Тарас Прохасько. Быть готовым к лесу

 
Один из лучших парадоксов нашей жизни, свернутый, словно пружина, состоит в том, что о будущем (которого нет) мы способны думать и говорить, только думая и говоря о прошлом (которого тоже нет). И если знание о прошлом, то есть память, служит одним из главных доказательств существования Бога, то и будущее — незнание будущего — есть то, что проводит границу между человеческим и Божьим. Вся дарованная людям радость состоит в том, чтобы ничего не знать наперед. Наши прогнозы и планы сбываются настолько, насколько мы укоренены в своем прошлом, в своем опыте, в том, что было, в архетипах, которые и создают будущее, которые и дают нам иллюзию предвидения.
И, что бы ни говорили футурологи, какие бы действия ни совершали люди, которые все просчитывают, торжество Божьей справедливости состоит в том, что все будет так, как никто не предполагал. Разнообразные неоспоримые свидетельства о писателях-фантастах, которые предсказали дирижабли и генную инженерию за пару десятилетий до их появления, только подтверждают тезис о неизвестности будущего.
Сидя у кровати смертельно больного, никогда не следует раздумывать о деталях его похорон, ведь ничего не известно и может случиться так, что этому смертельно больному придется заниматься похоронами того молодого и здорового, что сидел у его постели.
В нашей культуре много поучительных рассказов о предусмотрительности. О тех, кто откладывал на черный день. Но нет ни одного рассказа, как человек понял, что это пришел его черный день, и воспользовался накопленным. Абсолютное большинство кладов остается неиспользованным. Абсолютное большинство смертей случается неожиданно.
Когда мы с братом были маленькими, мы создали нелегальную организацию «Лес». Нам никто не рассказывал о героике лесных партизан — слишком противоречивое отношение к ним было у тех, кто нам что-то рассказывал. Мы сами создали эту героику. Наверное, таков был дух времени или находящийся вне времени дух, который мы ощутили. Мы написали устав. Первый пункт гласил — надо быть готовым к лесу. Мы, дети, у которых была прекрасная семья, просторный дом, хорошая школа и все остальное, каким-то образом поняли, что все, что у нас есть, может исчезнуть в любой момент. И потому — надо быть готовым к лесу. К потерям, бегству, бою, выживанию, метаморфозам.
Сейчас я поражаюсь, насколько мудрыми бывают дети. А еще поражаюсь, какими наивными бывают надежды, что не держатся на готовности к неожиданному, к опасному.
За свою жизнь я ознакомился с сотнями предсказаний. От пророчеств Ванги до убедительных графиков роста в различных отраслях. Я уже пережил несколько дат конца света и конца нефти. Потепления и похолодания. Схлопывания и разбегания галактик. Победы над туберкулезом, исчезновения бенгальских тигров, полного затопления Венеции. Даже такую паранойю, как нудную и беспонтовую окончательную победу коммунизма, не говоря уже о конце истории… А я по-прежнему мою посуду, налив в таз воду из колодца, мою тряпкой из марли, а потом полощу чашки и тарелки в чистой воде, а помои выливаю в сад — под яблони, гортензии, виноград.
Никогда не угадывай, с какой стороны будет удар, говорю я себе. Если будешь угадывать и просчитывать, обязательно его пропустишь. Просто реагируй на то, что происходит, будь здесь и сейчас. Быстрая реакция надежней прогноза. Ведь метеорологи, политологи, футурологи для того и существуют, чтобы ошибаться. Чтобы вычисленный конец света оказался просто холодным ветреным днем, на который надо адекватно реагировать. Свитер, зонт, плащ, непромокаемая обувь.
Главное — быть готовым к своему лесу, да и он может оказаться совсем не тем, к которому ты был готов. Но все равно — пусть ожидание того, что может случиться завтра, не мешает жить сегодня. А предсказывать будущее — зряшное дело, потому что не человеческое.
И не все ли равно, что будет дальше? Будешь таким же, но чуть другим. Гайта вйо, вишта вйо*. В этом Божья сила.

* «Вправо! Влево!» — возгласы, понукающие коня.


С украинского перевел А.Пустогаров


Рецензии