люди обманывают!
Да я на них и не обижаюсь… Они-то думают, что я не замечу,
и радуются, как дети малые….  А я замечу, да виду не подам…

Барабанный стук в дверь. Тук, тук, тук…
МАЛАНЬЯ
А вот и зайцы в гости пожаловали….
ЗАЕЦ 1.
Тетка Маланья, солнышко выглянуло, тепло стало! А у тебя в избе
пахнет хлебом, да ребятами!
ЗАЯЦ 2.
Дай нам, тетка Маланья, хлебную корочку, мы с твоими  ребятами
в салочки поиграем! Кто быстрей доскачет до пригорочка!
ЖИВУЛЕЧКА
Зайчики! Настоящие зайчики!
ЕРАШЕЧКА
Вот это да! 

3.
Гора. Около горы двое упитанных ребят с санками.
Большой мальчик и маленький.

БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Ну, и где эти калеки?..
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Мамка сказала, что она их вчера отвела на эту гору, связала и
оставила одних под деревом, чтоб их ночью волки съели!
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Если бы волки их съели, тут бы кругом кости валялись!
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
А, может, волки их с костями съели?
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Точно, у этих калек одни кости и были….  Одним словом – нищета!

Появляются Живулечка и Ерашечка. Ерашечка везет на санках
Живулечку. Веревка от санок перекинута через плечо,  как у бурлака.

МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Смотри, смотри – вон они, покойники!
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Эй вы, – калеки! Вас же волки съели!
ЖИВУЛЕЧКА
Волки нас не захотели есть! Говорят – «очень худые и невкусные»…
ЕРАШЕЧКА
Мы обещали волкам, если они нас не съедят, взамен себя - двух мальчиков,
упитанных, привести на гору! Спасибо, что сами пришли! Сейчас
мы волков позовем!
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Ой, ой! Смотри, смотри - волки! Вон как прыгают! Уши торчком!
Бежим скорей!
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Эх, ты! Это же зайцы! Уши торчком…. Зайцев испугался!

Появляются зайцы. Они поют песенку и кружатся вокруг
толстых мальчиков:

А мы зайчики, нежные,  нежные…
Наши шубки зимой белоснежные!
Не боимся мы лютого холода…
Только голодно нам, только голодно!
На опушке играли мы в салочки…
Поиграем теперь в догонялочки, -
Кто быстрее доскачет до горочки?
Дайте, дайте нам хлебные корочки!

МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Еще чего захотели! Хлеба им дай! Нам самим хлеба мало!
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
А чьи это зайцы?
ЕРАШЕЧКА
Это наши зайцы!
ЖИВУЛЕЧКА
Мы их кормим… Они за нами и ходят!
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Были ваши, станут – наши!
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Жирные зайцы….
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Из зайцев хорошие котлеты получаются!
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Котлеты – это хорошо! Мне мамка сказала, что самое главное в
жизни – побольше есть!
ЖИВУЛЕЧКА
Вот глупый, разве самое главное в жизни – еда?
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Еда!  И котлеты из зайцев! Пока зайцы не убежали, надо сходить за
ружьем! У моего отца есть большое ружье!
БОЛЬШОЙ  МАЛЬЧИК
Так поймаем! Садись на санки, с горы полетим и догоним этих 
глупых зайцев!

Большой и маленький мальчики садятся на санки.
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Как нагоним - ты  хватай их за уши! А я – дубиной бить буду!
ЖИВУЛЕЧКА
Зайчики, в лес бегите! Прячьтесь!
ЕРАШЕЧКА
Эх, если бы у меня руки не сохли, я бы показал этим мальчишкам,
как зайцев обижать!
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Вот поймаем зайцев, вернемся, и вам по шее дадим!

Большой и маленький мальчики катятся с горы. Зайцы разбегаются
Мальчики уезжают.
ЕРАШЕЧКА
Не поймать им никогда наших зайцев!

Появляются зайцы.
ЗАЯЦ 1.
Кто же нас в лесу поймает… Лес – наш дом! Мы здесь каждое
дерево знаем!
ЗАЯЦ 2.
Каждый кустик! А эти мальчишки перевернулись на санках и в
сугроб провалились! Так им и надо!
ЖИВУЛЕЧКА
Зайчики, прыгайте за нами, мы вас хлебом угостим!
Зайцы поют:
А мы зайчики, нежные, нежные…
Наши шубки зимой белоснежные!
Кто быстрее доскачет до горочки?
Дайте,  дайте нам хлебные корочки!

4.
Колодец.  У колодца стоит деревенская баба-молодка. Появляется
Богатая баба.

Б. БАБА
Соседка, слышала, новость-то – Маланья, которая на отшибе живет и
добрых людей за версту обходит  -  себе на шею несчастных калек
посадила! Все умные люди отказались от этих калек, - у парня
руки сохнут, а у девки – ноги! Посуди сама, какие из них работники, -
хлеб задаром есть будут! А эта, дура,  с радостью  к себе взяла.
Да еще говорит: «Одной-то голодовать скучно, а втроем веселей…»
МОЛОДКА
Может, она их для дела взяла?.. Нынче калеки в большой цене!
Б. БАБА
В какой цене? Для какого дела?
МОЛОДКА
А вот для какого - пошлет их по дворам побираться,
калеки сухарей насобирают! И Маланья сыта, и калеки при деле!
Б. БАБА (В сторону)
Как это я сразу не догадалась! Надо было себе калек оставить, -
жили бы у меня вместе со скотиной в хлеву, да хлеб собирали –
свиней кормить!
(Молодке) А я их этой  дуре  бесплатно отдала!
МОЛОДКА
Не такая уж она и дура! В два счета тебя обхитрила! 
Б. БАБА
Пожалела я ее…. В голове у меня и помутилось – сама себя не помню!
МОЛОДКА
Может, эта Маланья,  заговор какой знает….  Недаром люди говорят,
что она может в барана оборачиваться….
Б. БАБА
Истину говоришь! В прошлый раз, когда я к ней 
зашла в избу,  не поверишь, смотрю – голова-то у Маланьи и впрямь
баранья! Рога она под платком прячет! И не говорит, а по-бараньи блеет!

Слышится голос – «Б-б-б-а-а-ба-а-аньки!»

Б. БАБА
Ой, мать моя, что это?

Появляется Маланья с ведрами.
МАЛАНЬЯ
Бабаньки! Не позволите ли студеной водицы набрать?
Б. БАБА
Чтоб тебе в колодце захлебнуться! Как ты напугала нас!
МАЛАНЬЯ
Чем же это я,  бабаньки, напугала вас?
Б. БАБА
Почудилось что-то…. Как будто рога у тебя!
МОЛОДКА
Коромысло-то у тебя издалека  - и впрямь рога!
МАЛАНЬЯ
И у тебя, соседушка,  коромысло! Кто же без коромысла по воду
ходит!   Только посмотрю я -  не на рога оно похоже, а на
радугу цветную, или на расписные крылья за спиной!
Б. БАБА
Одни глупости только и видишь! 
МОЛОДКА
Маланья, неужто,  ты своих калек  чаем поить собираешься?
Воды-то им,  поди,  в день ни одно ведро выпить надо!
Б. БАБА
С утра до вечера и пьют чай….  А благодарности от этих калек никакой!
МАЛАНЬЯ
А мне благодарность не нужна….  Все, что ни сделаю я, все им в радость…
Б. БАБА
Маланья, послушай доброго совета,  -  ты бы у Бога для этих калек
смерти выпросила! Или накормила их отравой какой….
МОЛОДКА
Вроде,  как сами померли…. Никто ведь не осудит!
МАЛАНЬЯ
Что вы, бабаньки, говорите! Как вам не совестно! Я смерть к себе и 
на порог не пущу! А коли придет, пусть на пороге и присохнет….
Б. БАБА (Молодке)
Дура! Мы ей добра желаем!
МОЛОДКА
А зачем ей наше добро!.. Она нас, поди,  и богаче! Может, она клад 
какой в лесу  нашла? Или разбойников лесных ночами принимает….
МАЛАНЬЯ
А смотрите-ка, бабаньки,  кто-то из лесу идет….
Б. БАБА
Где?… Кто?…. 
МАЛАНЬЯ
Да вон, человек какой-то….
МОЛОДКА
И вправду кто-то еле ковыляет…. У нас таких отродясь не было!
Б. БАБА
Может, это сама смерть за твоими калеками  на костылях тащится…. 

Появляется старик.

СТАРИК
Бог в помощь вам, хозяюшки! Не дадите ли страннику студеной
водицы  испить….
МОЛОДКА
А ты чей такой будешь?
Б. БАБА
Как зовут?
СТАРИК
Странник я, Божий человек... А зовут меня – Живая Душа на костыликах…
Б. БАБА
Какая же это живая душа в такой мороз шляется по свету?
У нас вон души насмерть замерзли!
СТАРИК
Оно и видно!
МОЛОДКА
Чего это тебе  видно?… А вдруг ты разбойник какой? У нас тут
место глухое…
Б. БАБА
Чужие здесь не ходят! Может, ты высматривать наше добро пришел?
СТАРИК
Добра мне вашего не нужно, а вот  у печи живой душе погреться…
МОЛОДКА
Иди, иди отсюда, пока цел!
Б. БАБА
Мужики у нас в деревне злые… (В сторону) И бабы не лучше…
МАЛАНЬЯ
Постой, добрый человек! Изба-то у меня  тесная, не постесняешься –
милости прошу ко мне на ночлег!  Вон моя изба, с краю от всех стоит… 
Ребятишки там у меня хозяйничают – Ерашечка,  да Живуличка!
СТАРИК
Чудные имена у твоих детей! Сразу видно, что любишь их…
Б. БАБА
Какие же это имена? Прозвища собачьи!
МОЛОДКА
У нас во дворе собака и то лучше прозывается – Кабы-сдох!
Б. БАБА
А у нас собаку зовут – Пусто-брюх!
СТАРИК
Какой двор, такая и собака!

Слышится вой собак.
СТАРИК
Ну, пойдем, хозяюшка!
СТАРИК
И вы прощайте, бабаньки! И вам добра желаю!
БОГАТАЯ БАБА
Тьфу, ты! Добра он нам желает!… Посмотреть не на что – кожа, да
кости!…
МОЛОДКА
Чего на него смотреть, каши из него не сваришь!
БОГАТАЯ БАБА
(В сторону) Как это я сразу не догадалась!
Теперь-то я поняла, зачем Маланья здесь доброй прикидывалась!
МОЛОДКА
Зачем?
БОГАТАЯ БАБА
Молодая ты, да глупая!   Маланья Живую душу на костыликах к
себе в избу неспроста заманила! Она  старика свяжет, в печь
посадит и заживо на углях испечет!
МОЛОДКА
Зачем?
БОГАТАЯ БАБА
Калек кормить!

5
Вечер. Гора. Из трубы домика идет дым. Светиться окно. Изба Маланьи.
Маланья ставит на стол дымящийся чугунок.

МАЛАНЬЯ
А вот и картошечка в печи поспела!
СТАРИК
Удивляюсь я, глядя на тебя, неужто,  все сама и делаешь?
МАЛАНЬЯ
А я не устаю! Дети мне помогают!

Старик берет из чугуна картошку, перекидывает ее с ладони на ладонь,
дует на нее,   и подает картошку Ерашечке.

СТАРИК
На, вот! Откушай, голубок, картошечки! Руки-то у тебя болеть  и перестанут!
В крылья превратятся! Вспомянешь меня потом….
ЕРАШЕЧКА
Ты, дедушка,  добрый! Только печальный….
СТАРИК
Радость-то у меня внутри живет, не все ее видят…
ЖИВУЛЕЧКА
А какая у тебя, дедушка, радость?
СТАРИК
Вас вижу, с вами разговариваю - вот и радость у меня! Видеть
хороших людей нынче в радость…. 
ЖИВУЛЕЧКА
И мне, дедушка, такую же картошечку остуди,
может,  и мои ножки перестанут болеть!
СТАРИК
И тебе остужу, голубушка! И твои ножки перестанут болеть!
И ты полетишь, как птица -  над самой  дорожкой, ни разу не
коснешься!
МАЛАНЬЯ
Наобещаешь  им с три короба, разбудишь их боль…
СТАРИК
Пусть верят, верой человек жив!
МАЛАНЬЯ
Чудеса обещаешь…
СТАРИК
А не успеете оглянуться, как чудо само к вам в дом постучит!
 
Стук в дверь. Все застыли.  Дверь сама открывается со скрипом.
Слышно завывание вьюги.  На пороге стоит смерть.























2 действие.
6
Стук в дверь. Долгий скрип двери. Завывание вьюги. В деревне лают собаки.
На пороге стоит смерть.

СМЕРТЬ
Слышала я, Маланья, как ты похвалялась, что любому гостю рада…
Говоришь, «добрые - ко мне идут, злых-то на свете нет!»
Вот я и решила прийти к тебе в гости…. Посмотреть на твою доброту!
МАЛАНЬЯ
Дверь моя и для тебя открыта! Не по своей воле ты, смерть, по
земле ходишь….
СМЕРТЬ
А я к тебе, Маланья,  не с пустыми руками – подарочек принесла:
яблочки золотые, детей побалуешь! Только что с мерзлых веток сорвала….
МАЛАНЬЯ
Какие же это яблоки зимой на ветках растут?
СМЕРТЬ
Горькие яблоки, горькие…. Накрывай, Маланья,  на стол!
МАЛАНЬЯ
Что ж, может и такие яблоки на поминках сгодятся…. Милости прошу,
смерть,  коли картошкой, да хлебом не побрезгуешь….
СМЕРТЬ
Не нужен мне черствый хлеб, я к пышным пирогам привыкла!
МАЛАНЬЯ
Нет у меня таких пирогов!
СТАРИК
Дозволь, смерть, и мне слово молвить?
СМЕРТЬ
А ты кто такой? Как звать?
СТАРИК
Странник я…. Прозывают меня – Живая душа на костыликах!… Давно я живу на белом свете….  Пора и честь знать! Возьми меня, вместо
Маланьи! Тебе, ведь, все равно - чья душа….
СМЕРТЬ
Собирайся!
СТАРИК
А мне собираться, только подпоясаться! Дозволь на последок мне эту ночь прожить, да днем с белым светом проститься!
СМЕРТЬ
Прощайся! Да приходи, когда соберешься…. А  мне надо еще по деревне пройтись!   Жатву собрать….

Смерть уходит.

СТАРИК
Вот оно, чудо-то: сама смерть приходила и ушла….
ЕРОШЕЧКА
Тетка Маланья, тетка Маланья, а зачем  смерть в наш дом приходила?
МАЛАНЬЯ
Не знаю я…. И ни кто об этом знать не может….
ЖИВУЛЕЧКА
А я знаю!  Она хотела нас обмануть! Яблоки у нее мороженые!
СТАРИК
А где обман, там всегда смерть….
МАЛАНЬЯ
Не знаю, как и благодарить тебя, Живая душа,  за спасение!
СТАРИК
Будет время, помолись за меня…. Мне и довольно будет.

Утро. Старик стоит перед избой, прощается с Маланьей.

СТАРИК
Спасибо тебе, хозяюшка, за хлеб и воду!  Пора мне в путь-дорогу!
МАЛАНЬЯ
Хотела детей разбудить, проститься с добрым человеком, да
пожалела их, спят они сладко…
СТАРИК
Пусть дети спят - сон лечит! А на прощание хотел признаться тебе,
хозяюшка,  - водил, водил меня Господь по белу свету, да привел в место
отрадное,  и сподобил увидеть любовь чистую... Скоро уж я предстану
перед Господом!  Что у тебя, Маланья,  есть в желании, то я  у  Бога
для тебя  и выпрошу!
МАЛАНЬЯ
Желаю я только одного, чтобы смерть  порога моего дома не
переступала…   А коли придет, так за дверью пусть и присохнет…
СТАРИК
Что ж, это и выпрошу для тебя!

Старик уходит по лестнице в небо. Гаснет свет. Маланья  поет:
Где-то мать моя, Богородица –
В золотых церквях
Тихо молится….
В золотых церквях,
Да в твоих глазах….
Маланья закрывает дверь, но тут же раздается
стук в дверь. Тревожная музыка.  Дверь сама со скрипом открывается.
На пороге стоит смерть.

СМЕРТЬ
Ходила я, ходила по земле, везде откупаются от меня, говорят:
«Зачем тебе, смерть,  добрых людей беспокоить? Воротись к
Маланье, возьми себе ее калек! Не нужны они никому на белом свете….»
МАЛАНЬЯ
Какие же это добрые люди, коли,  хотят сирот смерти отдать? 
СМЕРТЬ
Отдай мне Ерашечку с Живулечкой…. Чужие это дети! Нет у них
матери и отца….  И ты, Маланья,  им чужая тетка! Отдай их мне,
я буду им матерью! Я кровати  для них припасла дубовые, могилы
сырые….  Спать они будут вечным сном….  Послушай, Маланья,
какую я приготовила им колыбельную:

Смерть поет:
Эй, калеки убогие, сирые -
Я сырою могилой вас милую!
Есть гробы у меня на любой размер!
За какую-то душеньку малую -
Я дубовой постелью вас жалую!
Есть гробы у меня на любой размер!
На кладбище вы самые важные -
Я венки подарю вам бумажные…
Есть гробы у меня на любой размер!
Эй, калеки убогие, сирые -
Я сырою могилой вас милую….
Есть гробы у меня на любой размер!


МАЛАНЬЯ
Страшная у тебя песня….  Напугаешь детей малых! А их не пугать,
а жалеть надо, они и так миром обижены!
СМЕРТЬ
Кого жалеть? Были бы здоровые, а то ведь – калеки! У парня руки
сохнут, а у девки – ноги! Кому на земле нужны калеки?
МАЛАНЬЯ
Мне! Мне, смертушка, нужны они больше жизни! И не чужие они мне,
а роднее  родных стали! Полюбила я их всем сердцем! Ласковые они!
Не отдам я их тебе! Иди, иди, смерть,  в другой дом, где любить не
умеют! Где ненавидят друг друга...
СМЕРТЬ
Укажи такой дом!
МАЛАНЬЯ
Там, за горой….
СМЕРТЬ
Поспешу!
МАЛАНЬЯ
Постой! Постой, смерть! Что я наделала? Как же
это я на чужой дом горе навела? Постой, смерть! Незачем тебе
ходить в чужой дом, да нести горе людям! Не нужна ты на белом
свете ! Проходил давеча через нашу деревню старичок один,
обещал мне испросить у Бога одно мое желание. Может, выпросил
уже….  Присохни, смерть,  на моем пороге! Присохни, смерть,
на моем пороге!
СМЕРТЬ
Что ты натворила, глупая баба …. Что ты натворила….

Смерть падает. Маланья  заваливает смерть охапкой хвороста.

МАЛАНЬЯ
Завалю смерть хворостом, засыплю снегом!
СМЕРТЬ
Что ты натворила, глупая баба…. Тебе ли решать….

8.
Утро. Колодец.

Б. БАБА
Соседка, новость-то нынче слышала? Говорят, что Маланья саму смерть присушила, да хворостом ее и присыпала! Нет больше смерти на земле!
МОЛОДКА
А нам-то  какое до этого дело?
Б. БАБА
Молодая ты,  да глупая! Нет смерти  –  делай что хочешь!
МОЛОДКА
А мы и так - что хотим, то и делаем!
Б. БАБА
Ты меня послушай, я на земле побольше тебя пожила: нынче-то можно
открыто обманывать, наживаться! (На ухо) Что плохо лежит, себе брать!
МОЛОДКА
Вот новость-то открыла! Да мы так всегда  жили! Мы-то с чего
разбогатели – обманом, да изворотливостью! Правда,  сказать,
отец мой за это и  помер раньше времени….
Б. БАБА
А теперь – смерти нет, а все остальное - осталось! Делай что хочешь! Раньше-то на один век надо было наворовать, а теперь на два,
а то и на три!
МОЛОДКА
Неужели?.. Побегу-ка я, своих обрадую такой новостью!
Б. БАБА
А куда нынче торопиться – смерти нет - успеешь!
МОЛОДКА
Смерти-то,  может быть, и нет, а лихих людей - тьма тьмущая!
Прознают раньше нас, друг друга перегрызут за лишний кусок!
Б. БАБА
У меня и крошку изо рта не вырвешь! Я зубами вцеплюсь, а своего
не упущу!
МОЛОДКА
Своего-то ты не упустишь, да чужое прихватишь! Не ты ли хрюндиластащила из
моей избы новый ухват? Никто, кроме тебя, ко мне не заходил!
Б. БАБА
Смертью клянусь, у меня своих два, а, может,  три ухвата схрюндили…
МОЛОДКА
Сама говоришь, смерти нет, значит и клясться ей нельзя! Вот и получается, что ты ухват у меня схрюндила !
Б. БАБА
Тебе меня не ругать, а благодарить надо!
МОЛОДКА
Это за что?
Б. БАБА
Да я, может, не все тебе еще и сказала - я  знаю, где смерть твоя живет нынче!
МОЛОДКА
Где?
Б. БАБА
Загляни в колодец!
МОЛОДКА
Ну, и что там?

Молодка заглядывает в колодец, Богатая баба  толкает ее в колодец.

Б. БАБА
А вот что…. В колодце, на самом дне и живет смерть твоя!
МОЛОДКА (Из колодца)
А-а-а-а…. Спасите, добрые люди!
Б. БАБА
А добрых людей нынче не осталось! От добра какая выгода!…

9.
Высокая гора. Появляются Большой и Маленький мальчики. У
маленького мальчика за плечом большое ружье!

БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Какие-то зайцы нынче в лесу бегают заколдованные,  мы в них
стреляем, а они убегают! Ни одного зайца не убили!
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
А я знаю, почему….
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Почему?
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Потому что смерти на земле нет!
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
А куда она делась?
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Мне мамка сказала, что эта ведьма, тетка Маланья, присушила ее на
своем пороге, чтобы смерть ее калек не забрала….
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Попадись  мне сейчас эти калеки, я бы им…
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
А что ты бы им?..
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Убил бы! (Пауза)
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Врешь! Ты даже  зайца убить не можешь!
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
А их бы убил!
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Смотри, смотри, вон Ерашка Живулю  тащит! С нашей горы едут
кататься! Мы горку утаптывали, а они нашим трудом бесплатно
будут пользоваться….

Появляются Ерашечка и Живулечка. Ерашечка везет Живулечку на санках.

МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Ты же грозился убить их!  Это они нам жить мешают!
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Пусть пока живут! Я нынче добрый….
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Испугался?
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Кто испугался, я?
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Тогда - стреляй!  Убьешь их,  тогда смерть вернется, и мы зайцев
настреляем! А мамка из зайцев  жирных котлет наделает!
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Ладно, так и быть!  Чего ради котлет не сделаешь?…
А эти калеки никому на земле не нужны…..
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Ты сначала в Ерашку стреляй, а потом в Живулю!
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Это почему?
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Потому что у Живули ноги сохнут, она убежать не сможет….
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Ладно…. Сейчас -  убью!

Раздается грохот и вспышка. Все заволакивает дымом. (Особый свет и музыка - чудо!)
Живулечка  вскакивает с  санок. Ерашечка берет ее за руку, а во
вторую руку веревку от санок.

ЖИВУЛЕЧКА
Что это? Неужели зимой гром и молния?
ЕРАШЕЧКА
Зимой грозы не бывает….
ЖИВУЛЕЧКА
Но я сама видела, как молния пролетела рядом со мной, даже
огнем опалила…
ЕРАШЕЧКА
А я так испугался, что молния ударит в тебя, что дернул руками за веревку
изо всей силы!
ЖИВУЛЕЧКА
Это, наверное, и есть то чудо, о котором дедушка нам говорил!
ЕРАШЕЧКА
А что он еще говорил?
ЖИВУЛЕЧКА
Говорил, что когда случится чудо, мои ножки сами полетят над землей!
Смотри! Я теперь могу сама ходить! Ножки мои больше
не болят!
ЕРАШЕЧКА
А еще дедушка говорил, когда случиться чудо, то мои руки перестанут
сохнуть!  Я теперь могу крепко держать твою руку! И сжимать кулаки!
Пусть попадутся мне эти злые мальчишки, я им покажу,
как наших зайцев обижать!
ЖИВУЛЕЧКА
Побежим, скорее к тетке Маланье, расскажем ей про чудо!
ЕРАШЕЧКА
Побежим!

Ерашечка и Живулечка убегают. Дым развеивается. Появляются  мальчики.

БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Вот это да, я выстрелил, а они убежали!
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
И еще грозили нам! Видел, какие у Ерашки кулаки?  Он теперь сам по
шее нам надает!
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Тебе надает, а мне нет!
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
А почему тебе не надает?
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Потому что  у меня – ружье!
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Это мое ружье! Я его у своего отца стащил!
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Было твое - стало мое!
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Это почему?
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Потому что мой отец теперь богаче твоего! Он знаешь, как твоего в
прошлый раз обманул? Так и сказал дома, что обобрал до нитки
этого идиота!
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
А давай в твоего отца выстрелим? Смерти-то нет! А он об этом еще не знает!
Напугаем, да и все…
БОЛЬШОЙ МАЛЬЧИК
Давай! А потом в твоего!
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК (В сторону)
А потом я в тебя выстрелю…

9
Гора. Изба Маланьи. Прибегают Живулечка и Ерашечка.

ЖИВУЛЕЧКА
Тетка Маланья! Тетка Маланья!
Ножки мои больше не болят! Я могу ходить и бегать!
Я теперь буду вам помощницей!
ЕРАШЕЧКА
И мои руки перестали сохнуть! Я могу сжимать кулаки!
И я буду помощником!
ЖИВУЛЕЧКА
Тетка Маланья, вот оно то чудо, которое нам  дедушка обещал!
ЕРАШЕЧКА
Живая душа на костыликах….
МАЛАНЬЯ
Видно, предстал он уже перед Богом, вот и выпросил для вас чудо….


Стук в дверь. Открывается дверь,  появляется  богатая баба.

Б. БАБА
Маланья! Голова баранья….  О каком это чуде ты тут рассуждаешь!
Куда ты нашу смерть задевала, где присушила?
МАЛАНЬЯ
А зачем тебе смерть нужна? Живи, да радуйся – нет смерти на земле!
Б. БАБА
А мне какая от этого выгода? Добра-то я на три жизни нахватала,
а завистников - тьма-тьмущая! Того и гляди - обберут до последней
нитки! Или дом подожгут…. Пол деревни уже сгорело!
МАЛАНЬЯ
Что же это такое делается на белом свете? Я ведь добра людям хотела!
Б. БАБА
Вот,  дура,  – добра чужим людям хотела! Нынче-то
одни разбойники жизнью правят! Каждый добра на три жизни нахватал, и
сидит охраняет свое добро от других разбойников!… (пауза)
Ты, вот что,  Маланья, отдай смерть мне! Хоть на денек один присуши ее
на моем пороге!
МАЛАНЬЯ
Не пойму я тебя - зачем  тебе смерть понадобилась?
Б. БАБА
Глупая ты баба, Маланья! Рассуди сама, коли смерть на моем
пороге лежать будет - никто не посмеет ко мне в избу войти! Лучшего
сторожа моему добру и не сыскать! А я тебе, Маланья, за такую услугу
(Достает из-за пазухи горшок, который она до этого своровала у Маланьи.)
горшок подарю!
(Горшок падает и разбивается на две половины. Б. Баба поднимает обе
половины)
Б. БАБА
Тебе в хозяйстве и худой горшок сгодится….
МАЛАНЬЯ
Благодарствую, только не нужен мне подарок! Я (пауза) даром
смерть отпущу…. Пусть идет, куда Бог послал…
Б. БАБА
Что ты! Что ты! Не отпускай! Хочешь, я тебе за смерть (Посмотрела на две половины горшка)  два горшка дам? Да еще – ухват в придачу!

МАЛАНЬЯ
Не нужно мне ничего….
Маланья выходит на порог. Поднимает охапку  хворосту.
МАЛАНЬЯ
Иди, смерть, куда Бог послал! Не могут люди
пока без смерти жить! Не умеют жизнь любить! Смерть им дороже
жизни!  Иди к людям…
СМЕРТЬ (Смерть очень медленно поднимается.)
Недолго же без меня люди пожили!
Б. БАБА
Эх, Маланья, глупая ты баба! Если бы ты мне смерть отдала,
я бы уж ей распорядилась по уму….  (Пытается сложить горшок из двух
половинок.)  Надо было хоть выкуп какой с нее взять!…
СМЕРТЬ
Какой хочешь выкуп? Выбирай!  Дубовые - у меня
кресты, да березовые…. Лучшего креста на могилу не сыщешь!
Б.БАБА
Дубовый дороже будет!
СМЕРТЬ
Сама выбрала….  Собирайся в дорогу…. Многих я заберу нынче!
Многих….
Б. БАБА
Подожди, а как же я добро-то свое оставлю?
СМЕРТЬ
С собой возьми….
Б. БАБА
Неужели можно все с собой забрать?…
СМЕРТЬ
Можно….
Б. БАБА
Мне бы гроб пошире, чтоб все влезло! Ни чего на земле не осталось!
СМЕРТЬ
Гробы у меня на любой размер!
 
Смерть поет:
Эй, недобрые, злые, постылые -
я сырою могилой вас милую!
Есть гробы у меня на любой размер!
За какую-то душеньку малую -
я дубовой пастелью вас жалую!
Есть гробы у меня на любой размер!
На кладбище вы самые важные -
Я  венки подарю вам бумажные…
Есть гробы у меня на любой размер!
Эй, недобрые, злые,  постылые -
я сырою могилой вас милую….
Есть гробы у меня на любой размер!

Смерть уходит и уводит  богатую бабу.
Ночь. Гора. Домик Маланьи. Горит окно. Звучит песня:

Ох, Маланьюшка, да ты Малания –
Голова у тебя-то барания….
Голова у тебя-то барания,
Ох, Маланьюшка, да ты Малания!

ЕРАШЕЧКА
Тетка Маланья, а почему злые люди в деревне говорят, что у тебя
голова баранья?
ЖИВУЛЕЧКА
А я знаю, что у тебя голова не баранья, а – овечья!
ЕРАШЕЧКА
Почему - овечья?
ЖИВУЛЕЧКА
Овечья – значит че-ло-ве-чья!
ЕРАШЕЧКА
Тетка Маланья, а  если смерть к нам придет - мы все умрем?
МАЛАНЬЯ
Кто любит – тот никогда не умрет!
ЖИВУЛЕЧКА
Почему?
МАЛАНЬЯ
Потому что любовь сильнее смерти!

Темно. Появляется смерть. Под песню смерти: «Эй, калеки – убогие…» Через сцену  справа налево  идут: смерть, она держит
За руку  богатую бабу, баба держит за руку молодку, молодка –
большого мальчика, он - маленького…

Сцена светлеет. Звучит песня Маланьи:
Где-то мать моя,  Богородица –
в вековых лесах
буреломица!
Где-то мать моя, Богородица –
в верстовых столбах
пешеходица!
Где-то мать моя, Богородица –
В полевых цветах
хороводица!
Где-то мать моя, Богородица –
в золотых церквях
тихо молится….
В вековых лесах,
В верстовых столбах,
В полевых цветах,
В золотых церквях,
Да в твоих глазах….

Через сцену слева направо идут: Ангел с горящей свечой.  Ангел  держит за руку Странника, он - Маланью,
она Живулечку, Живулечка  Ерашечку. 

Конец.


Рецензии