Вадим Фиссон. Комик-трест

ВАДИМ ФИССОН,
или ЧЕЛОВЕК С НЕОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Вадим Фиссон, режиссер, актер
НаталИя Фиссон, заслуженная артистка России
Вячеслав Полунин, народный артист России
Николай Буров, народный артист России
Юрий Гальцев, заслуженный артист России
Артур Ваха, заслуженный артист России
Евгений Сазонов, режиссер, педагог
Ирина МАлочевская, профессор ЛГИТМиК
Галина Барышева, профессор ЛГИТМиК
Лариса Цветкова (Рыжова), декан факультета психологии СПбГУ
Евгения Чистякова, зав.архивом СПбГАТИ
Антон Губанков, тележурналист
19 августа 1991 года в Советском Союзе была предпринята попытка государственного переворота. В обиход вошло слово «путч», до тех пор применявшееся только к режиму Пиночета. В эти дни режиссер Вадим Фиссон репетировал первый спектакль. Он дал коллективу имя «КомикТрест». Премьера ошеломила театралов. Кульминация ожидала публику после шоу, когда на сцене появился режиссер. Многие зрители и представить не могли, что такой позитивный спектакль поставил человек в инвалидном кресле. Он радовался успеху со всеми  и аплодисменты не смолкали около получаса!
Фиссон: Вот спроси меня: а изменил бы ты, что ты сидишь в инвалидной коляске? А я не знаю, потому что, если бы я не сидел в инвалидной коляске, я видел бы его не из этого положения. Счастье же  процесс необъективный. И от тебя самого зависит  будешь ты счастливым или не будешь, будешь ты человеком с ограниченными возможностями или не будешь.
В 1979 году Вадик выглядел абсолютно здоровым. Он поступил в студию художественного слова. Там его заметили педагоги ленинградского театрального института: «Ты принят! Никаких туров!» Так в 1980 году Вадим Фиссон без экзаменов стал студентом знаменитого института на Моховой. В этом здании до сих пор существует старинный сейф.
Чистякова: В начале девятнадцатого века, чтобы открыть его, четыре совладельца должны были собраться вместе  у каждого был ключ от одного из четырех замков. Накануне революции последняя владелица особняка графиня Безобразова хранила здесь бриллианты. У нас здесь другие ценности. Мы здесь храним личные дела крупных преподавателей и студентов. Здесь личные дела Вадима и Наташи Фиссон. Вот таким худеньким, обаятельным пришел Вадик.
Фиссон был звездой курса  его сравнивали с Андреем Мироновым.
Гальцев: Просто вылитый Миронов. И существовал непринужденно, хорошо, весело. Это был живчик на сцене. Мы удивляемся  ой, «Камедиклаб», всё это делал Вадик много лет назад. На капустники, где работал он, было не попасть.
Барышева: Когда поступал Вадим, мы думали, что это будет по меньшей мере Миронов. Пластичный, музыкальный, с очаровательным юмором.
Вадим Фиссон: Я пользовался этим, я был похож на него, и когда знакомился с девушками, я говорил, что я сын Миронова.
Все шло к тому, что Вадим Фиссон будет у всех на слуху. Однако в учебный план помимо репетиций входили поездки в стройотряды. Летом 1983 года курс отправили на строительство объектов народного хозяйства.
Ваха: Мы жили два месяца в городе Усинске  это за полярным кругом, строили город, который никому не нужен, геологическая ошибка.
Наташа Фиссон: Они сильно промерзли там, у него нарушился сосудообмен. Это было уже заложено, нужно было только дать толчок.
Вадим Фиссон: Болезнь у меня театральная, болезнь Луспекаева, Товстоногова  облитерирующий эндартериит. Это сосуды, ноги, жуткие боли…
Вадим мужественно переносил болезнь и продолжал учиться. В курсовом спектакле получил роль лейтенанта и даже хромоту использовал для пользы дела. Его персонаж передвигался по сцене, опираясь на трость.
Барышева: Независимо от того, что он переносил страшные боли, в зрительном зале никто этого не видел и относились к этому, как к характерности, как к придумке. Я видела в этом определенный героизм.
В 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Горбачев. В Советском Союзе подул ветер перемен. Фиссон был переполнен надеждами: его приглашали в труппы лучших театров города на Неве! В то же время Вадим терпел невероятные боли. Но дипломный спектакль курса был полностью построен на его участии. Во время аплодисментов Фиссон выбегал в кулисы, где мама делала ему обезболивающий укол. Болезнь не отступала. Вадиму ампутировали стопу правой ноги.
Вадим Фиссон: Мне судьба несколько раз говорила: парень, остынь! Я закончил актерский факультет, и мне, когда я получил диплом, пилят первую ногу.
Об актерской карьере речи не шло, и Фиссон стал снова искать себя. В 1987 году Вадим поступил в университет  на факультет психологии.
Вадим Фиссон: Ровно две недели я отучился. Педагог произнесла «лантиденальная дифференциация перцепции и сенсорики», я спросил себя: «Вадик, хочешь ты этим заниматься всю жизнь?» И ответил: «Не хочу».
Вадим отпустил бороду и стал режиссером студенческого театра в текстильном институте. Девушек вокруг было много, будущим модельершам хотелось попробовать силы на сцене. К тому же их интриговал загадочный бородатый мужчина с легкой хромотой и умным взглядом. Но на взаимность студентки надеялись напрасно: Фиссон встретил девушку своей мечты.
Вадим Фиссон: Ну, это была смешная девочка, которая превратилась в одну из самых талантливейших женщин города и, я думаю, что еще больше.
Всё началось с телефонного звонка. Близкий друг Вадима попросил его помочь подготовиться к поступлению в театральный абитуриентке.
Наташа Фиссон: Однажды мы созвонились и договорились встретиться. Опоздать на дваполтора часа считалось нормальным. И, когда я опоздала минут на двадцать, считала, что пришла заблаговременно.
Вадим Фиссон: Ну я ей сделал выговор: «Девушка, вы к мэтру приходите на свидание... Я оторвался от беседы с вечностью, чтобы прийти к вам».
Наташа с пятнадцати лет занималась в студии театра «Лицедеи». Но даже легендарный Вячеслав Полунин не видел в хрупкой девочке задатков звезды, в которую она превратилась через несколько лет.
Полунин: Когда она появилась в театре, я не очень верил, что женщины могут конкурировать в этом жанре с мужиками, но я ошибся.
Трудно сказать, увидел ли Вадим в Наташе особые задатки. Возможно, она ему просто понравилась.
Гальцев: Честно говоря, в Наташку многие были влюблены.
Наташа и сама влюбилась. Нужно ли объяснять, в кого?
Наташа: Вадик удивительный мужчина, в него нельзя не влюбиться.
Вадим стал готовить Наташу к экзаменам. Она стала студенткой.
Вадим Фиссон: Она поступила неожиданно для меня. И благодарность затянулась лет на двадцать.
2 августа 1987 года Вадим Фиссон и Наташа поженились. Казалось, история закончилась хэппиэндом. Наташа училась на актрису. Во время студенческой поездки в США била степ так, что удивлялись искушенные американцы. А Вадик нашел себя в режиссуре: в 1988 году поступил на курс Георгия Товстоногова.
Малочевская: Когда он поступал, Георгий Александрович занял позицию, что это его профессия. Потому что ему не нужно бегать, танцевать. А той силы, энергетики, которая из него исходит, и актерского опыта, который он приобрел, вполне достаточно, чтобы заниматься этой профессией.
Но тяжелая болезнь дремала внутри организма Вадима и ждала момента, чтобы вновь вырваться наружу. Когда он учился на третьем курсе, всё повторилось: уколы, больницы, операции...
Наташа Фиссон: Было много операций, были тяжелые времена, когда не было лекарств, я не знала, чем помочь, бросались к разным врачам.
В 1989 году, после череды ампутаций Вадим Фиссон остался без ног. И, казалось, без будущего. Что делать дальше? Как жить?
Вадим Фиссон: Ну, мысли о самоубийстве, вопрос: «А почему мне?» У Воннегута есть ответ на это: когда фашистский солдат бьет пленного, тот спрашивает: «А за что меня?» На что фашист отвечает: «А за что всех других?» И сначала был ужас неприятия и непонимание: почему с тобой?
Чистякова: Это всё равно что человеку который видел,  ослепнуть. Вот человеку, который танцевал и мог танцем выразить все на свете,  такую драму пережить.
В эти тяжелейшие дни рядом находились мама, друзья и жена.
Чистякова: Наташа была как метеор. Вот, девочка, которая плачет оттого, что у нее не получается помочь другому человеку сразу и быстро. Это очень много. Если б не она, я не знаю, что бы было. Наташа очень много сделала для Вадика.
Наташа Фиссон: Я не знала, чем помочь, как вытащить его. В какомто смысле спасли друзья, больницы были атакованы, устраивались целые вечеринки, писались дикие стихи, сочинялись куплеты прямо в больнице.
Ваха: Он не истериковал при людях. Он старался улыбаться, делал вид, что ничего не было, чтобы не причинять никому...
Вадим Фиссон: Даже появляется бравада: какой я мужичокто! А потом приходит осознание, что ты не особенный, ты такой, как все, но несколько другой.
Рыжова: Когда были эти операции, это было по частям. И мне кажется, что только очень сильный человек может с этим справиться, как справился Вадик.
Девять месяцев Вадим сидел дома. Его родные обменяли квартиру на первый этаж, Наташа окончила курсы вождения, чтобы обеспечить мужу свободу передвижения. А Вадиму удавалось сохранять чувство юмора!
Вадим Фиссон: Проблемы грязных носков не существует, промокшей обуви, места нужно меньше для спанья. То есть плюсыто есть, просто их нужно видеть.
Дом Фиссона был постоянно наполнен друзьями. Именно в то время к Вадиму пришло новое увлечение. Он занялся компьютером, просто для того, чтобы заняться чемнибудь. В девяностых начались реформы экономики, следствием чего стал дефицит продуктов и введение талонной системы. Но Наташа и мама Вадима в очередях не стояли. Продукты приносили друзья.
Наташа Фиссон: Поэтому, когда на меня бросали взгляды, полные жалости, я этого не понимала. Мы жили счастливо, и ощущения безнадеги не было никогда.
Вадим ждал первую коляску. Слово «достать» тогда еще не исчезло из лексикона, и обзавестись инвалидным креслом было не так просто.
Вадим Фиссон: Когда была вторая ампутация, я остался полностью без ног, передвигался на пуфике.
Наташа Фиссон: Наконецто начались студенческие обмены, мне говорят: «А у нас есть девушка, которая занимается бэушными колясками инвалидными». И я прихожу, а мне говорят: «Ну, выбирайте».
Гальцев: Не хватило на коляску, и она с обидой, со слезой сказала хозяину магазина, который продавал коляски, кто она и кому она. Он ей подарил.
Вадим Фиссон получил первую коляску. Много лет спустя, сидя в ней, он сыграл бога войны Марса. Когда в театре «КомикТрест» был поставлен спектакль «Антоний и Клеопатра», Вадим появился на сцене.
Наташа Фиссон: Байкеры плачут, когда Вадик выезжает на ней, к ней приделаны огромные страшные косы, и Вадик играет Марса, бога войны.
Вадим Фиссон: Для меня это была человеческая победа, что я смог актерской работой реализоваться..
Многие ровесники Фиссона, не пережившие и сотой доли испытаний, пали жертвой вредных привычек. Стоит ли говорить, что такая опасность нависла над Вадимом? Близкие понимали: нельзя сидеть без дела.
Ваха: Два пути в ситуации: упасть на дно, пить горькую и уйти в бомжи. Либо делать свою жизнь, идти дальше, потому что нельзя было зарывать талант.
Весной 1991 года к Фиссону обратилась начинающая актриса Алики Усубиани  она искала режиссера для постановки моноспектакля.
Наташа Фиссон: И она уговорила его на спектакль. Мне тоже хотелось попробовать себя. И мы сдали спектакль. Вадик вошел в работу.
Вот так появился театр «Комиктрест». 19 октября 1991 года, через два месяца после августовского путча, в здании Союза театральных деятелей на Невском состоялась премьера.
Наташа: Спектакль начался с хорошего скандала. У нас был выход из дальней двери, по проходу в плащах мы шли. И вдруг женщины, которые работают в здании и привыкли к порядку, стали цеплять нас за плащ: «Куда в плаще, куда в одежде!!!» А нам нужно успеть на сцену: «Да мы актеры, отойдите от нас».
Буров: Люди, преодолевающие сопротивление недуга, стоят гораздо дороже двуруких, двуногих. А когда человек работает  это достойно восхищения.
Путь Фиссона к созданию театра начался в детстве. В 1976 году Вадик поступил в Театр юношеского творчества. Он находился в Аничковом дворце, на углу Фонтанки и Невского, где располагался городской Дворец пионеров. ТЮТом и сейчас руководит Евгений Сазонов.
Сазонов: Вадик Фиссон занимался в нашем театре в середине 70х. Мы ставили спектакль «Двадцать лет спустя». Это романтическая поэма, написанная замечательным поэтом Михаилом Светловым. И он играл там Семена.
Вадим: И я засовываю руку в ватник, вынимаю бумажку, а там ничего не написано. То есть я бумажки перепутал. И я начинаю импровизировать речь Ленина. Это был первый ужас на сцене, но никто не сказал, что это  не Ленин.
Но не только желание постижения азов актерского мастерства заставляло Фиссона каждый вечер проводить в ТЮТе. Вадим встретил первую любовь.
Рыжова: Когда мне надо было уехать в санаторий, Вадик преодолевал огромные расстояния, приезжал ко мне, поддерживая меня.
Вадим Фиссон: Я первый раз поцеловал девушку, воспользовавшись ее тяжелым положением, она была в санатории и мы ходили гулять; ей было плохо, и я грубо этим воспользовался, в щечку поцеловал. Первый опыт общения с женщиной. Я ж ее страстно любил. Она меня бросила. Это было первое сознание того, что иногда ты не лучший.
Свою единственную Вадим встретил через несколько лет. На «Комиктрест» посыпались призы. Однако не весь коллектив оказался готов к успеху. Труппу покинул первый партнер Натальи. Этот момент Наташе и Вадиму удалось пережить. Да он и не казался им трудным по сравнению с тем, что им довелось преодолеть. Театр оказался на грани развала.
Полунин: На сегодня не так много женщинклоунов, несколько сотен в мире.
Кинорежиссеры считали, что клоунессе нельзя поручать серьезные роли. И вдруг перед ней открылись перспективы. В 1991 году Виктор Сергеев предложил ей заглавную роль в фильме «Странные мужчины Семеновой Екатерины». И хотя ее партнером стал Абдулов, лента запомнилась зрителям в связи с Натальей Фиссон. Актрису не могли не заметить на Западе. По городу поползли слухи: «Фиссоны уезжают!»
Полунин: «А у вас в России есть ктонибудь для кабаре?» Я говорю: «Конечно, есть! Наташа».
Наташа Фиссон: А у меня после поездки в Гамбург появилась идея, что если бы он увидел тот мир, то чтото могло бы поменяться. И когда мы приехали в Берлин, Вадик увидел, что никто не тыкает в него пальцем.
Вадим Фиссон: И в моей судьбе это один из людей, который меня сделал.
Германия стала для Вадима праздником. В 1994 году в этой недавно объединенной стране царило приподнятое настроение. Одна из главных площадей Берлина была особенно людной.
Вадим Фиссон: Наташа уходит на репетиции, а я остаюсь в отеле «Хилтон»  сидеть на месте. И тут я открываю для себя, что на Мариенплац огромное количество людей стоят, поют, и думаю: «Слушайте, а чего я сидетьто буду?» И я достаю гитару и еду на Мариенплац.
Наташа Фиссон: И в этот день он собрал больше, чем его пенсия за год. И у Вадика поменялось ощущение себя.
Вадим Фиссон: Мне кажется, что существование между «Хилтоном» и «Мариенплац»  правильное, всегда нужно знать, что ты можешь вернуться на Мариенплац.
Вскоре хозяин кабаре, где выступала Наташа, увидел фрагмент их спектакля. Восторженный менеджер воскликнул:
Вадим Фиссон: «А где человек, который сделал этот номер?» Я появился в нужное время, в нужном месте, и меня назначили ассистентом режиссера.
Вадим стал работать по специальности. А его жена была примой немецкого кабаре.
Вадим Фиссон: Через полтора года, когда театр должен был переезжать в Америку, мы сказали: «Нет»  потому что это было хорошо поначалу, но, кода семь раз в неделю нужно играть по четыре часа,  это слишком. И мы поехали в Питер.
Вадим и Наташа вернулись в Россию. Вадим не стал заканчивать режиссерский факультет. А еще отказался от предложения поставить оперу в Мариинском театре. Вадим не оставлял мысли воссоздать коллектив. Найдя для Наташи партнеров, Фиссон стал репетировать. В 1997 году к обновленному театру «КомикТрест» пришел успех. Яркое трио заметило телевидение. Театр удивлял зрителей и взрывал мир  каждый спектакль становился событием. В 2001 году появилась «Белая история»  этот спектакль многие считают лучшим.
Вадим Фиссон: В каждой стране все понимали, что «здесь потаенный смысл». Когда мы приехали в Англию, профессор университета сказал: «Ну, классная история про принцессу Диану и королеву». В Италии нам сказали, что мы здорово пародируем Берлускони, а немцы рассмотрели в этом отсыл к Австрии.
Но герои не привыкли почивать на лаврах. Желание пробовать силы в новых сферах привело их на телевидение. В 2006 году Вадим и Наташа стали ведущими токшоу «Энергичные люди». Впервые в практике телеведущим стал человек в коляске.
Наташа: Он не растерялся, Вадик спокойно импровизировал, успевал рулить на коляске и доставать листочки с вопросами к героям.
Вадим Фиссон: Мне было нужно, чтобы человек на инвалидной коляске появился в кадре. В том, что отношение к инвалидам меняется, есть масенькая частица моей жизни.
Cам о себе Вадим шутит: «Я единственный режиссер в мире, которого артисты носят на руках в буквальном смысле!» Все постановки они каждый раз играют иначе. Возможно, поэтому зрители стараются ходить на каждый спектакль «КомикТреста», независимо от того, видели его уже или нет. Хотя парадокс существует до сих пор: театр широко известен в Европе, в Америке, а вот в России их знают меньше.
Гальцев: В Питере знают, за границей их знают. А зрители ходят, это главное. Я видел последние два спектакля, битком зал, их любят.
Губанков: Это бренд города  театр «Комиктрест». И когда у них успех в Авиньоне, это  заслуженно. Это успех города.
В 2008 году не стало мамы Вадима  Валентины Фиссон. Эта женщина значила для сына много. Ее уход стал для Вадима самой большой потерей.
Вадим Фиссон: Если бы я распоряжался временем, я дал бы больше времени хорошим людям пожить. Потому что, когда от тебя уходят родные, ты понимаешь, насколько они были родные.
Наташа: Он человекпраздник, он хочет всех заразить своим ;праздником. Он в юном возрасте понял, что может быть это  последний день. И у него другая цена жизни. Вот каждый день прожить, как последний. Можно сказать, по закону самурая. И не прожить его в трагичности, а, наоборот, в счастье.
Вадим Фиссон: Я живу весело и счастливо. Можно ждать прихода Нового года и прихода деда Мороза. И это один принцип в жизни. А второй  это в Новый год одеться в костюм деда Мороза и пойти по соседям. И каждому дать мандарин. Чтоб быть счастливым, нужно в себе разбудить деда Мороза.

2013


Рецензии