Родительская суббота

        Приближалась Родительская суббота. Хорошо бы заранее написать записки. Марина достала Помянник и внесла туда еще пару имен : Наталья и Степан. Это не родственники, а те, за которых подать некому.
  У покойной Натальи есть дочь, но давно болеет и сама до храма дойти не может. А у усопшего Степана и сына-то уже нет. Но Марина обещала ему еще при жизни не забывать их и подавать имена  на поминовение.
       Не так давно  узнала Марина о судьбах Натальи и Степана.
Наталья с мужем и детьми жила в Белоруссии . В деревне приходилось работать что называется « от зари до зари» и за ребятишками часто присматривала соседка, очень верующая женщина. Руководство колхоза не приветствовало такое общение, но других вариантов не было. Соседка часто ходила в храм и брала с собой детей. Прямо перед войной  добрые люди сообщили  Наталье оглушительную новость: соседка крестила  в местной церкви ее детей. Теперь на груди у маленькой Вали и ее братика были крестики. Наталья очень боялась, что ее с мужем  выгонят из колхоза, отругала соседку, но крестики с детей снять не решилась. А вскоре  началась война… Мужа  сразу забрали на фронт, где он  и  погиб. В деревню пришли немцы и угнали Наталью с детьми в концлагерь. Вале тогда было четыре  года, и сейчас она плохо помнит подробности:  все время  хотелось есть.  Голодные, раздетые и разутые, они часто плакали. Мама,  чтобы дети  совсем не застудились, носила брата  на плечах, а ее  на руках, на сколько сил  хватало.  Ночью  мать  ложилась на спину на вымерзший пол барака , укладывала детей  сверху себе на живот, стараясь хоть как-то их согреть. Маленькая Валя  запомнила слова соседки о том, что нужно обязательно молиться Деве Марии и часто вспоминала службы в храме. Она  каждый день своими детскими словами просила Пресвятую Богородицу помочь им.
      Через несколько лет война закончилась,  и Валя с мамой и братом вернулись домой. Только мама, хотя и была совсем молодой,  почти сразу умерла.   Потом уже помогали родственники... Права оказалась бабушка, говорившая  когда-то : «Кто родится на Покров, тому в жизни будет много счастья, ну, а кто на следующий день ( как Валя), тому тоже немножко достанется…»

       Про жизненный путь Степана  Марина узнала не от его сына, а из сохранившейся  вырезки фронтовой газеты. Там рассказывалось о том, как  фашисты   захватили в плен раненых бойцов и угнали их в Литву, подвергая зверским мучениям в лагере смерти Шауляй.
       Один из пленников  чудом бежал и успел прихватить с собой предсмертное письмо  красноармейца Степана Ш. , которое и было  дословно опубликовано  на страницах газеты:
« Дорогие родители! Дорогие папа, мама! Дорогая жена Оленька! Я нахожусь в плену у немцев, в гор. Шауляй ( Литва). Сначала я работал на аэродроме, работа голодному непосильная, потому что голодный  не мог вынести этой каторги. Меня избили плетками до потери сознания. Перебиты все кости. Не могу двигаться. Дорогие родители! Простите меня, я всем и все прощаю. Недобитый немецкими плетками я высох, как скелет, и умираю от голода.
Дорогая жена Оленька! Прошу, воспитывай любимого сынка Женю как полагается… Еще раз простите меня Христа ради…»
      Никакого священника рядом не было. Но пускай, пускай зачтется « простите меня Христа ради» ,  вырванное  из души в последние минуты жизни …
…Марина  уже заканчивала список имен в записке о упокоении.
И , выполняя обещанное, добавила к нему имена тех, за кого подать некому.
Пусть Бог услышит!

Рассказ основан на реальных событиях.


Рецензии