Я знаю, что будет однажды. Мир Марины Шапиро

Я знаю, что будет однажды. Мир Марины Шапиро

С Мариной мы встретились в самой странной, наверное, передаче «Вечерних стихов».

Помнится,  появился  эпатажный,  на мой взгляд,  критик С. Арутюнов и  все разборы стихотворений приобрели странный эротический контекст, прямо  дедушку Фрейда воскресили. И не то, чтобы я когда-то была ханжой, но  зачем искать  то, чего там нет в помине, потому что тебе  хочется поговорить об эротике? Ты такой продвинутый,  откровенный, они не могут, а ты можешь так вот вещать. Даже наш любимый режиссер Игорь Настенко был  растерян и лез за словом в карман. А прежде он не упускал ничего, и ставил на место хамов их чата.

Поэты и без того волновались и нервничали, а когда они слышали какие-то рассуждения по поводу  родимой нашей эротики, то  можно было и в обморок упасть. Но нет худа без добра, потому что  в Марине проявились сразу все лучшие качества, она осталась,  спокойной, ироничной, очень-очень близкой,  этакой  белая вороной  в черной стае. (Надеюсь, она на меня не обидится).

  Есть Прекрасные  Дамы   у нас, которые могут сидеть с прямой спиной, спокойно, выразительно и завораживающе читать свои стихотворения, отвечать на вопросы без всякой истерики и наигранной страсти. Хотя дорогой наш критик по-моему именно у нее начал искать упорно фаллосы и пересказывать Фрейда, будто он нарисовался в лирических и пронзительных стихотворениях, что особенно удивило...ведь там даже неприличных снов-то нет, не то, что  этих самых органов... Но каждый волен видеть то, что ему грезится.

Не поверите, я у монитора мороженым подавилась, и думала, что мне пришел конец, а когда вернулась к реальности, просто любовалась этой Поэтессой….Какая же она молодец… Как хорошо, что пришла, иначе бы было совсем уж по-Малаховски круто.

И на самом деле, в любом тексте можно найти что угодно, кто же сомневается в том, куда погребет критик и до чего он там докопается, но стоит ли истерить по этому поводу?

 Ситуации в жизни, и в творческой жизни могут случиться всякие. Вспоминайте Марину, если Вам захочется с саблей наголо защищать свои стихотворения от критиков, у нас есть пример перед глазами, чему я лично очень и очень рада… Ну и стихотворение, которое прозвучало и запомнилось сразу

персик
На ярмарке плодов в неведомом краю
Мне приглянулся персик ароматный,
— Нет денег у меня, но я тебя люблю, —
Сказала я с улыбкою невнятной.

И сразу он ко мне пушистою щекой
Прижался и дохнул осенним югом.
Что делать продавцу — не спорил он со мной,
Поняв, что мы сейчас нашли друг друга.

И мы ушли вдвоем, и нам шептали вслед,
Что мы друг другу вовсе не подходим…
— Кто Он… и кто Она…
— Не миновать им бед…
— Нельзя идти наперекор природе…

По-прежнему люблю на ярмарки ходить,
Но всякий раз одна иду до дома,
Я просто не могу, как в детстве полюбить,
Тому верна,
как никому другому…
http://stihi.ru/2007/06/13-302

На самом деле стихотворение очень атмосферное, лиричное, со своей философией. И это было то стихотворение, из-за которого стоило досмотреть эту передачу и запомнить поэта.

И еще одно стихотворение Марины Шапиро, специально для господина Помидорова по поводу  эротики, страсти, чувств, это не тогда,  когда нет одежды и все видно, чего и не должно быть нам видно, а когда  и закутанная в плащ Клеопатра может свести с ума Цезаря… Но в наш век, когда появились голые платья, это и непонятно, и странно как-то.

Стихотворение  «Страсть»  - До какой степени пронзительное и прекрасное стихотворение, слов нет, чтобы передать чувства, которые появляются, они сродни тем, которые мы переживаем, во второй раз,  победив магнитов, это то, что чувствует в момент накала наш любимый тренер Раймо Сумманен, и о чем плачет потерявший хвост лисенок Тимоша*

* Мои репортажи велись часто параллельно с хоккейными матчами, когда  в Омске  царил великолепный  финн Раймо Сумманен – любимец всех, кто бывал на стадионе, и очень часто хотелось сравнить хоккей, который мы так любим со стихами…Он проповедовал кодекс победителя, поэтам часто этого не хватало, и я говоря  о них, обращалась к Раймо, с его философией.

Вот и стихотворение Марины

 Страсть
http://stihi.ru/2007/12/12/2682

А знаешь,
Я знаю, что будет однажды —
Однажды гортань пересохнет от жажды,
Ты крикнешь, но криком окажется малость,
Что в нежных глубинах едва нарождалась.

А знаешь,
Я знаю — мы выроем зёрна
Рукой торопливой, лопатой проворной...
Нам так интересно — не вырос ли колос?
Не надо.
Не вызрев, не пробуйте голос.

А знаешь,
Я знаю, что сразу начнётся —
Начнётся пожаром огромное солнце,
Что вытопит всё до последней крупицы
И кончится.
Мы не успеем проститься.

Я знаю,
Мы оба рванёмся к началу,
Где так прозорливо и свято молчали,
И будем хвататься за корни и травы —
Искать приворотной бессильной отравы.

Я знаю,
Чужими уйдём мы оттуда,
Не вынеся боли, не веруя в чудо,
И с этой поры я везде и повсюду
Искать тебя буду...
Искать тебя буду.

А знаешь...
Не слушай пророчеств тревожных!
Я знаю,
Бывает — молчать невозможно.
Мы будем с тобою собою тогда лишь,
Когда обожжёмся,
Я знаю,
…………ты знаешь.

Это действительно совпало, страсть к хоккею, страсть к финну – он свел с ума весь наш город,  тому есть свидетельства живые, и та страсть, которую описывает Марина. Она может быть именно такой, яркой, неповторимой, порой яростной.

Не знаю, как другие, но я ее  поняла как никто  в этом мире,  хотя она далека от хоккея

Я знаю,
Бывает — молчать невозможно.
Мы будем с тобою собою тогда лишь,
Когда обожжёмся,

 - повторяю и сегодня тоже, и убеждаюсь в том, что это так и есть на самом деле

- Марина, Марина, - Марина – этот автор остался в душе, за него было тревожно и  немного обидно, им оставалось только любоваться, и  думать о том, что новый день нам готовит. Новых поэтов, конечно, новый формат и возможность все изменить, пока мы живы.
Это  отрывки из статьи  2012 года.


 Сегодня я могу сказать, что именно Марина осталась в  редколлегии передачи, она потом руководила процессом, и принесла много  в развитие передачи. Она подхватила шпагу из рук Игоря Царева, когда казалось, что теперь все, больше не будет любимого зрелища, и отстаивала все время все, что нам было близко и дорого в те дни.

Мы видели ее часто, много общались, почти под всеми моими статьями есть ее комментарии и рецензии, чему я несказанно рада, и даже не из-за себя любимой, хотя отклики всегда приятны, а из-за того, что  передача осталась, жила, развивалась, хотя после первого свидания, Марина могла сбежать и никогда там не появляться, тем более, что у нее есть свои «Шапировские вечера», есть аудитория, и свой круг поэтов.

Но такой она активный и ответственный человек, и в жизни и в стихотворениях. Вот и еще одно стихотворение из моих самых любимых

Отпусти

Отпусти её — не по Сеньке шапка.
Ты же чувствуешь, не твоя она.
Легче с неба звёзд нахватать охапку,
Чем надеяться — завоёвана!

Вон принцессы спят в хрустале до срока.
Подходи, целуй — ход испытанный.
Лишь одну не взять ни ударом тока,
ни фонтаном чувств — крепко спит она.

Застрахована — посторонний ты ей,
Страсти нету.
                Видишь ли, в чём беда:
ни стихов накал, ни слова простые
не сработают — не в её года.

Опоздавшая на раздачу яблок,
Надкусившая ядовитое,
Понимает — время её иссякло —
Где взять силы? Я...
                ...и ты… ты и я.
 
Знакомый сюжет сказки о спящей царевне  не создает сказочной атмосферы.  Скорее наоборот, это реальность, наша реальность, хотя все сказочные атрибуты есть – и сон, и надкусанное ядовитое яблоко,  вместо яблок, которые дарят молодость без старости, и принц, который хочет добиться своего.  Но только мудрая фея понимает, что  ничего этого не будет, что не совпали эти двое, что - не твоя она. Но всем нам хочется еще больше  запретного плода, и от него еще труднее отказаться. А почему все это происходит?  Лирическая героиня и тут отвечает четко «Страсти нету».

Мы много общались с Мариной  в письмах,  комментариях, в чате. А вот встретились в реальности   в 2014 году в ноябре, когда подводились итоги первого поэтического конкурса  имени Игоря Царева, в уютном зале библиотеки, где было столько  знакомых, почти родных лиц – и встреча была действительно удивительной, мне показалось, что я ее знала всегда. Вот случается же такое.
Ее поэтическая книга, подаренная в тот день все время  со мной, одна из самых любимых.

 И снова Игорь Вадимович объединил всех нас, заставил посмотреть в глаза друг другу, по душам поговорить, ну ни чудо ли это?

Даже уйдя  на тот берег, он  все равно остается и на этом тоже, потому что несет нам всем Веру, Надежду и Любовь. Такое стихотворение есть у Марины, и так как в какой-то мере оно и ко мне тоже обращено, то пока хочется просто перечитать его,  не подвергая анализу,  пусть звучат строчки страстные, вдохновенные и нежные

Любовь, Надежда, Вера
Поздравляю с Днём Ангела всех замечательных подруг, чьи имена владеют нами! Счастья вам — любви, надежды и веры!
    * * *


Любовь, Надежда, Вера — что ещё?
Пожалуй, больше ничего не надо.
Для каждого являются наградой,
С которой нам и в стужу горячо.

Без них мы пустоту напрасно длим,
Они всегда, все трое, наготове.
В кругу Надежды, Веры и Любови
Не растеряюсь и доверюсь им.

Прокладываю жизненный полёт,
Они во мне — в душе моей.
           А сердце
Любови и Надежде даст согреться,
И Вера, наконец, меня найдёт.

 Но если уж коснуться темы борьбы  поэтов, когда порой мы не  только  тайно, но и явно враждебны   друг другу, то тут есть  и другой  текст Марины об этом противостоянии, к которому  должны  быть готовы талантливые люди. Ведь мир на самом деле  очень жесток  ко всем, а к ним особенно.

И жизнеутверждающие  нотки  Марины о том, что гений   все-таки выжил, оставляют надежды  и всем нам на то, что не все потеряно. Выступление  Марины  на той  самой  передаче «Верчение  стихи» тоже  доказывает  ее позицию, то что слова не расходятся с делом.
   
Судьба гения

Уж слишком ярок и талантлив был он.
Ату его! Ату! — кричали смерды,
Рычал партер с неимоверным пылом —
Все бесталанные жестокосердны.
Он рисовал — холсты рубили в клочья.
Стихи писал —  сжигали не читая.
Он погибал на дыбе каждой ночью…
Не правда ли, история простая.

Но вот печаль — он в каждом веке выжил,
Сменив стихи на скрипку или краски.

Чтобы его достать, прицелься выше
И узнавай под каждой новой маской.
 * * *
Да, оглянись, увидишь — вон он, выжил.
Как прежде — нараспашку, без рубашки,
А у курка толпа тревожно дышит
И снова ждёт решающей отмашки.
=========================


Но гению, просто талантливому творцу очень трудно без заботы, поддержки  таких людей, как Марина Шапиро. Она очень много сделала, когда  проходили все мероприятия, сам  конкурс, когда  составлялась главная книга Игоря Царева и стихотворения приходилось искать в разных местах, на разных сайтах,  сверять, выбирать вариант наиболее созвучный, смотреть  строки, которые были удалены автором из текста по тем или иным причинам и оставлять их в  примечаниях.

Разве могла она устраниться от такой работы, хотя у нее столько и своих дел было.  И эта позиция вызывает восхищение.

В финале стихотворение, в котором создается очень интересный образ лирической героини. Оно называется «Льдинка». По-моему очень мило и  симпатично все написано.

 Льдинка, которая не тает в любом напитке – хотелось бы пожелать это каждому из нас оставаться такой вот льдинкой, потому что увы, таем мы по той или иной причине, находим для этого веские доводы  и  оправдания, а Марина – не тает..

Наверное, ни у кого больше настолько слова не расходятся с делом, с реальностью, как у маленькой, хрупкой женщины с железной волей и морем обаяния, за что мы ее очень любим

Льдинка

В газированном коктейле я — льдинкой.
И не таю — мне приятно там дзинькать.

Сок лимонный и текила златая —
Горячительная смесь, но… не таю.

Пузырьков душистых вверх летит стая,
Из последних сил держусь и… не таю.

Опьянел ты, смотришь пристальным взглядом —
Нет ли там, в коктейле выпитом, яда.

Нет, любимый, у меня не тот почерк.
Не тебе был яд, его другой хочет.

Ну, а ты бокал качни, сгрызи льдинку,
Обожгись моим огнём в сердцевинке.


Рецензии