Белые ночи

На юге рано темнеет, и когда Анатолий пришел с работы, его жена Таня, высокая красивая блондинка, уже включила настольную лампу и уютно устроилась в кресле с книгой.
- Добрый вечер, Танюша, извини, что задержался, опять на работе аврал. Ты уже ужинала?
- Послушай, Толя, ты знаешь эти стихи? Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой ее гранит, твоих оград узор чугунный, твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак, блеск безлунный, когда я в комнате моей пишу, читаю без лампады, и ясны спящие громады пустынных улиц, и светла адмиралтейская игла…
- Знаю, это Медный всадник. Мы это проходили в восьмом классе. Чего это тебя потянуло на эту старину?
- Не на старину меня потянуло. Я никогда не видела белых ночей. Я представляю как мы с тобой идем вдоль набережной Невы и смотрим как разводятся мосты. Как я хочу в Ленинград!
- Танюша, следующим летом мы купим туристские путевки, увидим белые ночи и посмотрим, как разводятся мосты. А что у нас на ужин?
- Толя ты меня не понял. Я хочу жить в Ленинграде. Я об этом мечтаю с детства. Ты ведь хотел стать научным работником, там много исследовательских институтов. А я себе работу в детском садике всегда найду. Там есть хорошие доктора, и они нам помогут.
-  Ленинград - режимный город, туда нельзя просто приехать, потому что тебе хочется там жить. Ты ведь знаешь что такое прописка.
- Но мы получили здесь отличную квартиру и сможем обменять наш курортный Ейск на Ленинград. Стоит только захотеть. Ты не раз говорил, что терпеть не можешь курортников, вот ты и избавишься от них навсегда.
- Эта идея такая неожиданная, давай ее обсудим на кухне?

Через полгода они съездили как туристы в Ленинград, где побывали в нескольких агентствах по продаже и обмену квартир, для чего пришлось пропустить ряд плановых экскурсий (потом наверстаем, сказала Таня) и в одном из агентств молодая черноволосая женщина Галина Петровна, перебрав несколько папок и сделав пару звонков, сказала:
- Есть вариант. Семейная пара, коренные ленинградцы, пенсионеры, хотят остаток жизни провести на юге. Их устраивает ваш Ейск.
- Мы можем посмотреть их квартиру? - обрадовалась Таня.
- Сейчас поедем. Только у них не квартира, а комната, но большая и в самом центре города - Кузнечный переулок.
Комната оказалась в старом доме дореволюционной постройки, пришлось пройти два проходных двора. Первый этаж, длинный полутемный коридор. Галина Петровна достала ключ и открыла дверь. У комнаты был нежилой вид, стояла какая-то старая мебель. Давно немытые два окна открывали вид на стенку соседнего здания.
- Да, старички тут давно не живут, - сказала Галина Петровна, - вы - молодые, сделаете из этой комнаты конфетку. Ее можно перегородить и будут две комнаты.
- Какой тут неприятный запах, - сказал Анатолий.
- А давайте откроем окна, - сморщилась Таня.
В открытые окна ворвался свежий ветер.
- Лучшего обмена вы не найдете. Это ведь Ленинград. Несколько шагов до Загородного проспекта, там полно магазинов, направо станция метро Владимирская, а немного дальше - Невский проспект.
При упоминании о знаменитом Невском проспекте морщинки на лице Тани начали разглаживаться.
- Я вам еще не все сказала, рядом Кузнечный рынок, лучший в городе, у вас всегда будут свежие овощи и фрукты.
- Ну, если Кузнечный рынок, - повторила Таня, - я согласна. Она вопросительно посмотрела на Анатолия.
Затянувшееся молчание опять прервала Галина Петровна.
- И потом, ребята, это не навсегда. Так сказать, временные трудности.
- Вы имеете в виду, что при коммунизме каждая семья будет иметь отдельную квартиру? - спросил с усмешкой Анатолий.
- Вы ее будете иметь очень скоро. Открою вам секрет, Ленсоветом уже принято постановление о кооперативном строительстве. Через год-два вы купите прекрасную квартиру, можете рассчитывать на меня - жителей коммуналок будут принимать вне очереди.
- Мы согласны, - поспешно сказала Таня.
Через три месяца они стали ленинградцами и огромный город гостеприимно принял их в свои объятия. Они быстро нашли работу и даже записались на прием в лучшую в городе Максимиллиановскую поликлинику - первую в России, оказывавшую помощь пациентам независимо от их ранга, пола и сословия. Анатолий очень хотел сына.

Первый год был наполнен большими и маленькими открытиями, все было новым, необыкновенным, это было как путешествие в прошлое, настоящее и будущее. Таню все удивляло и восхищало. Фонтаны Петергофа смешались в ее голове с дворцами Пушкина, мосты над Невой ослепляли своим великолепием, белые ночи начались в конце мая, а чтобы посетить все музеи не хватало сил. По выходным они возвращались без ног в свою комнату, которую побелили и оклеили свежими яркими обоями. Пришлось заменить пол, окна вымыли и протерли до блеска, повесили пару картин и комната стала еще больше и светлее. Соседи приветливо встретили молодую пару, жизнь налаживалась. Правда  в поликлинике им пока не помогли, но доктора советовали не терять надежды.
-  Сегодня мне позвонила на работу Галя, - сообщил вечером Анатолий.
- А кто это - Галя?
- Ну, Галина Петровна, наш агент. Она сказала, что началась запись на кооперативные квартиры, и она может нас записать.
- А где мы возьмем деньги?
- Я попрошу у своих родителей, а ты попросишь у своих.
- Хорошо, запишись на однокомнатную квартиру, двухкомнатную нам не потянуть.
У них появилось новое занятие: ездить в Купчино, где уже строился их кооперативный дом в 14 этажей. Они толкались среди строителей, с восхищением осматривая два лифта, кабинки с мусоропроводом (представляешь, мусор можно выбрасывать, не выходя на улицу!),  удобную планировку квартиры (у нас будет своя ванная в полный рост и отдельный туалет!), современный паркетный пол и даже окна с сеткой (можно открыть форточку, не боясь мух!).
- Надо поблагодарить Галю, нашего агента, - предложил Анатолий, - давай пригласим ее в ресторан. Она нам так много помогла.
- Так ведь это ее работа, - наивно заметила Таня, - Толя, если ты хочешь, пригласим.
В «Национале» заказали порционные блюда и шампанское. Выпили за новую квартиру.
- Только одно меня смущает, - сказал Анатолий, - наша комната на Кузнечном, мы так старались ее привести в порядок, столько потратили сил и денег, а теперь по закону должны ее просто так отдать государству?
- Да, жалко, - согласилась Таня, - но другого выхода нет.
- Есть другой выход, - сказала тихо Галина Петровна, - вы можете оставить эту комнату за собой и через год-два поменять ее и вашу однокомнатную квартиру на новую  двухкомнатную.
- Не нарушая закона? - уточнил Анатолий.
- Не нарушая закона. Но, для этого вы должны развестись.
- Как развестись? - с испугом спросила Таня, - мы не хотим разводиться.
- Это будет фиктивный развод, - объяснила Галина Петровна, - вы найдете подходящую причину и вас разведут. Например, у вас нет детей. Ты, Анатолий, останешься, как бы, жить на Кузнечном, а ты - Таня, возьмешь свою девичью фамилию и переедешь в Купчино. А потом, через год-два, когда страсти улягутся, вы снова поженитесь и съедетесь. Опять я найду для вас подходящий вариант. Так многие делают. Другого способа сохранить вашу комнату я не знаю.
- Галя, ты наш добрый ангел–хранитель. Мы обсудим с Таней эту идею…

Вскоре они развелись, и Таня переехала в новую квартиру, а Анатолий остался в комнате на Кузнечном. Кстати, оттуда ему было близко до работы, куда он с удовольствием ходил пешком.
В Купчино он приезжал к Тане сначала два-три раза в неделю. Потом перешел на один раз и вскоре, в очередную субботу, это был его день, он не приехал, позвонив, что на работе запарка. После этого его телефон перестал отвечать и обеспокоенная Таня в один из вечеров приехала на старую квартиру, хотя Анатолий просил ее не приезжать, вдруг сосед донесет, он давно претендует на их жилплощадь. Дверь в их комнату была заперта, на стук никто не отвечал и она позвонила соседке.
- Вы не видели, вернулся Анатолий с работы? Что с ним, он здоров? Не оставлял для меня записку?
- Я мало выхожу, - сказала соседка, - видела его давно. Может я не должна вам это говорить, но ведь вы разошлись, у него бывает дама. Такая черненькая, красиво одетая, он звал ее, кажется, Галя. Возможно, вы ее знаете, и это для вас не новость.
- Да, я ее знаю. Спасибо. Все в порядке.
Все было далеко не в порядке. Тревожное предчувствие сдавило сердце. Не хватает еще  разрыдаться по дороге. Утром она позвонила в агентство и попросила Галину Петровну.
- Говорите, - услышала Таня знакомый голос.
- Галина Петровна, это Таня, вы можете мне объяснить, что происходит?
- Я сейчас перейду к другому телефону. Таня, уж если вы позвонили, не буду темнить. Я и Толя любим друг друга. Вы знаете, как он хочет ребенка, а я уже беременна. Мы расписались и скоро съедемся. Он просил вам передать, что на вашу квартиру не претендует, свою часть взноса вам дарит, так что вы теперь невеста с квартирой. Таня, вы молоды, красивы, у вас все впереди. Пожалуйста, больше не звоните ни мне, ни ему. Извините, меня зовут.
Положила трубку.
Все-таки Таня позвонила ему на работу.
- Я вчера говорила с Галиной Петровной. Это правда?
- Это правда. Танюша, я очень перед тобой виноват, но ты ведь знаешь, как я хотел…
- Я знаю, ты бы мог все сам сказать.
- Танюша, я боялся. Я не претендую на твою квартиру и дарю тебе мой взнос.
- Это она мне сказала.
- Танюша…
- Не зови меня Танюшей, я теперь для тебя чужая женщина.
- Та…, ты теперь невеста с квартирой, ты молода, красива, у тебя все впереди.
- Раньше ты не повторял чужие слова.
- Та…, нас ведь ничего не связывает, а Галя уже ждет ребенка.
- Конечно, пять лет жизни ничего не стоят.
- Если бы тебя так не манили белые ночи…
- Значит я виновата? А мне уже назначили операцию, и я смогу иметь детей…
- Я рад за тебя. Прости.
Положил трубку. Таня достала зеркальце. На нее смотрела молодая красивая женщина. Правда, с печальными глазами, но это пройдет.

Вечером, когда он вернулся с работы, Галя сидела у радиоприемника.
- Добрый вечер Галочка, извини, что я задержался, опять на работе аврал. Ты уже ужинала?
- Одну минутку, давай дослушаем эту песню.
«Невесомо серебриться южной ночи панорама,
Спят фонтаны, занавешены фруктовыми садами…»
- Толя, ты знаешь, о чем я мечтаю? Искупаться в море. А потом лечь на горячий песок…
- Что ж, это легко осуществить. Летом купим путевки…
- Ты меня не понял. Я хочу жить на юге. Я устала от ленинградских дождей и пронизывающих ветров. Я хочу, чтобы наш сын мог часто видеть солнце, есть свежие овощи с нашей грядки и свежие фрукты из нашего сада…
- Наш сын?
- Толя, сегодня я была в женской консультации. У нас будет сын.
- Это правда?
- Вот результаты теста. Я уже записала тебя в группу молодых отцов, нас ожидают большие перемены!
- Теперь я понял, почему так спешил домой!
Анатолий крепко обнял и поцеловал новую жену.
- Давай это отметим, у нас есть коньяк.
- Мне пить нельзя, а ты можешь себе налить.
- Значит у меня будет сын? Слушай, я хочу за эту новость подарить тебе, все что ты попросишь. Хочешь звёзды с неба?
- Звёзды не хочу. Подари мне мою мечту, мы переедем на юг. В нашем агентстве я нашла очень подходящий вариант: нашу квартиру мы обменяем на отдельный большой дом с садом в пяти минутах от моря! Летом мы сможем сдавать комнаты курортникам. Скажи, что ты согласен.
- М…м…м, я согласен, а что за город?
- Твой Ейск.
Вскоре они стали укладывать вещи.


Рецензии
Никогда не ищи счастья на далёкой звезде. Всё, что тебе нужно, уже есть.

Валерий Столыпин   01.11.2019 06:39     Заявить о нарушении
Валерий, все-таки иногда возникает "охота к перемене мест", когда чувствуешь, что здесь уже исчерпал себя и думаешь: Неужели это все, что мне осталось до конца жизни?

Ефим Шейнис   22.10.2020 03:21   Заявить о нарушении
Согласен. Сейчас я нахожусь именно в этой точке

Валерий Столыпин   22.10.2020 07:25   Заявить о нарушении