Леонид Куравлев. Самый новогодний актер

 
В чем магия фильма «Иван Васильевич меняет профессию»?
  Жорж Милославский у Булгакова  дурачок, ворюга, домушник. А переписанный Жорж Милославский  молодец, остроумный. Вот это важно, это делает картину лучше. Я встречал людей, которые говорят: приду домой уставший, заряжаю «Иван Васильевич меняет профессию»  и я на другой планете. И все заботы убегают, и душа становится доброй. И всем всё прощаешь.
Главная роль предназначалась Юрию Никулину, но он отказался от участия в этом фильме, решив, что Булгаков все равно ляжет на полку.
  Я не задавался таким вопросом, как Никулин. И он даже пожалел, когда посмотрел картину  она шедевр Гайдая.
На Жоржа пробовались Кузнецов, Юматов, Невинный, Никоненко, Бурков и Миронов.
  Я впервые услышал от вас. Конечно, пробовались очень хорошие актеры, по какимто соображениям Гайдай выбрал меня. И я был счастлив. Я вошел в картину свободно. На то он и Гайдай, что, любя актеров, препятствий не создавал.
Одной такой роли хватило бы актеру, чтобы уже не делать ничего и никогда. Но в этой роли что было нового?
  Я ничего до этого не делал такого, новые обстоятельства, новый характер. Хотя у меня три вора за мою киносудьбу: Шура Балаганов, Копченый у Говорухина, «Место встречи изменить нельзя», в замечательном содружестве с Володей Высоцким. И домушник Жорж Милославский. И всех, я это чувствовал, всех зрители любят.
А с Яковлевым интересно работать?
  Спросить самого себя  чему ты научился у того или иного большого актера? Не знаю, потому что актерская память  она связана с эмоциями, которые оседают в подсознании. И оттуда ты их черпаешь. Причем не фиксируя этого, такое свойство актеров. И когда тебя спрашивают: а чему вы научились? Да не дай бог на крючок попадаться и объяснять. Это никогда необъяснимо, и не надо.
 Гайдай всю компанию направлял или это была импровизация?
  Без импровизации какой же ты актер? Он мог и довлеть, и правильно делал. Он все заранее продумывал. И он всегда подготовленным приходил. У Гайдая был красный сценарий, толстый. Там всё прописано. Это давало актерам ощущение, что он готов тебе подсказать, что ты будешь лучше в этой роли. И в этом красном сценарии у Гайдая была возможность диктаторства. Знаете, ктото из великих режиссеров в Европе сказал: власти кинорежиссера может позавидовать король.
 А на этих съемках не было того, чего не хотелось делать или страшно? Вот с крыши когда прыгнули, а вы Яковлева обратно затаскиваете. Не было страшно?
  Да какой страхто? Там внизу лежало сено. А что касается экспромта  мы снимали сцену, когда я захожу в квартиру Шпака, там есть фраза: «Храните деньги в сберегательной кассе». А я ему говорю: «Лень, а можно я продолжу эту фразу? Храните деньги в сберегательной кассе, если они у вас, конечно, есть». Эта вот половинка моя.
 Роман и фильм про полет изпод Советской власти. А вам хотелось изпод нее улететь?
  Нет, нет. Ну и вопросик ты задал.

2015


Рецензии