Вечный бег по кругам безответственности

(Об иллюзиях о самом себе)

Человек всегда находит виноватых в том, что происходит. В этом – его первейшая потребность, а осознанность приходит или не приходит, но уже потом.

Всегда кто-то виноват, а я – жертва каких-то обстоятельств.

А жизнь такая насыщенная стала… Но при этом ощущение, что это такой вечный бег на месте. Или по кругу?
Или как во сне: пытаешься что-то сделать и напрягаешься, а это не делается! Бежишь – а не бежится… Теряешь этот смысл – а другой не находишь. Хочешь проснуться – не просыпаешься.

И временами тебя вдруг пробивает, – и ты понимаешь, что жизнь проходит в непрерывном усилии что-то выполнить, а то, что тебе нужно на самом деле, проходит стороной. Ты всё время в каких-то постоянных обязательствах, в постоянных эмоциях, в постоянных переживаниях…

Ты не более чем игрушка, и тебе не понятно, в чьих руках.

И вот в какой-то момент вдруг ошарашивает вопрос: А ЗАЧЕМ? И внутри тебя пробегает какой-то холодок…

Почему даже в самые тяжелые, безрадостные  времена так бурно развивались и становились до истерики и фанатизма популярными кино, и индустрия всяких разных развлечений?
Человек всё время пытается вырваться из круга обыденности. И при этом человека тянет к саморазрушению. Почему он так стремится к алкоголю, наркотикам, ко всему тому, что очевидно убивает?

Да потому что ему до невозможности больно и муторно думать вопрос: а для чего я живу? В чём смысл моей жизни?

На этот вопрос многие вроде бы находят ответ в религиях. Спрашиваю у одного, кто в одного Бога верит, спрашиваю у другого, который верит в другого Бога. Ещё у некоторых спрашиваю, кто шибко так верует.
Все они в Бога верят или потому, что больше некому верить, или потому, что смерти боятся. А в чём смысл их жизни, ни у кого нет уверенного ответа.

Страх остаться наедине с собой – вроде бы несерьёзный страх, но от него бегут с небывалой силой и быстрее всего!
Так, человек, подойдя к пропасти, боится «не того, что он может упасть, а того, что может броситься в неё» – такое заключение вывел Жан-Поль Сартр.

Была такая пытка, если не ошибаюсь, у японцев: человека сажали в наглухо закрытую от света и звука камеру и истязали тем, что он оставался только сам с собой. Это обычно кончалось разрушением психики.

А страх одиночества в толпе людей? Это тот же страх себя самого, и от одиночества бегут хоть куда, хоть к кому – только от себя, от мыслей о себе и о скором конце себя.

Человек разрушителен для себя самого! Значит, неспособен за самого себя всецело отвечать. И поэтому всегда находит виноватых в том, что происходит.

Значит, он создан именно так, чтобы быть руководимым, а оставшись без руководства, самоликвидироваться? Тогда весь его выбор в том, какое руководство выбрать.

Вот и религия всё делит надвое: Бог и диавол-сатана. Почему бы не так? Ведь если не так, то всё весьма усложняется. А зачем эти сложности тому, кто не хочет за себя отвечать, и по-любому имеет «руководителя», того или иного? Незачем.


Рецензии
Да, действительно, Вячеслав, всё именно так и бывает, как Вы пишите: "Человек всегда находит виноватых в том, что происходит. В этом – его первейшая потребность, а осознанность приходит или не приходит, но уже потом. Всегда кто-то виноват, а я – жертва каких-то обстоятельств". Я об этом, кстати, написал стишок.

Виноват, кто лгать не станет…

Легко, слыхал я, не узнать
Судьбы секреты! –
Нельзя, шутя, предугадать
Удач приметы.
И я, в случайности ничуть
Давно не веря,
Понять пытаюсь всё же суть
Любой потери. –
И так и этак поверну
Ходы событий:
Причину бед любых одну
Хочу открыть я...
Во всём же кто-то виноват,
Что не сложилась
Судьба? – Явлю ему сто крат
Свою немилость!
Пускай подумает злодей,
Какую долю
Ссудил мне подлостью своей!
И в этой роли
Порою нравлюсь я себе
Как обличитель
Всех, неудач в моей судьбе
Кто есть родитель!
А что? Мне кажется, так жить
Куда удобней:
Кого-то легче обвинить
В коварстве злобном,
Из-за которого я стал
Совсем несчастным,
Терпеть сомнений чем обвал,
Что я причастен
Ко всем несчастиям своим,
Большим и малым! –
Пусть не сочтут меня засим
Совсем нахалом,
Но сплю я крепко оттого,
Что обвиняю
Во всём придуманных врагов,
И точно знаю:
Как раз они-то и не спят,
И думу тянут
О том, всегда что виноват,
Кто лгать не станет…

Однако я всю жизнь считал и всегда буду считать, что буквально во всех своих несчастьях человек виноват сам. Но как же так! - воскликнет, может, каждый второй из тех, кто пережил в своей жизни какие-то крупные или не очень крупные неприятности, - вот этот негодяй меня оболгал, а этот обворовал, а этот предал, но виноват, выходит, во всём этом я сам?.. Ну да, нередко нас и обливают грязью лжи, и обворовывают, и предают! Но кто во всём этом виноват? Почему с нами нередко происходят эти и иные беды? В первую очередь, думаю, потому, что мы сами буквально всегда, как в таких случаях говорят, доводим дело до этого... Причём во всех сферах жизни и деятельности человека, потому что и оболгать, и обворовать, и предать нас могут не только в личном общении друзья, родственники, просто знакомые и даже совершенно не знакомые люди, но и сотрудники по работе, бизнесмены, политики. Везде и всюду мы можем стать жертвой не совсем, скажем так, честного с нами обращения. И при этом мы очень любим искать виновных в этом где угодно на стороне, но только не в самих себе! И, как правило, находим! И этим, как правило, успокаиваем сами себя: источник зла обнаружен, и это не я сам, поэтому можно в рамках возможного успокоиться и не рвать собственную душу дальнейшими размышлениями над истинными истоками своих жизненных проблем!.. У Высоцкого есть такая строка: удобную религию придумали индусы... В переводе на тему разговора - удобно искать виновных где угодно, только не в себе самом... "Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" - ну кто скажет, что Иван Андреевич не гений? Универсальная формула! Оборотись всегда в первую очередь на себя!.. Хотя оправдания всему всегда можно всё-таки найти. И первое из них - воспитание. Если тебя так воспитали мама с папой, что ты не в состоянии сам думать, анализировать жизнь и самостоятельно принимать решения, то тут уже трудно самому себе сыпать на голову пепел в покаянном экстазе собственной вины во всём... У меня и об этом стишок где-то завалялся.

Непослушный

Мама с папой снова спорят,
Как меня им наказать:
Непослушен я! Я горе!
Человеком мне не стать!..
Выбрать трудно наказанье.
Прост, как правда, папа тут:
«Лучший способ воспитанья
Есть ремень! Едва ль найдут
К усмиренью непослушных
В лет ближайших этак сто
Вещь полезней!» «Нет! Не нужно
Бить ребёнка! Разве кто
Сделать так сочтёт возможным?
Педагогика нашла
Способ зверский этот ложным!
Негуманным!» – перешла
В контратаку тут же мама
На отца!.. Ну, мать есть мать! –
От ремня не будет сраму
Мне, кажись… Но всё ж понять
Я не смог пока что спора
Меж родителями: как
Своеволье выбить скоро
Из меня – ремнём иль так,
Всё гуманно разъясняя,
Научить чужим умом
Мир осваивать?.. Какая,
Я не понял, польза в том,
Что за радость послушанья
Моего отец и мать
Лучший способ наказанья
Мне готовы подыскать?..
Нет! Искать придётся дружно
Им, пожалуй что, его,
Стану если я послушным! –
И бездарным оттого!..

Да, мы практически всегда - продукт воспитания. И легко рассуждать о том, что человек сам во всём виноват, если иметь в виду, что он изначально правильно воспитан. Но и в этом случае можно ему подыскать оправдание: а он просто ошибся! Ну кто не ошибается! Или - он поверил сладким речам и обещаниям! Тоже верно: очень трудно не поверить внешне искренним, но внутренне лживым словам! И про это у меня припасён стишочек. Ну что за человек такой - стишков прям-таки на все случаи жизни наскирдовал!.. В моей повести в стихах "Закон зверей" об этом я немного порассуждал так:
От правды ложь неотличима,
Когда объектом став забот
Лжеца, ты вдруг необъяснимо
Влюблён в того, тебе кто лжёт…
И ты, в плену его вниманья
К себе, откажешься вникать
В речей обманных содержанье
И правды облик узнавать!
Отвергнешь мелкие сомненья.
Потом, когда обман поймёшь,
Большим пометишь сожаленьем,
Что не отвергнул прежде ложь.
Но будет поздно: завершится
Обман победою лжеца!
Тебе ж останется смириться,
Что власть теперь у подлеца!..
Зачем мы шепчемся смущённо
Тогда о том, что лжива власть,
Когда лжецу мы сами склонны
Её к ногам порою класть?..
Даже в политике и устройстве человеческого общества мы все бываем часто обманутыми, более того - там мы обмануты бываем в первую очередь! А всё почему? Да потому что невероятно трудно не поверить тому, кто внешне выглядит очень искренним другом или, как минимум, твоим доброжелателем! Поэтому на этом пункте вполне можно воскликнуть: так зачем же тогда дальше трепаться о том, что во всех своих бедах всегда виноват сам их несчастный обладатель! Действительно, аргумент сильнейший! Выходит, бывают, - и судя по всему, бывают не так уж и редко! - ситуации, когда человек ни с какого боку не виновен в произошедшей с ним неприятности. И тем не менее, я утверждаю, что практически всегда человек сам есть источник своих бед. Почему я так утверждаю? Во-первых, если у человека, имеются очень серьёзные психические заболевания, в результате которых он просто лишён способности адекватно реагировать на окружающую его действительность, то тогда его ни в коем случае нельзя вообще в чём бы то ни было обвинять. Во-вторых, надо иметь в виду, что качества личности и образованность личности - это два совершенно отличные друг от друга явления и понятия. Можно быть ну очень образованным человеком, но при этом не быть личностью, а быть индивидуумом, способным, допустим, на хладнокровное заранее спланированное убийство человека с не менее хладнокровным после этого расчленением трупа своей жертвы, как это сделал очень образованный, но не являющийся, конечно же, личностью доцент Соколов... Поэтому, говоря о том, что человек всегда сам виноват в своих несчастьях, я говорю именно о человеке! Понимаете? О человеке, каковым может быть только личность! А человекообразный индивидуум, так и не ставший в результате ужасного воспитания личностью, главной характеристикой и, я бы сказал даже, приметой которого является способность к состраданию и стремление к общественно полезным деяниям, это не только не личность, это серьёзно больное биологическое существо, внешне очень похожее на человека! Это именно больное существо! И я, кстати, очень даже согласен с тем, что у нас часто за какие-то преступления тех, кто их совершил, отправляют не за решётку, а в психиатрическую лечебницу! Правильно! Потому что это не личность! Это изуродованное ужасающим воспитанием существо, которого надо лечить! Его даже наказать нельзя, потому что он уже давным-давно наказан своими родителями, которых, в свою очередь, когда-то точно так же наказали их родители... Лет двадцать с лишним назад я был свидетелем того, как двухлетний мальчик на простое замечание, сделанное ему женщиной, ответил ей почти боксёрским сильным ударом кулака в её челюсть! Двухлетний! Я, потрясённый этим, спросил женщину, почему это произошло, на что она, зная семью мальчика, ответила: а папа с мамой его практически с рождения регулярно и сильно бьют... Так что, уважаемые граждане, если вы увидели, как папа или мама сильно бьёт маленького человечка, знайте, этот человечек в будущем - доцент Соколов, который будет способен хладнокровно убивать людей и расчленять их тела с целью скрыть следы преступления... Личность формируется до трёхлетнего возраста. Стал личностью к этому времени - не важно, какое у тебя будет потом образование: хоть слесарем, хоть академиком ты будешь, ты будешь хорошим человеком... А не стал личностью - держитесь все личности: в мир вступает будущий лжец, вор или убийца!.. Кстати, всем следователям, совершающим расследования преступлений, начинать эти расследования надо с изучения преступника с самых первых дней его жизни: методы его воспитания - ключ к разгадке вопроса, преступник перед вами или его оговорил тот, кого жестоко били, когда он лежал ещё поперёк лавки... Так что, в итоге, индивидуум ни в чём не виноват: его надо, как серьёзно больного, серьёзно же лечить. А личность всегда и во всём виновата сама: да, у тебя может быть не очень высокое образование, но ты же личность, ты же не должен был связываться со лжецами и ворами, а если всё же, по наивной неопытности своей, ты и оказался оболганным и обворованным, то должен был, во-первых, быстро увидеть собственную вину или оплошность в этом, а во-вторых, так же быстро начать устранять причину и последствие своей ошибки. Вот и вся наука о личной вине в собственных бедах! Делов-то...

Алексей Морозов 3   06.01.2020 14:52     Заявить о нарушении
Алексей, доброго дня и благостного сочельника!
Получил как подарок Ваш замечательный отклик, за который благодарю!
Я не столь оптимистично настроен насчёт человека-личности, потому что и личности во многом не стоит доверять управление, желательно его передавать тому, кого можно назвать "человек-сущность". Но это не принципиально и многое зависит от того, какими свойствами наделять личность и сущность, а мы это делаем произвольно, исходя из своих устаканившихся (извиняюсь, - влияние праздников) представлений.
На днях посмотрел фильм Дмитрия Астрахана "Игра", в нём интересный образ того, как сей мир формирует человекообразного индивидуума, пытающегося стать личностью.
Игра, более ёмкий термин - лицедейство, тоже оказывает немалую роль. Находясь в атмосфере всеобщей, всеохватывающей лжи даже человек-личность уже неспособен, обобщим, "на подвиги".
С уважением,

Вячеслав Абрамов   06.01.2020 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.