Богдан Ступка, или Тот еще перец!

 
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

БОГДАН СТУПКА, народный артист СССР и УССР
ЛАРИСА СТУПКА, актриса, жена Б.СТУПКИ
ОСТАП СТУПКА, народный артист Украины, сын Б.СТУПКИ
ДМИТРИЙ СТУПКА, актер, внук Б.СТУПКИ
ИРИНА БАТЬКОСТУПКА, продюсер, невестка Б.СТУПКИ
МИХАИЛ БОЯРСКИЙ, народный артист России
СЕРГЕЙ ГАРМАШ, народный артист России
ЛИЯ АХЕДЖАКОВА, народная артистка России
КОНСТАНТИН ХАБЕНСКИЙ, заслуженный артист России
ИГОРЬ ПЕТРЕНКО, актер
АЛЕНА БАБЕНКО, актриса
КОНСТАНТИН ХУДЯКОВ, режиссер
ПАВЕЛ ЧУХРАЙ, режиссер

Ступка: Мне повезло на старости лет, что я снялся в хороших фильмах. Я попал к хорошим режиссерам. Лучше с умным потерять, чем с дураком найти.
Когда двадцатый век остался позади, стало очевидно, что индустрии не обойтись без звезд советского экрана. Их осталось немного, тем уникальнее каждый. Среди них  Ступка. Богдан Сильвестрович снимается уже сорок лет. Но самая сильная волна зрительского интереса к Ступке пришла в начале века, когда ему предложили роли в фильмах «ВостокЗапад», «Свои» и «Водитель для Веры».
Ступка живет в Киеве. Более тридцати лет выходит на сцену театра имени Ивана Франко. И десять лет руководит им. Ступка и душа театра, и двигатель, и источник всего, что в нем происходит. А под сценой из земли бьет природный источник, который придает сил всем, кто на сцене играет.
Ступка: Да, вот тут настоящий источник. Если б я был бизнесмен, мы бы продавали в фойе как святую водичку.
Богдан Ступка непохож на героев глянцевой прессы. Кроме театра для него важнее всего семья. Ступка  однолюб. Лариса Ступка не любит сниматься, она привыкла быть в тени. Но в этот день сделала исключение.
Жена: Мы вместе с 1964 года. Наверное, любит он меня, я знаю.
Одной из лучших ролей Ступки в театре стал Дон Жуан  символ обольщения и ветрености. Богдан остается любимцем женской аудитории.
Жена: Я прихожу в кинотеатр, смотрю  актриса с пышными грудьми  и Богданчик туда нырнул и стал их мусолить. Я: «Ну, нормально, что? Красивая женщина, пусть!» А чего его ревновать? Мужчине всегда ктото нравится...
В их браке места ревности нет. Ларисе и Богдану пришлось многое преодолеть. За их плечами уже два поколения: дети, внуки. А скоро они отметят золотую свадьбу. Богдана Ступку можно назвать главой клана. Богдан родился 27 августа 1941 года. Первые впечатления  гибель людей. Первая эмоция  страх. Ступка убежден, что страх дает простор актерской фантазии.
Ступка: Видел я горящие дома. Убитых видел в три года. В послевоенные годы, когда разбирали мины, взрывались в руках, нога, рука отлетали, голова. Страх  великое дело. Он дает возможность мечтать, а потом это реализовать в театральном искусстве или в киноискусстве.
Гармаш: За Ступкой нужно артисту ходить, записывать каждое движение и составлять для себя учебник, даже артистом не нужно быть  поставьте человека рядом со Ступкой кадр  и он заиграет.
Хабенский: У нас не было распределения: здесь съемки, а здесь жизнь вне съемок, это перетекало одно из другого.
Едва Богдану исполнилось семь лет, семья переехала во Львов. Отец мальчика пел в хоре оперного театра, платили ему немного, и жили Ступки небогато. По этой причине мама была против актерской карьеры Богдана.
Ступка: «У меня есть артист! Будешь бедствовать, как судьба сложится, никто не знает!» Я пришел домой и сказал: «Все, буду поступать!» Отец был знаком с директором театра и сказал ему: «Тут придет мой сын, гони его в шею!»
Богдан Ступка поступил в студию при драмтеатре и внес вклад в астрономию  стал звездой. Богдан был стилягой: штаны  «дудочки», на голове  кок! Бодя был ведущим в джазе «Медикус». На их выступления собирался весь Львов. А когда банду разогнали, Богдан попал в «Окна сатиры» как «буржуазный подпевала», за что чуть не был исключен из театральной студии. Одной из первых ролей Ступки стал робот Механтроп в пьесе «Фауст и смерть». На сцене академического театра робот танцевал рокнролл. А во время сцены, где робота уничтожает лучом космонавт, случайность чуть не лишила девятнадцатилетнего Богдана глаза!
Ступка: Я думал: что я буду играть с одним глазом, Кутузова, адмирала Нельсона, Моше Даяна  три роли за всю жизнь?
В 1961 году Ступка поступил в труппу Львовского драматического театра. А потом его призвали в армию. Ступка служил чтецом и конферансье в Ансамбле пенсии и пьянки  так в шутку он называет Ансамбль песни и пляски Прикарпатского военного округа. В гостях Богдан познакомился с молодой балериной. Ни Богдан, ни Лариса не придали встрече особого значения, но вскоре судьба столкнула их вновь.
Жена: Я за кулисами. Вдруг ктото сзади проходит, закрывает руками глаза мне. Раз  смотрю: Богданчик! Он был худенький, стройненький…
Ступка: Я был солдатом, она балерина. Ничего материального, в армии я получал три рубля восемьдесят копеек. Вот чтото стоящее, раз она влюбилась в меня, бессеребреника.
Богдан Ступка стал женатым человеком. А в 1967 году родился сын Остап. Первые годы оказались достаточно трудными. Они вместе без малого полвека. А когдато Лариса решила развестись.
Ступка: У нее подружки поразводились, говорят: «Зачем он тебе нужен?» Вот пошли, подали. Она плачет, у меня поволока на глазах. Я говорю: «Может, пойдем  заберем?» Да, пошли  забрали.
В середине шестидесятых во Львовский драматический театр пришел режиссер Сергей Данченко. Под его руководством Ступка стал артистом «с именем». А вот карьеру в кино Ступка начал лишь в двадцать девять. Дебют в фильме «Белая птица с черной отметиной».
Гармаш: Я в Херсоне школьником увидел картину «Белая птица с черной отметиной». Эта картина произвела на меня фантастическое впечатление.
С роли Звонаря началась кинематографическая жизнь Ступки. В кино он создал более восьмидесяти образов. Режиссеры, получая сценарий, где фигурировали исторические персонажи, личности культовые или харизматические, сразу вспоминали об этом артисте. Но большинство фильмов с участием Ступки не становились событиями. Даже играя главные роли, артист оставался в тени, выйдя в первый эшелон уже в зрелом возрасте. Критики, которых боятся крупные кинозвезды, стали сравнивать Ступку с Робертом Де Ниро! А новые фильмы принесли Богдану мировую известность.
Бабенко: Мы снимали сцену, когда он должен ударить дочь по щеке. Мне приходилось не один десяток раз выдерживать удар. Он спросил: «Ты, Аленочка, какое любишь: беленькое или красненькое?» И вечером, стесняясь, как будто он не опытный актер, а ему неловко за то, что произошло, принес вино, извиняясь.
В 78м году режиссер Сергей Данченко получил предложение возглавить Киевский театр Ивана Франко. Он позвал артиста с собой. Ступка выдержал испытание столицей и не растворился в труппе, а стал звездой. Худрук Ступка  вездесущий. Сотрудники театра никогда не знают, где он появится. Кажется, что Богдан Сильвестрович может быть одновременно в нескольких местах.
Ступка: Выхожу, они начинают играть и посматривают, а я уже ушел  и опять градус падает, а я с другой стороны появляюсь! Такие театральные игры у нас существуют. Меня, делают вид, что боятся, а я делаю вид, что я грозный.
Ступка любит коллег. Он их на пенсию не выгоняет: человек не выдерживает и умирает. Да и его представить вне стен театра сложно.
Ступка: Тут зайдешь утром  и до ночи. Я рядом живу, но трудно попасть домой.
Дом, где живет Ступка,  метрах в трехстах от театра. И там царит супруга Лариса.
Лариса: Я хожу почти каждый день в театр. Так что первая половина дня проходит без меня  а уже вторая  я свои порядки делаю.
Когда в конце пятидесятых Григорович, возглавлявший Кировский театр, предложил Ларисе стать солисткой, она отказалась. А вот за мужем в Киев последовала. Впрочем, Лариса Ступка и в Киеве связала свою жизнь с балетом  она танцевала партии второго плана на сцене столичного театра.
Остап: Она и работала, и отдавала достаточно времени семье.
В Советском Союзе считалось, что «на детях природа отдыхает». Но это не остановило Остапа Ступку, когда он собрался штурмовать приемную комиссию театрального. Остап всё же поступил в театральную студию, и вот тогда Богдан Сильвестрович единственный раз наказал сына!
Сын: Мы напились до поросячьего визгу  он дал мне пару раз.
Остап закончил театральный и поступил в труппу, где блистал отец.
Ступка: Он сказал: «Поменяй фамилию!» Я не мог понять: почему я? Да, это шутка была хорошая, на грани фола. Ну, два Ступки, третий подрастает.
Сын Ступки женился в восемнадцать лет и сразу сделал Богдана Сильвестровича дедушкой. Однако совместная жизнь Остапа и его юной жены не задалась. И тогда Богдан Ступка из деда превратился в отца.
Внук: Реально дедушка и бабушка  как папа и мама. Я когда на свет появился, папемаме было по восемнадцать лет. Мне сейчас двадцать четыре. Я никак не представляю, что у меня бегал бы сынишка или дочурочка, которой пять лет. Потому что мне не до нее.
Несмотря на то, что Дмитрий Ступка вышел на сцену в возрасте десяти лет, он не сразу решил продолжить династию.
Внук: Я сидел за кулисами, была сцена пожара, и я настолько поверил, что начал плакать и орать, чуть не сорвал спектакль, я настолько перепугался, что мне говорили: «Дима, успокойся. Это все игра». Потом я смотрел фильмы, там убивают персонажей, я спрашиваю: «Послушай, чтобы фильм снять, сколько надо убить людей?»
В конце концов гены победили, и Дмитрий поступил на курс к деду.
Ступка: Он учился на другом курсе, попросился: «Забери меня!» Ну, я и забрал. Теперь Дмитрий стал актером, он играет в театре, дебютировал в картине «Мы из будущего2», где снялся с отцом Остапом.
Остап: У нас братские, отцовские отношения, нет никаких преград...
Сам про себя Богдан шутит: «Перед вами  шекспировский актер. Таких нет ни в Европе, ни в Штатах, только в Киеве!» В театре он сыграл Ричарда Третьего и короля Лира. Богдан считает главными другие роли: Тевье, Войницкого и Миколу: эти персонажи постоянно общаются с Богом.
Ступка: Бога надо иметь в сердце, а не на языке… Когда у человека появляется гордыня  это грех. Надо стараться делать хорошие поступки  не грешить, а потом приходить в церковь замаливать грехи, выйти на улицу и опять делать греховные поступки  это никуда не годится.
В 1997 году Богдан Ступка вышел на сцену в постановке по трагедии Шекспира «Король Лир». Успех был грандиозным. Очевидцы утверждают: это была его лучшая роль, вершина театральной карьеры!
Внук: Я смотрел, как он играет «Король Лир». Я один раз посмотрел. Для меня это слишком сильно было. Цепляло настолько, что я не мог смотреть.
Даже в молодости, выходя на сцену, Ступка выкладывался полностью. Однажды после спектакля его давление зашкалило за двести. Можно себе представить, каких усилий требовало от Ступки исполнение роли Лира. После каждого спектакля он несколько дней приходил в себя. Бывало, впадал в депрессию, случались сердечные приступы. И Ступка решил: Лира он больше не играет. Потому что не умеет работать вполсилы.
Ступка: Я, наверное, максималист. Поэтому я отдаюсь полностью. А это огромная затрата энергии, одной левой ничего не сделаешь.
Несмотря на возраст, Богдан и сегодня продолжает руководить, играть и сниматься. Он хорош в любой роли. Масштаб его личности потрясает. Ступка преисполнен самоиронии. Он просит называть себя: Бодя или Ступочка. Когда начались съемки ленты «Водитель для Веры», оператор никак не мог выговорить «Богдан Сильвестрович»…
Чухрай: Он говорит: «Да вы не мучайтесь, называйте меня Сильвестр Сталоннович!» И с этой шуткой он у нас начал работать.
Бабенко: И вдруг я увидела слезы на его глазах, мне было так его жалко в этот момент. Я наблюдаю за ним и теряюсь иногда, не понимаю: где он играет, а где он живет. Это тонкая грань, это вершина актерского мастерства. Вершина обмана зрителя, когда ты не понимаешь: тебя обманывают или это правда.
Если бы великий писатель Николай Васильевич Гоголь жил в наши дни, он бы сделал Богдана Ступку героем бессмертных романов. А в школьную программу наверняка была бы включена «Повесть о том, как поссорился Богдан Сильвестрович с Иваном Никифоровичем». Однако классик жил два века назад. Что не помешало Ступке сыграть заглавную роль в фильме «Тарас Бульба» и заставить публику поверить в реинкарнацию персонажа.
Ступка: Тарас Бульба не был либералом, и надо было это преодолевать в себе, находить эту жесткость, эту силу казацкую..
Перед съемками в «Бульбе» Богдан Сильвестрович посоветовался с мамой. Мария Григорьевна сама мечтала стать актрисой. Война помешала. Но она сохранила любовь к театру и была строгим критиком знаменитого сына. По поводу съемок в «Бульбе» мама была настроена категорично.
Ступка: «Не играй Тараса Бульбу!  она говорила.  Захочешь поехать в Варшаву  и тебя не пустят! Гоголь очень интересный писатель, но такое понаписывал». А мне интересно было, это ж Гоголь.
Петренко: Он сделал ряд трюков сам  но после этого у него усугубилась проблема с позвоночником, была кольчуга, которая весила больше двадцати килограмм. Да, и в этот момент нужно махать саблей, сидеть в седле. И это при сорокаградусной жаре, где нет тени. А еще на тебя смотрят пятьсот человек.
Судьба не раз сталкивала артиста с творчеством Гоголя! Поистине Ступка  его персонаж! Возможно, каждый из них в свое время, как никто другой, смог понять и выразить украинский характер...
Гармаш: У него всё настолько украинское, что и России, и Польше, и Германии хочется использовать его восхитительно великий талант.
Не понаслышке зная, что такое удачная карьера, Богдан Ступка считает, что в одном не повезло: не пришлось играть любовь.
Ступка: Только в спектакле с Лией Ахеджаковой «Старосветская любовь»  там любовь была!
Ахеджакова: Вот он умеет играть любовь, и в нем  огромная сила любви!
Мы на полу лежим  до того как начнется спектакль  и задолго мы ложимся на пол  вот он тихо мне говорит: «Как бы хорошо было  сейчас бы стоял на четвереньках и дергал свеклу  какая жизнь прекрасная! А тут лежишь, как собака на подстилке, и от нервов сейчас удар хватит».
В Москве Богдан Ступка бывает часто. Однажды, устав от переездов, Ступка чуть не переехал в Белокаменную насовсем. В 1995 году Богдана Ступку пригласили в труппу Театра имени Моссовета. Все бумаги были подписаны, жена  согласна, но наш герой неожиданно отменил эти планы. Ступка узнал, что аналогичный шаг совершил украинский артист Романов. Он внезапно умер в московской гостинице. Суеверный Ступка счел это знаком.
Cтупка: Я сказал: «Нет, туда я не ездун!» В гостях хорошо, но дома лучше.
В 1999 году президент предложил Ступке пост министра культуры и искусств. Ступка вступил в должность 30 декабря 1999 года. Его первым указом был установлен бесплатный вход на зрелищные мероприятия для пенсионеров и солдат. При его содействии в Киеве было отреставрировано несколько храмов. Богдан Сильвестрович перевел несколько театров в ранг «национальных», что автоматически повысило уровень зарплаты в их коллективах. В 2001 году Ступка не вошел в состав кабинета министров.
Ступка: Вы понимаете, я не был угоден, для меня важно было чтото делать. Взятки я не брал, артистам взяток не дают.
А вскоре заболел художественный руководитель театра Франко Сергей Данченко  и Богдану пришлось занять его пост. В 2006 году, когда Богдан Ступка думал, что переиграл всех царей, вождей и генералов, режиссер Тигран Кеосаян приступил к съемкам фильма «Заяц над бездной» и предложил ему роль Генерального секретаря ЦК КПСС.
Худяков: «Кто более велик: Брежнев или Ступка?» Я скажу: «Ступка!»
В 2009 году Богдану Ступке предложили подниматься по карьерной лестнице выше и баллотироваться на пост Президента Украины. Однако артист не захотел продолжать «хождение во власть»!
Ступка: Я бы не потянул. Еще министра культуры, а там я бы не потянул.
Боярский: Он бы не смог стать президентом. Власть и душа  величины несовместные. Сыграл бы он его прекрасно.
Ступка: В организме есть все: добро, зло. Если ты сделал добро  не жди благодарности. Наоборот: это твой моральный кодекс не разрешил делать зла.
Гармаш: У Ступки нету короны. У Ступки есть потрясающее, невероятной красоты и открытости сердце.
Остап: «Россия, слышишь страшный зуд? Три Ступки по тебе ползут!»
Впрочем, Ступок в театре может стать больше. Во втором браке Остапа Ступки родилось двое детей  девочку назвали Устина, а мальчика  Богдан. Вполне возможно, что и Устина, и Богдан Ступкамладший продолжат династию и будут вызывать восторг у зрителей, которые не видели их деда.
Лариса: Он меня не берет нигде. У него там девочки молодые рядом. Они все оголены, это очень хорошо. Он у них энергию забирает, потом мне отдает. А представляете себе мужа, которого никто не хочет?
Ступка: Я делаю вид, что я не главный, ей это нравится, я под каблуком у жены. Ну, это фантазия. Мы сорок три года вместе. Так что она намучилась со мной. Это не штука развестись: это штука  сохранить семью и прожить.
Ступка: У нее любимая фраза: «Ты такой тяжелый для жизни семейной! Ну посмотрю спектакль или кино  опять влюбляюсь и все тебе прощаю!»
Богдан Ступка цитирует Теннеси Уильямса: «У меня еще есть планы на будущее, кроме такой неизбежности, как уход из жизни…»
Ступка: А смысл жизни  в семье. Люди смертны. Рано или поздно придется уходить из этого мира. Но надо оставить след: не наследить, а какойто след.

2011


Рецензии