Только вперед!

   Мне 85 лет и 8 месяцев. Много это? Или ещё ничего? Вчера казалось, что это очень много, ну, просто ооочень, а сегодня вроде и ничего – не так уж и много. Сегодня не очень плохо прошла ночь. Несколько часов удалось неплохо поспать, вот и чувствую себя соответственно. Надо вскопать грядки в теплице, да засеять их сидератами – белой горчицей. Говорят: урожай будет!!!! Сногсшибательный! «Будем посмотреть».
  Пошла копать. Что-то уставать стала быстро. Ох! Сколько там мне ещё копать? Только хотела оглянуться, как внутренним слухом четко услышала голос мамы. Молодой мамы.
   - Не оглядывайся назад!
   - Мам! Почему?
  Это мой голос. Детский. Мне 8 лет! Идёт война. 1942 год. Мы живём на краю света, на самом юге Таджикистана, на границе с Афганистаном. Туда маму перевели по партийной линии: она инструктор по партработе с населением. Надо поддерживать дух населения, надо объяснять, что к старому возврата нет и содействовать басмачам, которые активизировали свои вылазки, нельзя. А вот помогать пограничникам надо обязательно. Так что все выходные она ездила по отдалённым кишлакам, где и занималась агитацией и пропагандой. Причём очень успешно. Но надо и семью кормить: дочку и мать. Вот мы и копали в огородике грядки под кукурузу, тыкву  и капусту. Из кукурузы потом получали муку. Это и лепёшки золотистые рассыпчатые, и мамалыга вкусная, да ещё с тыквой, да с квашеной капустой. Но, это – потом. А пока надо вскопать землю.
   Дождей почти не было. Земля твёрдая. Лопата никак не хочет в неё втыкаться. У мамы…раз и лопата в земле. Два… перевернула, разбила комья. Раз… и лопата – в земле. А у меня не получается.  РРРаз – лопата чуть-чуть вошла в землю. Раз, два; раз, два – прыгаю на одной ноге, второй пытаюсь лопату вбить в землю. Медленно двигается у меня работа. Сколько же ещё осталось? Только хотела оглянуться, как мама твёрдым голосом остановила меня.
   - Не оглядывайся!
   - Мам! Почему?
   - Глаза, доча, обладают странной способностью. Вот ты оглянешься и ужаснёшься: как ещё много надо копать. Ужас! До вечера не вскопать! И настроение портится, и силы уходят. А ты смотри только вперёд. Смотри: когда начинали, не было ничего вскопано, а сейчас? Уже метра полтора прошла. Ишь, какая красивая грядочка намечается! Полчасика покопаешь – уже будет целых два метра. Красота! Глаз радуется, настроение улучшается: ведь дело движется, движется. И силы прибавляются. Поняла? Никогда не смотри назад. Только вперёд. Какой твой любимый писатель? Николай Островский? А что он говорит? «Только вперёд….. только через трудности к победе!» Так говорит? Обрати внимание: «Через трудности к победе». Ну, вот, посмотри, пока ты слушала и копала потихоньку, ишь, сколько прибавилось! Вот, маленькую победу ты уже одержала.
  Голос пропал. Как жаль: так приятно было услышать мамин голос. Голос из  далёкого трудного, но счастливого прошлого! Я разогнулась и посмотрела вперёд. Господи, боже мой! Неужели это я столько вскопала? Вот это да! Как это мне удалось? Чудеса! Ну, мамочка, умница моя, помощница моя. Спасибо тебе, дорогая! Этак я да вечера управлюсь с этой грядкой. А пока? Пока, пойду попью чайку. Отдохнуть маленько тоже не помешает. А в ушах всё еще звучит какой-то голос. Кажется, мамин, но разобрать ничего не могу. Всё. Пропал совсем.
  А вот и соседка идёт ко мне. Будет ругать меня за то, что я так напрягаюсь – много сегодня вскопала! Ха! А мне и не трудно было! А сейчас ещё и чаёк попью в компании. Какой замечательный сегодня денёк!!!


Рецензии
C родительской Дмитриевской субботой !!!
Моя мама говорила
Глаза боятся
а руки делают.....

"Мне 85 лет и 8 месяцев. Много это? Или ещё ничего?"
Есть мнение
что если у Вас были родственники,
прожившие более 100 лет,
то Вы- совсем юная особа....

а выспаться
как следует
мне помог Афобазол

всех благ!!!

Новелла Лимонова   02.11.2019 07:04     Заявить о нарушении
Спасибо!
Про родственников ничего не знаю.
Может были долгожители, а может и нет.
Вчера умерла моя подруга институтская.Её мама и три тётки прожили по 100 лет +-
три года. А она вот в 86 скончалась.А её мама - в 97 лет.И чувствовала себя юной.
Будьте здоровы!

Лариса Азимджанова   02.11.2019 20:30   Заявить о нарушении
у нас в роду тоже деградация примерно в минус двадцать лет
пробабки считали до ста- потом надоедало считать
бабушки по 80 при отсуствии тяжелых заболеваний
маму похорони чуть за 60
за мое убийство медикам запчено было к моему 40 летию
правда убивц в белых халатах мне удалось обмануть

не зря работала преподом...
кое чему студенты научили)))))))))))

Новелла Лимонова   03.11.2019 07:40   Заявить о нарушении
джихадисты не сдались
и мое двадцатилетие новой жизни
без рождения меня мамой
отметили узаконенным джихадом....(((((((((((

Новелла Лимонова   03.11.2019 07:43   Заявить о нарушении