Эдуард Хиль. Я наконец возвращаюсь домой!

В 60-е и 70-е годы не было в Советском Союзе человека, который бы не знал, кто такой Эдуард Хиль. Имя этого популярного певца было у всех на слуху, а его шлягеры «Потолок ледяной», «Лесорубы» и «Как хорошо быть генералом» распевала вся страна. Без участия Эдуарда Хиля не обходился ни один правительственный концерт и новогодний голубой огонек. Одно появление этого молодого, легкого и всегда улыбающегося певца повышало всем настроение. Хиля постоянно приглашали на гастроли, и без преувеличения можно сказать, что он объездил весь мир!


ХИЛЬ я, однажды, когда летел в самолёте и разговаривал с одним французским художником, я говорю: «И какой самый красивый город, наверное, Париж», а мы как раз летели в Париж, а потом, из Парижа в Рио де Жанейро. То, этот француз сказал: «Но, Париж но. Ленинград и Рио Де Жанейро, вот два города сказочных». Вот, это сказочные города и я говорю: «А как Париж?». «Ну, Париж, так, таких городов много» - он сказал.

В начале девяностых Эдуард Хиль получил возможность сравнить столицу Франции с городом на Неве. Но он отправился туда вовсе не на экскурсию. Когда блестящую карьеру певца на родине прервало само время, он несколько лет  выступал в одном из лучших варьете Парижа с русским названием «Распутин»! Пока Хиль пел в Париже, дома его ждала верная жена Зоя. Выходя на набережную Фонтанки, она грустила: еще недавно рядом с ней был ее любимый Эдик. Зоя мечтала, чтобы он снова оказался рядом. Так и вышло. В середине 90-х Эдуард Хиль вернулся в свой город, в свое гнездо, о котором мечтал долгие годы. Это величественное здание известно всему Петербургу как «толстовский дом». В нем Эдуард Хиль прожил больше тридцати лет. Этот легкий характер, постоянное желание пошутить и посмеяться Эдуард Хиль сохранил на всю жизнь. Его образ простого паренька из народа, как говорится, «своего в доску», придумывать не пришлось. Он и был таким пареньком. Эдик Хиль родился в Смоленске 4 сентября 1934 года. Летом 41-го детей так спешно эвакуировали, что мама потеряла его из виду. Так Эдик попал в детский дом.
ТАЙМАНОВА умение общаться с людьми, умение не говорить никогда ни с кем свысока, умение быть своим в любой компании и умение много работать – я думаю, что все это ему привили в детстве в детдоме.
ЖЕНА Он стал таким, детдомовским ребёнком. Его потом мама долго искала, где он. Но там были дети тогда очень отважные. И там он впервые, будучи маленьким, увидел кровь, слёзы, боль, потому что туда привозили раненых. И вот он… Они там, чем могли. Ну как они могли помочь?
ХИЛЬ И вот, в то время я нашёл какой-то патрон, он взорвался у меня в руках и я попал вот в этот госпиталь. Впервые увидел, как одному моряку ампутировали ногу без всякой анестезии, привязали его ремнями, нога была чёрная, и когда я увидел, как отпиливают этому матросу, моряку ногу, у меня всё это прошло. Ну, вот говорит: «А мы сейчас тебе эти пальчики и отрежем» - врач говорил. Я сказал: «Не дам» и убежал. Ну, он сказал воспитательнице, что не надо, они сами отпадут, потому что очень сильная рана была. Но, только рубцы остались, всё зажило. И потом появилась вот эта песня «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…».  И, представляете, вот мы, вот эти сопливые мальчишки, девчонки, мы приходили к раненым в лазареты и вот пели. А она вставали, без рук и без ног вставали и говорили: «Нет, такой народ победить нельзя».
В 1944 году матери каким-то чудом удалось отыскать Эдика. Он был близок к дистрофии, и в детском доме уже махнули рукой: «Не выживет!» Мальчик лежал и безропотно ждал смерти.
ХИЛЬ сказали, что за тобой приехала мама. И я увидел свою цветущую, молодую, красивую маму. Вот, она привезла мне шоколад, печенье, конфеты там все возможные, а я спросил: «Есть ли у тебя хлеб?»

Родной Смоленск лежал в руинах, и жить было негде. Эдика отправили в деревню, к бабушке: у нее был огород. Там мальчик вновь увидел молоко, яйца, сало.
ЖЕНА И там деревня восстановила его силёнки. И вот, наверное, у него это тоже осталось с детства, когда он почувствовал, что земля, я не знаю, корова… Какие-то вот такие работы физические, что они человека как-то поддерживают.
После войны мама Эдика снова вышла замуж. Отчим будущего певца был строителем, он руководил пленными немцами, которые заново отстраивали разрушенный Смоленск.
ХИЛЬ параллельно, мы строили свой дом, ещё не было ни пола, ни потолков, просто были брёвна и крыша, и вот мы туда переехали. Переехали и всё своими руками делали.
ЖЕНА в нём это где-то осталось. И дальше, когда у него появилась возможность, он начал строить дачу. И там гвоздь, доска, какой-то молоток, не знаю, клещи – всё это всё время покупалось.
Как все мальчишки, Эдик дрался, боксировал, даже попадал в милицию. И еще с упоением рисовал, мечтая когда-нибудь стать художником!
ХИЛЬ на каком-то конкурсе я получил там премию, даже, за свои рисунки. И послал эти рисунки своему дяде в Петербург, в Ленинград, и он показал их в Мухинском училище, и говорят: «Пусть мальчик приезжает».

На семейном совете постановили: «В большом городе перед Эдиком откроется больше возможностей! Надо ехать!» В 1949 году мальчик отправился в Ленинград.

ХИЛЬ Этот сказочный город, он и сейчас передо мной стоит, такой светлый, огромное количество таких машин не было. Тогда трамваи ещё были без дверей ходили, поэтому можно было на ходу прыгнуть в трамвай, кто был смелым, вот. Я даже… я несколько раз, почему-то всегда прыгал на повороте.

Однако Хиль сразу понял, что не выдержит сложных вступительных экзаменов в художественное училище имени Мухиной. По совету дяди Эдик поступил в полиграфический техникум. А еще в его душе жила другая мечта - о музыке…

ХИЛЬ Когда впервые я попал в оперный театр, в Мариинский театр (театр Кирова тогда назывался) на оперу «Русалка», я разрыдался. Когда я услышал, как может музыка влиять на человека. И я просто, наверное, какую-то клятву себе дал, что я, обязательно, должен поступить в консерваторию.

Поступить в Консерваторию у мальчика не было никаких шансов. Ни специальной подготовкой, ни знанием нотной грамоты Эдик похвастаться не мог! Но для таких вот «самородков» было открыто специальное подготовительное отделение.

ХИЛЬ И выбрали, что-то 10, 12 человек, таких великовозрастных, кто нигде не учился, не знал что такое сольфеджио, не знал что такое музыкальная литература, что такое настоящее пение. Просто пели, вот дал Господь Бог голос и пели

Эдик трудился день и ночь. Он окончил полиграфический техникум, и специальность была в руках. Но музыка победила. Хиль все же стал студентом ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. Мечтая стать оперным певцом, об эстраде он и не помышлял. Но все, чему учили в консерватории, позже пригодилось ему в так называемом «легком жанре»!

ХИЛЬ В оперной студии консерватории 3500 мест было, и вот нас учили петь без микрофона. Конечно, мне это в жизни потом пригодилось, и когда вырубался микрофон, а это было очень часто, и сейчас это часто происходит,  вырубался свет, ну что, приносили свечи, приносили даже фонарики.

БАЙБУЗЕНКО создалось такое впечатление, что ему все так просто, вот петь, допустим, как дышать или как говорить. Шел концерт, и во время концерта отключились микрофоны. Но Хиль, совершенно не обратив на это внимания, он слышал конечно, что микрофон не работает, он продолжал петь, и зал взорвался просто, это был гром аплодисментов, потому что видели мужество этого певца.

ЗАКАДР А еще провинциалу Эдику пришлось бороться со своим говором: он разговаривал на южнорусском наречии.

ХИЛЬ Я не мог сказать Галя, я говорил Гыаля, или, например, слово, ну, в Смоленске так говорили. Например, слово любовь я говорил любоу, это тоже, это Южный выговор такой, ну, не знаю почему, потому что Смоленск, вот в Смоленске так гаварили, полу белорусские какие-то слова, полу такие украинские.

Студенты консерватории практиковались в исполнении всевозможных арий. Эдик пел в «Евгении Онегине», «Пиковой даме», «Риголетто», «Кармен», «Русалке». В опере «Черное домино» его героя окружали молоденькие балерины.

ЖЕНА В этом танце была, естественно, и я. И мне балетмейстер дал задачу, говорит, вы его вот так возьмёте за ушко и вокруг обвернёте несколько раз. Но это мне было очень сделать трудно, потому что он мне нравился и за ухо как-то хватать… Вот я так тихонечко, осторожно – ничего не получалось. Тогда мне сам Эдик сказал: «Вот возьмите вы меня за ухо как следует! Я же так не могу, мне неудобно. Я не могу двинуться». И я его схватила за ухо.
Хиль аж взвыл: «Ну и прихватила!» А Зоя больше его не отпускала. Эта юная балерина стала женщиной его жизни. Однажды на студенческих гастролях Эдик сделал любимой предложение.
ЖЕНА Он жил в общежитии. А мне мама давно говорила: «Чувствую я, что ты мне, в конечном счёте, приведёшь какого-нибудь студента с портфелем, голодранца». я поехала в общежитие. И говорю: «Поехали домой». А там очень было смешно. У них по несколько человек жили в общежитии и всегда был кто-то дежурный. Он как раз был дежурный. Я говорю: «А в чём дежурство-то заключается?» – «А вот, – говорит, – посмотри на подоконник». Я посмотрела: стоит вот такая громадная кастрюля. В ней было всё: пельмени, котлеты, какая-то крупа. И в середине её стояла поставленная алюминиевая ложка. Которой можно было что-то размешать. «Вот я, – говорит, – сегодня варил. Это у нас на всю нашу команду. Вот наше дежурство. Ну и чтобы был порядок». Я говорю: «Боже мой. И вы это будете есть?» – «А как же? Конечно. Это очень вкусно». Я говорю: «Давай-давай скорее». У него был, действительно, маленький такой портфельчик. Там было два полотенчика, банка сгущёнки, ноты-ноты-ноты-ноты и мы ушли. Пришли домой. Никого не было. А когда мама вошла, то я ей просто сказала: «Мама, это вот мой будущий муж».
В 1960 году Хиль окончил Консерваторию и стал солистом "Ленконцерта". Еще в годы учебы молодой певец вооружился репертуаром серьезного оперного солиста. Но тут известный композитор Андрей Петров предложил ему исполнить несколько песен в кинофильме «Путь к причалу». Слава пришла к Хилю мгновенно!
ЖЕНА Ещё фильм не сразу вышел, а песня уже звучала. Он не собирался идти на эстраду. И он вдруг подумал, что можно быть на сцене, можно даже сыграть какую-то маленькую историю. И вот так вот пошло-пошло-пошло и людям это понравилось.
Одной из первых талант молодого певца оценила ленинградская звезда Эдита Пьеха - ко времени появления Хиля на сцене она уже была знаменитой!
ПЬЕХА Помню, что по радио, по телевидению, вот «Путь к причалу» незабываемый его тембр: «Если радость на всех одна, на всех и беда одна». Красиво так, таким глубоким мужским голосом он пел, по-настоящему.
ТАЙМАНОВА «И если радость на всех одна, на всех и беда одна» - однажды запел оперный певец Хиль в фильме с музыкой Андрея Петрова. И на утро он проснулся знаменитым, потому что именно эта песня сделала его легендой российской эстрады и кино
В 1963 году у Хиля родился сын Дима. Точнее, сын Дима родился у Зои. Эдуард Хиль был на гастролях, и сразу вернуться просто не мог!
ЖЕНА И мне приносят в палату телеграмму, что выехать не могу, у меня ещё несколько концертов. С одной стороны, как-то удивительно. А с другой стороны, я привыкла, что ну это же Эдик. А иначе быть не могло. Раз он поёт, раз там концерт, о чём я говорю. Ну родился. Ну на несколько дней позже он его увидит. Ладно. Приезжает Эдик. Эдик подходит, смотрит так на него и говорит: «Зоя, а что это у него такие ноздри большие?» Я говорю: «Сейчас быстро к зеркалу и посмотри на свои».
Времени на воспитание сына у родителей почти не было. Они постоянно были на гастролях, часто выезжали за границу. Диму воспитывала бабушка.
СЫН Мама должна была быть с папой. Я писал дневники. «Вот, осталось две недели, осталось десять дней. Когда же вы приедете? Мне плохо, мама. Когда же вы будете?»
ЖЕНА Бедный мальчик – он всё время был без родителей. Но мама моя – она, конечно, всю себя отдавала ему. И поэтому он очень любил бабушку. С родителями он так, как-то критично довольно сложились отношения. А вот такой какой-то и любви, и радости – всё это была бабушка.
Растущей популярности Хиля помогло и то обстоятельство, что он стал желанным гостем музыкальных программ ленинградского телевидения. Раиса Байбузенко работала диктором более тридцати лет и специально по нашей просьбе пришла на телестудию, чтобы отдать дань памяти любимому певцу.
БАЙБУЗЕНКО Сидя в гримёрной, когда Эдуард Хиль входил в студию, уже в студию и шёл по коридору, ещё не дойдя до коридора, Где я гримировалась. То есть уже было ясно, что в студию вошёл Эдуард Хиль. Этот громогласный голос и ты ещё не знаешь… То есть ты понимаешь, что он вошёл, но уже понимаешь, что он с кем-то разговаривает. И разговор примерно шёл вот в таком плане: «О, послушай, вот только сейчас встретил. Вот ты не представляешь…» И начинали шуточки-прибауточки и от одного человека к другому. И пока он доходил до гримёрной, то есть была рассказана вся история.
ТАЙМАНОВА я узнала Эдуарда Хиля, еще когда была студенткой консерватории, Я тогда была пианисткой, а Эдик Хиль замечательным камерным и оперным певцом. Но когда я уже завершила консерваторию, а потом мне недостаточно было быть пианисткой, я стала режиссером, то именно здесь, в этой студии, наверное, третьей моей программой стала программа новогодняя, где Эдик Хиль сидел под елочкой и пел песню Таривердиева «Маленький принц».
А еще Хиля привлекали на телевидение «первые красавицы королевства»!
ЛАЙФ ТАЙМАНОВА И БАЙБУЗЕНКО А уж как Эдик Хиль заглядывал в дикторскую, конечно он заглядывал, потому что там были самые главные красотки телевидения. Вот кстати, об этом мы не говорили, о том, что Эдик, будучи великолепным семьянином, при этом очень любил пококетничать с красивыми женщинами. Ему это нравилось, побалагурить, немножко кого-то чуть-чуть так обнять, абсолютно.
Сын Дима подрос, и вскоре запел вместе с папой. Дуэт Хилей - песню «Крестики-нолики» в начале 70-х тоже растиражировало телевидение!
СЫН И я стеснялся сниматься. Я не хотел петь это всё. Снимали… Мы жили тогда на улице Плеханова. У нас дома в холле. В руках у меня – игрушка такая, которую папа привёз. В начале семидесятых он был в Австралии. В те времена очень мало было каналов. Два-три канала, да? И если ты попал в телевизор, в этот ящик, то, значит, все о тебе говорили, всё. Вот. Ну у меня были неприятности в школе, потому что, естественно, ребята тоже какие-то видели. Считают, что ну если, значит, снялся с папой, ну всё: выпендривается. Говорят: «Кто Хиль-то? Хиль? А вон, вон он. Иди сюда». Я подхожу, он – раз! – пенделя мне. «А!» Дошло до того, что я когда приходил, плакал, конечно. Приходил домой и говорил: «Мама, я не хочу больше быть Хилеем». Смешно.
ЖЕНА Вы знаете, ему не нравилось, что вот у папы такая популярность. Он говорил: «Мама, я не хочу быть Хилем». А когда был маленький, шли вместе по тому же Невскому, он меня всё время дёргал: «Мама, давай пойдём на другую сторону. К папе всё время подходят».
СЫН«О, вон Хиль идёт. О! Эдуард Анатольевич, можно ваш автограф?» А тут мы с мамой. Мне как-то казалось неудобно, что мы мешаемся тут рядом. Вот. Тем более, что внимание тоже.  «О, а это что, ваш сын?»
А вот жена Эдуарда Хиля обладала более крепким характером, чем их сын. Она оставила балет, стала директором мужа и ведущей его концертов.
ПЬЕХА хотя и матриархат был, но так и надо, артисту надо иметь маму, крепкую. У меня был папа, вот, а у него была мама – Зоя. Она очень волевая такая, она же балерина, которой, к сожалению, не посчастливилось карьеру балерины сделать. И она труженица, поэтому она могла хорошо подсказывать Эдику что надо, как надо.
ТАЙМАНОВА Ну, я буду честна, так, как я думаю, так я и скажу. Зоя была балериной театра консерватории. Она была очень изящной, она была очень женственной, она была очень красивой, но большой балет ей не грозил. Поэтому она оставила сцену
ЖЕНА Я поняла, что мне в жизни повезло. И меня, со мной вместе рядом идёт очень одарённый, талантливый человек. И моё дело – ему помогать. Моя помощь заключалась в организации его производства. Ну и, конечно, приходилось оголтелых этих самых поклонниц останавливать в момент, когда после концерта человек переодевается…  Эдик говорит: «Подождите, девчонки. Я ведь ещё не переоделся. Как-то не удобно». «Да мы не стесняемся. Подпишите нам». И поэтому иногда, когда были какие-то серьёзные, большие концерты, приходилось и цербером в двери постоять. А что делать?
СЕНЧИНА Это больше, чем любовь. ты уже не думаешь, жена это или не жена. Это как всё. Это вторая половина. И у Зои, конечно, и характер, и все дела. Там, всё. Эдику, наверное, непросто было.
Концерты, съемки, гастроли - и так почти каждый день. Хиль стал своим, близким человеком для многих коллег. Наверное, не случайно многие считают его уход самой большой потерей.
СЕНЧИНА я очень, очень по некоторым людям сильно и серьёзно скучаю. Вот. И один из них – это Эдуард Анатольевич Хиль. Это очень громко так сказать, что точно так же, как папа с мамой дороги. Но это очень, очень сильно близко и похоже. Вот это семья. Ушла огромная моя семья, которая меня вот так вот вынянчила. Вот мы сейчас идём по коридору вот с этим нотным станом со словами, которые здесь написаны. Вот эта песня посвящается Октябрьскому залу. Мы ходили здесь с Эдуардом Анатольевичем по этим коридорам. Неспешно выходили, заранее выходили на сцену, чтобы не опоздать. И разговаривали здесь. Здесь уже сто лет, миллион лет всегда висит программа концерта. Очень жаль, что сегодня в этой программе нет Эдуарда Анатольевича. Я привыкла видеть всегда здесь рядом наши фамилии. Ну что делать? А здесь сцена.
ЛИЛИЯ ЧЕРНОГЛАЗОВА (зав. костюмерной частью БКЗ «Октябрьский») Он был человек без претензий, ну, в мои функции входило размещение артистов, как-то там по совместимости, по народности, по званию, по возрасту. Никогда, чтобы Эдуард Анатольевич сказал: «Я не буду с этим, вот мне с ним нехорошо, или я не буду…», нет, он заходил, переодевался, шёл на сцену, пел – он делал своё дело честно. (– А существовал ли у него райдер?) Даже смешно. На этот вопрос нет ответа, нет ответа. заходил и чаю попить и посидеть байки потравить какие-то, похохмить, но никогда, крайне редко, оставался на какие-то банкеты.
ЖЕНА А он всё это не любил. Не потому что я его держала и не разрешала. Он не любил рестораны. Он не любил вот эти банкеты. Редко-редко когда задержится. Он вообще очень хороший семьянин. Ему хотелось быть дома.
Будущее представлялось Хилю безоблачным! В мечтах были и путешествия. И конечно, Париж - город любви! Мог ли Хиль подумать, что спустя годы, уже покорив миллионы советских слушателей, он будет вынужден отправиться в столицу Франции на заработки? После распада Советского Союза в Европу устремилось множество певцов – в те времена это был единственный способ выжить даже для звезд самой первой величины. Так Хиль оказался в Париже.
ПЬЕХА Кабарэ «Распутин», Может быть, это была идея Зои, или кого-то, его, таким образом, в Европу продать, может быть. Я думаю, что может там платили неплохо, может быть, откуда я знаю. Это у Зои надо спросить.
ЖЕНА Это был заработок, потому что здесь был ноль. Тут не было ничего. Тут как-то настало время, когда всё остановилось. Не было таких концертов. Ему предложили. Он согласился. Попробовал. Как-то вначале не очень, а потом всё. Но этот «Распутин», действительно, ну русская эта мадам, которая держала ресторан, она же сама-то была из России.
CЕНЧИНА Он уезжал в Париж надолго. Он нас надолго покидал.
БАЙБУЗЕНКО не все артисты могут себе позволить, понимаете, вот такую смелость: уехать за границу. Может быть, он уехал с другой целью, но как певец он там был востребован. Он там нравился.
СЫН на самом деле не было такого, что папа хотел эмигрировать. Как говорят: «О, Хиль эмигрировал во Францию, в Париж». Вот. Может быть, не знаю. Может быть, у него было такое даже в мыслях. Что-то такое. Потому что здесь непонятные очень времена начались. всё, что было накоплено, оно превратилось в копейки.
И вот он стоит на сцене варьете и поет русские песни. Трудно сказать, что он чувствовал в это время. Но Хиль имел успех у искушенной парижской публики!
ЖЕНА было трудно работать, потому что это ночью. Непривычно. Что это ночь, что это ресторан. Но этот ресторан «Распутин» был не просто так: сидели,. ели и надо было где-то между столиками петь. Это маленькая эстрадка. И никто не чавкал, вилками не тарахтел, а все смотрели и слушали. он там пел больше русский репертуар. «Не велят Маше за реченьку ходить». На весь-то ресторан, да с его тембром. Конечно, иностранцы… Иностранцам это было нужно. А всё остальное они имели своё.
Но это был совсем другой успех, чем в Советском Союзе. Тогда Хиль был звездой первой величины. Наряду с Львом Лещенко, Софией Ротару и Иосифом Кобзоном, большую часть времени Эдуард проводил в гастрольных турах. В 1965 году его отправили на международный песенный фестиваль в польский Cопот, где певца взяла под крыло знаменитая певица Анна Герман
ЖЕНА Она же была очень высокая женщина. И когда они рядом сфотографированы: она где-то наверху, а он внизу. Но они так подружились. у нас никто до этого не прорывался так, как Эдик. А это было очень здорово, потому что он спел эту песню польскую. И нельзя было повторять на бис, но публика заставила. И он в Сопоте пел на бис «Раз, только лишь раз».
В 70-е дуэт Хиля с молодой певицей Людмилой Сенчиной - песня «Дождь за окнами» стал бомбой! Это уже был настоящий театр! Во время исполнения песни прямо на сцене Хиль и Сенчина даже сбрасывали туфли!
ТАЙМАНОВА И БАЙБУЗЕНКО когда они с Хилем «Дождь за окнами», и когда они танцевали с Хилем.- Да, да, да, это было очаровательно, да.- Да, это был прелестный дуэт, такой легкий, в общем. И они даже сбрасывали с себя действительно Люда туфельки, он тоже туфли, и они бежали по сцене, совершенно не обращая внимания на концертность ситуации.
СЕНЧИНА И мы очень часто это пели. (Поёт.): «Дождь за окнами, идёт за окнами, шумит за окнами опять. И мы заохали, и мы заохали, и мы заохали: нельзя гулять. Дайте музыку, скорее…» – почему решили сделать дуэт, я не понимаю. Каждый из нас в отдельности пел это. Я пела эту песню «Шутка» и пел её Эдуард Анатольевич Хиль. Кому первому пришла в голову?..
Крепкая дружба связала Эдуарда Хиля с Людмилой Сенчиной и в жизни.
СЕНЧИНА И он начал делиться какими-то своими, там, и сокровенными вещами. И я тогда поняла… Тут у меня уже включается, конечно, и сочувствие, и соучастие, и… Может быть, я помогала так, как надо и не надо, там, ему. Но как могла. Но, в принципе, я жила какими-то его интересами, его вот откровенностью со мной.
В 1980 году семья певца наконец получила шикарную квартиру в самом центре Ленинграда, на улице Рубинштейна. Закипел ремонт: Хиль всегда все делал своими руками!
ЖЕНА он много очень тут делал. Много делал, много что-то придумывал. Гостей любил. И когда открывалась дверь, он сразу… Незнакомый человек приходил. «Щи будете? Борщ будете?»
ЖЕНА около рынка бомжи души в нём не чаяли. Один подходил и говорил:– «Здравствуйте, Эдуард Анатольевич». Его называли профессором. «Вы извините, я немножко поиздержался». Эдик понимал, что ему надо помочь. Потом а другой там играл на гармони. Причём здорово играл. На рынке. Что вы думаете? Эдик с ним шёл, брал его так под руку и напевал какую-то песню.
Эдуард Хиль избежал звездной болезни. Он никем не притворялся, никого не изображал, и оставался в жизни таким же, каким был на сцене.
ТАЙМАНОВА он нашел свой жанр. А жанр был в том, что вроде бы простой советский паренек, лукавый, изящный, остроумный, легкий, и вот таким пареньком он остался до достаточно серьезного возраста. Эдик не строил из себя звезду, наоборот, задача была – быть простым в жизни и на сцене.
ЖЕНА Он даже смущался. Когда стали там все его: и на улице, и туда, и сюда, и приглашали. Ему как-то это даже было, казалось неудобно. Потом он… А потом он смотрел на это спокойно.
И карьера была на взлете! Огромными тиражами выходили пластинки с песнями в исполнении Эдуарда Хиля."Лесорубы", "Потолок ледяной", "А люди уходят в море", "Голубые города» и многие другие стали любимыми хитами аудитории, а певцу все настойчивее предлагали переехать в Москву
ЖЕНА в Москве хорошо быть гостем. Или надо там родиться и продолжать своё дело. И когда он ездил туда-сюда, приглашали его в Москву много, он сказал: «Я с тобой согласен. Там хорошо быть гостем, но жить лучше здесь». А ему не раз предлагали.
Хиль отказывался от неоднократных и заманчивых предложений покинуть Ленинград, ставший для него родным городом. Он и так имел все, что хотел.
ТАЙМАНОВА А я думаю, что был очень неглупым человеком Юлий Цезарь, который говорил: лучше быть в деревне первым, чем в городе вторым. Эдик был первым, его звали на правительственные концерты, он был успешен. И не исключаю, что его в Москонцерте наоборот, могли бы скушать, и наоборот, он мог бы потерять свое петербургское обаяние.
На одном из концертов случилось недоразумение, едва не перечеркнувшее карьеру Хиля. По просьбе своего приятеля, первого космонавта страны Юрия Гагарина, он запел свой хит «Как хорошо быть генералом!» Во время исполнения военные генералы, которых в зале было немало, как по команде встали и покинули свои места. В Политуправлении Армии Хилю объяснили: «Придется годик отдохнуть - и от концертов, и от сьемок!»
ЖЕНА Главное – он не понял за что. А потом опять на каком-то вот таком концерте, где надо было, ну обязательно, как без Эдика, опять встретился ему Юрий Гагарин. И они разговорились. Он говорит: «Ну вот, Юра. С вашей лёгкой руки…» «Что-то тебя не видно», – он говорит. «Так я и не мог, меня наказали». И он тут же пошёл и говорит: «Ну как же так? Ну зачем? Почему?» И Эдика восстановили.
Юрий Гагарин оказался косвенным виновником отлучения Хиля от сцены. Почувствовав собственную вину, он отправился в Политуправление и объяснил: «Хиль ведь пел не о наших генералах, а об итальянских!» Авторитет первого космонавта был непререкаем! Хиль снова занял свое место рядом с Кобзоном, Лещенко, Магомаевым, Пьехой и Ротару.
Всего несколько лет спустя звезды французской эстрады Мирей Матье, Шарль Азнавур и Жильбер Беко специально приходили в варьете «Распутин», чтобы послушать Эдуарда Хиля. Заметив, что среди гостей стали появляться знаменитые шансонье, хозяйка варьете решила выяснить: кто же такой этот Хиль? Она была потрясена, узнав, что в ее шоу участвует народный артист шестой части земной суши.
ЖЕНА «Эдуард, а почему вы мне не сказали, что вы такой популярный». А он говорит: «Так а какое это имеет значение? Я пел и пел». И она узнала со стороны, что он популярный певец Она была изумлена и как он смеялся, сразу ему прибавила зарплату. (Смеётся.)
БУЖОР его потом узнавали там французы, и не могли поверить, что звезда Советского союза и работает в кабарэ. Но, были времена, когда ему нужно было, видимо, прокормить семью, сына, и он взял на себя такую ответственность. Он вообще был очень ответственный человек.
ХИЛЬ Я, до какого-то времени, считал себя, может, ну, не знаю, популярным, звездой, как вот сейчас говорят.@ и когда ты попадаешь, допустим, на Запад, или в Европу, или в Америку, то там ты никто. Потому что наш шоу-бизнес, он как бы стоит особняком ко всему миру. нас и не будут знать, пока мы не будем жить по международным законам.

ЖЕНА Мы просто любили так иногда побродить по городу. Любили по Неве гулять. Потом очень какой-то такой был уютный… Вот у нас там, знаете, Банковский мостик? На этом Банковском мостике один и другой раз были такие приятные встречи. Запомнились. И тоже там всегда много молодёжи. И эта молодёжь к Эдику подходила.
ПЬЕХА Хиль, хочу сказать, был настоящим ленинградским певцом, певцом, который представлял с большой буквы этот город, который не терпит случайных явлений, случайных людей в искусстве. А Хиль вписался, Эдуард Анатольевич Хиль вписался сразу в летопись артистов нашего города.
Возможно, у популярности Хиля был и еще один секрет. Из-за необычной фамилии многие принимали его за иностранца. А все заграничное было на нашей эстраде в большой моде!

ХИЛЬ когда я выезжал за рубеж, ну не было такой страны, где бы я не встретил эту фамилию. Но идёт она, я думаю, она идёт из Испании, потому что в Испании Хиль – это имя. Даже вот известная пьеса есть «Дон Хиль зелёные штаны». И, наверное, какой-то раненый Хиль попал в плен на Березине, и, наверное, какая-то белорусочка его выходила, и вот оттуда вот и пошли все Хили.
ЖЕНА Гиль – это снегирь по-белорусски. Правда, он такую говорил вещь: «Была война с Наполеоном, было много тут всяких испанцев, было, кого угодно, поэтому мало ли, откуда моя фамилия произошла». Но в детстве, когда он учился в школе, ему пришлось за эту фамилию пострадать, потому что кто-то считал, что он немец.
Хиль был разным - то задумчивым, то искрометным. О его чувстве юмора до сих пор ходят легенды.
ТАЙМАНОВА он мог прийти на день рождения к Андрею Петрову и написать такие сатирические вирши, они были конечно хвалебными, но с ироническим подтекстом. Ведь именно Андрея вывел Эдика на ту орбиту, на которой он был. Он прикольный во всем, он мог на эстраде как угодно шутить, смеяться. Как-то Эдите Пьехе он сказал: «Ну что, выпьехиваться пришла?». Эдита тоже была остра всегда на язык и ответила ему достаточно своеобразно.
ПЬЕХА он как-то меня встретил и говорит: «ну что, идёшь выпьехиваться?». А я говорю: «А ты уже Выхилялся?». Вот так мы потом встречались, он выхиливаться, а ты Выпьехиваться, так просто такой, немножко не грубый, но юмор такой был.
Эстрадный певец в советские времена был не только кумиром, но и образцом для внешнего подражания. Эдуард Хиль не был иконой стиля, но все же…
ЖЕНАОн любил одеться. Он любил покупать. Я называла его «покупант». Он обязательно, если у него были какие-то деньги, он покупал, я не знаю, майки, галстуки, я не знаю… мне казалось, что он свой стиль как-то сумел создать и удержать.
CЕНЧИНА Гастучек так, рубашечка здесь, пуловерчик здесь. Всё чисточко, аккуратночко. Всё у него так: ботиночки начищены. Брючечки. Вот Зоя его одела, вот всё. Он пошёл. Так он будет ходить неделю. Вот он это блюдёт, чтобы всё было аккуратно и красиво.
Коллеги вспоминают: было время, когда Эдуард Хиль даже прибегал к помощи пластической хирургии.
ИБРАГИМОВ мы ещё потом, когда он сменил свою несколько внешность, даже спорили, мол: «Зачем сделал? и так было хорошо». Я говорил: «Не в этом дело». – Ну, он вариант с носом, что-то у него было, он изменил нос же свой, вот. А пел он прекрасно, независимо от формы носа.
Время шло, менялись вкусы аудитории. В 80-е популярность советской эстрады снизилась. Появился шоу-бизнес, в тонкостях которого Хиль силен не был. Теперь его манера пения казалась публике устаревшей, а новые композиторыновых хитовне предлагали.Да и не до песен было вчерашним советским слушателям. В то время многие столкнулись с вопросом: как прокормить семью?

ИБРАГИМОВ певцы, которые имели хорошую школу, имели культуру, имели репертуар, перестали быть востребованными, начали искать себе какие-то заработки, где-то пристраиваться, уезжать за границу. и Хиль рассказывал, как он во Франции работал, в ресторане, несколько лет работал.

ИБРАГИМОВ Духовный человек – он всегда найдёт в себе силы и применение к своему творчеству. Никогда не упадёт вниз, не бросится с этажа там с какого-то, потому что он всегда себе находит в жизни интерес, и Эдуард был таким человеком.
CЕНЧИНА когда он пел песни Андрея Петрова, когда он ездил на фестивали, представляя Советский Союз, когда он там побеждал, в «Распутине» хоть бы там сколько платили, как бы там ни хорошо и вкусно было, такой человек, Не мог там жить спокойно и быть счастливым и получать от этого огромное удовольствие. Ну погулял по Парижу сорок раз. Ну хорошо, шестьдесят. Ну сто двадцать. Ну как бы всё равно это… Я почему так смело говорю, потому что я как бы неплохо, неплохо его чувствовала. Вот. И я так думаю, что я сто процентов, абсолютно права, потому что так любить город, быть здесь настолько узнаваемым, любимым, уже, так сказать, гиперпопулярным певцом. И  в одну минуту когда это рухнуло и он просто, может, его убедили. Я так думаю, потому что сам бы он не поехал никуда. Я думаю, что его убедили, что уже тут ничего не будет. Вот кто знал, что будет «Трололо»? (Посмеивается.) Кто знал, что будет это? Кто знал, что его здесь с распростёртыми объятиями? Только лучше ещё пошла карьера. Надо было пережить. Очень хорошо он это пережил в Париже. Пусть тяжело, но в Париже. (Смеётся.)
Когда хозяйка парижского варьете поняла, кто у нее работает, Хиль уже собирался домой. Ситуация в России выравнивалась, и он мечтал вернуться к любимому делу именно там. Хиль не мог долго жить вдали от родины. Его вынужденное изгнание продлилось несколько лет.
ЖЕНА «Ты представляешь, радио ли, так ли ты куда идёшь, всё время звучит чужая речь. Всё время, всё время что-то не твоё…» там надо было быть подтянутым, куда бы ты ни пошёл. И он уставал вот от этого. Он там был неестественный. А здесь он отдыхал. Понимаете? И очень всегда хотел домой. Очень хотел домой. И как только появилась возможность, немножечко всё установилось, он тут же вернулся.
CЫН«Вот Париж, Париж, Париж». И создалось такое мнение, что он чуть ли не на совсем туда уехал. Ну, должен сказать, что мне тоже в какой-то момент показалось, что жизнь может поменяться. Может быть, может быть, как-то получится, что папа будет как Шаляпин, такое сравнение дурацкое. Но я приложил все усилия, чтобы этого не было. Я его снабдил песнями, понимаете, скажем, на тему патриотизма, на тему Ленинграда. Вот. Потом это всё по прошествии некоторого времени воплотилось в альбомы.
БУЖОР работа во Франции – это был некий такой опыт приобретения Западного лоска, может даже, в хорошем смысле слова, французского шансона, ну того шансона, который мы знаем, да. И ему всё это пригодилось впоследствии.
СЕНЧИНА Ну он вернулся оттуда какой-то очень, так сказать, грустный. Ну это понятно. Он там бы никогда в жизни не остался бы жить. И он вернулся к семье своей. Они к нему ездили тоже, проведывали его там. Но же тоже не жизнь. Он понял, что прошли… настали какие-то годы. Но, видно, уже смотрел, что тут происходит с его коллегами его возраста. Что все замечательно поют, что все на плаву.
ТАЙМАНОВА После Парижа я Эдика увидела, и могу сказать, что он, пожалуй, на какое-то время изменился. он уехал на несколько лет для того, чтоб захотеть вернуться, это главное, что ему хотелось вернуться.
Вернувшись домой, Хиль с воодушевлением принялся за работу. Вместе с сыном Димой, который за эти годы успел окончить консерваторию и стать профессиональным музыкантом.
ЖЕНА Он совершенно не похож на отца. Насколько Эдуард Анатольевич открытый к людям человек, настолько Дима замкнутый. Он живёт своей внутренней жизнью. Очень редко, по-моему, с кем-нибудь может поделиться какими-то своими мыслями. Очень такой, строгий я бы даже сказала. Требовательный. И хороший профессионал.
В 1996 году по идее сына певца Дмитрия был осуществлен проект - "Хиль и сыновья". В кампании молодых музыкантов группы "Препинаки"Эдуард Анатольевич перепел свои старые хиты и привлек новое внимание зрителей.
ХИЛЬ Дима привёл к нам домой ребят, их было несколько человек, они покорили меня тем, что пели мои песни, которые, я уже и забыл. Я просто, знаете, так был удивлён, приятно, конечно. Вот, и они предложили: «Давайте вместе сделаем совместный, такой проект, и мы попробовали».
ЖЕНА Отец сказал: «Дима, ты что? Это же совсем другое дело. Пускай молодёжь работает в этом ключе. Но я-то тут причём?» А они его купили тем, что они его песни стали петь. И неплохо. По-своему. Он сказал: «Ребята, вот если вы вот тут немножко, тут подтянете, здесь не будете что-то делать со словом. В общем, оставите в покое песню, то давайте попробуем». И вот попробовали.
CЫН он любит всякие эксперименты. Ну вроде пошло. Молодёжи понравилось. Он ещё шутил, что все сыновья, но от разных матерей. Потом говорит: «Да, правда, да. И от разных отцов».
Артист был на седьмом небе: он снова был дома и публика встречала его овациями. Это уникальный случай в истории шоу-бизнеса: карьера певца продолжилась с того самого места, на котором он остановился пв начале 90-х. Его жена Зоя снова была рядом - как будто и не расставались…
БУЖОР Зоя Алексеевна, она вы знаете, она, действительно, была суровой в плане требовательности. Может она его и воспитала, но она всегда его оберегала, она пыталась ему создать тот мир, творческий, в котором он мог раскрыться.
ЖЕНА Мы как-то взаимно… взаимно друг другу в какие-то моменты просто помогали. Вот он меня, например, научил. Мне говорит: «Чтобы ты никогда не ревела. Это так женщину уродует. Никаких слёз!» И вот я как-то это запомнила, что реветь – это не выход. Плакать, рыдать – это не выход. И потом у него была такая полуирония… А было серьёзно. Что-нибудь происходит. Я говорю: «Эдик, ну как ты мог? Я так на тебя рассчитывала». Он такой делал: «А почему ты на меня рассчитывала? Не надо на меня рассчитывать». Я говорю: «А как же?!» – «Каждый человек должен сам на себя рассчитывать». И мне как сразу – раз! – и всё уже. Целый ряд таких было интересных его замечаний по жизни. Так и жили. я вот всю эту жизнь прожила счастливо. А насчёт Эдика – это его состояние. Но потому, что я могла видеть, мне казалось, что ему хорошо. Мне казалось, что это так. И, конечно, самое главное, что его очень любили люди окружающие.
Новый век – новая волна популярности. В 2010 году интернет-пространство взорвал винтажный хит, который Эдуард Хиль исполнил за полвека до этого! Мировому успеху песни поспособствовала и красивая мелодия, и отсутствие слов, и яркий голос исполнителя. А началось все с внука, которого назвали в честь деда!
ЖЕНА его назвали же Эдуард, Эдуардом в честь деда. И называли его Эдуард Второй. Кто-то придумал. И где-то на концерте даже всё говорили Эдуард Второй.
Именно Эдуард второй однажды обнаружил, что песня его деда занимает первые места в музыкальных интернет-парадах!
ВНУК Сразу же побежал к дедушке. А тогда я ещё учился в каком? В шестом классе? Дедушка был удивлён. Сказал: «Интернетом я так, не очень активно пользуюсь, поэтому не могу разобрать». Я ему объяснил, что песня твоя. Он сказал: «Какая песня?» Он поначалу даже не понял, что этот вокализ Островского. Вот. Поэтому я потом подошёл к папе. Сказал. Папа тоже не понял. В общем, никто меня не воспринял меня всерьёз.
ЖЕНА как девятый вал океанский. И конечно, у него сразу настроение такое появилось. Ему хотелось опять ездить. Ну, немножечко так как-то, конечно, уже и возраст, вроде бы так чуть-чуть подустал, хотя он всё равно много работал и хотелось ему куда-то поехать. И собирался же он поехать в Германию.
СЕНЧИНА Я с ним говорю: «Эдик, как это вот? Ты представляешь, – говорю, – такое свалилось. Весь мир это услышал. Всё». Он говорит: «Хм, хм, да? Да». Ну вот так вот, знаешь? Как-то реакция такая. Это дорого для меня стоило. Я почему к человеку так хорошо отношусь, потому что мне нравится – понимаешь? – вот такая. Сейчас к другому уже б не подойти было, там, понимаешь? он понимал, что это игрушка, это так получилось.
Успех вновь вернулся, когда Хиль этого меньше всего ожидал. Стародавний вокализ под названием "Я очень рад, я наконец возвращаюсь домой!"в мгновение сделал подзабытую звезду советской эстрады кумиром совершенно новых поколений. По припеву незамысловатой песенки Хиля стали называть не иначе, как «Мистер Тро-ло-ло»! Оказалось, песня звучит абсолютно по-сегодняшнему!
ПЬЕХА он там во всей красе, в ширине, и в глубине продемонстрировал возможности своего необыкновенного голоса. Он не побоялся там, и всякие там филигранные звуки издавать, и фальцетом петь, и низкие ноты брать. Он показал себя как настоящий, т.е. как человек, владеющий вокалом, владеющий своим голосом. Он оказался на большой высоте, на «5+», поэтому это вызвало интерес у людей сразу. Потому что никто из наших вокалистов этого не сможет.
БУЖОР В последние годы его жизни я для себя открыл Эдуарда Анатольевича… могу даже сравнить – это был Фрэнк Синатра петербургский. Он потрясающе делал романсы эстрадного характера, потрясающе. И обидно, что его воспринимают, как «Мистера Тро-ло-ло», или «Потолок ледяной». Это был глубочайший человек, интеллектуальный, культурный и с глубоким внутренним творческим миром.
И все же, именно с «Тро-ло-ло» начался новый взлет Эдуарда Хиля. Когда стародавний вокализ прогремел в интернете, его ролики появились в американских блогах, образ певца спародировали в сериале "Гриффины", значки и майки с изображением Хиля стали ходовым товаром в британских интернет-магазинах, а на родине артист удостоился престижного"Золотого граммофона".
CЫН вот мы сейчас разговариваем и звонков нет по телефону. А приходили люди, было такое время, это, действительно удивительно, когда беспрестанно звонил телефон. То есть кладётся трубка, а он тут же опять звонит: «Алё, вы не можете приехать в Воркуту?» – «Я подумаю, хорошо. До свидания. Всё». Бр-р-р. – «Вы не можете в Англию? Мы делаем шоу двойников. Всё». Он говорит: «Хорошо. Я подумаю. Спасибо». Вешает. Всё время. Вот вешаешь трубку и всё время звонки. То есть в этом смысле, конечно, такая была волна. «Вам надо обязательно свои права поставить, зарезервировать, потому что на шапках печатают «Мистер Трололо», на майках, на бейсболках, на кружках». Там в Америке такая была волна. Папа так к этому отнёсся тоже… Ну… Он это воспринимал философски, скажем так. Он понимал, что слава – она, знаете как, она приходит и так же уходит.
Мало кто понимал, насколько символично для артиста это название. «Я очень рад, я наконец возвращаюсь домой!» Новый взлет карьеры не стоил для него ничего - по сравнению с тем обстоятельством, что Хиль снова жил и творил дома!
ЖЕНА Он жизнь любил, как привыкли говорить, так, смачно, так здорово. Так ему было удобно. Ему надо было, чтобы всё кругом пело, веселилось, радовалось и он бы в этом крутился где-то рядышком.
ХИЛЬ Я думаю, что самое большое удовольствие, если вот вы друг другу будете приносить свою любовь, своё сердце, свои чувства. Вот отдавайте всё, что есть у вас хорошее, и взамен, конечно, за это вы получите.
Сегодня можно уверенно утверждать: главное счастье Эдуарда Хиля находилось дома. И это была его семья. Они и сегодня собираются за круглым кухонным столом: его жена, сын, внук. Только уже не так шумно и весело. По непредсказуемой воле судьбы артист ушел из жизни на новом пике популярности! Эдуарда Хиля не стало 4 июня 2012 года.
ЖЕНА У него сердечко было не очень. Ему было прописано лекарство от давления, постоянно. Он: «Нет, нет, нет. Не хочу. У меня всё нормально. Не волнуйся. Всё хорошо». Не принял – не принял лекарство. Не пошёл и не пошёл к врачу. Может быть, потому что ни разу в жизни не попал какой-то доктор, к которому он почувствовал доверие. А чувствовал себя хорошо. И собирался вот и в поездку, и всё. В целом, это было неожиданно, конечно, что такое случилось.
БУЖОР Он прожил, по-настоящему, свою жизнь. Он не пробежался по ней, он её прожил: с горечью, с проблемами, с радостью. Это была жизнь Хиля, это была его книга, его роман, это была его судьба от начала, до конца. Это был великий человек, хороший музыкант, и настоящий друг, он всегда уважал коллег, уважал сцену и уважал, в первую очередь, публику. Это был он, Эдуард Хиль.
Эдуарда Хиля похоронили на Смоленском кладбище северной столицы, рядом с часовней святой Ксении Петербургской. В 2013 году скверу в Щербаковом переулке, куда выходили окна квартиры артиста, присвоили его имя. Возможно, это имя еще прозвучит и на эстраде. Внук певца оканчивает капеллу и собирается поступить в консерваторию. «Святая к музыке любовь» завладела им так же, как когда-то его знаменитым дедом. Эдуардом Хилем.

2012


Рецензии