Связь поколений

Очерк
------
(Фото автора)

ПРИЛЕЖНО и старательно училась Дуся, успевая по всем предметам. Но особенно любила она уроки немецкого языка и по окончании школы собиралась поступать в институт на факультет иностранных языков.

Но проклятая война в одночасье перечеркнула все её девичьи мечты и планы. Не могла комсомолка далее спокойно сидеть за партой, когда вся страна задыхалась в огне и дыме страшного бедствия, обрушившегося на советских людей.

Евдокия была единственной дочерью у матери и, чтобы не волновать её, она решила украдкой пойти на фронт.

В конце марта сорок второго десятиклассница Дуся вместе с тремя подругами явилась в Каширский военкомат, располагавшийся напротив её дома.

Колючим взглядом окинув девчат с головы до пят, военком грубовато спросил:"Да вы хоть знаете, несмышлёные, что такое война?!"
Он-то, кадровый офицер, хорошо её познал. Ещё в самом начале — так всего изрешетило, кажется, живого места не осталось.

— Нет, девчата, не женское это дело, — уже помягче подытожил майор.

Под его натиском и отговорами подруги покинули кабинет. Но через пару дней всё в том же составе они предстали перед ним снова. Затем ещё и ещё раз. В конце концов Натаров принял заявления добровольцев. Так Дуся попала в учебное подразделение четвёртого зенитно-пулемётного полка.

За полтора месяца в "учебке" она освоила устройство зенитных установок и навыки работы с ними. Но это была только теория, а вскоре ждала её и "практика" —кровавая, долгая, когда она без конца будет терять боевых друзей и подружек.

В МАЕ 1942 года красноармеец Евдокия Маслова была зачислена в состав седьмой роты третьего батальона четвёртого зенитно-пулемётного полка, обеспечивающего оборону военного аэродрома, расположенного на краю Воронежа, у Задонского шоссе.

Во время первых воздушных атак врага непроизвольно дрожали колени, нервно стучали зубы, в оптическом прицеле едва улавливалась цель. Боясь показаться трусихой, Дуся скрывала своё состояние от подруг. Но когда и те признались, как от страха они немели и прикусывали губы, раскрыла свой секрет и Евдокия. Понемногу девочки научились, не содрогаясь, смотреть в упор жестокой, неизбежной действительности.

Немец свирепствовал, аэродром бесконечно — и днём, и ночью — подвергался бомбёжкам.

В начале августа прежнее место стоянки истребителей перенесли в глубокий тыл. Отступили и зенитчики, заняв позицию у высотного здания ЮВЖД. Уже немало повидала Дуся смертей и страсти, ещё больше ей предстояло пережить. Но последствия одного из налётов врага она с великой болью пронесёт через всю жизнь. Стоявший напротив детский садик вместе с находившимися в нём малышами был начисто разбит...

В конце лета части ПВО получили приказ оставить Воронеж. Погрузив на подводы материальную часть, солдаты пешим ходом двинулись по раскалённому солнцем тракту. На голове — каска, за спиной — винтовка и противогаз, подсумок, шинель скатка, тяжеленный вещмешок.  За поясом — гранаты. На ногах, растёртых в кровь, стопудовые кирзачи. Сгибаясь под этой поклажей, чуть легче собственного веса, Дуся походила на стойкого мальчика - подростка. Изо-всех девчонок она была самой маленькой, всеобщей любимицей. Дусю ласково и нежно все бойцы называли: "Наш Маслёнок". Уважали "Маслёнка" за храбрость, находчивость, сердечность, неунывающий характер.

МИНУЯ Аннинский и Грибановский районы, боевой расчёт остановился в Борисоглебске, взяв под охрану горючие припасы нефтебазы. На этом отступление закончилось.

В декабре того же года фронтовая дорога повела Дусю назад, в наступление. За отвоёванными у фашистов Воронежем, Курском и рядом других городов и деревень следовала Украина.

На её землю младший сержант Евдокия Маслова ступила командиром отделения. Отныне в составе спецгруппы с крупнокалиберным пулемётом Евдокия сопровождала эшелоны к фронту. От сильной отдачи тяжёлого оружия болели, ныли хрупкие девичьи плечи, не заживавшие от синяков и ссадин. Но всё это казалось тогда мелочью.

За освобождение Украины к наградам Евдокии — медали "За боевые заслуги" и нагрудному знаку "Отличный пулемётчик" — прибавился орден Красной Звезды, при вручении которого присутствовал командующий Первым Украинским фронтом Иван Степанович Конев.

Со слезами на глазах встречали местные жители своих освободителей. В благодарность выносили из хатёнок последние съестные крохи. Старушки, благословляя их, вешали на грудь нательные крестики. Может, этот самый малюсенький крестик, подаренный одной украинской женщиной, и спас однажды Дусю от верной гибели.

В Польше воинское подразделение, в котором она служила, взяло под защиту огромный мост через Вислу. В момент очередной бомбардировки противника буквально в нескольких шагах от Дуси разорвалась бомба. Девушку тяжело контузило. На какое-то время она лишилась сознания, на более длительный период — зрения, а вот слух до конца так и не восстановился.

Там, в далёкой Польше, в Сандомире погиб двоюродный брат Дуси, её ровесник — Саша Пупков. Очень тяжело восприняла она эту потерю. Всю войну сестра с братом вели переписку. Но на последнее письмо ответ Дусе дал уже не брат, а его друг, бывший рядом с Александром до последней минуты.

С ЭТОЙ болью Дуся встретила 9 мая 1945 года на реке Одер. Демобилизовали её только в августе. Нет смысла описывать радость близких при её возвращении домой. Просто не найти таких слов, чтобы в полной мере выразить и состояние души вернувшихся из смертельного пекла войны.

Нескончаемым потоком шли односельчане в избу Масловых. Кто обнимал, кто целовал, кто поздравлял Дусю, кто с надеждой расспрашивал о непришедших с поля боя родных.

После постановки на партийный (в 1943 году Дусю приняли в ряды КПСС) и воинский учёт Евдокию по рекомендации секретаря райкома партии избрали вторым секретарём районной комсомольской организации.

Но недолго работала она на этом посту. Как только её впервые увидел Иван Маликов — бывший участник и инвалид войны, сотрудник правоохранительных органов, про себя сказал: "Эта и только эта девушка станет моей женой".
...Евдокия дала согласие до конца дней своих быть с Иваном и в радости, и в горе.

Привёз он Дусю в родное село Красный Лог. На пороге дома их встретила мать Ивана, держа за ручонку совсем маленького внучка - сироту.

— Вот, Сашок, — обратилась старушка к мальчику, — теперь это твои мамка и папка. Утирая слезу, свекровь подняла глаза на невестку:" А ты, дочка, Бога ради прошу, не бросай мальчонку, стара я стала, не поднять мне его на ноги".
Так начиналась семейная Дусина жизнь.

ДУШОЙ и сердцем приняла Евдокия Сашу, считая его своим первенцем. Да и не позволяла по-другому поступить её чуткая, добрая натура. Он всегда был рядом, называл и называет Евдокию Васильевну по-домашнему мягко — мамаша.

Мамаша, имеющая пять материнских наград (две медали и три ордена "Материнской славы" — 1, II и III степеней). А родила и вырастила многодетная мать пятерых сыновей и четыре дочки, Сашенька — десятый. А как же иначе?! При переезде семьи на постоянное место жительства в п. Колодезный супруги Маликовы забрали с собой и Сашу. Евдокия всегда уделяла ему внимания не меньше, чем  остальным детям. Представить трудно, как и когда она управлялась со всем, не оставляя работу в совхозе.

Своей незаменимой "помощницей" она считала швейную машинку. В умелых женских руках из-под иглы отрезы материи превращались в нарядные платьица, юбки, кофточки, рубашки, брюки и прочее, а огромные клубки пряжи шли на носки и варежки.

Первым своим долгом считала мать, чтобы дети никогда не испытывали чувства голода, второе её правило — чтоб у каждого имелась своя чистенькая одёжка и добротная обувка. Основным же в воспитании всегда являлись любовь и доброта.

Не хватало сил и времени на встречи с однополчанами. Но однажды отыскали её следопыты Воронежского завода "Электросигнал" и доставили на встречу, названную "От всей души".

Когда на сцену огромного зала ведущая пригласила ветерана войны, многодетную мать Евдокию Васильевну Маликову, все встали, провожая аплодисментами медленно ступавшую по ковровой дорожке замечательную женщину. Не смогла сдержать она слёз, когда пред нею преклонил колено совсем седой кадровый офицер, грудь которого была увешана орденами и медалями.

Поцеловав ей руку, он произнёс до боли трогательные слова: "Вы совершили два подвига: прошли всю войну и вырастили замечательную смену. Вы — святая русская женщина - мать".

ВСЕ её дети, внуки и правнуки безгранично любят и ценят мать и бабушку, стараются окружить вниманием и заботой. Мужа Евдокия Васильевна похоронила давно, а теперь тяжело переживает недавнюю потерю дочки, Людмилы.

Её скоропостижную смерть Евдокия Васильевна объясняет постоянными тревогами за единственного сына, выпускника военной академии, дважды побывавшего в "горячих точках". Его третью предстоящую командировку сердце Людмилы просто не выдержало. Последний раз её родной голос слышала Евдокия Васильевна по телефону под Новый год. Через две недели Люды не стало.

И не затем бабушка Дуся когда - то взяла в руки оружие, чтобы теперь, в мирные дни, её внуки выполняли категоричные приказы, а их матери с болью и горечью ожидали сыновей с войны. С войны бесцельной и никому не нужной...

Апрель, 2001 год, п. Колодезный.
---------------

P.S.
Давно нет рядом с нами защитницы Родины Евдокии Васильевны Маликовой,
но светлая память о ней жива.


Рецензии
Царство Небесное и вечная память.
Такой женщиной невозможно не восхищаться.
Спасибо Вам, дорогая Ниночка, за еще один замечательный рассказ об удивительном человеке,
который никого не оставит равнодушным.
Пока Русская земля рождает таких героев, наша страна непобедима.
С глубоким уважением и душевным теплом,

Александра Немтина   10.11.2022 15:11     Заявить о нарушении
Милая Сашенька!
Благодарю сердечно за солидарность и душевное тепло. Оно взаимно!

Нина Пигарева   10.11.2022 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.