Тайна пожизненно заключенного

  И вдруг, как гром среди ясного неба, и двадцать четыре года спустя, такое взрывное заявление известного израильского учёного, профессора Бар-Иланского университета Мордехая Кейдара:"В действительности Рабина убил человек с такими же инициалами, как у премьера - "И.Р". За этим убийством стоял один из ведущих израильских политиков, который хотел избавиться от Рабина, чтобы не допустить выхода из Норвежских соглашений.
  ...Я призываю немедленно снять лживый гриф секретности со всех документов, которые не вписываются в теорию о том, что Рабина убили правые. Прошло двадцать четыре года, а правый лагерь остаётся оклеветанным".
  И в качестве дополнительного аргумента профессор задал вопрос:"Почему Игаль Амир сидит в одиночной камере?". И сам на него ответил:"Только потому, что никто не должен узнать правду".
  Двадцатипятилетний Игаль Амир 4 ноября 1995 года стрелял в премьер-министра Ицхака Рабина, который выступал на митинге в Тель-Авиве, его сразу задержали, объявили убийцей, судили, и приговор был суров:пожизненное заключение и ещё дополнительно четырнадцать лет тюрьмы.
  То есть, без всяких надежд на выход на волю.
  Амир не отрицал, что стрелял в Рабина, но отрицал, что  он убил премьера, потому что стрелял с дальнего расстояния,- убил кто-то другой, кто был ближе к нему.
  Но убийцу, как сразу безоговорочно окрестили Амира, никто не стал слушать. Его сообщником обвинили его брата Хакая, который провёл в тюрьме шестнадцать с половиной лет.
  Родители Амира репатриировались в Израиль из Йемена.
  Амир родился уже в Израиле, а всего в семье восемь детей, она очень религиозная.
  И сам Игаль учился в религиозной школе, потом служил в армии, поступил учиться на юридический факультет Бар-Иланского университета.
  СМИ приписывали ему связь с крайне правой молодёжной организацией, которая выступала против Соглашения в Осло, объясняя этим мотивы совершённого Амиром преступления.
  Соглашения в Осло, по которым между Израилем и Палестиной должны были установиться долгосрочные добрососедские отношения, были подписаны Рабином и министром иностранных дел Шимоном Пересом, и Ясиром Арафатом в 1993 году, в в  1994 эту троицу наградили Нобелевской премией мира.
  Но мир не наступил до сих пор, Арафат сразу заявил, что исполнять Соглашения не будет, и атаки террористов возобновились с новой силой.
  Израильское же руководство всячески старалось доказать что, несмотря на это, мир возможен, и продолжало делать различные уступки палестинцем, включая территориальные.
  За это и был убит Рабин, потому что правые не смирились и не хотели смириться с проводимой им политикой.
  Такая официальная версия бытует до сих пор.
  Но вот что странно. Если долгое время память Рабина отмечали исключительно левые, то со временем, особенно в последние десять лет, при премьере Нетаниягу, к ним присоединились и правые, и они давно уже "приватизировали" его, особенно Нетаниягу, который нередко вспоминает о нём в своих выступлениях.
  По поводу заявления профессора Кейдара он сказал, что осуждает "неуместные слова Мордехая Кейдара об Игале Амире, убийце Ицхака Рабина, да будет благословенна память о нём".
  Любопытно, что сын Нетаниягу, Яир, поначалу поставил лайк под заявлением Кейдара, опубликованном в Фейсбуке, а потом убрал, и пресс-секретарь семьи Нетаниягу сказал по этому поводу, что Яир отметил текст по ошибке и не разделяет убеждений Кейдара.
  Сам же Кейдар подвергся осуждению в своём Бар-Иланском университете, его вызывают на дисциплинарную комиссию, ему запретили выезжать в США на международную конференцию.
  В ответ на это он заявил, что от своих слов не откажется, и будет повторять им ранее сказанное вновь.
  При этом он не объяснил, почему молчал двадцать четыре года и заговорил о давних событиях именно сейчас.
  Ранее, в мае нынешнего года, когда Кейдар ещё молчал, в соцсетях появилась группа русскоязычных энтузиастов, которые призвали бороться за освобождение Игаля Амира.
  Поначалу она была небольшой, а теперь в ней восемьсот человек, в том числе и ивритоязычных.
  Члены этого сообщества обратились к жене Игала Амира Ларисе Трембовлер с просьбой присоединиться к ним, что она с удовольствием и сделала. Ведь все предыдущие годы она боролась за Игаля практически одна.
  Познакомились они по тюремной переписке. К этому времени Лариса, бывшая москвичка и выпускница биофакультета МГУ, была замужем семнадцать лет и имела четверых детей.
  Однако, влюбившись заочно в Игаля, она развелась, и через суд добилась разрешения на брак с ним, который был заключён в 2004 году.
  Потом два года добивалась разрешения на регулярные встречи с ним, и раз в месяц она имеет такую возможность,- встречаться без свидетелей.
  В 2007 году Лариса родила сына Инона.
  Поскольку в её семье говорят по-русски, мальчик тоже говорит на нём чаще, чем на иврите.
  В 2009 году произошло ещё одно важное событие:одна из дочерей Ларисы, семнадцатилетняя Авиталь, вышла замуж за младшего брата Амира Агиталя.
  В том, что Игаль - убийца Рабина, Лариса не верит. Она считает, что его подставили, использовали в своих интересах, и делают всё, чтобы он не мог публично заявить об этом.
  В августе нынешнего года Амир предпринял такую попытку, связавшись с одним из известных блогеров по телефону.
  Тот записал их разговор, а потом предоставил журналисту одного из телеканалов, который обвинил Амира в стремлении создать политическую партию, которая будет бороться за его освобождение.
  Амира на два месяца посадили в карцер и лишили права на телефонные разговоры.
  Он обратился в Высший суд справедливости (БАГАЦ) с просьбой отменить решение тюремного начальства, но ему было отказано.
  Похоже, шансов на то, что Игалю Амиру позволят заговорить, нет никаких.
  Никаких шансов нет на то, что подлинная история убийства премьера Рабина станет известна при нынешнем поколении.
  Да и тогда, когда сын Амира станет взрослым человеком.
  Обычно подобные дела, страхуясь, засекречивают на огромные сроки, чтобы после их открытия не было в живых никого из тех, кто был их участником и исполнителем, да и граждан, живших в то время,- тоже.
  Тайна узника, осуждённого на пожизненный срок, так и останется тайной. И вряд ли профессор Кейдар добьётся её раскрытия.
  Да и надолго ли хватит у него запала?


Рецензии