C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Шофер 2

   Говорит телевизор: с 1 ноября на автобусы, в обязательном порядке, должны быть установлены приборы тахографы.


   Валентин Топорков работал водителем уже более сорока лет. Большой крупный мужчина, со спокойным рассудительным характером. Он не любил суматохи, все делал спокойно и обстоятельно. И все работы планировал заранее.
   За свою трудовую деятельность он поездил по стране, поработал и повидал. Но вот как поется в песне: «…ни где краше нету, чем родная сторона…», вернулся на родину, после очередного зигзага нашего государства, по смене какой то там экономической модели. Вернулся не от хорошей жизни, а потому как на прежнем месте работы, предприятие прекратило свое существование.
   Дома пришлось поработать на автобусах и на машинах с полуприцепом, после закрытие некоторых предприятий, пришлось поработать у частников, на мелких автомобилях. Возил на легковушке придурковатого начальника. Затем возил разных коммерсантов. На «Газелях» возил грузы, в виде пряников и печенья. А вот теперь, в конце своего трудового пути, он оказался на работе в отстойнике.
   Некогда крупный горнопромышленный комбинат. Когда то флагман горного производства всей страны. Здесь много цехов и подразделений. Кроме горных цехов и предприятий, был цех, в котором находился автотранспорт.
   Горный автотранспорт, который работал на руднике, находился в одной автоколонне. Обслуживающий транспорт, автобусы, вспомогательные автомашины, бензовозы, легковушки для начальства, это находясь в другом цехе. Вот именно в этом цехе и работал Валентин Топорков.
   Когда то цех был большой, трудящихся было много, но в связи с этой новой экономической моделью, и здесь произошли перемены. После череды реорганизации, на предприятии осталось два десятка сорокалетних полуразвалившийся автобусов, пара автокранов и несколько легковых автомобилей. Ну и «УАЗИКОВ» с десяток. Это для охраны.
   С давних пор на предприятии выработалась такая система. Все старые, отработавшие свой срок автобусы, автомобили и другая техника, ставились в дальний угол предприятия к забору. В устном лексиконе водителей это назывался отстойник.
   Отстойник был нужен и очень часто, использовался по назначению. Когда на исправном автобусе или машине что-то ломалось, какая то деталь выходила из строя или перегорали лампочки в фарах, всегда отправляли туда.
   Иди в отстойник, там стоят старые автобусы, снимай запчасть, ставь на свой. И быстро на линию! - так всегда говорил механик. И не он один, все руководство именно так и отвечало, когда к ним обращались за запчастями.
    И наш народ, умудренный опытом, острый на язык, долго думать не стал, и между собой, предприятие в котором работали, стали называть отстойник. Вот именно в этом отстойнике и работал Валентин Топорков. Баранку крутил на «ПАЗИКЕ», которому уже больше десятка лет. Автобус эксплуатировался круглосуточно, но самое главное, что этот автобус, никогда не видел  рук квалифицированного ремонтника. К нему не прикасались не механики, ни электрики, не мотористы.
   А ремонтировали его водители, которые периодически, с постоянной последовательностью, менялись за рулём этого автобуса. Да и у других точно так же. Топорков оказался в этом списке, как он подозревал, далеко не последний.
   А делать нечего, до пенсии осталось около года, надо дорабатывать, а пока лучших вариантов он не видел. Да и кто возьмёт старого водителя, который хотя имеют все категории, но по возрасту, уже никуда не подходит.
   Но скорее всего, где то была установка, что старшее поколение на работу не брать. Хотя и молодых зелёных, тоже на работу не брали. А вот по звонку, могли взять любого. А так, предпочитали водителей средней возрастной категории, это около сорока. Потому что они все выпивали. Их легче было поймать на каких-нибудь нарушениях. Лишить премии и выгнать.
   Валентин перед выходом в рейс не пил. Солярку не воровал. Орал иногда на механика, безобразным грубым матом, но от этого никуда не денешься. Зато работу знал досконально, мог отремонтировать любую неисправность, ну и конечно у него были свои хитрости. Как впрочем и у всех. Но как без хитрости в наше время, это же просто невозможно не жить, не работать. При этом дурацком капитализме, по-другому наверное работать нельзя. И тут и там, одни идиоты. Пардон это не идиоты, это менеджеры.
   Какой то дурак, там наверху, придумал поставить на автобус, как впрочем и на другие автомобили, очень умный прибор, который называется тахограф.
   Пассажирские перевозки, это вам не просто так! Вы людей везете, вы за них отвечаете, вы головой за них отвечаете! Если что-то случится, вас посадят в тюрьму лет на 10 лет.
   Так обычно напутствовал механик своих водителей, «выпуская за ворота» автобус без тормозов, который вез смену, в тридцать или сорок человек.
   А чтобы не было, никаких происшествий и чтобы водитель не уснул за рулем, и что бы он не проехал лишние километры, и чтобы он не остановился где-нибудь на обочине, и не слил солярку, и чтобы не повёз не регламентированного пассажира, на автобус установили очень умный и хитрый, спутниковый прибор тахограф.
   Через полгода после установки, приезжие специалисты его подключили в систему бортового электричества, что-то там отрегулировали и сказали, что всё хорошо, отправляйтесь в рейс. Каждому водителю выдали пластиковую карточку, наподобие банковской, которая вставляется в тахограф.
   И пока ты не ставишь карточку, автобус не должен двигаться с места. И если, не дай бог, такое произойдёт, тебя или лишат премии, а может сразу выгонят с работы.
   Карточка, это как банковская карта с вашей фотографией, с каким-то там номером, и каждая каточка имеет свой пин код. Который не должен знать ни кто!!!  Перед началом движения, ты должен затолкать карточку в маленькую щелку, вот этого чудодейственная прибора тахографа. Набрать пин код и только после того, как на панели загорится зеленая шкала, можно двигаться в путь.
   В приборе есть несколько шакал. Как сейчас называют жидкокристаллический дисплей. Он показывает какие-то цифры, мигает иногда зелёными и красными лам-почками, иногда пищит, но наши водители на него внимания не обращают.
   Первые месяцы, эти показания постоянно снимали механики. Затем стали приезжать специалисты из охраны, которые тоже снимали показания тахографа, таким образом, контролировали автобус, водителя и механика. Сначала строго записывали все данные, (хорошо хоть данные паспорта не нужно) и под роспись, по номеру автобуса и потом всё это, куда то заносилось в компьютерном варианте и отправлялась.
   Несмотря на то, что водителям сначала объяснили,  что этот прибор, сам автоматически, снимает все данные и автоматически отправляет в какую-то там компьютер систему. А эта, очень умная система, которая сама, в сети, данные обрабатывает и отправляют их ещё  дальше, куда то там нах… ну чуть ли не в Кремль.
   Ну, это простым шоферам недоступно, да и не нужно. Через месяц, может через два, после того как установили тахограф, и после того как к ним побегали механики и специалисты из охраны, интерес к этим прибором отпал. Никто не стал списывать показания, никому они не стали не нужны.
   Может действительно, эти умные приборы, стали сами отправлять показания куда-то там в ГЛОНАСС, Google, МОССАД или ещё куда-то,  может действительно в саму Москву.
   На всем этом приборе, водители разглядывали только один единственный дисплей, который показывает пробег автобуса в километрах. Он, этот дисплей, смотрел прямо в глаза шоферу, смотрел в глаза шоферу и бессовестно улыбался. Он врал так, что еще не один рыбак, охотник и политик из телевизора, вместе взятые, не могли с ним сравниться.
   За месяц, он показывал разницу, со стандартным  штатным спидометром автобуса, в десять тысяч километров. Ну как после этого, он не будет нагло улыбаться.
   Все водители, на всех автобусах, на которых были установлены подобные приборы, жаловались и начальникам и механикам и охранником, которые приходили списывать показания, но те только рукой отмахивались.
   Когда до них самих дошло, что вся эта чушь работать неправильно, что это полная туфта, они махнули на все рукой. Но и водителей, заставили махать рукой. Каким образом.
   По всем этим данным, которые уходили там неведомо куда, в ГЛОНАСС или в Google, потом предъявляли претензии на списание топлива. Расхождение были гигант-ские. Если бы они принимались за веру, это получалось что предприятие, которое в народном лексиконе называлась отстойник, воровало дизельное топливо, железнодорожными цистернами.
   Начальникам где-то там наверху накрутили уши или дали пинка и они, дальше по команде, выдали пинка  местным механикам, а те в свою очередь «проинструктировали» водителей.
   И теперь Валентин Топорков, в свободное от движения время, когда он не едет по маршруту, а стоит, дожидаясь смену или у него пятнадцати минутный перерыв, он должен взять в руки отвертку, к который привязан электрический проводок от спидометра и шаркать  по рулевой колонке, (здесь лучший контакт) наматывать километраж на спидометре.
   И вот так за месяц, им нужно намотать 10000 км. 10 тысяч, это ж сколько раз, можно съездить от нашего, даже губернского города Екатеринбурга, до Москвы и обратно. Но самое главное, об этом все знают, но никто ничего изменить не хочет или не может.
   Поставлены эти приборы, почти на всю технику предприятия. Да, иногда они ломаются по неизвестной причине или перестают работать исправно. Вот и на автобусе Топоркова, этот тахограф перестал работать. 
   Он доложил начальнику, своему механику, вышестоящему начальнику, но никто ничего не сделал. Проходит месяц, где-то там хватились, а возможно из ГЛОНАССА в обратном направлении, прислали уведомление, что на каком-то автобусе, не работает этот самый поганый тахограф.
   И поэтому, прибежавший запыхавшиеся механик, с красной рожей, начал орать, почему у тебя не работает тахограф. Валентин объяснил, что я тебе уже месяц говорю, что тахограф не работает. Делай.
   Но в прибор, с компьютерными программами нанотехнологиями и каким-то там спутниковым мышлением, Топорков сам не полез, потому что он, в этом ничего не понимал. Объяснил всё это своему механику, а тот  свалил всю работу на электрика.
   Когда механик привел электрика и заставила его ремонтировать, электрик категорически отказался, потому что он автоэлектрик. А автоэлектрик, умеет менять только лампочки в указателях поворота, ну ещё в фарах. На худой конец, он может прикрепить отпавший провод генератора на массу. А чтобы там найти какую-то неисправность, на таком сложнейшим приборе как тахограф, он просто не имеет права. У него в инструкции написано, что нет допуска к приборам такой сложнейший конструкции.
   Но после того, как механик в течение получаса, воспитывал электрика «высоким слогом русского романса» и пообещал, что лишит его премии, электрик полез в этот чудодейственный прибор.
   Открыв панель, он с ужасом схватился за голову и показал механику, видишь здесь стоят три пломбы. И перед тем как залезть во внутрь, этого умного прибора, их надо сломать. А потом, если кто-то придёт проверять и увидит, что пломб нет, с кого спросят. Механик ответил, что ему на всё плевать, и он положил …,  ломай пломбы, делай прибор.
   Но электрик, тоже не первый год на работе, он оказался хитрее и потребовал с механика письменного распоряжения с подписью и датой. Механик, конечно такую бумажку не написал. Поэтому прибор не работал ещё две недели. В результате с местного компьютерного центра, который тоже был на крупном горно-обогатительном комбинате, прислали двух молодых мальчишей, для настройки этого сказочного прибора.   
   Мальчики посмотрели и сказали, что это не ихняя компетенция. Они занимаются настройкой компьютерных программ, здесь что-то другое. И попросту сказали, нам до лампочки. Кто его устанавливал, пусть тот и ремонтирует.
   А устанавливали его, как сказали, какие-то спецы из Москвы. При разбирательстве выяснилось, фирма из Москвы, были только владельцами прибора и снимали денежный процент, за его эксплуатацию. А устанавливали этот умный прибор, другая фирма, уже из Екатеринбурга. Но когда дело дошло до ремонта, оказалось, что этой фирмы в Екатеринбурге уже нет, она обанкротилась.
    Кто ремонтировал этот современный прибор тахограф и как, Топорков не знал. Да и в принципе, ему было до лампочки. После того, как он пришел из отпуска, прибор уже работал. А рядом с водительской баранкой, на панели, всё так же лежала отвертка, с прикрученным к ней медным проводом и на остановках, в то время когда автобус не двигался, даже с не заведенным двигателем, приходилось отверткой, скрести по рулевой колонке, таким образом наматывая километры на штатный спидометр, установленный на панели автобуса.
    Вот так и работаем…


Рецензии
Рассказ мне понравился!Хотя с автомеханикой у меня отношения никакие,но то,что бардак на предприятии описан правдиво и с юмором, я оценила!Понравился мне главный
герой,возивший на легковушке придурковатого начальника и то,что он "всё делал
спокойно и обстоятельно".Читая рассказ,улыбнулась не один раз-автоэлектрик умел
только менять лампочки!Двое молодых мальчишей не смогли настроить сказочный
прибор-тахограф! Спасибо,Александр,за правдивый рассказ,за улыбку!
С уважением и добрыми пожеланиями Нина.

Нина Семёновна Кузнецова   11.11.2019 23:27     Заявить о нарушении
Уважаемая Нина Семеновна! Все это реалии нашего времени. Это я пишу о своем товарище, который два месяца назад уже вышел на пенсию. Будет еще третий рассказ о шофере.
По исполнении 60-ти лет, ему вручили благодарственное письмо. В котором ему рассказали, что начал он свою трудовую деятельность в 1974 году, в городе Екатеринбурге, в частном охранном предприятии "Факел"! И подписи: начальника, главного инженера и профсоюзника!
Ну, полные балбесы...
Остается только улыбнуться...
С уважением А.К.

Александр Копырин   12.11.2019 13:52   Заявить о нарушении
Я с Вами согласна,но такие начальники,которые отделываются грамотками, вместо
того,чтобы подарить заслуженному работнику что-нибудь существенное, у меня вызывают негодование,улыбаться им могу только с сарказмом.
А вам я улыбаюсь с удовольствием,спасибо за рассказ,Александр! Нина.

Нина Семёновна Кузнецова   12.11.2019 21:23   Заявить о нарушении