Казанач

Жил в Черном городе один человек, который не знал меры в тратах. Сколько бы денег у него ни водилось, хоть копейка, хоть мильён - всё растрачивал в один миг. Зарабатывал мало, а жил всегда на широкую ногу, за старые долги расплачивался новыми, и так со временем покрылся долгами как шелками с головы до ног. И вот однажды, пришел тот день, когда стал он должен всем, кого только знал, и каждый из этих знакомцев потребовал назад свои денежки.

Понял транжира, что за всю жизнь ему не заработать столько денег и решил повеситься. На последние гроши купил верёвку и пошёл искать глухое место.

Шел он шел и пришел на старинное кладбище с заброшенной часовней. Решил он перед смертью в последний раз табаку покурить, сел на крыльцо и задымил. Вдруг видит, прямо под рукой монетка лежит. Взял он её, повертел в руках, а на монете вместо герба черт намалёван. Плюнул мот себе под ноги, да хотел уже запустить монетку через всё кладбище, как вдруг из ниоткуда явился перед ним старец, размером с палец, и говорит ему:

— Я, Казанач, над забытыми кладами начальник. Всё, что припрятано, вижу, всё что запамятовано, помню. Много лет назад обронил я здесь свою счастливую монетку, а подобрать не смог — нет мне хода на церковное крыльцо. Долгие годы я ждал, пока кто-нибудь её подымет, да никто уж не ходит местных покойников навещать. Думал я, что придётся ждать, пока часовня в труху не обратится, да ты меня избавил от этой напасти. За это я тебя отблагодарю: укажу тебе на три скрытых клада. Как окажешься в нужде, скажи волшебные слова: «Казанач, Казанач, отведи от неудач. Мне фортуны одолжи и на клады укажи», — я и явлюсь тебе на помощь. Но помни, никому про меня не рассказывай и на людях меня не призывай!

Сказал Казанач своё слово, щелкнул пальцами и исчез вместе с монетой, словно их и не было. Опешил транжира от таких чудес, повалился на сыру землю, да так и заснул в беспамятстве.

С первыми лучами солнца проснулся растратчик, стряхнул с себя землю кладбищенскую и задумался, то ли правда это всё случилось с ним, то ли померещилось ему. «Ну, — думает, — терять мне нечего, так уж и быть попробую». Огляделся он по сторонам и говорит:

— Казанач, Казанач, отведи от неудач, мне фортуны одолжи и на клады укажи.

В тот же миг явился перед ним старец-с-палец и спрашивает:

— Чего тебе, неудавшийся висельник, надобно?

— Да вот, — говорит транжира, — в долгах я как в шелках, а денег нет ни гроша. В город мне путь заказан, так и помру тут на кладбище голодной смертью.

— Это дело поправимое, — отвечает Казанач и как хлопнет в ладоши, что есть сил. Загудела земля, покосились кресты, и вылез сам собою из старой могилы гнилой гроб.

— Раскрой этот гроб, — говорит Казанач, — там скупая старуха лежит со всем своим добром, хоть после смерти своими богатствами поделится, — сказал он так, щелкнул пальцем и исчез.

Подошел транжира к могиле, открыл трясущимися руками гнилой гроб, а там от старухи одна труха осталась, а вокруг неё полновесные червонцы рассыпаны, что яблоки по осени. Сдул транжира прах с золота, набил им карманы и поспешил в город.

Золота того хватило бы, чтобы все долги уплатить и жизнь наладить, но нет покоя растратчику. Проходит месяц или два, снова залезает он в долги, как в вязкое болото, и вспоминает волшебные слова:

— Казанач, Казанач, отведи от неудач, мне фортуны одолжи и на клады укажи.

В тот же миг явился перед ним старец-с-палец и спрашивает:

— Чего тебе, кладбищенский расхититель, надобно?

Транжира ему и говорит:

— Снова я в долгах, пусть и в малых. Хочу жить на широкую ногу и ни в чем себе не отказывать!

— Это я могу устроить, — отвечает Казанач и как топнет ногой, что есть сил. Затряслись стены, заскрипели двери, выпал из стены тяжелый кирпич, а за ним — тайник.

— Осмотри этот тайник, — говорит Казанач, — бывший хозяин большим вором был, ценные бумаги там прятал. Может хоть после смерти награбленное вернёт, — сказал он так, щелкнул пальцами и исчез.

Продал транжира ценные бумаги и стал сказочно богат. Ходит в мехах, спит в шелках. Всего у него в избытке, и нужного и ненужного, меры не знает и сорит он деньгами, где ни попадя. Попробовал он все развлечения, какие только мог, и так себя окружил излишествами, что стало ему скучно. И вот однажды в разгар бурной попойки решил он потешить гостей и произнёс волшебные слова.

В тот же миг явился перед ним старец-с-палец и спрашивает:

— Чего тебе, дважды вору, надобно?

— Хочу ещё твоих чудес посмотреть, остальное всё мне наскучило. Принеси мне ещё богатств, да поживее, чтобы гости мои не заскучали!

Рассердился Казанач, но виду не подал.

— Как пожелаешь, — говорит, — только в этот раз самому за богатством сходить придется. Я тебя туда отведу, а обратно ты уж сам как-нибудь, — сказал так Казанач, щёлкнул пальцами и исчез вместе с транжирой, только гости и ахнули.

С тех пор никто транжиру не видел. А через много лет, когда дом, где жил транжира сносить стали, нашли в фундаменте небольшую бочку, а в ней скрюченный в три погибели труп и пригоршню монет. Как он мог там оказаться до сих пор так никто и не знает.


Рецензии