Тарас Прохасько. Моисей

 
Он живет в самых дальних горах. Он музыкант.
Играет лишь на двух инструментах. На двух, но самых важных, без которых не обходится ни жизнь, ни смерть. На свадьбах он бубнит. Играет на бубне, который все и держит, является пульсом и дыханием любой музыки. Кто-то решит, что это проще всего — бить в большой бубен. Это, мол, не то что выделывать разные изысканные штучки сразу на нескольких барабанах, тарелках и треугольниках. Кажется, что подобное «раз-два» — даже и не музыка. Нужно что-то еще. Конечно, нужно — но все остальное возможно, только если есть «раз-два». В любом случае, этот музыкант — настолько одаренный, гениальный бубнист, что среди нескольких десятков профессиональных бубнистов Гуцульщины нет сомнений — он лучший. Он — Моцарт, Лист и Бах бубна. Такие редко рождаются, такого давно не было и такой не скоро появится снова.
В промежутках между свадьбами он играет на трембите. Известно где. У трембиты свое место.
Когда его зовут на свадьбу на далекий хутор (или даже в соседнее село — ведь это же выдающийся музыкант), он всегда спрашивает, нет ли там тяжелобольного. Чтобы вместе с бубном взять еще и трембиту. И наоборот… Чтоб потом не бегать опять по горам за нужным инструментом.
Недавно его пригласили во Львов выступить перед публикой вместе с настоящей гуцульской капеллой. А у него есть такая повадка — он всегда ходит или ездит только в одиночку. Он знал, в какой день ему нужно быть во Львове. Знал имя того, кто его пригласил.
Концерт начинался в четыре. Без десяти четыре его не было. Капелла не могла ждать. Хорошо, что отыскался какой-то бубен. Его взял в руки цимбалист (потому что можно играть без цимбал, но не без бубна, который все держит). Все были огорчены, но начали вовремя.
А уже в десять минут пятого организатору концерта позвонила его очень дальняя знакомая. Она спрашивала, не его ли ищет странный человек в настоящем гуцульском наряде с бубном и трембитой.
Выяснилось, что музыкант сделал все правильно. Как делал всегда. Вовремя приехал во Львов. Узнал на вокзале, как доехать на трамвае до центра. То и дело уточняя у пассажиров и кондуктора, не его ли остановка, сошел на площади Рынок у ратуши. Встал у главного входа. Поставил рядом с собой бубен. На бубен опер одним концом трембиту. Потом стал спрашивать у всех проходящих мимо, не знают ли они такого-то (надо заметить, что знал он только имя) и где его можно сейчас найти.
Любой назовет такую тактику бессмысленной. Редко когда срабатывают и более верные способы.
Но музыкант знал, что делает, так как знал, для чего приехал. А Львов не намного больше гор. И в нем тоже должны быть знающие люди…Так или иначе, а он спросил у шестнадцати человек, потратив менее десяти минут. Шестнадцатая что-то знала. Кому-то позвонила, что-то выяснила и нашла того, кто был нужен музыканту…
От Рынка до Пороховой башни можно дойти за пять минут. В пятнадцать минут пятого цимбалист пересел за свои цимбалы, потому что пришел лучший на все горы бубнист.

С украинского перевел А.Пустогаров


Рецензии