Повитаем в облаках

   
   Вспоминаю, с каким интересом и с замиранием сердца, мы, детишки, падали летом в траву и смотрели в голубое небо, по которому размеренно и важно плыли   белоснежные облака. Мы даже придумали себе игру: кто увидит в постоянно меняющем свои очертания облаке какую-либо интересную фигуру, тот должен показать её и другим. И видели же, и радовались, и делились друг с другом тем, что увидели. А плывущее над головой облако принимало самые причудливые формы. Это могла быть пышнотелая овца, которая через несколько минут могла трансформироваться то в снежную бабу, то в белого медведя. Один раз мы даже увидеди в плывущем облаке седую с пышной шевелюрой голову нашего школьного учителя по географии. Конечно же, все изображаемые на небе картинки, не могли появиться без привлечения к ним неуёмной детской фантазии.
   Уже позже, читая шекспировского «Гамлета», я нашёл в тексте такое сопричастие тем детским нашим увлечениям.
   «Гамлет: Вы видите вон то облако, почти что вроде верблюда?
Полоний: Ей-богу, оно действительно похоже на верблюда.
Гамлет: По-моему, оно похоже на ласочку.
Полоний: У него спина, как у ласочки.
Гамлет: Или как у кита?
Полоний: Совсем как у кита».
   У того, кто летит в самолёте есть возможность смотреть на облака не только снизу, но и сверху. Тогда в иллюминаторе можно увидеть необозримое, будто снежное, пространство облаков. И кажется, вот-вот увидишь на нём проложенную лыжню и лыжника на ней. 
   Но с возрастом мы всё реже и реже поднимаем глаза к небу. А если и видим облака, то уже без той былой детской фантазии и восторженности.
  Задолго до появления метеослужб, люди в разных странах научились прогнозировать погоду на ближайшие часы, а то и на дни вперёд, именно глядя на облачное небо. Приведу здесь несколько народных примет, определяющих характер погоды:
«Тучи толстые темно-синие – к ненастью».
«Облака кучевые – к теплой погоде; низкие кучевые – к ненастью».
«Красные облака до восхода или на закате – к ветру».
«Лёгкие белые облачка, тающие на восходе солнца, – день будет ясный».
   В дальнейшем облачное состояние неба привлекло к себе учёных – физиков, метеорологов. Вот они-то и определили природу возникновения облаков, их физический и химический состав, их влияние на погоду. Произвели они также и классификацию облаков.
   Ещё из школьных учебников нам известны основные формы облаков: перистые, кучевые, слоистые, кучево-дождевые... Имеются и переходные стадии, когда облака легко переходят из одной формы в другую в зависимости от ветров, температуры воздуха, силы восходящих воздушных потоков: перисто-кучевые, перистослоистые, слоисто-кучевые...
   Существует и серебристые облака. Это самые высокие облачные образования в земной атмосфере, образующиеся на высотах 70–95 км. 
   Каждому школьнику известно, что облако представляет из себя мельчайшие частицы воды или мельчайшие кристаллики льда, в зависимости от температуры в тех слоях атмосферы, где облако формируется. И когда плотность его достигает «критической массы», оно проливается на землю дождём, падает снегом, или градом, чтобы затем в виде пара снова «уйти» в небо.   
   Но мне в этих заметках хочется больший акцент сделать на эстетическом влиянии облаков на наши чувства, эмоции и мысли.
  Думаю, мало кого оставит равнодушным вид перистых облаков на востоке, раскрашенных первыми лучами ещё не появившегося над горизонтом солнца. Такую же красочную картину можно наблюдать при заходе солнца на западном краю неба.
   Различные состояния облачного неба вдохновляли на творчество поэтов, живописцев, фотохудожников. Стихи про облака или в которых присутствуют облака писали: Пушкин и Лермонтов, Иван Бунин, Максимилиан Волошин, Марина Цвитаева, Валерий Брюсов и многие другие поэты.
   А вот как об облаках написала в своём стихотворении мало кому известная сейчас поэтесса Юлия Жадовская (1824-1883 гг)
Смотрю на облака без мысли и без цели.
Опять вы, легкие, с весною прилетели!
Опять вы, вольные, по выси голубой
Воздушной, светлою гуляете грядой;
Опять гляжу на вас печальными очами, -
И как желала б я помчаться вслед за вами!
   Если же перечислять живописцев, на чьих полотнах «плывут» облака, то их будет бесконечный ряд. Это – Илья Репин, Исаак Левитан, Валентин Серов, Архип Куинджи...
   Работая над этим материалом, я наткнулся на интересную информацию. Оказывается, в мире существует «Общество любителей облаков». Его основал в 2004 году английский писатель, автор научно-популярных книг Гэвин Претор-Пинни.
   В введении к своей книге «Занимательное облаковедение» он пишет:
   «Мне всегда нравилось смотреть на облака. Ничто в природе не может соперничать с ними по разнообразию и выразительности, ничто не сравнится с их величественной, эфемерной красотой. Если бы великолепный закат среди высоко-кучевых облаков озарял небо всего раз в сто лет, он бы вне всяких сомнений стал одним из главных событий нашего времени...».
  За 15 лет существования Общества число его членов превысило 46 тысяч из 121 страны. Члены его общаются друг с другом, обмениваются своими наблюдениями за облаками и красочными фотографиями облачного неба.
  Обратите внимание, насколько поэтичны некоторые декларации Манифеста этого Общества:  «Мы думаем, что облака – сама поэзия природы, что из всех её форм облака являются наиболее яркими выразителями идеи равенства: любоваться их фантастическим видом может каждый».
  «Мы считаем, что облака созданы для мечтателей и что созерцание облаков благотворно влияет на душу. Тем, кто находит в очертаниях облаков какие-то причудливые фигуры, не придется платить по счету психоаналитику».
  И ещё: «Мы обращаемся ко всем, кто нас слышит: Смотрите вверх, любуйтесь эфемерной красотой и живите, витая в облаках».
                Исай Шпицер


Рецензии