Борис Гребенщиков. А сейчас хорошо!

Приближается день рождения Бориса Борисовича Гребенщикова. Потом наступят новогодние концерты Эдиты Пьехи, а там подоспеет весенний показ моды Славы Зайцева. Вот так мы и живем день за днем, год за годом. Ну а пока приближается день рождения Бориса Борисовича Гребенщикова.
 Я поражен текстом, мне он очень понравился.
Я его придумал сам! Спорим, что я тебя пересмотрю?
 Мммм, хорошо, я проиграл. Есть очень хороший принцип: возьми поражение себе, а победу отдай другим, тогда ничего не теряешь.
Похоже ли то, каким ты себя себе представляешь, на то, что ты видишь в зеркале?
 Я себя никак не представляю. Мне нравится слушать голос, когда я песню записываю, если он хорошо записан, а смотреть не нравится.
Вот ты работаешь для себя или для других?
 А где границы? Если я пою, то я удовольствие получаю. Если я получаю удовольствие, значит, это удовольствие остается на магнитной ленте. Никуда не девается. И те, кто слушает, заряжаются им и начинают сами выделять удовольствие.
Ты часто делаешь то, что ты хочешь?
 Да.
У тебя совесть есть?
 А что это?
Ну вот у меня, знаешь, как это происходит? Когда я ложусь спать… Я представляю старика, то есть я его даже не представляю, он просто приходит. Старик в коричневой одежде начинает разбирать, что я сделал за день, объясняет, почему неправильно, что ты все сделал для себя, а нужно было не для себя.
 Ну, не для себя лучше, это правда. Удовольствия больше получаешь.
А что вы дарите женщинам, Борис Борисович?
 Себя, но не навсегда.
Подарку радуются?
 Другогото нет. Выбор строго ограничен: либо я есть, либо меня нет.
А есть такая теория, говорят, что человек должен жить для себя и тогда всем будет хорошо, если каждый будет жить для себя.
 Ты знаешь, да, но с другой стороны, если жить для себя, то жизнь сводится к тому, что ты к себе привлекаешь материальные и нематериальные вещи, чтобы ими воспользоваться. С одной стороны, дико скучно, ты собрал все  и что дальше? А когда все делаешь для другого, с этим ничего не происходит, это уже остается, это богатство, которое осталось здесь.
Слушай, а можно сказать, что у тебя есть все?
 Есть, но я им не владею.
А тебе еще чегото хочется?
 Да, мне хочется бесплатных билетов на все авиакомпании мира. Вот хочется паспорт гражданина мира, чтоб без виз везде въезжать и выезжать.
Ну а куда бы ты хотел поехать?
 Я вернулся вчера, я б хотел дома посидеть.
А откуда ты вернулся?
 Из Катманду. Хорошо.
А как для тебя «хорошо»?
 Хорошо  это когда чувствуешь себя находящимся в правильном месте в правильное время, и когда никуда больше не хочется, хочется быть здесь, сейчас, и ты понимаешь, что уже хотеть нечего. Это счастье.
А счастья много не бывает, да?
 Бывает. Вот сегодня я песню записал в домашней студии и был счастлив. Настолько счастлив, что записал еще одну.
Слушай, а правда говорят, что никогда не знаешь в момент счастья, что это счастье, а только потом уже понимаешь?
 Тебе солгали, тебя обманули, не верь больше людям после этого. Нет, в этот момент ты прекрасно осознаешь, что все правильно.
Да? Слушай, а может, если трудно оказаться в нужное время в нужном месте, ощутить, что это счастье, может быть найти какойто способ и отключиться просто от времени и от места вообще, пребывать там гдето както?
 А это неинтересно. Это подмена. Проще тренироваться для того, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время. Пойдем покурим лучше.
Покурим? А выпить?
 Если пить водку, то петь не получается. Скучно.
Говорят, что нельзя свое делото любить, потому что можешь на всю жизнь остаться любителем и не стать профессионалом.
 Это со мной так и случилось.
Так ты не профессионал? А что, любишь свое дело просто?
 Угу. Петь люблю.
Любишь петь? А умеешь?
 Неа.
А че поешьто?
 Вот меня это комсомольцы спрашивали еще в семьдесят пятом.
Ну, и че отвечал?
 Что я могу поделать?
Ну ладно, пой тогда. А ты хитрый человек? Вот мне кажется, что очень хитрый, мало кому удалось столько лет продержаться в центре всеобщего интереса и превратиться из уличного музыканта в респектабельную звезду.
 И обратно. Думаю, что ужасно хитрый, но змеи все хитрые…
А как ты относишься к течению времени? Но многие же боятся того, что время идет, а они остаются в старом времени и к новому не подходят, ты не боишься, что такое с тобой произойдет?
 А я никак не понимаю, откуда они берут старое время, время одно. Может, дело в том, что они всё время кудато идут, а я как сидел, так и сижу.
А ты старости боишься?
 Нет, мне кажется, что это замечательное время должно быть. Пока мне чем дальше, тем интереснее жить.
А смерти?
 Великолепное переживание. Если еще знать, что это такое, тогда просто получаешь удовольствие.
Когда так говоришь, как будто знаешь, что это такое.
 Знаю.
Знаешь? Откуда?
 Ну, сказали. Немножко больно, а потом приятно.
Ах, это смерть! Вот что это такое. Подожди, с тобой же не было?
 Да со всеми было много раз. Чай не в первый раз живем, умные люди говорят. Есть точный подсчет, что все жили бесчисленное количество раз. Это вытекает из закона сохранения энергии, если считать, что мы откудато взялись, тогда вопрос  где ж мы были раньше.
Смотрю, не нравится тебе теория про обезьянто?
 Дарвинато? Ну почему, красиво. Из обезьян… нравится.
Слушай, а ты хотел бы все сначала?
 Нет.
Почему?
 А теперь хорошо.
А раньше?
 Раньше тоже было хорошо, но теперь лучше. Ну представляешь, альпинист лезетлезетлезет, потом к нему подходят на полдороги, говорят  слушай, а сначала не хочешь?
А ты еще не залез что ли?
 Не.
А далеко еще?
 Откуда я знаю.
А ты высоты боишься?
 Ну, если упасть можно, наверное, да, а так  нет. Вот и поговорили.

1994, 2016


Рецензии