Вера

««Между систематизированным бредом
и породившими его первыми впечатлениями
дистанция часто велика»
Эмиль Дюркгейм

В современной философии понятие «вера» имеет два представления: бытовое или светское (его можно назвать мирским) и теологическое. Существует несколько определений веры, как понятия, несколько из них я процитирую:
Философский энциклопедический словарь:

«Вера — принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувства и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. В английском языке наиболее четко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith). Хотя религиозная вера и научная «вера» (предположение, гипотеза) опираются на факты...» и т.д.

Нельзя не обратить внимание, что для философии одной из задач которой является поиск предельных оснований, формулировка слишком тяжеловесна. Согласно неё вера, это принятие чего-либо без подтверждения истинности, но тем не менее, опирающееся на факты!? Надо полагать, что применительно к науке факты, это результаты вычислений,  наблюдений и экспериментов, а применительно к религии, это свидетельства, артефакты и так называемые «чудеса».

В гипотезы и предположения наверное можно верить, но доказательства и подтверждения (факты) превращают их в истину, а вера превращается в знание т.е. Появляется то самое: «полное подтверждение». Таким образом, имеем явное противоречие.

Рассмотрим формулировку в самой известной на сегодняшний момент энциклопедии  - Википедия.

«Вера — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры» и т.д.

В данной формулировке две логические неточности: во-первых верить можно не только в «чего-либо», но и в «кого-либо», а во-вторых «независимо от фактического или логического обоснования» означает, что вера существует как при наличии фактов в обосновании, так и при отсутствии таковых, а это противоречие.

Приведу ещё одно, наверное, самое первое определение веры и хотя оно чисто теологическое, но на мой взгляд точнее двух предыдущих:

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»
(«Послание к евреям святого апостола Павла» Евр. 11(1))

В своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» один из основателей социологии Эмиль Дюркгейм называет верования (не веру!) состоянием сознания данное в представлениях (точно: «Верования...это состояние сознания, они состоят в представлениях;...»), но суть этого состояния не раскрывает.

Я считаю, что вера это полагание т.е.  утверждение или мысленное допущение того, что «что-то» или «кто-то» является бытиём или им порождён. Иначе говоря, объект или субъект веры для верующего человека всегда есть часть реального мира, а вера в то, что ещё не существует, например «светлое будущее», является производной от того, что было или есть сейчас.
У веры есть обязательный атрибут, без которого, она верой не является, и этот атрибут — иррациональность.

Вера всегда безосновательна не подкреплена ничем, так как любые факты и доказательства, «чудеса» в том числе, превращают её в знания (или ложные знания, что в данном случае несущественно).
 
Окончательно: вера - иррациональное полагание.(Ровно, как надежда и любовь, являющимися производными от веры, но рассмотрение данного вопроса лежит за рамками небольшого эссе.)
Таким образом, вера ненаучна по определению, поэтому рассмотрим теологический феномен веры.
 
Теологическая вера всегда дуальна. Человек верит не только в существование бога, но он так же верит богу. Вроде бы второе является производным от первого, но это не так. Верить можно в :
1) бога;
2) богу;
3) бога и богу.
Вера первого типа характерна для бытового сознания. Она архаична и мифологична. Такая вера напоминает винегрет, в ней всё перемешано: рождество и хеллоуин, пасха и масленица, молитва и гадание, теология и астрология.  Большинство верующих носители именно этого типа веры.  Уместно вспомнить следующие выражения:
« На Бога надейся, а сам не плошай.»
« С Богом начинай, а руками кончай.»
«Аминем квашни не замесишь.»
«Молитву твори, да муку клади.»(Большой толково-фразеологический словарь Михельсона)
Или из кодекса самурая:
«Уважайте богов, но не полагайтесь на них.»(Миямото Мусаси «Путь одиночества»)

Это вера, но без любви. Она меркантильна и утилитарна. Носителя такого типа веры мало заботит факт существования или несуществования бога.
Гораздо важнее, что можно получить от бога и если ничего, или почти ничего, то пусть такой бог хоть трижды создал вселенную он будет лишен статуса бога, а его место займет нечто более практичное и полезное.
Примеров несть числа от пантеона греческих богов, статуями которых с отбитыми  головами, руками, ногами усыпан Пелопоннес, до взорванных в советское время христианских храмов. Сегодня ты бог, а завтра своими же адептами отдан на растерзание и прибит к кресту или с ярлыком «идолище поганое» плывешь вперед ногами вниз по Днепру.
В. В. Розанов(Василий Васильевич Розанов русский религиозный философ (1856 -1919г.)) говорил: «Человек без веры мне вообще неинтересен», подразумевая православную веру.
 
Утверждаю, что людей без веры не существует. Меняется только объект или субъект веры. Роль бога может примерить на себя любой идол: деньги, наука, технологии, удовольствия, макаронный монстр наконец и даже стремление к истине. Но всё это производно и не является абсолютом.

Смею предположить, что бог, как трансцендентальный абсолют понятие научное и будет сопровождать человечество всё время его существование т.к. познания человечества в сравнении с абсолютом будут всегда бесконечно малы.
Ровно так же, мы считаем научными:

~ определение точки :
«Точка — абстрактный объект в пространстве, не имеющий никаких измеримых характеристик (нульмерный объект). Точка является одним из фундаментальных понятий в
~ парадокс Бертрана Рассела (Бертран Артур Уильям Рассел  британский граф, математик и философ (1872 -1970г.)):
Множество всех множеств содержит само себя в себе или нет? Множество всех множеств называется универсальным и одним из основных свойств его является следующее: «Любой объект, какова бы ни была его природа, является элементом универсального Ничего не напоминает? Пантеизм в чистом виде! Бог «есть всё»(Сир. (43: 29)), «будет Бог все во всем»(1 Кор. (15: 28)).

 ~ сингулярность:
«Космологическая сингулярность — состояние вселенной в определённый момент времени в прошлом, когда плотность энергии (материи) и кривизна пространства-времени были очень велики — порядка планковских
Поясню: сингулярность это нечто, имеющее бесконечно малые размеры, бесконечно большую массу, абсолютную упорядоченность внутри (хотя никакого «внутри» в ней нет) и возникшую из ничего, в результате флуктуаций этого самого ничего т.е. вакуума.

Разрушение сингулярности — большой взрыв и рождение нашей вселенной.
«Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гете. (Высказывание И.В. Сталина по поводу произведения А.М. Горького «Девушка и смерть».)»

И что самое интересное: размышляешь о сингулярности — ученый; размышляешь о боге — мракобес.

В науке возможен как атеистический (материалистический), так и теистический (идеалистический) подход и они не противоречат друг-другу, так как объект (или субъект?) противоречий непознаваем.

Разница заключается в том, что в одном случае в начале была сингулярность во втором: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.(Евангелие от Иоанна (1-1))»

У материалистов: материя порождает информацию; у идеалистов: информация материю.
 
В первом случае информация без материального носителя невозможна, во втором возможна, но всё это лежит за рамками науки, которая является надстройкой (как и религия) над этими постулатами.

Человек, доказывающий факт существования бога, ровно как и человек доказывающий его несуществование кто угодно, но не ученый.

Второй вид веры, а именно: вера богу, описана в библии. Она характерна для большинства действующих лиц этой книги, которые в силу постоянного контакта с богом имели множество доказательств его бытия. Все они или слышали, или видели, или разговаривали с ним. Они являлись свидетелями явления божественной сущности т.е. чуда, а следовательно были уверены, что бог есть.
Вера Адама и Евы:
Бытие (3-8) «И услышали Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня...»
Бытие (3-11) «И сказал Бог...»
Бытие (3-13) «И сказал [Господь] Бог жене...»
Вера Каина:
Бытие (4-9) «И сказал [Господь] Бог Каину...»
Вера Ноя и сыновей:
Бытие (7-13) «И сказал [Господь] Бог Ною...»
Бытие (8-14) «И сказал [Господь] Бог Ною...»
Бытие (9-8) «И сказал [Господь] Бог Ною и сынам его с ним...»
Вера Аврама:
Бытие (12-1) «И сказал Господь  Авраму...»
Бытие (12-7) «И явился Господь Авраму и сказал ему...»
Бытие (17-1) «Господь явился  Авраму и сказал ему...»
Вера Моисея:
Исход (3-4) «Господь увидел, что он идёт смотреть и возвал к нему Бог из среды куста, и сказал Моисей! Моисей!...»
Исход (3-12) « И сказал [Бог]: Я буду с тобой...»
В ветхом и новом завете таких свидетельств множество и хотя апостол Иоанн и написал (имея ввиду Бога отца), что «Бога не видел никто никогда»(Евангелие от Иоанна (1_18)),  это не так, по видимому он имел ввиду, что-то другое, но цель моей работы не трактовка писания.
 
Невероятно, но большинство героев библии (за исключением одного!) в бога не верили, а верили богу. Свои знания они называли верой.
Опять же оговорюсь: ложные или действительные эти знания — неважно. Они были явлены (получены) через чудо.
 
Рассмотрим этот феномен подробнее.
«По религиозным представлениям чудо — это удивительное, невероятное событие, сверхъестественное явление, которое произошло благодаря Богу и которое нельзя объяснить с научной точки зрения.(Толковый словарь Дмитриева)»

Как видим, формулировка очень и очень расплывчатая, да и «научная точка зрения» может меняться.  То, что является чудом сегодня, завтра совсем не чудо, а обыденность.

Первым признаком чуда (я имею ввиду библейские чудеса) является внезапность (неожиданность):
«Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами.(Ин. (11_43-44) )»

«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.(Исх.(3_2))»

«Пётр сказал ему: «Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей». И он тотчас встал. И увидели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.(Деян. (9:34_35))»
и т. д.

Вторым признаком: необъяснимость в буквальном смысле: объяснить происходящий феномен невозможно.
Таким образом, чудо - это внезапное необъяснимое.
А может ли  внезапное и необъяснимое быть протяженным по времени? Может, но для живущих на этом временном отрезке оно чудом являться не будет. Предположим, рядом с вами живет вечный человек. Как вы узнаете об этом и тем более, проверите это? Ответ: никак(Рекомендую прочесть «Средство Макропулоса» Карел Чапек.). Вечный человек, это больше шутка, но необъяснимое при достаточно большой длительности становится обыденностью. Как звездолёт «Вояджер», застывший на орбите планеты с более быстрым течением времени.(Телесериал «Звездный путь: Вояджер»  6 сезон 12 серия «Мгновение ока».)

У чуда есть плохое качество, это всегда психологическое насилие. В теологическом аспекте оно порождает веру в бога и тут же убивает её, превращая в знание и преобразуя в веру богу, очень диалектично, надо сказать.
Чудо противоречит примату свободы воли человека, может быть поэтому,  мы давно не наблюдаем чудес.

И, наконец, третий тип веры : вера в бога и богу.  Она настолько редка, что в библии описана лишь в одном эпизоде, а именно в Евангелии от Матфея гл.8 5-13. Иисус : «… Истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл я такой веры.» Напомню, что это сказал 33 летний человек, родившийся и выросший в абсолютно теистическом обществе, всё окружение которого было верующие, имеющий тысячи поклонников и множество учеников.  И кому он это сказал! Сотнику, военному, оккупанту, который безоговорочно, без всяких чудес поверил ему и тем самым спас своего слугу и себя. Вот уж точно: «...блаженны не видевшие и уверовавшие.»(Евангелие от Иоанна (20_29))

19 февраля 2019 года


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.