Марис Лиепа, или Я хочу танцевать сто лет!

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
МАРИС ЛИЕПА, народный артист СССР
АНДРИС ЛИЕПА, народный артист России
Илзе ЛИЕПА, народная артистка России
МАРИЯ ЛИЕПА, певица и актриса
ЭДИТ ЛИЕПА, сестра М.ЛИЕПЫ
ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ, народный артист СССР
МИХАИЛ Лавровский, народный артист СССР
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ, народный артист СССР
БОРИС АКИМОВ, народный артист СССР
АЛЛА ОСИПЕНКО, народная артистка России
ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ, заслуженный артист России
БОРИС ЭЙФМАН, народный артист России
МИХАИЛ БОЯРСКИЙ, народный артист России
НИНА СЕМИЗОРОВА, народная артистка России
ЕВГЕНИЙ ГИНЗБУРГ, режиссер, сценарист

Однажды ктото спросил, сколько он собирается танцевать. Марис ответил: «Пока не умру на сцене». По воле рока случилось наоборот. Лиепа умер оттого, что покинул сцену, о которой так долго мечтал и над которой парил двадцать лет. 28 марта 1982 года народный артист Советского Союза, знаменитый танцовщик Марис Лиепа в последний раз вышел на сцену Большого, и это обернулось для него драмой. В те дни, когда танцевал Лиепа, билеты было невозможно купить даже с рук. Особенно трудно было попасть на балет «Спартак». Лиепа исполнял роль Красса. Это была его лучшая балетная партия. Так считали зрители, критики и пресса всего мира.
Гинзбург: Он сказал: «Это мой последний «Спартак»!» Боже, как он танцевал  это было чтото запредельное.
Семизорова: Он станцевал, все ушли, он оставался в театре... Красс морилится, телу придается загар. И он морилку не снимал. И ночь прошла, он не ходил в душ. Ужасно.
Главной причиной ухода Лиепы из труппы стал конфликт с руководством. Однажды охранник отобрал у него пропуск, и Лиепа не смог зайти в театр. Марис тогда не поверил, что это происходит с ним: в его жизни не будет поклонников, цветов, аплодисментов и чувства полета, которое он испытывал на главной сцене страны. Марис Лиепа был столь же амбициозен, сколь гениален. Он любил повторять: «Я хочу танцевать сто лет!» Когда он ушел из театра, написал в дневнике, что перестал жить…
Марис: Жизнь артистов балета кажется красивой. И это дается через физическую боль.
Лиепа влюбился в Большой с первого взгляда. С того дня, когда он приехал из Риги, Марис был одержим идеей стать первым танцовщиком первой сцены. Он добился своего. В шестидесятые и семидесятые Марису рукоплескал весь мир. Он царил на сцене, да и в жизни стал светским львом. Его манерам подражали, фасоны его костюмов копировали, Марис был «секссимволом» эпохи.
Гинзбург: Абсолютный принц  в мечтах каждой женщины есть такой персонаж.
Эйфман: У него была чернобурая шапка, чернобурая шуба  настоящий русский барин.
Светский лев и по гороскопу был Львом. Он носил на груди камею с изображением царя природы в обрамлении золотой гривы.
Андрис: Не каждому мужчине это подходит, но камею он носил, цепь с изображением льва.
МарисРудольф Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге. Его отец работал в оперном театре, в доме бывали артисты и музыканты. Однажды завуч хореографического училища зашел в гости и обратил внимание на юного Мариса.
Эдит: «Очень хилый и болезненный мальчик. Отдайте его в балетную школу  будет осанка».
Марис: И меня привезли в училище и поставили в первую позицию. Мне ужасно не понравилось, было больно! И вдруг маленькое существо попадает на сцену, маленький человек заболевает искусством.
В Москве Лиепу заметили в пятидесятом году. Четырнадцатилетний Марис в составе группы из Риги получил приз на смотре хореографических училищ. А три года спустя знаменитый педагог Николай Тарасов пригласил юношу в столицу на стажировку. 2 сентября 1953 года будущий бог танца Марис Лиепа переступил порог Московского хореографического училища...
Эдит: У нас была дача в местечке Лиелупе на Рижском взморье, и мама ее продала. Марису надо было отправлять деньги, чтобы он мог прожить в Москве.
Андрис: Когда он приехал, у него не было денег, было нечем питаться, и друзья его кормили в шашлычной «Казбек».
Учился Марис остервенело, борясь со склонностью к полноте, лепил свое тело, за два года не пропустил ни занятия. Лиепа был первым и самым одаренным на курсе... Однако в театр отличника не приняли, разъяснив, что нацкадры должны закрепляться на местах. Марис вернулся в Ригу. Он стал звездой Рижского оперного, но видел себя только на сцене Большого...
Эдит: Его содержала мама. Марису платили шестьсот рублей. Лиепа попросил директора театра добавить хотя бы сотню, но получил отказ. Все деньги Марис тратил на авиабилеты  выходные дни он проводил в Москве.
На одном из спектаклей на дарование обратила внимание Майя Плисецкая... От примы последовало приглашение стать ее партнером на гастролях в Венгрии. Но спектакль оказался на грани срыва.
Андрис: Он перед спектаклем подворачивает ногу. Спектакль через день, партнерша великая, а он танцевать не может. Он сжимает скулы, но заматывает ногу и танцует спектакль с Майей Михайловной!
Осипенко: Он был мужем Майи Плисецкой, будучи совсем юным, поэтому он попал сначала в театр Станиславского, а потом  в Большой.
Ни Плисецкая, ни Лиепа не упоминали об этом факте. Семейная пара распалась, но Майя и Марис еще не раз составляли дуэт на сцене… В 1956 Лиепа отправился в Сочи на реабилитацию после травмы. Там он познакомился с главным балетмейстером театра им. Станиславского и НемировичаДанченко, который пригласил его на должность солиста с окладом две тысячи рублей. Так Марис окончательно обосновался в Москве. В дневнике написал: «Я был счастлив, я приближался к моей мечте  Большому театру. В конце концов, театр Станиславского, куда меня пригласили, находился на той же улице, что и Большой».
Васильев: Помню слух, разнесшийся по Москве, что появился в театре Станиславского потрясающий танцовщик: «Пойдите: таких танцовщиков даже в Большом нету!»
Молодой танцовщик получил квартиру на Кутузовском проспекте. А в 1957 году принял участие в Международном фестивале молодежи и студентов. Марис не ожидал от фестиваля ничего сверхъестественного.
Марис: Когда закончился конкурс, мне балерина говорит: «Марис, ты завоевал золотую медаль!» Я помню, закружилась голова. Я вышел на улицу  и прилив счастья, которого я никогда в жизни не получал!
А летом шестидесятого его пригласили в Польшу на гастроли Большого. После этих гастролей Лиепа стал солистом легендарной труппы. Позже он узнал, что главный балетмейстер стоял перед выбором: взять в труппу Лиепу или Нуриева. Но Нуриев выдвинул ряд условий.
Лавровский: А Марис сказал: «Что я буду танцевать?»
Обретя Большой, Марис почувствовал под собой почву. Мечта сбылась: он танцевал на главной сцене, публика рукоплескала, женщины толпились вокруг. Через некоторое время Лиепа женился во второй раз. Его избранницей стала актриса театра Пушкина Маргарита Жигунова. В 1962 году родился сын Андрис, а через год  дочь. Ее назвали Илзе  в честь героини фильма, в котором Маргарита снималась, когда встретила будущего мужа.
Андрис: Мама была хорошая актриса, она пожертвовала карьерой ради нас.
В 1963м семье выделили роскошную квартиру на улице Неждановой. Андрис и Илзе берегут родовое гнездо  там и сейчас всё так, как было при великом Марисе. Танцовщик любил окружать себя красивыми вещами, собирая и реставрируя старинную мебель и иконы. Отдельное место в квартире Мариса занимали сценические костюмы. Илзе Лиепа хранит коллекцию и сегодня.
Илзе: У нас висят отцовские костюмы. Ощущение того, что эти костюмы живут с ним в квартире, тоже создавало часть его жизни.
Андрис: Когда родителей не было, здесь начинался сумасшедший дом. Лифт был старинный, когда мы слышали, что щелкали двери, мы быстро всё прибирали, раскладывали по местам и бежали заниматься уроками.
По улице Неждановой Андрис на зависть ровесникам катался на первой в Москве роликовой доске, привезенной отцом из гастрольного тура, а сам Марис гонял на иномарке, уходя от милицейской погони. Машина называлась посказочному  «Гремлин».
Андрис: Я помню как отец, удирая от ГАИ, паркует машину, забегает на балкон и смотрит: две гаишные машины подъехали и начинают дергать за ручки, а машина уже закрыта. «Через пять минут начальник ГАИ города Москвы напишет на вас рапорт!»  так он отбояривался от назойливых гаишников.
Это был лучший период. Роскошным Марисом любовалась вся Москва. А он писал в дневнике: «Меня часто спрашивают: «Какой вы, Марис?» Между тем Марисом, который, помахивая портфельчиком шел в школу в Риге, и тем, который подъезжает сегодня к Большому театру на машине, нет никакой разницы. Они оба стоят на земле, и для них пружиной действия было, есть и будет стремление перебороть себя». В 1963 году Марис решил набрать курс в Московском хореографическом училище. Но преподавать было некогда...
Акимов: Он был активно занят в репертуаре и понимал, что, взяв класс, должен бывать в хореографическом училище каждый день. Он приходил и говорил: «Ну, друзья. К сожалению, я должен уйти, у меня важная репетиция!»
В 1964 году главным балетмейстером Большого стал амбициозный ленинградец Григорович. Марис подходил для его творческих планов: он любил эксперименты и с успехом танцевал партию за партией.
Андрис: Когда пришел молодой Григорович, труппа с воодушевлением приняла его появление, новая струя была очень позитивной.
9 апреля 1968 года в балете «Спартак» Лиепа вышел на сцену в образе Красса. Он хотел танцевать Спартака, считая Красса второстепенной ролью. Но Юрий Григорович отдал заглавную роль другой звезде  Владимиру Васильеву. Это был уникальный случай: два лучших танцовщика театра  в образах соперников.
Васильев: Мне всегда казалось, что я недотягиваю до уровня Мариса. Мне хотелось танцевать Красса. Ну, мы с ним договорились  пройдет время, мы с ним насладимся своими ролями, поменяемся. Я станцую Красса, а он  Спартака.
Лавровский: Это было эпохальное оживление древней личности Рима.
Васильев: Бывают роли, в которых вы, ничего не делая, настолько раскрепощены, свободны, органичны  это и есть ваше я. Поэтому так Красса сделать никто не может.
Марис: Всегда, когда я смотрю отрывки из балета «Спартак» или слышу музыку Хачатуряна, меня охватывает особое волнение.
В семидесятом постановке присудили Ленинскую премию. Лиепа занял место в десятке лучших танцовщиков мира. Он выкладывается в театре, но не ведет затворнический образ жизни... Лиепа был завсегдатаем ресторана в Доме актера на Тверской. Он приглашал друзей домой, чтобы продолжить.
Гинзбург: Он был роскошный кутила. Он сказал: «Только тихо, дети спят!»  не зажигая света, мы поднялись, он зажег свечу, и мы кутили до утра.
Лиепа летал. Он не мог оставить равнодушным ни одно сердце. Молва приписывала Марису романы со всеми красавицами подряд. Лиепа ответил журналисту: «Если бы романы, которые мне приписывают, существовали в реальности, мне некогда было бы танцевать! Артист интересен творчеством, а не донжуанским списком». Но Лиепа не был безгрешен... Жена терпела, но чаша переполнялась. Отношения стали разлаживаться. Лиепа и Жигунова несколько раз расходились, но воссоединялись во имя детей. Физическое напряжение делало Лиепу невыносимым. Его обвиняли в высокомерии, позерстве и звездных замашках... И порой он это оправдывал... Когда Марис «заводил» себя перед выходом на сцену  пощады не было никому...
Васильев: Ему нужно было извести когото перед выходом на сцену. Как будто садист. Энергетический вампир в нем сидел. И, доведя до белого каления окружающих, он выходил на сцену  и становился героем…
После выхода телефильма «Бенефис Людмилы Гурченко» коллеги заявляют ему: «Нам за тебя стыдно!» Но Лиепе нравится кино, он много снимается. В 1973м Марис получает роль в фильме «Четвертый», его партнером становится Высоцкий. Для этой картины Марис ставит номер, который называет «Икар на три минуты». История мифологического героя, смастерившего крылья из воска и долетевшего на них до солнца, казалось, опьяняла танцовщика. Ему и в голову не приходило спроецировать эту притчу на собственную жизнь. Марис тоже парил на недосягаемой высоте. Он как будто забыл, что, когда крылья Икара расплавились от солнечного тепла, тот упал на землю и разбился. 27 июля 1976 года Марису исполнилось сорок. Лиепе рукоплескал весь мир. Овации заглушали голос разума... Лиепа не хотел замечать течения времени... Он знал, что жизнь в балете коротка, но не желал с этим мириться... Он был готов работать как проклятый, лишь бы быть наравне с молодыми... Только гораздо позже на встрече со зрителями он вспомнил об этом с горькой иронией...
Марис: Я хочу вспомнить разговор с мастером хореографического искусства Игорем Моисеевым. Его спросили: «Вы хотите сказать, что и в сорок лет можно танцевать на сцене? Он говорит: «Танцеватьто можно, но смотреть нельзя!»
Лиепа умел держать себя в форме и мог еще долго танцевать в труппе Большого, если бы смирился, что надо постепенно уходить на вторые роли. Но это претило его натуре... Он попрежнему стремился ввысь и жил танцем. Без этого всё теряло смысл... Григорович придерживался жесткого правила: артист хорош настолько, насколько хорош его последний спектакль. Марис начал стареть. Публика попрежнему стоя аплодировала Лиепе, но, придя домой после спектакля, он писал в дневниках: «После выступления я лежу ничком, я давлюсь, меня чуть ли не рвет!» Ему перестают предлагать главные партии, а от второстепенных он отказывается. Так было и когда Григорович предложил ему характерную роль в балете «Щелкунчик».
Лиепа: Он вызвал меня и предложил мне роль Дроссельмейера. И друзья сказали: «Марис, ты молодой, столько времени у тебя впереди!»  «Принца  и больше ничего». И это была одна из роковых ошибок, а принца так я и не станцевал.
Непростой характер, категоричность суждений, темперамент и независимость Лиепы не могли нравиться жесткому и принципиальному руководителю труппы Григоровичу. С течением времени отношения двух мэтров становились все сложнее.
Васильев: Пошли критические высказывания Мариса по отношению к Григоровичу, Григоровича  в ответ: «Люди с удовольствием вам передадут то, что говорили о вас другие». А кому приятно слушать горькие слова в свой адрес?
В какойто момент натянутость отношений переросла в открытый конфликт. До сих пор неизвестно, что явилось «последней каплей». Говорят, вмешались не только профессиональные, но и личные мотивы...
Осипенко: Зная Юру и Мариса, я думаю, что они были невоз;держанны. Юра  человек жесткий и уверенный в том, что он поступает правильно. Марис считал, что имеет право первенства  на этой почве у них возникали конфликты.
А в декабре 1978 года Лиепа написал в газету «Правда» о несогласии с тем, как трактует классические постановки главный балетмейстер. Эту статью Григорович простить не смог, артиста перестали брать на гастроли. На выступлениях Большого в Лондоне, где имя Лиепы стало гвоздем афиши, было объявлено о его болезни. Однако здоровый Марис прилетел в Лондон и под недоуменный ропот появился в зале. Измотанный интригами Марис умел держать удар. На следующий день ему разрешили выйти на сцену. На московской сцене всё обстояло хуже. За последние четырнадцать лет в Большом театре Лиепа получил три новых роли. В театре проводились худсоветы по поводу его профпригодности.
Лавровский: Когда Григорович делал замечание или Лавровский  это великие хореографы. Когда люди, которые сами ничего в жизни не добились и вас судят  да еще нагловатым тоном  это вызывает оскорбление.
Вместе с Лиепой на пенсию собирались проводить еще нескольких суперзвезд отечественного балета  Плисецкую, Лавровского, Максимову, Васильева.
Васильев: «Я прошу вас не приходить сюда, и чтобы посторонних не было!» Это я посторонний в Большом! И отлучать из обоймы человека  большой удар.
Лиепа тяжело переживал давление в театре. И в то же время осознавал, что искать поддержку у домашнего очага поздно. Он терял семью. Маргарита подала на развод. Они прожили вместе двадцать два года.
Андрис: Мимо него не могла пройти спокойно ни одна женщина, и для мамы это было испытанием, она не смогла простить. Ей нужно было перетерпеть, и это бы спасло и его, и нашу семью.
Лиепа оставил семье дом. Дети сильно переживали расставание родителей. Однако примирение с женой было невозможно, да и в театре ситуация накалялась. Хотя с официальной точки зрения Лиепе было нечего опасаться: «Народный артист СССР» и «Лауреат Ленинской премии» считался неприкасаемым. Однако руководство театра нашло способ изгнать артиста. Лиепа боготворил детей. Его сын уже был солистом Большого, дочь Илзе только поступила в кордебалет. У Мариса так и спросили: «Не слишком ли в театре много Лиеп?» Ведь в балете существует негласное правило: если сын или дочь выходят на сцену, отец уходит на пенсию…
Андрис: Его дочь не принимали в основную труппу Большого театра. И был заключен некрасивый пакт с Марисом. Они предложили ему уйти из театра ценой того, что они возьмут дочку. И отец это сделал!
Семизорова: Вот эта ситуация его сломала. Он начал пить. Очень переживал, он не мог жить без театра.
Марис не мог оставаться один и женился снова. Третьей женой стала молодая партнерша Нина Семизорова. Примерно в то же время Марис получил предложение из Ленинграда. Знаменитой труппе Бориса Эйфмана требовался солист в балет «Идиот». Но Эйфман не знал, что Лиепа в это время пребывал в депрессии и набрал в весе. Знаменитая Алла Осипенко, которой предстояло стать его партнершей, с трудом узнала танцовщика.
Осипенко: Когда человеку плохо, он приходит к тяжелым переживаниям  а может быть, все правы и я ничего из себя не представляю? Оказаться на вершине Большого театра и быть изгнанным  это влияет на психику.
Для участия в балете Эйфмана Марис стал тренироваться. Когда репетиции в Ленинграде были в разгаре, раздался звонок из Москвы. По личному приказу министра культуры Демичева Лиепа должен был еще раз выйти на сцену Большого. Министру нравилось, как Марис танцует Красса, и он приказал возобновить «Спартака» с участием Лиепы на один вечер.
Михайловский: Он с такой тревогой ехал туда, не к хорошему он ехал.
Зная, что это в последний раз, Марис, уже простившийся с Большим театром, собрал всю волю и танцевал как никогда.
Михайловский: Когда Марис приехал, мы его не узнали. Ведь он похудел на четырнадцать килограммов, и мы ахнули.
Последний триумф на сцене Большого стал для артиста ударом. Балет Эйфмана «Идиот» Лиепы имел успех. Даже выходя на сцену Кремлевского дворца, Лиепа мечтал вернуться в Большой. Хотя понимал: мечты несбыточны! Не сложился и третий брак: Марис и Нина разошлись.
Семизорова: Он был сильный, несмотря на то что убивал себя питьем. И мы разошлись... Такую стопроцентную жертву принести я не смогла.
Осипенко: Когда я их видела вместе, зная Мариса и совсем не зная Нины, мне казалось, что это не тот союз, который нужен Марису и Нине.
После развода с третьей женой Марис стал жить с Евгенией Шульц  художницей по костюмам, одевавшей его на сцене. Их роман зародился еще в Большом театре. У них появилась дочь Маша, которая в детстве проявила способности  не хореографические, но вокальные.
Маша: Папа очень правильно сделал, что меня отдал в вокал. Как только он начинал петь, я сразу подпевала.
Лиепа оставался Львом, он пытался найти место. Целый год провел на посту главного балетмейстера Софийского оперного театра. Но отношения с коллективом не сложились. Не удалось занять аналогичный пост в театре Станиславского. Он пытался возглавить оперный в Риге, но не помог даже Паулс  министр культуры Латвии, с которым они учились в музыкальной школе. Казалось, загнанный лев метался в клетке. Но создал ее он сам: Марис, как в детстве, упрямо мечтал о Большом театре.
Васильев: Он сломался именно на этом  без Большого театра он не смог.
Летом 1985 года с Марисом произошла еще одна неприятная история. Это случилось в Болгарии, на балконе гостиничного номера артиста.
Михайловский: Марис эмоционально чтото рассказывал, он всегда жестикулировал руками. У него был перстень с изумрудом, украшенный бриллиантами, и Марис с ним не расставался. И он говорил, что этот перстень  талисман. Стоя на балкончике, он чтото рассказывал, и вдруг выпал изумруд. Так этот камень и не нашли. И он сказал: «Это конец!»
В октябре 1985 года случилось событие, которое сломило Лиепу окончательно... Марис уже не танцевал в Большом, но появлялся на репетициях и спектаклях детей. В родной «храм искусства» он привык входить, вместо пропуска предъявляя собственное лицо. Он и подумать не мог, что однажды охранник не даст ему войти в театр!
Андрис: Я разогреваюсь, и вдруг звонит отец … И я прибегаю вниз к нему в халате, отец стоит на проходной, его не пропускают. И у него слезы на глазах, в этот момент я понял, что театру можно отдавать всё, кроме души.
Отныне Марис мог войти в Большой только «на общих основаниях»  купив в кассе билет. После этого он стал еще более замкнутым. Както написал в дневнике: «Безысходность... Некуда идти, не к чему стремиться. Я живу между тюрьмой и сумасшедшим домом!» Последняя квартира артиста располагалась в доме, стоявшем на набережной Яузы между сумасшедшим домом и тюрьмой, что не могло не сказываться на состоянии духа артиста.
Эйфман: Я бывал у него в Москве уже на новой квартире. Конечно, ощущение другой, неприкаянной жизни временного гостя.
Андреев: Тоска большого таланта, печаль Есенина или боль Лермонтова и несоответствие условий, которые предлагает ему жизнь  это приводит к драме.
Казалось, Марис болен синдромом золотой клетки. Но в какойто момент удача улыбнулась Лиепе. Начали сбываться его мечты о театре. Не о Большом. Но  о своем. В Министерстве культуры еще с 1986 года думали о создании «Театра Мариса Лиепы». Весной 1989 года решение было принято. Лиепа начал набор в труппу.
Марис: Театр, который сейчас создается, будет иметь судьбу, будет иметь свой репертуар, свой дом. Я смогу каждое утро идти на работу  и это счастье.
Наш герой был полон энтузиазма. Однако физически чувствовал себя неважно, хотя ему едва перевалило за пятьдесят. В период формирования труппы его несколько раз увозила «скорая»  так сказались переживания о Большом и злоупотребление алкоголем. Сердечные приступы следовали один за другим.
Маша: Я запомнила последние периоды, когда папа лежал на диване, его врач приезжал и ставил капельницы. И он говорил: «Вот как бы ты поступила, если б человека предали?»  он выяснял со мной вопросы жизненные. Когда я выросла, я поняла, что ему было очень плохо.
Мариса не стало 26 марта 1989 года после сердечного приступа... И, судя по дневникам, он хотел уйти... «Принял лекарство и сверх того выпил вина... Чувствую остановку дыхания. Почти ничего не вижу. Глаза красные. Лягу спать... Вдруг Бог даст вечный сон…»
Маша: Последний раз его увезли в больницу, и он уже не приехал. Было шесть утра, маме позвонили, я села в халате, закрылась и сидела долго одна.
Васильев: Я никогда не думал, что он так может уйти. Мне казалось, он гораздо сильнее, он будет жить долго. Уже меня не станет, а он будет жить.
Смерть Лиепы была неожиданностью  как будто мощный человек в одночасье принял решение прекратить мучения. Только благодаря Михаилу Ульянову  председателю СТД  прощание с Лиепой прошло в фойе Большого  любимого дома, в который его не пускали в последние годы. Мариса похоронили на Ваганьковском. На Рижском кладбище есть плита с надписью: «Марису, который вдали». А женщинам, которых он любил, до сих пор тяжело говорить о Марисе, и они отказываются от интервью.
Андрис: Самое удивительное, что я получил письмо от отца уже после похорон. Так долго шло письмо, оно было таким теплым и нежным…
Илзе: Надо быть действительно романтиком, чтобы оставить кольцо, которое я получила в дар на день рождения, когда отца не стало, с запиской: «Передайте это кольцо Илзе. Потому что оно такое же красивое, как она сама».
Эдит: Род Лиепы не угас. Я думаю, что внуки Мариса продолжат дело деда.
Сегодня Андрис Лиепа  режиссер и продюсер, руководит проектами Благотворительного фонда имени своего отца. Его сестра Илзе танцует на сцене Большого, она открыла школу балетного искусства. Недавно у Илзе родилась дочь. Ее назвали Надеждой. Андрис и Илзе приняли младшую дочь своего отца, Машу, как родную! Мария Лиепа  классическая певица, она растит дочь. Мечта великого Мариса, возможно, сбудется. Ему самому было не суждено танцевать сто лет, но династии Лиепы эта цифра по плечу!
Андрис: Мы дружим  у нас есть клан. Отец и не думал. Но клан создал.
Илзе: Какой бы отец был счастливый, если бы собрались все внучки.
Маша: Очень часто бывают такие моменты  впечатление, что он рядом. Да, его не хватает.
Мариса действительно не хватает. И не только детям. После его ухода на сцене зажглось немало звезд, но личности такого уровня  яркой, гениальной, противоречивой  не появилось. Возможно, там, где Марис Лиепа находится сейчас, сбывается его мечта: «Я хочу танцевать сто лет!»

2010


Рецензии