Ликвидация грамотности
Основной смысл критики не филологический, а политический. Гусейнов - русофоб, общий приговор. Или почти общий.
Но мне кажется - Гусейнов не русофоб. Он сказал очевидные вещи, понятные всякому руссоведу. Современный русский язык видоизменяется на наших глазах. Как во времена Пушкина случился языковой тектонический сдивг - так это происходит нынче. Пушкин был первым русским писателем, полностью освободившийся от пелен церковнославянского языка. Синхрония Пушкина сменила синхронию Кирилла и Мефодия.
Подобное происходит и сегодня. Профессора Гусейнова обвиняют в том, что он законодателями сегодняшнего языка называет Сорокина, Пелевина и Улицкую. И не вспоминает Зощенко, Булгакова, Шолохова.
Да именно потому и не вспоминает, что они входили в синхронию Пушкина. А новые писатели представляют уже новую синхронию.
Налицо явление четвертого русского языка - после старорусского,церковнославянского и пушкинского. У него еще нет названия, но уже есть писатели и читатели.
А главное - есть питательная среда. Именно о ней пишет профессор Гусейнов. И не он виноват, что среда эта,и впрямь, зачастую клоачная, воспитанная на уголовном жаргоне и пропитанная им. В культурном отношении - здесь оглушительный откат. Мы потеряли литературный и дипломатический языки,языки искусств , общения, диалекты. Речи в той же ВШЭ ничем не отличаются от словес Лаврова и протоколов Бастрыкина. А официальнывй язык, с его мочиловом в туалете и размазываением печёнок по асфальту , на самам деле есть язык клоаки, но никак не Пушкина. Не надо быть русофобом, чтобы это понять. Великий и могучий мировой русский язык превращается в язык зоны. Он стремительно катится к тому, чтобы остаться словарем ругани и мата, смыслово различаемых лишь по тональности.
Сам я весь принадлежу пушкинской синхронии, даже на бытовом уровне. И не могу читать ни Пелевина, ни Сорокина, с трудом перевариваю Улицкую. У них - не мой язык. Однако - увы и ах! - это тоже русский язык. И он уже здесь - в книгах, в телевизоре,в школе, а главное - в Интернете. Я русский человек, и не могу назвать русский язык, как Гусейнов - клоачным. Но этот язык меняется без спроса, как меняется климат . Лично для меня это - глобальное похолодание
Свидетельство о публикации №219110201454
Таня Устоева 10.12.2019 00:54 Заявить о нарушении