Станислав Любшин, или Я проживу 115 лет!

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

СТАНИСЛАВ ЛЮБШИН, народный артист России
ИРИНА ЛЮБШИНА, жена
ЮРИЙ ЛЮБШИН, кинооператор, сын
ВАДИМ ЛЮБШИН, артист, сын
ДАРЬЯ ЛЮБШИНА, внучка, режиссер
АЛЛА ДЕМИДОВА, актриса
ЕВГЕНИЙ КИНДИНОВ, артист
БОРИС МЕССЕРЕР, художник
ОЛЕГ ТАБАКОВ, артист, режиссер
НИКОЛАЙ ЧИНДЯЙКИН, артист
ВАЛЕРИЙ ФОКИН, режиссер
ИРИНА МИРОШНИЧЕНКО, актриса
Каждое поколение любит Любшина. Одни  разведчика из эпопеи «Щит и меч», другие вместе с героиней фильма «Пять вечеров» всю жизнь прождали его Ильина, третьим  по душе роли зрелого артиста, обретшего иконописный лик. Старший сын Станислава Андреевича  кинооператор, младший  артист. Внучка Дарья стала режиссером. Любшин не сдает позиций: он до сих пор востребован. А в 97м в его жизнь вошла любовь. Когда эта женщина появилась на свет, Станиславу Андреевичу было сорок. Но разница в возрасте не сыграла роли. Когда девятнадцатилетняя журналистка Ирина стала его женой, Любшин, которому было уже под 60, заявил, что теперь он проживет сто пятнадцать лет! И это кажется вероятным: любимая женщина наполняет артиста энергией! Мы едва поспевали за Любшиным, а его жена привыкла!
Ирина Любшина: Он никогда не откладывает на завтра то, что он может сделать сегодня. Это каждый день как на вулкане. Это каждый день жить с человекоморкестром. Это не скучно, нужно много сил, много терпения, внутренней работы. Чтобы соответствовать ему, чтобы попадать в такт.
Ирина постоянно находится рядом. Прожив с ним двадцать лет, она в восторге от мужа!
Ирина Любшина: В пожилом возрасте человек носит то лицо, которое он заслужил.
Демидова: Мне жалко, что он бороду отрастил, и вроде бы старик. Но какой он старик, когда у него молодая жена! Это любшинские дела. Такая хитреца.
Киндинов: Им друг с другом хорошо. А это видно по глазам.
Любшин вспоминает время, когда миллионы женщин были влюблены в него. В конце 60х после киноэпопеи «Щит и меч», Любшин стал секссимволом. Под его обаяние попала и партнерша по фильму, Алла Демидова, известная нордическим характером.
Демидова: Я никогда не влюблялась в партнеров, но тут меня тоже захлестнуло. И я даже помню, под конец фильма у нас должен был быть поцелуй! А Слава отнесся прохладно  и полная неудовлетворенность с моей стороны.
Наверное, не случайно Любшин попросил нас приехать во Владыкино. Здесь Станислав Андреевич провел детство.
Моя спортивная карьера отсюда началась. А через много лет в ботаническом саду снимали в оранжерее фильм «Киндзадза».
В семье было трое детей, но только Слава проявил актерские способности. Любовь к театру передала ему мама  она играла в самодеятельности. Любшин начал карьеру в школьном драмкружке, где ставили повесть «Тимур и его команда». Славе поручили отрицательную роль Квакина.
Любшин: Нехороший человек должен быть неумытый, нечесаный. Я неделю внешний вид приобретал. Меня даже в школу однажды не пустили.
Однако после школьной постановки «Тимура и его команды» Любшин не продолжил артистическую карьеру. Тогда было принято получать серьезную мужскую профессию. Любшин стал сварщиком  в трудную минуту подрабатывал на строительстве московских высоток.
Любшин: У меня только ночь была на то, чтобы было мне подработать или заработать, чтоб семья могла существовать. А так как у меня хорошая профессия была, сварщик, я сумел коечто создать в Москве.
Но, как ни хороша профессия сварщика, Любшин решил поступать в театральное. Перед подачей документов пришел сообщить об этом родителям. Они смотрели телевизор. На экране пел Иван Козловский.
Любшин: Отец долго смотрел на Ивана Семеныча. Потом сказал  а за ним хор вот так полукругом стоял: «Если ты будешь, как он, иди. А если как они  не надо».
С первого раза Станислав поступил в Щепкинское. Девушки влюблялись в него одна за другой. Любшин рано вступил в брак. Его так воспитали: влюбился  надо жениться. Но не в театральных кругах Слава встретил любовь. Студентка сельхозакадемии Светлана проходила практику в совхозе, где он жил. После свадьбы Слава переехал к жене. 24 февраля 1955 года у них родился сын Юра.
Старший сын: Было мне три года. Поехали мы на Ленинские горы с ним. Поставил меня между ног, прямо сверху и полетел. И я и сейчас в себе пытаюсь найти этому объяснение, почему мне не страшно было.
Станислав всегда вселял в людей надежду и уверенность. Он и сегодня внушает всем вокруг, что будет жить сто пятнадцать лет.
Ирина Любшина: Да, он мне дал обещание, что мы будем отмечать сто пятнадцать лет, у нас еще будет много его юбилеев.
Зрители удивлялись достоверности образов, но он не видел в этом ничего особенного. Ведь те, кого он играл, жили по соседству.
Любшин: Никто у нас в тюрьму не попал. А те люди, которые грабили банки, сберкассы, магазины, у них кодекс чести был, мораль, они не могли обидеть старушку, не могли сумку вырвать, не то что шарахнуть бабушку по голове.
Знание этой стороны жизни помогло Любшину перевоплотиться в человека, который вернулся из сталинских лагерей. В картине «Пять вечеров» Станислав сыграл так, что всё ясно и без слов.
Демидова: Это же ведь зэк вернулся, я видела вернувшихся после ГУЛАГа. И начиная от Эрдмана кончая моими интеллигентными дядьями, они были все побитые, в ватниках поношенных.
В 1959 году Любшин окончил Щепкинское, поступил в труппу театра «Современник» и дебютировал в роли Принца в постановке «Белоснежка и семь гномов».
Мессерер: Он был инфантильно красив, это нельзя назвать мужской красотой, это была юношеская, детская красота. Он был очарователен и наивен.
Вскоре Любшин появился в спектакле по пьесе «Пять вечеров». Его роль не была главной, но молодой артист сыграл так, что о нем заговорили.
Любшин: И все хотели посмотреть. Олег сказал: «Славка так играл, приходите».
Табаков: Был он актером мужественной простоты и безусловного органического существования в предлагаемых обстоятельствах.
Любшин попал в обойму  пять лет он был в первом эшелоне актеров «Современника». Но в 64м затеяли реконструкцию площади Маяковского и решили снести здание театра. Любшин вместе с коллегами готовился к переезду. Кто решил при тайном голосовании принести в жертву именно Любшина  для него до сих пор тайна, но Станислав Андреевич оказался на улице. Как ответственный человек, первым делом думал о семье: чем кормить? Другой опустил бы руки. Но только не Станислав! Даже потеряв место в «Современнике», верил в себя. Через десять лет Любшин произвел сенсацию, выйдя на сцену в постановке «Прошлым летом в Чулимске». Он играл свою роль так, что коллеги, признавшие его недостойным оставаться в труппе «Современника», просили прощения. В 60е Любшина заметил кинематограф. Первую значительную роль Станислав получил в ленте Марлена Хуциева «Застава Ильича».
Любшин: Я там доигрываю спектакли. Марлен Мартынович увидел меня. Он сказал: позовите, есть такой длинный худой артист, он в лыжном зеленом костюме играл маленькую рольку. Я начал сниматься.
Он снимался и раньше, но его первые фильмы были ничем не примечательны. В «Заставе Ильича» Станислав получил возможность проявить актерский талант. Однако этот фильм на долгие годы лег на полку.
Любшин: И прислали нам писателей  чтобы они помогли Хуциеву исправить картину. Это были Войнович и Владимов. Когда Любимов организовал Театр на Таганке, они сказали: возьми мальчишек. Любимов позвал меня и Губенко.«Заставу Ильича» зритель не увидел, но именно благодаря ей Любшин оказался в Театре на Таганке. В 1964 году попасть в труппу театрального новатора Юрия Любимова мечтал каждый артист.
Демидова: Слава отличался от манеры таганского актера  это на выхлесте, на крике. Но нерв у Любшина чуть ближе к глазам.
Вскоре Любшин почувствовал, что любимовский театр идет не его курсом. Проблемы начались и в кино. Режиссеры разрывали артиста на части, приглашая его сниматься в нескольких фильмах сразу. В 1964 году Тарковский пообещал ему заглавную роль в фильме «Андрей Рублев». Окрыленный Любшин на целый год ушел из театра! Но, когда Тарковский приступил к съемкам, на роль Рублева он пригласил Солоницына. Любшин недоумевал: как Тарковский мог обмануть его?
Любшин: Я не ожидал от Андрея этого. А он сказал, что «ты будешь сниматься». Я всю жизнь построил под это.
Любшин забыл, что успел подписать договор с картиной «Иду на грозу». Когда его начали вызывать на съемки, он отказался. И разразился скандал, не было принято отказываться. У него родился второй сын, а место в театре было занято, и Тарковский его предал. Работать под давлением было не в характере Станислава. Любшин принял решение уйти из профессии и оказался «на ковре» у главы Союза кинематографистов Кулиджанова. Кулиджанов отправил его в экспедицию фильма «Какое оно, море?» Любшин не ожидал ничего сверхьестественного. Но познакомился с Василием Шукшиным. Их дружба началась со ссоры: Шукшин недавно расстался с первой женой и вел себя на съемках довольно буйно. Любшин пристыдил его  и тут же был послан  далеко и надолго. Извиняться Шукшин не любил.
Любшин: Стук в окно. Кидает мне  на, прочти семь рассказов. Ой мне так стало стыдно за себя, что я этого человека стал воспитывать. Я, прочитав эти семь рассказов, думаю: если я буду снимать фильм, то только по его рассказам.
В 1967 году Станислав захотел попробовать себя в режиссуре и решил снимать кино по повести Шукшина «Позови меня в даль светлую!» Однако в Госкино ему отказали: неудобного Шукшина было на экране многовато. Этот фильм был снят только через десять лет, когда Шукшина уже не стало. В том же 67м  очередное разочарование. Любшин вернулся на Таганку, но так и не смог вписаться в концепцию театра. Поняв, что Любимов  не его режиссер, он Таганку покинул!
Любшин: Мне хотелось играть живых людей. А Юрий Петрович использовал актеров как символы. Он не занимался процессом жизни человеческой.
Демидова: Нас всех тогда причесывали под гребенку. Сохраняла внутренняя убежденность и внутренний характер.
В 1968 году пробил звездный час. Режиссер Владимир Басов предложил ему главную роль в четырехсерийной эпопее «Щит и меч». Любшин стал звездой. По опросу журнала «Советский экран» его признали лучшим актером года. Сыновья вспоминают: на улицу с папой было не выйти! Жена Светлана с трудом переносила успех мужа. Возможно, тогда они начали отдаляться друг от друга.
Старший сын: И в эти дни по телевидению прошел «Щит и меч». Это была катастрофа. Пройти по городу было невозможно. Люди не понимают, что у человека должна быть личная жизнь, неудобно бросаться к человеку. Ну увидел ты его на экране  ну и что? Нет, детей отпихивают.
Жена Светлана ревновала Любшина к профессии и свалившейся на него известности. Отношения дали трещину. Развод с первой женой  закрытая тема. Даже сыновья, охотно вспоминая детство, не рассказывают, почему их отец и мама расстались.
Младший сын: Думаю, что разводятся не просто так. Момент, когда люди тянутся друг к другу, проходит, и начинается момент расставания, расхождения.
Старший сын: Если ты не способен идти на компромисс, то брак обречен на провал. Мама и отец дошли до точки, когда они не могли друг другу уступать.
Любшин всегда был так поглощен делом, что удивлялся: как быстро выросли его дети! Старший сын Юрий всё детство провел в ванной за печатанием фотографий. Так сложилось, что все Любшины стали киношниками. Юрий Любшин, старший сын, стал известным оператором. А младший сын, Вадим, окончил школустудию МХАТ. Им не удается часто встречаться, но Ирина, владея знаниями современных коммуникаций, помогает мужу быть с родными и друзьями на связи.
Чиндяйкин: Слава не очень тянется к гаджетам. А чтото нужно срочно передать. И тут на помощь приходит Ирина.
В 1974 году Любшин сыграл человека, сбежавшего от неприятностей в провинцию. По сюжету пьесы «Прошлым летом в Чулимске» его герой вернулся к жизни, когда в него влюбилась молоденькая девушка.
Фокин: И человек не знает, что делать, пока не наткнулся на эту красоту, и он почувствовал, что тут есть путь, есть выход.
Через много лет в судьбу самого Любшина вошла молодая, красивая, которая и перевернула всю его жизнь. Они столкнулись во МХАТе.
Любшин: Вот кто меня заставил в театр в этот день зайти? И кто заставил ее прийти? И достаточно было взглянуть  как в литературе мы читаем. Я, уходя, думал: вот это да! Боже мой, это для меня невозможно. И все, я ушел, увидя чудо. Потом мы подружились.
Ирина не считает свою историю похожей на сюжет пьесы.
Ирина Любшина: Нет, когда мы встретились, там не надо было никого пробуждать к жизни. Наоборот, там надо было успевать за той жизнью, которую он вел. Не опоздать  вот была сверхзадача.
Как принято в нашей стране, Шукшина оценили после смерти. В середине 70х «Госкино» очнулось  нужно поставить еще один фильм по сценарию ушедшего писателя. Чиновники задумались: кому это поручить? И вспомнили: несколько лет назад с аналогичной идеей к ним обращался Любшин! В фильме «Позови меня в даль светлую» Любшин впервые совмещал режиссуру с работой актера. Ему было 44 года  в этом возрасте многие коллеги переходили в постановщики. Но, несмотря на сложность задачи, он не принес актерскую работу в жертву новому занятию. На фестивале в Маннхайме картина получила Гранпри. Но премия до режиссера не дошла. Тогда не было принято материально поощрять съемочную группу.
Любшин: Мы стали интересоваться  сколько премия. Нам говорят: сорок тысяч марок. А «мерседес» в ФРГ стоил восемнадцать. Когда я шел по Москве, я видел стремительно проносящиеся «мерседесы», это я подарил от чистого сердца государству.
Через год Любшин был приглашен на тот же фестиваль  в качестве члена жюри. Зная об особенностях советского строя, организаторы фестиваля не без злорадства спросили, как он распорядился премией. Режиссер ответил прямо.
Любшин: А я говорю: «А министр отобрал». Немцы посмотрели на министра  как это вы отобрали? Тот говорит, пленка не его, камера не его. Но он же режиссер? Министр мне тихо говорит: «Зачем ты сказал?» А я громко говорю: «А зачем ты отобралто?» Потом мне звонят из разных стран, сниматься предлагают. Отвечает Госкино: он хворает.
Карьера кинорежиссера Любшина могла сложиться, но он не стал ее продолжать. В 1977 году он поступил в театр на Малой Бронной. Артист Любшин наконец нашел своего режиссера  Анатолия Эфроса. В 1981 году Эфрос поставил на сцене МХАТа «Тартюфа». Любшин  в главной роли.
Любшин: Мне Папанов сказал: «Славка, до пятидесяти надо ходить по театрам. А там надо уже садиться, хватит тебе болтаться».
В новой жизни он сменил приоритеты. До встречи со второй женой превыше всего ставил работу. Отныне на первом месте  Ирина.
Ирина Любшина: Это были золотые годы в плане творчества. А сейчас получилось так, что он может больше уделять времени семье.
Как Любшин умеет любить, зритель увидел в фильме «Пять вечеров». И кто мог подумать, что на съемочной площадке между партнерами не было понимания! Своим «мужчиной» Гурченко видела только Никиту Михалкова.
Любшин: Если я был бы помоложе, я б отказался  пережил бы болезненно. А так как я уже был взрослый, я подумал: «Это же меня не любить ее принуждают. А это работа. А по работе я должен ее любить. Ну, буду любить еще крепче».
На съемке Михалков не остановил камеру вовремя  и Любшин подыграл режиссеру, чем помог добиться от Людмилы Гурченко необыкновенной достоверности. После выхода «Пяти вечеров» Гурченко утверждала, что у Любшина нет чувства юмора. Прошло время  и она взглянула на партнера новыми глазами.
Ирина Любшина: У него столько юмора, сколько у ста человек вместе взятых, чувство юмора помогает из многих ситуаций выходить без травм.
Журнал «Советский экран» вновь присудил Любшину звание «лучший актер года». Станислав Андреевич любит эту работу и с удовольствием цитирует.
Любшин: Чем старше человек, тем он оптимистичнее смотрит на жизнь. И лучшее  всегда впереди. Человек живет надеждой.
В восьмидесятом вышел фильм «Не стреляйте в белых лебедей!» Это единственная картина, в которой он сыграл не сильного человека, а юродивого, который погибает от любви к окружающему миру. В этой роли Любшин предстал нежным и чутким.
Мирошниченко: Достаточно вспомнить, когда он в лесу плачет над убитыми муравьями, как он плачет оттого, что убивают живое и прекрасное. Слава весь соткан из любви, из высокой романтики.
Среди самых известных работ  фильм Данелии «Киндзадза!» И Любшин, и режиссер с нетерпением ждали реакции на картину. Они были уверены: это  прорыв! Но фильм не был принят ни критиками, ни публикой. Данелию даже обвиняли в маразме. Любшин уверен: эта провидческая лента появилась раньше времени.
Любшин: Это история страны. Но впрямую она не могла быть рассказана. Вот состояние «Киндзадзы», в которую попадает сообщество, может случиться либо после атомной войны, либо ;туда может мир прийти мирным путем. Перестройка, разрушив нашу страну, привела в мир «Киндзадза».
Через несколько лет все мы оказались в мире «Киндзадза». Стране с разрушенной экономикой было не до кино. Но Любшин активно снимался и в девяностые, в памяти остался фильм Прошкина «Увидеть Париж и умереть», в котором Любшин сыграл художника. В период бескартинья Любшин радовался семейной жизни. Сегодня сыновья Любшина рады, что у него есть опора. Несмотря на давнюю обиду, они спокойны за отца: рядом с ним  верный и заботливый человек.
Ирина Любшина: Юра шутил: когда мужчина берет женщину с ребенком, совершает подвиг. Ира, ты вышла замуж за человека с двумя престарелыми детьми!
Старший сын: Она очень хорошо к нему относится, она его любит. Он ее любит совершенно точно, и он жив и здоров. И он работает.
Он не стоит на месте, останавливаться не в его правилах. Любшина ждут зрители. Перед спектаклем Любшин собран и сосредоточен. Таких по традиции называют «великими мхатовскими стариками». Но разве он старик? Ирина утверждает, что ощущает мужа шестнадцатилетним.
Табаков: Слава Любшин продолжает любить профессию, а это уже патология! Человеку восемьдесят, а он всё любит играть.
С Табаковым жизнь сводила Любшина постоянно. В 1999м они встретились на съемочной площадке фильма «Кадриль». По сюжету их герои, устав от семейного однообразия, меняются женами. В жизни никто, кроме Ирины, Станиславу Андреевичу не нужен, и ее он не отдаст никому.
Ирина Любшина: Когда у вас одна жизнь на двоих  это идеал брака.
Любшин: Она ко мне очень хорошо относится. Она очень верный человек.
Любшин отшучивается от вопроса «Как вам живется с молодой женой?»:  «Да какая же она молодая? Ей уже сорок!»

2013


Рецензии