О, одиночество, как твой характер крут

        Надежда Степанова поковыряла без аппетита салат с креветками и бросила вилку. Не есть же я сюда пришла, подумала она. Вилка громко звякнула и за соседним столиком оглянулись. За своим столом сидела она одна. Точнее, это были два стола, их сдвинули вместе, чтобы усадить небольшую ленинградскую группу. Этого сумел добиться руководитель их группы Иван Филиппович. Если честно, она поехала в эту экскурсию ради него. Она давно к нему присматривалась: ее научный руководитель, начальник отдела, кандидат наук, не женат. Почему бы ему не обратить внимание на одинокую сотрудницу? Но, когда заиграла музыка, Иван Филиппович встал из-за стола и пригласил молодую лаборантку Катю. Увы, Надежда Степанова была немолода, да и одинокой она стала только год назад, когда от нее ушел муж, оставив ей шестилетнего сына.
        Последив за ними, (танцевать Иван Филиппович не умеет), она стала рассматривать  других посетителей ресторана. В основном, это были местные - таллинцы.  Отмечала про себя как они одеты, вслушивалась в разговоры, хотя многие говорили по-эстонски, о чем – пыталась догадаться по выражению лиц и жестам. Поездку эту организовал их местком, и Лара, ее школьная подруга, советовала поехать.
- Тебе надо развеяться, - сказала Лара, - а на эти два дня я твоего Павлика возьму к себе, глядишь, кого-нибудь там подцепишь!
- Мне никто не нужен, - резко сказала Надя и записалась на поездку.
Поездка была рассчитана на два дня. Они выехали утром в субботу, переночуют в общежитии экскаваторного завода, об этом тоже договорился Иван Филиппович, и в воскресенье вечером вернутся. С утра записались на экскурсию и посмотрели город. То, что она ожидала: старинные дома с башенками, узкие улицы, здесь как будто остановилось время. В одном соборе им указали на плиту у входа, все, кто заходили в собор, шли по этой плите. Под ней похоронен человек, который в жизни много грешил, сообщил экскурсовод. Перед смертью он раскаялся и попросил его похоронить здесь, чтобы все его топтали. В соборе послушали проповедь и орган и положили пожертвования в ящичек у входа.
Экскурсовод посоветовал им провести вечер в ресторане «Глория». Это самый старый и популярный ресторан в Таллине. 
        Она снова взяла вилку: неприлично просто сидеть и смотреть по сторонам. Все сотрудники ушли танцевать, хоть бы кто-то ради приличия остался.
Ее невеселые мысли прервал незнакомый моряк. Он подошел к ней и поклонился, приглашая на танец. Тоже не молодой, но стройный, приятная улыбка, красивая форма, на погонах нашит ромбик и три золотые полоски. Что это значит? Что-то сказал по-эстонски и протянул руку.
- Извините, - сказала Надя, - я не говорю по-эстонски.
- Тогда перейдем на русский, вас зовут…
- Надя.
- Замечательное имя.
- Почему?
- Надя, это значит надежда. Позвольте вас пригласить на вальс.
Почему бы ей не потанцевать с этим красивым моряком, она встала и поправила волосы.
Он прекрасно танцевал, оказался общительным и интересным собеседником и вскоре ей казалось, что они знакомы давным-давно.
- А я - Владимир Пряхин, для близких - Влад. Можете меня так звать.
- Вы уже записали меня в близкие?
Владимир слегка прижал ее к себе.
- Ближе не бывает. Значит вы - ленинградка?
- Вы очень догадливы.
- Я слышал, ваш руководитель уговаривал метрдотеля найти место для вашей группы. Он сказал «Неужели вы откажете группе, приехавшей на два дня из города трех революций?». Это произвело впечатление!
Когда музыка кончилась он отвел ее к их столу и галантно поклонился. Потом пригласил ее снова.
- Надя, - сказал он, легко лавируя с ней между парами, - сегодня у меня весь день было хорошее настроение. Я предчувствовал, что в этот последний вечер меня ждет счастливая встреча.
- И ваше предчувствие сбылось? - она догадывалась, какой будет ответ.
- Конечно! Я встретил вас.
- Вы очень любезны. А почему вечер - последний?
- Завтра «Мечта», это название моего корабля, возьмет курс на Новую Зеландию. Хотите прокатиться? Я вам предоставлю свою капитанскую каюту.
- Спасибо. А что скажет ваша жена?
Это был пробный шар.
- Я не женат. Точнее, разведен, детей нет. Так что, поедете? Или боитесь мужа?
И он не остался в долгу.
- Я не замужем. Разошлась с мужем год назад. У меня шестилетний сын.
- Понимаю. Наверное трудно одной содержать ребенка?
- Я получаю алименты.
- Возьмите сына с собой. Я люблю детей. Надя, я чувствую, мы созданы друг для друга. Что может быть хуже одиночества? «О, одиночество, как твой характер крут!» – вы знаете эти стихи?
- Знаю. Белла Ахмадулина.
        Какой начитанный мужик, подумала она, говорят у моряков жены в каждом порту. А может, это и есть то приключение, которого она ждала от поездки? Музыка кончилась, он привел ее к своему столику и попросил:
- Надя, посидите со мной. Какие у вас планы в Таллине?
- После ресторана мы едем ночевать в общежитие экскаваторного завода. Завтра свободный день, я хочу походить по магазинам. В пять - автобус и домой.
- Наденька, можно я буду вас так звать? Надеюсь, вы женщина без предрассудков?
- Что вы имеете ввиду?
- Предлагаю другой план. Я недавно купил отличную квартиру в центре, живу один. Зачем вам общежитие? Вы переночуете у меня. Утром приношу вам кофе в постель. Завтра отплываю, но до трех свободен, повожу вас по лучшим магазинам.
Какой напористый мужик.
- На белом коне?
- На автомобиле.
- Значит, вы - принц на автомобиле? Вполне современно.
- Вы согласны?
        А почему бы и нет, подумала она, что мне терять? Будет что рассказать Ларе.
- Никогда мне не приносили кофе в постель. А что я скажу своим?
- Скажете, что встретили одноклассника. Где мы учились? В двести тридцатой школе? И в десятом классе я был в вас влюблен. Потом я окончил мореходное училище и был приписан к Таллиннскому пароходству.
А что если согласиться? Конечно, ребята из ее группы не поверят, не все ли равно?
- Значит, кофе - в постель?
- С пирожным. Возьмите свою сумочку и попрощайтесь. И перейдем на ты. Все-таки одноклассники…
        Из ресторана вышли вместе. Дальше было все как в сказке про «Золушку», роскошная квартира в новом доме, уютная спальня и утром кофе в постель. Кофе он варить не умеет. Влад не обманул: посетили несколько магазинов, где она сделала покупки и в три распрощались. Он попросил ее приезжать еще, а Надя пригласила его в Ленинград, хотя опасалась, что ее маленькая комната в коммуналке произведет на него плохое впечатление. Она хотела поехать с ним в порт и помахать ему платочком, «как провожают пароходы, совсем не так, как поезда», но он сказал, что у него еще много рутинных дел, а само отплытие может быть поздно вечером. Записал ее телефон и пообещал после возвращения сразу позвонить. У него пока телефона нет, дом сдали недавно, но очередь скоро подойдет.

        Прошло полгода. Ресторанное знакомство, которое кто-то посчитает легкомысленным, перешло в прочную дружбу и даже где-то в любовь. Влад уже пару раз между рейсами приезжал в Ленинград, и соседи по коммуналке, выглядывая в щелочки дверей, недоумевали, как немолодой Наде удалось подцепить такого красивого моряка. Павлика он пока не видел, так как мальчик во время его приездов обычно ночевал у Лары, но привозил ему недорогие игрушки, ссылаясь на то, что все сбережения ушли на покупку квартиры. Кофе в постель, как гостю, теперь приносила Надя, и в последний его приезд у них состоялся серьезный разговор, которого она давно ждала.
- Наденька, - обнимая ее, сказал Влад, - долго мы еще будем с тобой так редко видеться? Не пора ли нам поселиться вместе? Переезжай-ка ты с сыном ко мне в Таллин. Ты была у меня в квартире, это не коммуналка! Поженимся, Павлика я усыновлю. Нравится тебе эта идея?
- Влад, а что я там буду делать?
- Работа найдется. Хочешь пойти буфетчицей на мой корабль?
- Какой буфетчицей, я научный работник, пишу диссертацию. И, потом, мне придется учить эстонский язык! Влад, я коренная ленинградка, здесь мои родители пережили блокаду, у меня интересная работа и много друзей. Нет, из Ленинграда я не уеду.
- Значит ты меня не любишь.
- А почему бы тебе не переехать ко мне?
- В твою комнатку в коммунальной квартире?
- Здесь так многие живут.
- А я - не многие. Ленинград - прекрасный город, но найду ли я здесь работу?
- Тебе не придется работать буфетчиком. Зайди в Ленинградское пароходство, у тебя есть хорошее образование и опыт работы. Я думаю такие люди везде нужны.
- Пожалуй. Но коммуналка... Слушай, а ведь я могу продать свою квартиру, и ты вступишь в кооператив! Сколько тут стоит двухкомнатная квартира?
- Примерно восемь тысяч рублей.
- Значит ты уже интересовалась! У меня будет умница жена. А я думаю, за свою квартиру получу не меньше шести. Остальные наскребем вместе. Ну как?
- Это то, что я хотела тебе предложить, но боялась.
- Тогда решено. Забери эту чашку и мы отметим наш союз!
        На работе Надины сотрудники обратили внимание как она похорошела, стала красиво одеваться, с ее лица не сходила улыбка, и Иван Филиппович был приятно удивлен, когда она досрочно сдала важный проект. Вот что делает любовь!
Между тем, Влад стал чаще звонить, с продажей квартиры что-то не ладилось. Выяснилось, что пока он не выплатит всю стоимость квартиры, продавать ее нельзя.
        Во время последнего звонка он спросил:
- Наденька, я немного наскреб денег, чтобы оплатить стоимость моей квартиры, но не хватает пяти тысяч. Ты не могла бы достать такие деньги? Как только квартиру продам, деньги сейчас же верну.
- Я попробую, Влад, должна же и я внести свой взнос в наше будущее. Когда я защищу диссертацию, моя зарплата удвоится, и мы не будем ни в чем нуждаться.
- Умница. Я опять еду в рейс, когда вернуть, перезвоню.

        Прошел месяц. От Влада никаких звонков, Надя забеспокоилась. В новостях то и дело проскальзывают сообщения: там шторм, здесь торнадо, с кораблем всякое может случиться.
И вдруг подвернулась оказия, в Таллин с группой из Гипроводхоза едет подруга Лара. Вот она, госпожа удача! Надя попросила Лару, если она сможет, навести справки. Дала ей имя, фамилию и домашний адрес Влада, на всякий случай описала его внешность. Еще попросила игрушку для Павлика и бутылку ликера «Вана Таллин». Вернуться Лара должна в воскресенье вечером.
В воскресенье вечером она ответила только на третий звонок.
- Лара, куда ты пропала? Ты должна была уже давно вернуться.
- В дороге лопнуло колесо.
- Ты выполнила мое поручение?
- Выполнила, сейчас переоденусь и привезу.
- Что привезешь?
- Ты ведь мне поручила купить бутылку «Вана Таллин».
- Лара, я не об этом…
- И Павлику кое-что привезла.
- Лара, я не об этом!
- Знаю. Буду у тебя через час.
Когда она пришла Павлик уже спал.
- Жалко, а я привезла ему автомобиль, управляемый по радио!
- Лара, ты видела Влада?
- Видела.
- Почему он не звонит?
- Надя, давай выпьем. Тогда тебе легче будет переварить мои новости.
- Что-то случилось?
- Да, случилось.
- Что с ним случилось?
- Не с ним, а с тобой. Значит так. Все по порядку. Я отказалась от экскурсии и сразу поехала к нему домой. Охранник меня, конечно, не впустил. Спросил к кому, я сказала, «К Владимиру Пряхину в 213-ю квартиру». Он посмотрел книгу жильцов и сказал, «Такой у нас не живет.» Я сказала, «Неправда, живет, он капитан». Охранник еще раз посмотрел свою книгу. «Да, капитан в 213-й живет, но у него другая фамилия». Немая сцена. Я глупо постояла минуту и подумала, тут что-то не так.
- Странно. Я ведь была в этой квартире, - сказала Надя.
- Да, странно. Ему мог оставить ключи приятель. Потом я поехала в Управление Таллинского пароходства. Соврала, что я жена капитана Владимира Пряхина, он уже должен вернуться из рейса, я беспокоюсь. Дежурный сказал, что знает всех капитанов, но эта фамилия ему незнакома. Я сказала, что он капитан судна «Мечта». Оказалось, что такого судна у них нет. Видно и мундир он занял у приятеля.
- Этого не может быть!
- Подожди, я еще обратилась в киоск Горсправки, где мне сказали что Владимир Пряхин в Таллине не проживает.
- Но ты же сказала, что его видела.
- Это уже было вечером. Наша ленинградская группа пришла в ресторан.
- В «Глорию»?
- Нет, это был другой ресторан. «Старая Ганза». Между прочим, очень неплохой ресторан, там готовят блюда по старинным рецептам…
- Лара!
- Когда заиграла музыка, подходит к нашему столу красивый моряк, и приглашает танцевать Таньку. Ты ее не знаешь. Немолодой, но стройный, красивая форма, на погонах нашит ромбик и три золотые полоски. Танька, говорю я, когда она вернулась, кого это ты подцепила? Она говорит, его зовут Влад, он капитан судна «Мечта», пригласил меня прокатиться в Новую Зеландию. И стихи читал: «О, одиночество, как твой характер крут!»
Разве это не твой Влад, все как ты рассказывала? Он тебя обманывает.
- Да, это он. О боже, Лара, может ли это быть? Но с какой целью? Переспать - так он мог найти помоложе и покрасивее.
- А пять тысяч? Надеюсь, ты ему деньги еще не послала.
- Нет. Деньги я собрала и ждала его звонка. Лара, я не верю.
- Не веришь? Когда он позвонит, а он обязательно позвонит, скажи, что денег тебе собрать не удалось. Твои родители только что купили квартиру твоему брату.
- У меня нет брата.
- Неважно. В общем, придумаешь что-нибудь. Это раз. Послушаешь, что он ответит. Потом скажешь, что ты согласна переехать к нему в Таллин и уже начала укладываться. Это два. Услышишь его реакцию. Подруга, мне очень жаль, давай еще выпьем, хочешь, я останусь у тебя ночевать?..
        Их разговор прервал телефонный звонок.
- Алло! О, Влад! Как хорошо что ты позвонил, а я так волновалась. Только что приплыл и сразу звонишь? Прямо из порта? Спасибо! У тебя все в порядке? И у меня тоже. Влад, есть две новости. Одна хорошая, одна плохая. Начать с плохой? Я не смогла достать деньги. Да, не смогла. Я рассчитывала на родителей, а они все отдали на кооператив брату, он только что женился. Между прочим, он работает в милиции и помог бы тебе с пропиской. Но, мы с тобой опоздали. Еще я обратилась к своему начальнику, а у него как раз подошла очередь на машину. Но ты не переживай, есть и хорошая новость, я принимаю твое предложение. Какое? Ты что забыл? Я переезжаю к тебе! Уже подала на расчет. Что ты молчишь? Не беспокойся, эстонский я выучу, уже купила учебник, у меня есть способности к языкам. Я еще знаю английский, буду с тобой плавать переводчицей, а? Ну что ты молчишь? Надо повременить? Почему? Я так настроилась, уже начала складывать вещи. Ах, меня с сыном не пропишут в Таллине - у тебя недостаточный метраж, а раньше ты об этом не подумал. Значит ты свое предложение отменяешь? Понятно. Что же нам делать? Чтобы я искала деньги? Хорошо, я буду искать деньги, а ты будешь искать новую дурочку, такую как я. Не понимаешь? Нет, приезжать ко мне не надо? Все равно приедешь? Влад, я ведь тебе уже сказала, что мой брат служит в милиции. Я тебя с ним познакомлю. И еще приглашу на наш общий ужин Танечку из Гипроводхоза, которою ты соблазнял вчера вечером в «Старой Ганзе». Да, и это мне известно. Откуда? А тебе зачем знать? Меньше знаешь, лучше спишь. Ну хватит, не трать больше деньги на мой телефон и адрес тоже забудь. А кофе варить ты не умеешь. Когда кофе начнет закипать и появится пенка, надо его снять с огня. Потом пенка осядет, опять на огонь и так три раза. Все.
        Положила трубку и стала вытирать глаза.
- Надька, ты молодец! Какая выдержка. И впрямь, не велика потеря. Не невинность же ты потеряла!
- Лара, я потеряла больше, чем невинность. Я потеряла веру в мужчин. И не досмотрела «Семнадцать мгновений весны».
- Перестань. Ты говоришь, что у тебя неженатый начальник? Пригласи его к себе на чашку чая. Вам ведь надо обсудить твою диссертацию. Все, подруга, я побегу. Ты легко отделалась…

        Ах, как жалко доверчивую Надю, сердце ее разбито! – думает впечатлительная читательница. Не переживай, дорогая читательница. Надежда Степанова вернула одолженные деньги и снова нацелилась на Ивана Филипповича, а когда лаборантка Катя вышла замуж и уволилась, он согласился придти вечером к Наде на чай обсудить ее диссертацию. Надя отправила Павлика ночевать к подруге и выставила на стол «Вана Таллин».
        Между прочим, отличный ликер, советую.


Рецензии