Вера в Бога не терпит лжи

Ложь есть истребление любви,
а клятвопреступление есть
 отвержение от Бога. Никто из благоразумных
не сочтет ложь за малый грех,
 ибо нет порока, против которого
Всесвятый Дух произнес бы столь
 страшное изречение, как против лжи.
Преподобный Иоанн Лествичник

           По вероучению Православной Церкви Бог Святая Троица есть совершенная и абсолютная Личность, Он – всеблагой, премудрый и всемогущий Творец, Промыслитель и Спаситель, для Него нет ничего невозможного, а имя Ему – Любовь, в Нем нет изъяна – Бог не творит зла и не изрекает лжи, каждое Его деяние – совершенно благое, премудрое и справедливое деяние, каждое слово, изошедшее из уст Божиих – вечная и непреходящая истина. Христианство – это не концепции, «предпочтения и предположения, сформированные древними евреями», а духовная жизнь, открывшаяся миру во Христе – Спасителе мира. Для христианина библейские книги – это не собрание восточных притч и размышлений иудейских мудрецов, а боговдохновенное Писание. Господь открывает Себя человеку, и величайшая тайна и чудо Библии в том, что Бог обращается к миру на человеческом языке через Своих пророков и апостолов. О духовном значении Библии прекрасно сказал поэт-романтик Байрон, далекий от евангельского благочестия, но понимающий величие Вечной Книги: «В этой Святейшей Книге – тайна всех тайн. О, счастливы среди смертных те, которым Бог даровал милость слушать, читать, с молитвой произносить и благоговейно воспринимать слова этой Книги! Счастливы те, кто в состоянии открыть двери Библии и решительно идти по ее путям». И у Ф.М. Достоевского – одного из величайших писателей России и мира, мы находим слова, исполненные восхищения Священным Писанием: «Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!.. И сколько тайн – разрешенных и откровенных! Гибель народу без слова Божия…». Священное Писание – это Слово Божие, хранящееся в Церкви, образованной огненными языками Святого Духа – благодатью. Апостол Павел свидетельствует, что «все Писание богодухновенно» (2 Тим.3:16). Церковь – хранительница Божественного Света, «столп и утверждение истины», ее священные догматы – это истины веры, открытые Богом, а не выдуманные людьми. Преподобный Силуан Афонский писал, что все написанное Святым Духом познается через благодать Святого Духа, а благодать – это сила Божия, духовно преображающая человека. Духовная жизнь – это стяжение благодати Святого Духа и жизнь в Церкви, а вне Церкви невозможно понять Священное Писание, патристику – творения святых отцов Церкви, иконографию и гимнографию. Церковь называется в Псалтыре домом Бога и молитвы. Стоять в доме Господнем –  значит пребывать в Церкви и предстоять пред Богом в молитве, принять всей душой, разумом и сердцем ее духовные дары – догматы как богооткровенные истины веры, принят ее таинства и богослужения, гимнографию и иконографию, открыть сердце свое Христу и исполнять Его заповеди. В Псалтыре сказано о Сионе – вселенской Церкви как сокровищнице благодати Святого Духа, а благословение Господне – это сила Божия хранящая сотворенные Им небо и землю – духовный мир и материальный мир. Сейчас много говорят о «кризисе Церкви», о том, что ее догматы «явно устарели в мире, где произошло столько изменений», но мудрость Церкви от Бога – она вечна и неизменна, не зависит от скоротечного потока времени. Атеисты критикуют библейскую этику, основанную на десяти заповедях, и утверждают, что «про ложь там не сказано вообще ничего», но Господь дал заповедь иудейскому пророку и законодателю Моисею: «не произноси ложного свидетельства» (Ис.20:16), и смысловое значение заповеди – не лги, ибо дьявол – «отец лжи», и всякий лжец, в сущности своей, уподобляется дьяволу. Святитель Николай Сербский мудро писал, что ложь – это дьявольское искусство, разлучающее людей с Богом: «С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Сказать, что с Богом нас разделяет истина, то же самое, что сказать, что с Богом нас разделяет Бог. Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания – вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и богоотречению. С этой дороги нет возврата без тяжелого жизненного потрясения, пока человек, ослепнув, подобно Савлу, не падет на землю и пока Бог не поднимет его из пыли и немощи и не вернет ему зрение». Если жизнь Церкви – это святая жизнь по заповедям Иисуса Христа, а христианская вера – драгоценный алмаз Божественной Истины, то всякое оправдание лжи есть кощунственное оправдание зла, греха и дьявола, иными словами – дьяволодицея. Преподобный авва Дорофей предостерегал христиан о том, что не должно оправдывать ложь, но надо избегать лжи, дабы избавиться от позорного плена у лукавого духа преисподней – дьявола, и усвоить вечную истину – внять Слову Божиему и соединиться с Тем, Кто назвал Себя Истиной, Путем и Жизнью.
           Новозаветная Церковь свята и чиста как носительница Божественной благодати и хранительница Слова Божиего, она образована в день Пятидесятницы огненными языками Святого Духа, именуемого Духом Откровения и Истины, но у Церкви есть страшный враг – дух лжи и зла, жаждущий погубить всякое творение Божие, извратить людей, принадлежащих Церкви и исказить ее апостольскую веру. В Священном Писании возвещается, что дьявол – источник лжи, он – падший Херувим Люцифер, восставший против Вседержителя и увлекший за собой в грехопадение треть Ангелов, устроивший войну на небе, таинственно описанную в стихах Апокалипсиса,  соблазнивший Адама и Еву и искушавший Христа Спасителя в пустыне – «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Тайна возникновения лжи – это тайна грехопадения Люцифера, ложь – изобретение дьявола, оклеветавшего своего Творца и уклонившегося от стояния в правде, обольстившего себя – возжелавшего стать как Бог и превзойти Бога, совратившего многих небесных Ангелов и увлекшего первых людей на путь греха и погибели. Бог создал человека по образу и подобию Своему – первозданные люди не были причастны злу, их сердца не знали коварства, а уста – лжи,  но дьявол, явившийся Еве в образе змея, прельстил их ложью – стать богами, и они нарушили заповедь Творца – не вкушать запретный плод от древа добра и зла. По слову святителя Игнатия Брянчанинова первые люди признали за ложь слово Божие – истину, а за правду – лукавую речь змея, они попали во власть дьявола – духа лжи, и сделались лжецами – усвоили богомерзкое искусство искусителя. С момента грехопадения Адама люди стали лгать Богу, самим себе и всем окружающим, поэтому псалмопевец Давид и сказал, что «всякий человек  есть ложь», а апостол Павел писал, что все люди сделались лжецами и нет человека, кроме Христа Богочеловека, который никогда бы не лгал – «всякий человек лжив» (Рим.3:4). Дьявол и его аггелы побуждают всех людей ко лжи, а начиная с грехопадения падшее естество людей стало удобопреклонным и склонным ко лжи и всякой неправде. Святитель Тихон Задонский сетовал на то, что люди одержимы духом лжи и ложь пронизывает всю их жизнь: «Видим, что разная ложь бывает в мире. Лжет купец, когда говорит, что товар его такой-то цены стоит, а это не так. Лжет свидетель на суде, когда говорит то, чего не видел и не слышал, или не говорит того, что видел и слышал, и черное называет белым, и горькое – сладким... Лжет работник, который, взяв достойную цену, обещал работать усердно нанявшему его, но работает лениво или совсем не работает. Лжет должник, который занимает деньги и обещает отдать, но не отдает... Лжет пастырь, который обещает и присягает пасти стадо овец Христовых, но не пасет или нерадиво пасет их. Так, лжет христианин, который в Крещении святом обещает работать Христу Господу, но не работает. Таков всякий, кто по святом Крещении беззаконнует и прилепляется к суете мира сего». Ложь есть та сеть, в которую дьявол улавливает души человеческие, через ложь он делает людей своими орудиями в борьбе с Богом и извращает их помыслы, желания и речи. Вся земная жизнь людей насквозь проникнута ложью – люди лгут, чтобы обрести власть и прославиться, достичь богатства и переписать историю, избежать наказания и обосновать нужность войн, порой не задумываясь, что ложь приносит множество бед и несчастий. В древние времена император Нерон обвинил христиан в поджоге Рима и его клевета стала причиной и обоснованием кровавых гонений на верующих во Христа, их бросали на растерзание диким зверям или сжигали, делая живыми факелами. В клевете на христиан римский кесарь Нерон использовал искусство дьявола, ибо если демон есть изобретатель лжи, то клевета – это поучение во лжи, ложь – искусство бесов, а лжец – послушник демона. В основе христианской аскезы лежит хранение ума и сердца от лжи, хранение свободной воли от путей неправды, а ложь неизменно связана с хулой на Бога, клеветой и злословием. Преподобный Иоанн, игумен горы Синайской и великий наставник монашества, сочетавший философскую мудрость со смиренномудрием анахорета, в книге «Лествица» – духовном писании, исполненном душеспасительных советов об отречении от мира, покаянии и молитве, памяти о смерти и плаче, созерцательной жизни и пути восхождения к Богу, утверждал, что злословие есть тяжкий грех, «исчадие ненависти, тонкий недуг, большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви, лицемерие любви, причина осквернения и отягощения сердца, истребления чистоты». Заповедь Божия «не лжесвидетельствуй» означает также не клевещи, ведь дьявол – клеветник,  хулящий Бога и все Его творение, как Мефистофель в «Фаусте» Гете, он оклеветал Иова перед Творцом и хотел, чтобы хвалимый Богом праведник пришел в отчаяние и, разочаровавшись в Боге и Его любви, проклял Всевышнего. В своем великолепном стихотворения «Демон» А.С. Пушкина блестяще описал ту «неистощимую клевету», что наполняет духов зла:

Неистощимой клеветою
Он Провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел –
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

       Ложь и клевета ввергли в ров ко львам пророка Даниила, от них пострадали библейские пророки, апостолы и их приемники – святители, мученики и исповедники, гнушавшиеся лжи и неправды, не терпевшие лицемерия. По изящному и премудрому изречению аввы Фалассия «Душа клеветника имеет язык с тремя жалами, ибо уязвляет и себя, и слышащего, и оклеветанного». Святитель Феофан Затворник говорил, что столкнувшись с клеветой надо не ожесточиться сердцем, но принять ее как епитимию за те грехи, в которых мы считаем себя виновными, благодушно стерпеть как терпел Сам Христос, которого хулили ядовитые уста фарисеев, чьи лживые речи были подобны ядовитым стрелам, а самое главное – нам надлежит молиться за душу клеветника и найти в себе силы простить его, как бы трудно это не было. Где исток лжи и клеветы как не в лукавом сердце и что есть мать лжи как не коварство и злоба? По определению святителя Василия Великого «лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым и предлагая это другому, как приманку, тем самым приводит в исполнение свой умысел». Лукавый – это одно из имен дьявола, оно указывает на духовно-нравственную искривленность намерений и помышлений, речей и деяний падшего Ангела, на его лживость и коварство. Если человек приучается лгать, то сердце и ум его изощряются в лукавстве и он становится исповедником дьявольской морали –  ложь становится нормой его жизни, а мысли о раскаянии, вечности, Страшном Суде и Боге отбрасываются и предаются забвению. Можно быть необычайно ученым и интеллектуально утонченным человеком, разбираться в искусстве и философии, писать стихи и изучать богословие, но иметь помраченную совесть и быть лукавым, ибо культура не освобождает человека от греха и не исцеляет его падшести – только Христос есть Искупитель грехов рода человеческого и Победитель лжи. В молитве Господней – «Отче наше», христиане просят Бога «избави нас от лукавого» – молят защитить их от дьявола, ибо Господь всемогущ, а человеку невозможно спастись без Бога и обойтись без молитвы. Молитва есть обращение к Богу, она очищает сердце и просветляет ум, одухотворяет волю устремлением к добру и укрепляет веру, сокрушает дух покаянием, настраивает душу на духовную жизнь и избавляют от лжи. По наставлению апостола Павла обязанность каждого христианина – отвергнуть ложь и говорить правду, но сама правда должна быть проникнута любовью, милосердием и добротой. По изъяснению святых отцов Церкви существует три вида лжи – ложь мыслью, словом и жизнью: мыслью лжет тот, кто принимает за истину свои мнения, предположения и подозрения, строит козни и не имеет страха Божиего; словом лжет тот, кто изрекает неправду, льстит и клевещет, сеет семена лжи вокруг себя, оскверняя уста свои и используя Божий дар слова во зло, как дьявол; жизнью лжет тот, кто будучи сладострастником, корыстолюбцем и нечестивым в сердце своем, притворяется целомудренным, проповедует добродетель, говорит о бескорыстии и милосердии, подобно лицемерам всех веков – от древнегреческих софистов и иудейских фарисеев до иезуитов наших дней с их девизом: «цель оправдывает средство». По глубокомысленному суждению архимандрита Рафаила Карелина «иезуитизм – это скрытое неверие. Неверие в то, что Бог всесилен и не нуждается в помощи лжеца; неверие, что Бог – истина, и всякая ложь отчуждает от Него человека. Теряя истину, человек теряет благодать Духа Святого, адаптируется к лжи, привыкает к ней и считает, что жить и действовать по-другому невозможно». Бог пороков и Евангелия всемогущ и для Него нет ничего невозможного, Он не нуждается во зле и лжи, для достижения Своих целей, Он всеблаг и никогда не солжет и не благословит ложь, Он премудр и всеведущ, знает тысячи иных средств – таинственных и святых средств – для достижения Своих святых целей. По рассудительному замечанию философа Евгения Трубецкого если бы Бог использовал зло как средство в Своих целях, то Он не был бы ни всеблагим, ни всемогущим, ни премудрым, а стало быть, теодицея была бы невозможной и нельзя было бы считать святость и совершенство вечными свойствами Бога. Существует гнусное лжеучение о том, что можно совершать добрые дела, прибегая к обману и лжи, что есть «ложь во спасение». Известное выражение «ложь во спасение» – это искаженная цитата из 32 Псалма, она противоречит смыслу библейского стиха, нравственному богословию Церкви и Слову Божиему. С догматической и сотериологической точки зрения все рассуждения о том, что существует «ложь во спасение» и «благой обман» – это лукавство и нравственная ересь, ибо в Священном Писании ясно сказано «кто говорит ложь, не спасется» (Притч. 13:5), а в святой, соборной и апостольской Церкви пребывает Дух Истины и нет места лжи, лжец же сам отлучает себя от общения с Богом и извергает себя из Церкви. Святитель Игнатий Брянчанинов в своих рассуждениях, опираясь на Священное Писание и Священное Предание, говорил, что ложь – это грех, а через грех смерть вошла в мир – смерть духовная и физическая, поэтому ложь всегда смертоносна – она отвращает человека от Божественной Истины, губит души людей – ложь оскверняет не только уста, но и ум, и сердце, ибо ересь есть грех, совершаемый в уме, ложный образ мыслей о Боге – прелесть. Среди богословски образованных христиан встречаются апологеты идеи «лжи во спасение», они утверждают, что можно солгать, дабы спасти жизнь ближнего или наставить человека на истинный путь, указывая на Ветхий Завет и жития святых. На страницах Ветхого Завета рассказывается, что Ревекка и Иаков прибегли ко лжи дабы Иаков получил благословение отца своего – Исаака, предназначавшееся Исаву, но надо помнить, что во-первых нравственным идеалом для христиан является не праведный Иаков, имевший грехи, а Иисус Христос – воплощенная Божественная Истина, с Чьих уст не сошло ни одно лживое слово, а во-вторых – за то, что Иаков хитростью присвоил себе отцовское благословение он сам был обманут собственным тестем – Лаваном. Иногда ссылаются на случай из жизни преподобного Ефрема Сирина, прибегшего к хитрости, чтобы склеить листы еретических книг и посрамить Аполлинария в богословском диспуте, но забывают, что впоследствии умудренный летами подвижнической жизни Ефрем Сирин осознал, что цель не оправдывает средство и с печалью по Богу и покаянной грустью писал, что лживый человек ненавистен Богу и людям, он не заслуживает одобрения, ибо дьявол увлек его в хитрость и изворотливость, а любые извинения лжи – лишь усугубляют виновность лжеца. Нельзя лгать во имя Божие и не существует никакой вынужденной лжи ради церковной пользы. Апостол Павел учил, что хоть всемогущий Бог и силен содеянное людьми и падшими Англами зло направить к добру, но нельзя делать зло во имя Бога, ибо это противоречит нравственному идеалу, возвещенному в Евангелие, и, предостерегая христиан, он писал «не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим. 3:8). Святитель Василий Великий подчеркивал, что нет никаких различий во лжи – солгавший в малом солжет и во многом, льстец может легко стать клеветником, а клеветник – использовать тончайшую форму лжи – лесть, для обмана, но всякая ложь – гнусное бесчестие, и нет ничего полезного для души и спасительного во лжи: «Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Этого не позволяет сказанное Господом, Который решительно говорит, что ложь от диавола (Ин.;8:44), не указывая никаких различий во лжи…». Церковь есть мистическое Тело Христово она – столп и утверждение Божественной Истины, в Церкви нет места лжи – ложь не полезна ни Богу, ни Ангелам, ни людям, напротив – ложь противоестественна и противна исканию Царства Небесного и правды его, она изгоняет из сердца веру и молитву, удаляет человека от Бога, а всякий акт лжи есть примирение с дьяволом и безбожной моралью мира сего, что неприемлемо для совести православного христианина. Христос возглавляет Свою святую Церковь, Он есть всемогущий Бог и будет с Церковью и со всеми христианами до скончания века, Церковь не одолеют и врата адовы, а потому она не нуждается в том, чтобы ее спасали омерзительными компромиссами с совестью и вынужденной ложью.
          Если мы обратимся к истории Церкви в двадцатом веке, то увидим, что порой церковная политика ее иерархов шла вразрез с высочайшими нравственными идеалами Евангелия, и они думали, что используют ложь для спасения Церкви в пору гонений, а на самом деле – попались в ловушку дьявола и дискредитировали Церковь, забыв, что в самые страшные времена христиане должны бесстрашно исповедовать свою веру во Христа Богочеловека, страшиться не за судьбу Церкви, хранимую десницей Всемогущего, а за свою душу, которая не обретет спасение, если отступит от Христа и предаст Сына Божиего и Его святые заповеди. В статье «Истина и ложь в свете христианской нравственности» анализируя высказывание святого патриарха Тихона в 1923 году  в беседе с В.П. Коутсом, на вопрос которого: «Правда ли, что в России существует гонение на религию?», – патриарх Тихон ответил, что «ни в каком преследовании какой бы то ни было религии советскую власть обвинить нельзя», инок Всеволод Филипьев справедливо заметил, что нельзя нравственно оправдать компромисс с богоборческой и атеистической властью и не может быть лжи полезной для блага Церкви и православных христиан. В свое время – 19 января 1918 года – патриарх Тихон выступил со знаменитым громогласным воззванием, исполненным огненной мощи глаголов библейских пророков, где этот печальник земли русской скорбел от того, что преданы забвению и попраны заповеди Христовы, повсюду царит зверская жестокость, анафемствовал безбожников и призывал их опомниться, звал верующих быть верными Церкви и не бояться пострадать за правду Божию: «Да избавит нас Господь от настоящаго века лукаваго» (Гал.;1,;4). Тяжкое время переживает ныне святая православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и вьявь при дневном свете, с неслыханною доселе дерзостию и беспощадной жестокостию, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, – совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и пр.). Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. апостола: «согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут» (1Тим.;5,;20). Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной. Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной. Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «измите злаго от вас самех» (1Кор.;5,;13). Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека, или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московскаго), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа... И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности – над святою Церковью православной. Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых? Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери вашей. Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной. А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» (Рим.;8,;35). А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей» (Мф.16:18)». Это громогласное воззвание патриарха Тихона – горькое слово правды и пророческое обличение безбожников, пламенная проповедь истинного архипастыря Церкви, не страшащегося умереть в темнице и принять терновый венец мученика, и можно лишь сожалеть, что впоследствии он осквернил уста свои отрицанием того факта, что в советской России были гонения на верующих, и пошел на компромисс с богоборческой властью со словами – «пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была бы польза». В одном из интервью митрополит Сергий Страгородский на вопрос – «Соответствуют ли сведения, помещаемые в заграничной прессе, относительно жестокостей, чинимых агентами советской власти по отношению к отдельным священнослужителям?», - ответил, что все эти сведения не отвечают действительности и являются клеветой. Многие исследователи истории Церкви советского периода пытались оправдать высказывания патриарха Тихона и Сергия Страгородского тем, что для блага Церкви они шли на вынужденные компромиссы с богоборческой атеистической властью в советской России, но ложь остается ложью, не может быть никакого компромисса между Богом и Его святой Церковью и дьяволом, а архиереи и иерархи Церкви, как и все остальные христиане, должны руководствоваться не мудростью и логикой мира сего, а заповедями Евангелия, апостольской верой и святоотеческими поучениями, обрести утешение во Христе, хранить веру и бесстрашно, громогласно и вдохновенно возвещать правду Божию и обличать нечестивцев с огненной проповедью, как поступали в древности пророки и апостолы – не жалея себя ради Бога и Церкви, не страшась ничего – ни гонений, ни пыток, ни смерти, но веруя во Христа и жизнь будущего века, не страшась принять венец мученичества. С апостольского века наша Церковь – это мученическая Церковь, все девять евангельских блаженств – это призыв Христа к добровольному мученичеству, ибо путь на небеса лежит через Голгофу, а подвиг мученичества и исповедничества есть высочайший подвиг в очах Господних, изумляющий Ангелов и достойный вечной славы в Царстве Небесном. В Апокалипсисе пророчествуется, что вся история христианства, начиная от распятия Иисуса Христа и заканчивая скорбью последних времен – это история мученичества, но ни пытки, ни казни, ни смерть, ни Ад не смогут сокрушить Церковь и истребить святую веру Христову с лица земли, ибо как сказал Сам Спаситель: и врата адовы не одолеют Церковь. Христос сказал ученикам Своим: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф.;10:32). На греческом языке свидетельство – это мученичество: Христос Богочеловек – величайший из мучеников, Он испил до дна чашу мировой скорби, распялся за нас на Кресте, и нам свидетельствовать о Христе не одними словами, но всей своей жизнью – возлюбить Его даже до смерти, ибо в совершенной любви нет страха, любящий не страшится умереть. Мученики свидетельствуют, что их любовь ко Христу сильнее смерти, ей принадлежит вечность. По изъяснению святого Андрея Кесарийского «святые, подобно Иову, обвиняемые дьяволом и оклеветанные им пред людьми, верящими и покоряющимися ему, своими страданиями за Христа победили его. Вышние силы радуются о его падении и скорбят по поводу замышлений его на привязавшихся к земному, и это совершенно верно, ибо они подражают Богу». Спаситель предостерегает нас: «Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.;10:38–39). По рассуждению архимандрита Рафаила Карелина «Много есть причин лжи: трусость, выгода, желание не обидеть и т.д. Но какие бы ни были причины, здесь происходит забвение Бога, Который сказал: «Я есть истина, путь и жизнь». Сама Голгофская Жертва Христа есть соединение любви и истины. Христос мог победить сатану одним Своим божественным могуществом. Но Он пошел на Крест не только ради истины, а потому что Он Сам – Истина. Господь сказал про сатану: «Он лжец и человекоубийца от начала». Сатана посредством лжи убивает человека, и те, кто хочет сделать добро через ложь, должны помнить, что они берут себе в союзники сатану – древнюю ложь, которая никогда не станет новым добром, что все, основанное на лжи, погибнет».  Для христиан лучше умереть за Христа и свою святую веру, чем служить дьяволу и творить грехи. Настоящий христианин готов отдать жизнь за Христа и Его святую Церковь, дабы не отступить от Бога, ибо нет ничего страшнее для верующего, чем разлучится с Ним навеки. По свидетельству Иустина Философа христианские мученики и исповедники вдохновлялись евангельским образом Иисуса Христа, она были убеждены, что Божественная Истина выше всех земных расчетов и блаженств, выше мирского счастья, они готовы были принять страшные страдания и смерть, дабы остаться верными Богу, избежать лицемерия и не жить обманом. Мученичество – это бесстрашное и безумное для мира сего исповедание Христа Богочеловека ценой жизни, оно есть сораспятие Христу и соработничество с Богом, а сами мученики – величайшие и достойнейшие христиане, они есть те, кто предпочли правду Божию и остались верны ей даже при угрозе смерти, ибо они ясно сознавали, что ложь – нравственная ересь, она отчуждает человека от Святого Духа Истины и является предательством Бога, но настоящий христианин лишь тот, кто готов до дна испить чашу мучений во имя Христа и возвещенной Им вечной правды.
         Священное Писание ясно свидетельствует, что Бог не приемлет ложь и никогда не лжет, для души Его – Святого Духа, мерзость «глаза гордые, язык лживый; и руки, проливающий кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притч. 6:17-19). С ветхозаветных времен ложь была запрещена и осуждена законом Моисеевым – Господь сказал Моисею: «не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев.19:1-2). В Псалтыре возвещается, что тот, кто близок Богу не творит злодейств, не клевещет языком и всегда говорит истину, ибо нельзя быть лжецом и служить Богу. Царь и мудрец Соломон прославляет страх Божий и мудрость – «она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с ней» (Притч.3:15), призывает хранить сердца – «источник жизни», и обличает ложь – «отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя» (Притч.4:24). Ложь – орудие дьявола и воплощенное коварство, матерь раздоров и мерзость в святых очах Господних: «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами…Коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры» (Притч.6:12,14). «Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Притч.12:22). «Приобретение сокровища лживым языком – мимолетное дуновение ищущих смерти» (Притч.21:6). В Новом Завете провозглашается, что «всякая неправда есть грех» (1Ин.5:17). Святые отцы Церкви учили, что жизнь настоящего христианина – это непрестанная борьба со страстями и нечистыми, лукавыми помыслами, покаянный плач, путь духовного совершенствования и соработничества с Богом, аскетического подвижничества – умного делания и стяжания благодати Святого Духа, а алмазный стержень христианской жизни – вера, действующая любовью, молитва Иисусова и непрестанное хождение в своей совести перед очами Всевышнего. Ложь чужда Христу Спасителю, она неприемлема для христианина, ибо уста его призваны к молитве, возвещению правды и прославлению имя Божиего, ум – к Богомыслию, а сердце – к любви, их нельзя осквернять ложью и лукавством, всякая ложь – от дьявола, она противна к Богу и ведет к смерти. В Новом Завете описывается как Анания и Сапфира были наказаны смертью за то, что солгали Святому Духу – Богу, ложь клятвопреступная не имеет оправдания на Суде Божием, о чем проникновенно писал митрополит Филарет Московский: «Да удалится от нас помысел неверности клятве! Но чтобы он вернее был удален, поражайте его, как стрелою, грозным словом Божиим: «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.;20,7). Если не оставит Господь без наказания произносящего имя Его напрасно, легкомысленно, без нужды, то чего должен ожидать тот, кто, давая клятву перед Богом, употребил бы имя Божие неблагонамеренно, святотатственно, чтобы Его святостью покрыть нечистоту своей неверности? «Ты погубишь говорящих ложь» (Пс.;5,7), но не прежде ли прочих погубишь, Господи, говорящих ложь перед именем Твоим и лгущих перед лицом Твоим, как Анания и Сапфира, не людям, но Тебе, Богу? Апостол Петр обличил Ананию именно этими словами: «Ты солгал не Человекам, а Богу», «услышав сии слова, Анания пал бездыханен». А потом и Сапфира, после подобного обличения, вдруг «упала у ног его и испустила дух» (Деян.;5,4–5;10). Этот пример и многие примеры вне священной истории показывают, что ложь перед именем Божиим и пред лицом Божиим – ложь клятвопреступная, как бы в нетерпение приводит небесное Правосудие и привлекает грозные и внезапные удары судьбы».  В Священном Писании сказано, что ложь – это страшный грех, против которого Святой Дух произнес самые грозные изречения – всякий лжец погибнет, ибо лжец – отчужден от Бога и не имеет общения с Богом, он сам губит свою бессмертную душу и не стяжал страх Божий, не внемлет увещеваниям совести – неподкупного судьи. В Апокалипсисе пророчествуется, что все закоренелые лжецы – в том числе и те, что думают, будто обманывают во имя благой цели, – пожнут наказание Божие, если не раскаются: «…всех лжецов участь – в озере, горящем огнем и серою» (Откр.21:8). Преподобный Иоанн Лествичник, учивший, что ложь – это истребление любви в сердце, клятвопреступление и отвержение Бога, изгнание сокрушения духа и враг покаяния, писал, что лицемерие есть матерь лжи: «Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, – свою совесть.  Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности. Один лжет ради увеселения, другой – ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может». В «Божественной Комедии» Данте Алигьери – величайшего поэта Италии и одного из ее мудрейших философов и богословов, воплощением лжи и обмана является гротескное чудовище Герион, чье лицо – величавое и ясное, улыбка – дружелюбна и приветлива, а змеиное тело – омерзительно и покрыто пестрой чешуей, оно символизирует собой многообразность лжи и ее коварство; лжец и лицемер всегда прикрывается благими намерениями и целями, он имеет обыкновение носить маску благочестия и праведности, но суть его – змеиная, что отсылает нас к книге Бытия и библейской истории об искушении Адама и Евы; лжец одного духа с древним змеем – дьяволом, он – искуситель и богоотступник, чуждый искренности и чистоты сердца. Всякая ложь отвратительна в очах Божиих, а самая страшная и омерзительная ложь – «ложь во спасение», в основе которой безнравственное примирение совести с ложью, иезуитская мысль о том, что лжец может угодить Богу, но ложь вносит неискренность в отношения между человеком и Богом. Вся изумительная и чудная симфония подвижнической жизни может быть разрушена одной фальшивой нотой – одно слово лжи может погубить душу. Вот почему авва Дорофей советовал «когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения». Нравственное богословие Православной Церкви и Библия воспрещают лгать, ложь противна Богу и нравственному идеалу Евангелия, и тот, кто думает, что своей ложью ведет людей к всеобщему благу и торжеству Церкви обманывает себя, изменяет Христу Богочеловеку и пожнет погибель души, если умрет не раскаявшись в страшном грехе, ибо всякая нераскаянная ложь – врата, ведущие в преисподнюю. Самое страшное – это лгать умирающему, дабы успокоить его совесть, вместо того, чтобы обратить его взор к Богу и вечности, призвать его к покаянию на смертном одре и предстоянию на Страшном Суде. Для христианина лгать – значит отдавать свое сердце на расхищение лукавому духу, отступать от святой воли Вседержителя и уподобляться демону, а познавать Истину и изрекать правду – уподобляться Богу и исполнять Его волю.
          Апостол Павел говорил, что сам дьявол «преобразуется в Ангела светла», дабы искусить людей, и нет ничего неудивительного в том, что и «слуги его преобразуются в служителей правды» (2Кор.11:15), но христианин не должен использовать ложь – орудие дьявола, ибо это – недостойно исповедника Слова Божиего. Святитель Марк Ефесский писал: «Нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина – называемая вечерними и утренними сумерками, однако, между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее». Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: «блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф.5:6) и «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:10). Христос обличал всех тех, для кого тяга к эфемерным мирским благам и успехам заглушила стремление к Божественной Истине, возвещая, что искать надо Царство Небесное и правду его. В Священном Писании правда – это Сам Бог и Его слово, праведность – жизнь по правде Божией, открытость и верность Богу, а праведники – это правдолюбцы, выше всего ценящие Слово Божие и исполняющие заповеди Его, готовые добровольно переносить лишения, скорби, гонения и даже принять смерть, но не отступить от соблюдения правды – от Слова Божиего, их то Христос и именует блаженными, ибо они получат Царство Небесное. Христос пророчески предрекает, что все обманщики, льстецы и лицемеры – все нераскаянные злодеи и лжецы не унаследуют Царство Небесное, но пойдут в муку вечную, но истинные ученики Иисусовы – настоящие христиане есть правдолюбцы, которых за святую веру и исповедание имени Христова, за дела любви и милосердия и проповедь Слова Божиего всегда будут гонимы в мире: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают пославшего Меня» (Иоан.15:20–21). По изъяснению святителя Иоанна Златоуста жажда правды есть искание Истины и любовь к мудрости – любомудрие, а так как вся мудрость у Бога и каждое слово Его истина, то любомудрие есть любовь к Богу, но в мире, лежащем во зле, где Христос распят и гонимы пророки, и христиане обречены на гонения, поношения, темницы и муки за свою любовь к Богу и страдание за правду Его, всем им обещана великая надежда и утешение – вхождение в Царство Небесное. Весь земной мир лежит во зле и опутан паутиной лжи, а всякий правдолюбец – мученик. Вся жизнь христианина – это подвижничество, подвиг несения креста, ибо путь на небеса лежит через Голгофу и все верующие участвуют в крестных страданиях Христовых, дабы быть соучастника Его небесной славы, их отечество и жизнь на небесах, они – подвижники веры, которые должны исполниться героического духа и не страшиться ни испытаний, ни лишений, ни скорбей, ни самой смерти, вести праведную и благочестивую жизнь посреди нечестия, отвечать молитвой и любовью на проклятья и злобу, исповедовать веру во Христа и иметь в сердцах своих неугасимую любовь к Истине, и тогда – за подвиг мученичества и исповедничества, Господь обещает им Царство Небесное, торжество духа, радость и блаженство: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5:11).  По слову Иоанна Кронштадтского во все времена «злые, развратные люди ненавидели праведных и гнали и будут ненавидеть и гнать»: Каин ненавидел брата своего Авеля, злонравный Исав своего брата Иакова, дети Иакова продали в египетское рабство мудрого брата своего Иосифа, царь Саул возненавидел Давида, древние иудеи гнали и осмеивали пророков, саддукеи и фарисеи были ненавистниками Христа, пришедшего искупить грехи рода человеческого и спасти мир, а последователи Христовы подвергались самым ужасным гонениям за свою веру. Вся история Церкви есть история мученичества – за исповедание Христа людей гнали в мире иудейском и мире языческом, христиан бросали в темницы и распинали на крестах, отдавали на растерзание диким зверям и сжигали живьем, терзали железными когтями, опускали в кипящие котлы и сжигали на горячих сковородах. Князь мира сего – дьявол, он – первый лжец и ненавистник правды Божией, сеятель лжи и нечестия, злой гений-вдохновитель всех нечестивцев, воздвигнувших неисчислимые гонения на христиан – Церковь борется с целым Адом и никто из людей не мог бы вытерпеть такие ужасные гонения и бесчеловечные мучения, если бы Дух Божий не укреплял верующих во Христа. Апостол Петр наставлял, что блаженны все, кто злословятся за имя Христово, ибо в них почивает Дух Божий, и пусть они будут безвинно гонимы за веру свою в скоротечной земной жизни, но их ожидает вечная радость и блаженство на небесах: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр.2:19–21). Апостол Павел учил что все соблюдающие заповеди Христа будут гонимы, но претерпев кратковременные земные страдания христиане оберут вечную славу:  «временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18).  Христос говорил, что праведников гнали и в ветхозаветные времена – «гнали и пророков, бывших прежде вас»; пророки – это посланники Божии, по вдохновению Божию открывающие людям тайна грядущих времен, обличающие неправду мира сего и всех тех, кто отступил от Бога, призывающие вступить на путь праведности тех, кто запутался во лжи и похоронил совесть свою в бездне согрешений. Апостол Павел проповедовал, что жизнь пророков на земле была мученичеством, их гнали и убивали  за правду: «иные  были замучены, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:35-38). Сам Господь ответил на вопрос – почему гнали пророков и губили праведников: «Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19).  Праведная жизнь – это прославление Бога и обличение жизни во грехе, призвание грешников к покаянию, она нестерпима для нераскаянные грешников и лжецов, и потому они становятся гонителями праведников и правдолюбцев. Христос говорил – «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33), предостерегая, что земная и преходящая жизнь христиан – это претерпение скорбей, но скорби их не безнадежны, ибо Господь сказал – «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33), обещав увенчать всех верных за подвижнический, мученический и исповеднический подвиг неувядающим венцом славы. В таинственных стихах Апокалипсиса говорится о пришедших от великой скорби к Богу – это святые мученики Христовы, они претерпели горе, скорбь и гонения на земле и отдавшие жизнь за Христа – от века апостольского до последних времен; это все мученики мысли, которые страдали оттого, что мир, лежит во зле, они мучились и взывали к Богу как Иов, Давид, Иеремия, апостол Павел и Достоевский: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр.7:14–15).
            В знаменитом диалоге «Государство» древнегреческий философ Платон утверждал, что ложь не может быть полезна Богу и душам людей, она чужда «божественному началу» и неприемлема для благочестивого и верующего человека. Нет ничего более близкого Истине, чем мудрость, и если философия есть любовь к мудрости, а философ – это «тот, кто любит усматривать истину», то стремление к Истине не может уживаться со страстью ко лжи, а истинный философ не может быть лжецом. Мы знаем из истории античной культуры и Древней Греции, что самый талантливый и рассудительный ученик Платона – философ и ученый Аристотель, стал самостоятельный мыслителем и создал свою собственную философию, во многом возражая своему великому учителю и высказав свое бессмертное изречение: «Платон мне друг, но Истина дороже». Для христианина и Церкви нет ничего дороже, чем Божественная Истина, ибо Христос есть Истина воплощенная и вочеловечившаяся, и кода мы читаем Евангелие и повествование о страстной седмице, то мы понимает, что в страшные часы Гефсиманского моления о чаше, предательства Иуды и языческого суда Пилата, Спаситель думал не о Себе, а о том, как привлечь людей к познанию Истины и спасению. На суде Пилата, Христос обратится к нему со словами благовестия: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о Истине; всякий, кто от Истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18:37). Известен и ответ римского прокуратора Пилата, его вопрошание, исполненное равнодушия и скепсиса – «Что есть истина?» Трагедия Пилата заключалась в духовном ослеплении его ума и очерствении сердца – когда он задавал вопрос – «Что есть Истина», то воплощенная Истина стояла пред ним в Лице Того, Кто сказал о Себе – «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14:6), и эта Истина будет отвергнута Римской империей и иудейским духовенством, язычниками и еврейским народом, в исступлении кричавшим – «Распни Его, распни…». Весь земной мир лежит во зле, это – мир насилия и лжи, здесь гонимы все провозвестники и искатели Истины – пророки побиваются камнями, а философы – приговариваются к испитию чаши с цикутой, поэтам, говорящим правду,  затворяют уста, ученых, исследующих мир Божий, сжигают на кострах, а Сама Божественная Истина – распинается на Голгофе, Ее, окровавленную и истерзанную, пригвождают к позорному Кресту, обрекают на самую мучительную и страшную казнь – такова крестная смерть Христа Богочеловека, взявшего на Себе грехи мира и учившего людей жить по правде Божьей, храня ум и сердце от лукавого духа злобы и лжи. Четыре святых Евангелия – это житие Иисуса Христа и боговдохновенное Слово Божие, все сказанное там – истина, возвещенная Самим Богом. Когда некто заявил Ф.М. Достоевскому будто «в Евангелии сказано, что иногда и ложь бывает во спасение», то великий русский писатель и религиозный мыслитель возмутился: «В Евангелии этого не сказано»; когда «человек лжет, то делается гадко, но когда лжет и клевещет на Христа, то это выходит и гадко, и подло». Достоевский понимал, что Евангелие – это книга Божественной Истины и церковная вера в Сына Божиего, Иисуса Христа не терпит лжи. Апостол Павел проповедовал, что если Христос не воскрес и вера наша основана на лжи, то мы – самые несчастные из всех людей, ибо мы обманулись о Боге и все надежды наши тщетны – не совершилось искупление грехов на Голгофе, не была побеждена смерть Воскресение Христовым, не сокрушены врата адовы и земному миру так и не была явлена любовь Божия, более сильная, чем смерть и Ад, а значит – все прорицания и упования ветхозаветных пророков на Мессию оказались несбыточными мечтаниями. Нельзя не вспомнить о Паскале – одном из самых глубоких религиозном мыслителей Франции, отличавшемся не только блеском и остротой мышления, философской иронией и изящностью литературного стиля, точностью формулировок и утонченностью мысли, но и моральной страстностью и честностью, благородным исканием правды Божией и беспощадным развенчанием всех лживых иллюзий. Как справедливо замечает русский религиозный философ Н.С. Арсеньев «самое важное для Паскаля не стиль, не блеск и утонченность мысли, а то, на что она устремлена, что захвалило его: правда, искание правды», душа его настолько «захвачена созерцанием Истины, что она становится красотой и носительницей огромного, страстного напряжения и благородства духовного». Всю жизнь Паскаль со стенанием искал Истину, он не мог жить, не отдавая всего себя Богу, его сердце было глубоко несчастным без любви Творца, он с глубокомыслием Соломона и Иова познал ничтожность и суетность всего мирского, искал спасения от томления духа, столь прекрасно описанной в книге Екклесиаста, в христианской вере. Для него существовала лишь одна вера – библейская вера в живого Бога Авраама, Исаака и Иакова. Бог Библии непостижим для нашего ума, но Он Сам открывает себя сердцу человека, возлюбившего Его и уверовавшего в Слово Божие. Для Паскаля вера есть открытость сердца Богу, а любовь – познание Бога и пребывание с Ним и в Нем, жизнь для Него и ради Него. Миросозерцание Паскаля христоцентрично: Христос есть воплощенный Бог-Любовь, Он – ответ на мучительные молитвы Иова и Давида, печальные вопрошания Екклесиаста и пророка Иеремии, а без Него вся наша жизнь – абсурд, отчаяние и горе. Человек без Бога – жалкое, ничтожное и несчастное создание, а человек с Богом – велик, прекрасен, мудр и благороден. И вот Паскаль – этот литературно одаренный философ, блестящий ученый, привыкший все исследовать, анализировать и взвешивать, чью душу захватила вера в Бога и любовь к Нему, познавший на опыте всепокоряющую силу любви Спасителя и священную тайну Его Креста, со всей силой мысли, со всем блеском остроумия и мощью нравственного негодования, со всем пафосом служения Истине и огненным красноречием обрушился на орден иезуитов, проповедовавших, что возможна ложь во благо, считавших, что исповедь возможна и без раскаяния и угрызений совести, а любовь к Богу не нужна для религиозной жизни. Узрев в иезуитах моральную капитуляцию служителей Бога перед мировым злом – культом золотого тельца и маммоны, измену пастырскому служению Церкви, попрание евангельских заповедей, и разоблачив их лживый дух и низкую мораль, чуждую нравственному идеалу Евангелия, Паскаль с изяществом писателя и нравственным порывом христианского моралист, разбил все хитроумные логические ухищрения этих новых софистов, сплотившихся под эгидой католичества, изобличил страшную нравственную подмену этики Евангелия возрожденной фарисейской моралью и с честью отстоял святой завет Иисуса Христа – искать Царство Небесное и правду его.
           Русский религиозный мыслитель Иван Ильин – философ с поющим сердцем богомольца и поэта, писал: «религиозный человек не склонен ко лжи. Отвращение к неискренности есть дивный и верный знак религиозности». Истинная религиозность – это обращение души к Богу и восприятие Его Откровения, свободное и творческое исполнение Его воли, постижение Его премудрого замысла о сотворенном Им мире, горение сердца в молитве, ибо молитва есть печать живой религиозной веры. Религиозный человек – это живой светильник Божий, его сердце есть тихо сияющая лампада, ее огонь – благодать Божия, а свет, исходящий от нее – это сердечная доброта, жертвенная любовь и творческая сила. Религиозная жизнь есть интимное и сокровенное предстояние перед Богом, отдание Ему своего сердца, одухотворение ума истинами веры, а воли – исполнением Его заповедей. Если ложь есть отречение от Истины и предательство Бога, то лжец не может обладать живой религиозностью, ибо религия – это духовная связь с Богом, а лживое сердце духовно мертво: оно слепо, ибо не видит в жизни собрание Божьих тайн и притч, как фарисеи не могли увидеть в Иисусе Христе – Сына Бога Живого; оно глухо, не способно услышать Слово Божие, принять животворящий глагол Всевышнего, воскрешающий душу к духовной жизни; оно немо и не может пропеть славу Создателю в молитвенном гимне и созерцать Его величие и премудрость в красоте сотворенного Им мира. Что отличает религиозного человека? Религиозная жизнь – это духовное и нравственное совершенствование, углубление в себя – в сокровенную бездну сердца, борьба с греховными страстями и помыслами, молитвенное Богообщение. Вера в Бога не терпит лжи, ведь религиозная жизнь – пребывание с Богом и в Боге, а Господь сказал о Себе: «Я есть Истина». Христианин призван стяжать страх Божий – боязнь оскорбить Создателя, и призван обрести непритворную любовь к Истине, ибо Истина есть Сам Христос, а любовь к Нему несовместима с жизнью, основанной на лжи и лицемерии. Ложь порождается многословием, а потому монахи и мудрецы, непрестанно восхищающие ум и сердце к Богу, возлюбили молчание уст и уединение в кельях, ведь безмолвие – венец молитвы, хранитель души и учитель созерцательной жизни. Весь небесно-чистый и возвышенный нравственный идеал Церкви и Евангелия заключен в чудесной Личности Христа Богочеловека, Он – воплощенная Божественная Истина и наш Учитель, за всю Свою святую и страдальческую жизнь никогда не прибегавший ко лжи и лукавству, но всегда говоривший правду, и если мы хотим быть христианами, то нам надлежит вдохновляясь Им жить честно и праведно, не идя на компромиссы с совестью – жить во Христе. По слову апостола Павла ложь есть тайна беззакония и сама суть Антихриста, он – лже-Мессия и величайший из лжецов, носитель дьявольского лукавства и неугасимой ненависти Люцифера к Богу и Его творению, направленной против Божественного Логоса и Святого Духа, против Церкви и всего Божьего мира, он воплощает в себе издевательский ответ преисподней и мира сего на святую жизнь, искупительную жертву Иисуса Христа и чудо Его Воскресения. По изъяснению апостола Иоанна лжец и малый антихрист есть всякий человек, не исповедующий, что Христос есть истинный Бог и истинный человек, всякий, кто думает, что он может обрести, спасение без Христа и вне Его святой Церкви, всякий лжеучитель и лжепророк, отвергающий апостольское благовестие и сеющий плевелы еретических лжеучений на ниве Церкви: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2:22); «А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1 Ин. 4:3). На страницах Священного Писания Господь предостерегает нас, что на борьбу с Церковью дьявол – коварный дух лжи, воздвигнет полчища лжесвидетелей, лжепророков, лжеучителей и лжеапостолов, изобретет множество ересей, став гением-вдохновителем всех ересиархов, а в конце времен явится лже-Мессия – Антихрист, но все христиане призваны жить в вечной Истине и быть верными Иисусу Христу даже ценой жизни и мученической смерти, нам надлежит разгадывать ухищрения дьявола и руководствоваться не циничной логикой мира сего, а высшей Божественной Мудростью, запечатленной в Священном Писании и Священном Предании, быть непримиримыми обличителями лжи и борцами за Истину не только в защите богооткровенных догматов Православной Церкви, но и в повседневной жизни своей – отвергая не только ереси, но и всякий грех и самую малую бытовую и мелочную ложь, не бояться быть отверженными и осужденными скоропреходящим судом века сего, но настраивать ум и сердце на покаяние и молитву, ходить в правде Господней и с надеждой ожидать грядущего Суда Бога Вседержителя. В пророческих стихах Апокалипсиса возвещается, что лжецам нет места в Царстве Небесном, ибо ложь – изощренное и ядовитое жало дьявола, она – источник погибели и смерти духовной, а Царство Божие – это «великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (Откр.21:10), которому не нужны ни солнце, ни луна для освещения, «ибо слава Божия осветила его» (Откр. 21:23), и там не будет места для лжи и смерти – все нераскаянные грешники низвергнутся в геенну огненную вместе с дьяволом, Антихристом и лжепророком, а вселенная преобразится и будет новое небо и новая земля, где не будет ничего проклятого, но Бог будет всем для всех и во всем.


Рецензии